http://www.japanrailpass.net/eng/en003.htmlЕсть 2 типа JRpass: Green и Ordinary - первый относится к вагонам повышенной комфортности в которых места надо обязательно резервировать (на кассе станции, бесплатно), второй - к вагонам обычного типа с менее комфортными сидушками. В свою очередь вагоны обычной комфортности делятся на вагоны с сидушками Reserved и Non-reserved местами.
Reserved надо резервировать на кассе станции, а нерезервируемые - как в наших электричках или метро - "кто сел, тот и съел":
http://en.wikipedia.org/wiki/Hikari_(train)
Теперь по нюансам:
1) Есть составы поездов где физически нет Green class вагонов.
2) Места в Green и Ordinary reserved уже могут быть забронированы ДО ВАС, однако в нерезервируемом вагоне места вполне могут быть.
3) Даже если Вы случайно или "не очень" ошибетесь и пойдете в Reserved вагон, без талончика на определенное место(который Вы должны получить в кассе), Вас отправят в вагон с нерезервируемыми сидушками. И будут ли там места свободные или нет, кондуктора это не будет волновать.
4) Места в нерезервируемых вагонах синкансенов как правило есть. Особенно на крупных станциях. Всегда кто-то обязательно выходит и освобождаются 2-3 места в вагоне минимум.
5) Битком набитые синкансены все таки редкость. Чаще всего это бывают Нозоми и в часы пик - вечером или утром. Но это не каждый поезд будет в таком состоянии.
6) Такого бедлама как в России с местами в вагонах нет - т.е. сами японцы не будут распихивать женщин и детей, чтобы сесть на место побыстрее.
За 5 поездок в Японию я лишь дважды ехал в (чистом!) тамбуре. Один раз на Новогодние праздники на синкансене Кодама и один раз на лимитед экспрессе Shinano.
adams писал(а) 28 окт 2014, 13:10:Возможна ли такая ситуация: По прилету в Нариту 16 ноября при активации пасса 1 класса не будет сидячих мест в первом классе и мне предложат
Вам предложат выбрать другой поезд идущий на 15-20 минут позже. Или другой вагон классом ниже.