Это уже четвертая моя по счету поездка в Японию, по ссылкам, Вы можете почитать предыдущие отчеты:
Fuji(неудачно)-Hakone-Kyoto-Tsumago-Matsumoto-Narai-Osaka-Yokohama-Tokyo /Июль 2012
Апрельская сакура (Токио-Осака-Киото-Удзи-Нагойя) Апрель'11
Япония без гида (Tokyo-Shizuoka-Mitaka) август '10
Подготовка к поездке
Планировать 4-й поездку я стал почти сразу после 3-ей.
Узнав, о том что я снова собираюсь в Японию, коллеги и родственники искренне удивлялись - "Опять? Зачем? Что ты там не видел? Есть же полно других стран..."
Ну как то вот так получилось... Все дело в том, что пока я не увижу все что хотел, я не успокоюсь. И меня абсолютно не тянет посещать страны "для галочки" или для хвастовства перед коллегами.
Не тянет меня в Африку, Европу и в подавляющую часть стран Азии. Остается Латинская Америка и Австралия, но это потом...
Я давно хотел выбраться куда нибудь на НГ. Эту очень давнюю мечту никак не удавалось осуществить. Не хотелось видеть салатов, икры, шампанского, речи медвепутиных и клоунов с ТВ.
Мне хотелось увидеть зимнюю Японию. И причем остро хотелось увидеть Shirakawa-go, Takayama, Kanazawa и моих любимых Tsumago-juku, Narai-juku, Matsumoto.
Да, меня опять тянуло увидеть часть того, что я увидел летом. И как оказалось зимняя Япония, имеет свой колорит.
В Качестве бонуса* будут: Tsumago-juku, Narai-juku, Matsumoto, Osaka, Kyoto, Fuji city, а также Токио и Нагойя.
Пересматривая Гипердию я пришел к выводу, что для большинства поездок, т.е. для вылазок по Кисо-дзи, Мацумото и Такаяму с Каназавой и Сиракавой-го удобнее будет жить в городе Нагойя.
В этом городе я был в апреле 2011, можно сказать проездом, т.к. с братом заехали посмотреть замок и поехали далее по своим делам.
Этот город меня также устраивал, т.к. я хотел увидеть подробнее Хокан-дзи и Рёзен каннон в Киото и Shinsekai в Осаке.
Знаете, в каждой стране мира, наверняка есть города, в которые Вы захотели бы вернуться ещё раз, после того как их увидели.
На Кубе у меня Гавана. Это особенный для меня город. И я его обожаю.
В Японии меня тянет в Осаку и в Фудзи-сити. А с недавних времен и в Цумаго.
Безусловно, можно было выбрать другие, невиденные мной города, но я решил пусть эта поездка не будет каким то напрягом, а будет отдыхом.
Эта поездка лишь разминка перед тем, что я хотел бы увидеть в 5-ую поездку.
Поэтому к 4-й поездке я особенно и не готовился, просто перекопировал расписание с Гипердии всех нужных мне поездов.
По поводу Окутамы и Митаке-сан я долго думал, стоит оно того или нет...скопировал расписание и на этом остановился. Т.е. это место оставалось под вопросом до самого конца поездки.
Вернувшись после Нагойи в суетливый и недолюбливаемый мной Токио, я решился поехать в Окутаму.
В поисковике Вы сможете найти отчет человека об этой местности: "Хорошо, что выбрались. Окутама - самая западая станция Токио". И я про Окутаму скажу тоже самое - хорошо, что выбрался)
Действительно ст0ящее местечко.
Для этой поездки и вообще для будующих путешествий была куплена Nokia 808, дома остался Fujitsu F-10D, который заменил собой прошлый аппарат Samsung i8910 Omnia HD.
Большее число фоток и все видео в этом отчете было снято на Нокию 808. Камера там действительно уникальна и способна заменить хорошую мыльницу.
Были забронированы Daiwa Roynet Nagoya ekimae в Нагойе и Toyoko Inn Ningyocho в Токио, знакомый мне по прошлой по поездке.
Пока получалось так:
31.12.12 Прилет в Нариту и перезд в Нагойю
1.01.13 Tsumago-Narai-Matsumoto
2.01.13 Shirakawa-go
3.01.13 Takayama
4.01.13 Kanazawa
5.01.13 Shin Fuji-Kyoto-Shin Osaka
6.01.13 переезд в Токио
7.01.13 Oku-tama
8.01.13 Tokyo (Odaiba+Akihabara)
9.01.13 вылет в Москву
Кто-то может сказать, что это безумный график. Однако в Осаке и Киото мне нужны были пара мест, которые я знал прекрасно по прошлым поездкам,
также как и Фудзи-сити и Цумаго, Нарай, Мацумото и Токио.
Если угодно, это наполовину "ностальгическая" поездка с желанием увидеть любимые места под другим углом.
Вылет и прилет
Опять Аэрофлот. Мне этот рейс понравился летом, но немного разочаровал зимой. Питание какое то стало менее съедобное и уже откровенно раздражает набитый битком салон.
JAL летает полупустой. Сейчас, по словам Рената, пустили Трансаэро. Летом попытаюсь ими полететь.
Также ещё раз хочу воспользоваться случаем и поблагодарить Рената)
Вылет был вечером 30.12, вернее должен был состояться в 21:00.
Еле засунувшись в советский "синкансен" отчаливающий от Белорусского вокзала(а он был битком - все 35 минут пришлось стоять, вагон битком, стояли как в электричке дальнего следования, как селедка в бочке и в бизнес-класс тоже никак-все расписано до 20-00), я был за 2 часа до отлета в Шарике.
Шмон и очереди в Шереметьево, честно говоря утомили. Если летом я успел и поесть и покурить, то зимой я уже простился с вылетом. До посадки на борт оставалось около 15 минут и я успел лишь покурить и все. Как то улетать JAL-ом с Домодедово мне больше нравилось, там все проходило намного быстрее, народ доброжелательнее и нет таких очередей.
В связи с обледенением и расчисткой взлетной полосы вылет был задержан примерно на час.
Т.е. самолет должен быть там по местному времени к часу дня.
По традиции - так и не удалось уснуть.
Нарита встретила баннером Самсунга рекламирующим Гэлакси С3 и Ноут2, а также ясным небом и теплой погодой: + 8/10 градусов.
Нужно было сделать сразу несколько дел: помочь двум девушкам, которые впервые в Токио сесть на нужную им электричку, обменять валюту, получить JR-pass, ну а прежде покурить)
Выйдя на улицу и пройдя к курилке, поймал себя на мысли-блин как будто летняя поездка была всего лишь вчера...
Пройдя к обменнику увидел, что летние таблички стали крупнее и для непонятливых шрифт покрасился в красный цвет:
Курс обмена американской капусты на японскую приятно порадовал. Фактически при обмене летом 1500$ я не досчитался 10.000JPY. А сейчас у меня с собой были 2000$, из которых я решил отдать на обмен 1800$, а 200$, оставил как "НЗ" и навсяки, для жадного аэрофлота, если будет перебор/перевес по багажу, а он как всегда будет...
Пока все дела переделал время - около 3-х дня. Понимаю, что увидеть закат на Фудзи, выйдя на станции Shin-Fuji, не получится, т.к. я там буду около 5-ти или чуть позже и рискую приехать в Нагойю хрен знает когда.
Поэтому пошел и оформил reserved seat в синкансене Хикари(не останавливающемся в Shin Fuji) и Нексе.
Странно, но я не обратил внимания, на то что женщина меня спросила - курящий или нет вагон
Поразмыслив и вспомнив, что я курю, а также что я никогда не видел вагонов где курят, за все прошлые поездки, выбрал этот вагон.
Отчасти у меня не было выбора - т.к. все резервед места расписаны были в синкансенах чуть ли не до 5 или 6 вечера
В Нексе удивили наши соотечественники у которых по их словам не было резервированных мест на Некс(или они ошиблись поездом) и их гоняли из вагона в вагон.
Спросив почему меня не гоняют - я ответил у меня забронированное место. На что глава семейства съёжившись от зависти спросил меня - "знаю ли я что этот поезд едет, не в Токио, а в Йокогаму?"
Я сказал, нет, не знаю я еду в Токио, а куда едет этот поезд меня не е**т
После этого они куда то пропали...
В Токио, на вокзал Некс приехал уже после 4-х.
Я напомню, это было 31.12. Народу было непросто много, а необычно много. Перроны были забиты народом и в каждую дверь длинная очередь. Фотка выше сделана прямо перед отправлением.
Вагон удивил. Как и народ в нем.
Знаете я никогда не видел курящих вагонов синкансена.
Т.к. вагон был полный и он был курящим и люди знали куда они шли...короче все кто мог закурили. Пепельницы были в сидушках, вернее в подлокотниках.
Самое интересное - многие были с маленькими детьми на руках. Честно говоря дышать там было нечем и вытяжки походу не было или она не справлялась.
Сам я курить не стал, как то я не привык так.
Был красивый закат и я здорово пожалел, что не дропнул этот Хикари и не пересел в Кодаму из которой бы вышел полюбоваться на японский Карадрас.
Собственно, вот и он:
Из вагона я вышел весь протухший от курева.
Курить совсем не хотелось.
Надо было пойти искать отель, заселяться, бросать шмотки и пойти поесть. Есть очень хотелось, т.к. после самолета я ничего ещё не ел.
Нагойя порадовала праздничной иллюминацией:
Отель оказался неподалеку от вышесфотканной башни хитрой формы. Т.е. в 10 минутах от вокзала.
Заселившись, отметил про себя, что уровень отделки выше, чем у всех виденных мной отелях из Осаки или Фудзи сити и намного лучше Тоёко инн или Виллы фонтейн.
Хотелось есть, причем чего нибудь простое и не долго думая над меню.
Рядом находился макдак, туда и направился, попутно обратив внимание на то что, стало как то прохладно.
Макдак в Японии отличается в лучшую сторону по сравнению с Московскими - после еды нет тяжести в желудке, в самом Макдаке ничем не воняет и еда похожа на ту что изображена на фотках с рекламы, а не на что-то малопонятное и несъедобное как у нас.
На обратном пути забежал в Лоусон и закупился на вечер и утро:
Как ни странно, но на ТВ до 10-ти вечера по местному времени ничего не обычного не было.
Все те же шоу с теми же уже знакомыми ведущими, поэтому увидев какой то концерт, переключил на него:
там пели что-то из репертуара 60-80-х и я вырубился...
Tsumago-Narai-Matsumoto 1.01.13
Подъем в 6 утра. Сегодня великий день и желательно все успеть, а не дрыхнуть в кровати)
Перекусываю, хватаю с собой несколько банок кофе, коктейль чухай и воду и на выход.
Прихожу рано. По пути к вокзалу отмечаю про себя, что на улице откровенно холодно.
Дело в том, что когда я вылетал я был одет в осеннюю ветровку, легкий свитер и шапку.
Если в Токио было тепло +8/10, то в Нагойе утром было хорошо если +4/5.
В 7:00 по Гипердии отправлялся ltd.exp. SHINANO #1, он подполз к 6-50:
Через час я должен быть на станции Нагисо, а оттуда на такси до Цумаго.
Автобусы, подавляющая их часть, сюда до 3.01 не ходят.
Уже через полчаса поездки я стал обращать внимание, на то что стали попадаться машины с заиндевевшими окнами, потом появился лед на лужах, и чуть позже снег вокруг.
Летом я ездил в Нагисо из Осаки и потому путь казался немного утомительным, сейчас все было быстрее и проще.
Выйдя из вагона я вздрогнул от холода. Я не знаю какая была температура, но явно ниже нуля.
南木曽駅 (Nagiso station) открыта 15.07.1909. Внутри все в дереве, но все в целом выглядит более современно, чем в Нарай
http://www.youtube.com/watch?v=YS7Mxzvu8JU
Вышел со станции. По традиции JR-pass даже не глядели.
Обычно около станции летом была очередь из такси. Но сейчас их нет.
Как и народу вокруг - нет.
Прошло 20 минут никого... Иду опять к станции и спрашиваю станционного смотрителя - такси сегодня приедет или нет? Он просит подождать немного.
И действительно, через 10 минут появляется такси. Чухай и сигареты кое как помогли согреться.
Дело в том, что...периферийные ж/д станции зачастую не отапливаются. Совсем. Т.е. есть зал ожидания в котором не дует, но батарей нет и температура как на улице и от улицы Вас отделяет одно стекло. Да, в рамах и поездов и автобусах и в домах по одному стеклу, а не по два как у нас.
6 минут поездки на такси, цена поездки - 1350JPY, т.е. чуть меньше 500рублей. Московские таксисты от зависти бы задохнулись...
К слову от Нагисо до Магомэ, я узнал - 20 минут поездки и цена поездки 40Евро, но это не входило в планы этой поездки.
Приехали, собственно вот мы и на месте. Рассчитываюсь с таксистом, он выходит из машины, забегает в будочку, напротив автобусной остановки и на выходе оттуда дает мне путеводитель по Цумаго на английском.
Утро было волшебным. Вокруг тишина. Только двоник метет метлой и больше никакого шума.
Воздух чист и свеж - все по классику: "Мороз и Солнце, день чудесный!...."
Ещё не совсем рассвело. Только 8:35 утра. На улицах Цумаго тоже никого.
Скажу заранее за полтора часа мне попались на улицах этой деревеньки всего 4 человека: Дворник, почтальон, японец-фотограф и местная жительница.
Мне очень нравится здесь. Это местечко - комната психологической разгрузки.
И даже не верится, что я снова здесь. Всего полгода назад был летом...
Вот видео из Цумаго:
часть 1: http://www.youtube.com/watch?v=M2aNi5WAsjM
часть 2: http://www.youtube.com/watch?v=gKEeGgqPCyA
*
Цумаго, также как и Нарай, проходятся за неспешные полтора часа прогулки.
Вроде бы как в этих деревеньках, или вернее почтовых станций, эпохи Эдо, можно даже остаться на ночлег.
Честно говоря я об этом подумываю в следующую поездку.
Также как и о мысли пройти 3 часа пешком от Цумаго до Магомэ или обратно.
Отсюда совсем не хотелось уезжать. Хотелось выкинуть паспорт и мобильник прямо в эту речку:
Но, к сожалению, пришлось разворачиваться и топать обратно.
К тому же выяснилось, что я забыл завести свои часы и они у меня встали, а на мобильник я особо не глядел.
От Нагисо до Нарай не так далеко - 55км или 1 час пути. Электрички там действительно медленные.
Проблема в другом - в Нарай останавливается не так много электричек за день и это необходимо учитывать.
Прибежав на автобусную станцию в Цумаго я понял, что мне нужно срочно такси, т.к. есть шанс опоздать на электричку от Нагисо до Нарай.
Зайдя в знакомую избушку, откуда мне вынесли буклет по этой деревушке, я попытался объяснить пожилой японке свою проблему.
Честно говоря у меня ещё прихватил живот от кофе. Ну не любит мой желудок кофе никакой, кроме кубинского...
Бабушка поняла мою проблему, которую я изложил жестами и на смеси японского и английского.
Такси прибыл через 5-7 минут. Я просто в пояс ей поклонился в знак благодарности.
Таксист с меня ни взял ни копейки за перегон машины или срочный вызов.
Ровно тот же тариф.
Время есть на туалет. Туалет на улице. Неотапливаемый. В японском стиле, т.е. "очко" в полу и кабинка тесная
В качестве электрички, т.е. local train, на местный манер подошла довольно старая модель электричек, на которой я ещё ни разу не катался.
Более того, я почему то был уверен, что их сняли с работы.
Я привык к тому, что к электричке подходишь, нажимаешь кнопочку сбоку от дверей и они открываются. Так бывает, во всяком случае на этом направлении в сторону Мацумото.
У этой модели двери нужно было раздвигать самому и руками.
Я этого первоначально не понял и побежал к машинисту. Тот показал глупому гайдзину, как надо открывать двери, отчего гайдзин, выпал, признаться, в осадок.
Даже в советских ЭР-2 и страшно-готичных ЭР-1 такого не было.
Целый час на меня смотрел весь вагон. Вероятно гайдзины едущие в подобном транспорте и таких местах, все таки редкость.