Дисклеймер
Фудзи - это не курортный холмик, куда можно забежать за полдня между делом, в особенности вне сезона. То есть, круглый год кроме июля и августа гора покрыта снегом и даже льдом, просто высота снежной границы отодвигается в зависимости от сезона. Поэтому, если у вас нет опыта горных восхождений и навыков использования снаряжения, лучше подождать лета, тропинок и приютов! Отнеситесь к горе серьезно!
А теперь для всех оставшихся
Как добраться
Те, кто собирается подняться на Фудзи обычно живут в одном из двух городков: Фудзиёсиде (Fujiyoshida City) или Кавагутико (Kawaguchiko). От них обоих ходит автобус до 5-й станции, расписание и цена на фото ниже.
Проблема в том, что семи часов между крайними рейсами явно недостаточно, чтобы успеть подняться и спуститься, а значит, вам нужно выбрать одну из двух опций: выехать ночью на такси, которое стоит 12 тыс. иен за машину до 4-х человек, либо поехать накануне на последнем автобусе и ночевать на горе.
На самом деле есть еще третий вариант - можно попробовать найти отель с собственным трансфером до пятой станции, такие точно есть, и часто возят туда своих постояльцев рано утром смотреть восход солнца.
Ночевка
Где-то я видела информацию, мол, на горе негде поставить палатку. И я поверила. А это, мягко говоря, не совсем так.
Во-первых, до высоты 2700 тропа была свободна от снега, и можно было поставить палатку прямо на ней. Благо, “тропа” - это почти дорога шириной местами до трех метров. Людей в это время на склоне очень мало, поэтому вы вряд ли кому-нибудь помешаете. Если ставить палатку на границе снега, то проблем с водой не будет.
Вторая опция - поставить палатку на крыше противооползневых сооружений, которых на склоне тоже достаточно. Из плюсов - это относительная ровность поверхности, но чем-то меня лично отпугивают большие ржавые железяки, так что смотрите сами.
Главное, ночевка - это возможно и относительно безопасно. А если еще прогуляетесь от палатки метров на 300 выше перед сном - глядишь, и акклиматизация проще пройдет.
Кстати, горняшка начинает ощущаться уже с высоты 3000 - 3200, но это индивидуально, нужно просто быть к этому готовым, а лучше - тренированным.
Погода
Мы проверяли на сайте http://www.mountain-forecast.com/peaks/ ... casts/3776 каждый день на протяжении двух недель, и все равно не угадали. Причем погода может обмануть как в лучшу, так и в худшую стороны, поэтому я предлагаю просто рассчитывать на стандартный горный паттерн: утром обычно ясно, а часам к 14 видимость ухудшается, поднимается ветер и склон погружается в туман. Поэтому планируйте свое восхождение так, чтобы в 14 часов - самое позднее! - начать спуск.
В нашем случае было даже обиднее: накануне сайт обещал разочаровывающие snow showers, но по факту до 14-30 погода держалась молодцом.
Снаряжение
Необходимый минимум, на мой взгляд, это кошки, гамаши (от снега), ледоруб и каска.
Путь наверх достаточно крутой, а снег весной уже плотный, слежавшийся, поэтому я бы не советовала надеяться только на ботинки, в кошках шаг намного увереннее.
Склоны усыпаны мелкими камушками, каждый из которых может стать большой проблемой при попадании в голову, поэтому не пренебрегайте каской.
Про трещины на склоне нигде не нашли информации, сами мы их тоже не видели, или он закрыты снегом, поэтому кажется, что связываться необязательно.
Из одежды - термобелье или просто теплый нижний слой и непродуваемый верхний - ветер тут бывает очень сильный. Обязательно перчатки/варежки, шапка, желательно шарф или балаклаву. Не знаю даже, стоит ли говорить такую очевидность, что кроссовки не подойдут Нужны горные ботинки, на которые можно надеть кошки, и у которых есть защита голеностопа. Хотя, если у вас возник в голове вопрос после прочтения фразы про кроссовки - значит, вам туда совсем не надо, честное слово!
Также не забудьте про питье и перекус: на восхождение нужно минимум 2 литра воды на нос, а лучше 3, и не просто воды, а спортивного питья с электролитами, так как влаги вы будете терять много.
Формальности
Вам много раз напомнят, как опасно восхождение во внесезон, и не зря. Но если вы уже решились подниматься, вас попросят заполнить специальную анкету.
Ее можно получить в туристическом информационном центре на автобусной станции. Заполняется одна на группу, вопросы типа даты начала и окончания маршрута, контактных данных, группы крови и т.д.
Везде написано, что ее необходимо занести в отделение полиции, но мы не успели и отправили им скан по электронной почте.
Важно, что уже на 5-й станции стоит специальный человек (это если будете выходить на маршрут накануне с расчетом на ночевку, ночью там никто не стоит, конечно) и всех разворачивает от тропинки. Вы ему говорите, что знайте обо всех сложностях и отправили анкету-регистрацию в отделение полиции, тогда он с заговорщицким видом проводит вас до ворот, обмотанных предупреждающей лентой, раздвинет ее руками и пожелает счастливого пути.
Важно! Официально палатки на склоне ставить нельзя, поэтому дяденьке у ворот можно сказать, что вы просто прогуляетесь, или не говорить вообще ничего на этот счет.
Маршрут
Вверх!
А если серьезно, то выше 2700 уже трудно идти по тропе, так как она скрыта под снегом и сильно петляет, поэтому проще идти по подобию гребня или по широкому кулуару справа от тропы, где иногда катаются лыжники.
На скриншоте видно, что мы в итоге ушли по этому кулуару немного в сторону от тропы, но это нормально.
На всякий случай
на склоне есть закладки от спасателей. Когда будете подниматься, обратите внимание на яркие мешочки, которые могут встретиться вам на пути, а лучше даже забейте их координаты в свой навигатор - вдруг пригодится. Ну, я думаю, даже говорить не стоит, что они могут спасти кому-то жизнь, поэтому не стоит забирать их на сувениры на обратном пути!
Назидательное заключение
К сожалению, мы не дошли до вершины примерно 200 метров, и это было обидно. Обидно тем более, что если бы мы знали все написанное выше, то непременно бы поднялись до конца. Самой главной нашей ошибкой было доверие сайту погоды: как я уже сказала, он обещал сильный снег, и мы практически отчаялись подняться, поэтому решили не тратиться на такси (зачем, если не будет шанса на восхождение?) и поехали на первом автобусе с намерением подняться хотя бы до трех тысяч. А погода дразнила, и мы пошли наверх. Успели подняться до 3450 когда поняли, что погода портится, и у нас только два часа до последнего автобуса - и побежали вниз…
Я очень надеюсь, что мои рекомендации помогут кому-нибудь правильно и безопасно организовать восхождение и осуществить свою мечту!