После детальный проработки, примерно через месяц маршрут с итоговыми ключевыми точками был готов. Хочется надеяться, что план поездки получился довольно необычным. Много поработала с japan-guide, а также разнообразными оригинальными источниками на японском и английском, но все же произошли и кое-какие накладки и добавления. Поездка начиналась в Фукуоке, заканчивалась в Токио, базовыми местами с ночевками стали в итоге: Fukuoka (2 ночи), Kurokawa Onsen (1 ночь), Beppu (1 ночь), Osaka (6 ночей), Tokyo (5 ночей). Ночь в Beppu добавилась в самый последний момент – перед подачей документов на визу, узнала, что как раз 23 и 24 декабря там проходят традиционные рождественские фейерверки.
1 день – знакомство с Fukuoka. На самом деле не то, чтобы там было куда ходить, на мой взгляд. Подумывала о сторонней поездке, но на стадии планирования ничего особо не заинтересовало.
2 день – переезд в Kumamoto, посещение замка, далее поезд до Aso, оттуда автобусом до Kurokawa Onsen, отдых на источниках.
3 день – автобус до Aso, оттуда поездом до Beppu, адские источники, рождественский концерт и фейерверк. Возможен прямой автобус Asp - Beppu.
4 день – паром Beppu – Yawatahama (т.е. о.Кюсю – о.Сикоку), переезд на поезде до Matsuyama, осмотр замка и сада, переезд в Osaka, посещение рождественской иллюминации.
5 день – утром посещение Fushimi Inari в Kyoto, переезд в Nagoya, посещение научного музея, переезд на поезде и автобусе в Nabano no Sato – парк иллюминаций. Возвращение в Osaka.
6 день (26 декабря) – поездка в Himeji и Kobe.
7 день – магазины и отдых в Osaka.
8 день – по желанию поездка на Сикоку в Naruto посмотреть водовороты.
9 день – поездка в Amanohoshidate (один из 3-х лучших видов).
10 день – переезд в Токио, оттуда заехать в Mito (последний не посещённый один из з-х самых красивых парков Японии). Вечером поездка на экскурсионном автобусе по Токио – новогодние огни. Этот пункт оказался полностью провальным.
11 день – отдых, подготовка к новогодней ночи.
12-13 дни – магазины, новогодние распродажи… прогулки. 2-го января возможно посещение императорского дворца, раз он будет открыт.
14 день – поездка в Sendai, оттуда местной электричкой в Shiogama, кораблик до Matsushima, оттуда обратно в Sendai и Токио.
В целом план выполнен где-то процентов на 80, были приятные дополнительные неожиданности, проблемы со здоровьем, опоздание поездов, конечно немного лени, но вот уже в третью поездку я так и не посетила Одайбу и Асакусу – как в первую поездку самолет задержался более чем на сутки, так они никуда и не вписываются. В очередной раз не судьба!
Некоторые особенности:
1. Это не бюджетный вариант поездки! Но и не ВИП-тур с шикарными гостиницами.
2. Не очень люблю много ходить, подниматься высоко в горы пешком, но в хорошую погоду не против приятной прогулки.
3. Иногда пользуюсь такси. Если есть автобус или трамвай, и его не надо очень долго ждать, то предпочитаю проехать пару тройку километров, чем пройти пешком. На метро также не экономлю.
4. Люблю комфорт, поэтому очень экономные варианты проживания не использую, а под новый год в принципе все дороже, поэтому некоторые ночи были особенно не экономны. Выбираю автобусы вместо поездов, даже при наличии JR-pass, если есть более удобный и прямой вариант.
5. Иногда ленюсь, поэтому дни заняты не на 100 процентов. Кое-где вмешалось здоровье. Какое-то время выделяю на магазины. Не было задачи впихнуть необъятное – в целом легкая развлекательная поездка.
6. Не экономлю на корабликах и поездах. Если пишут, что вид лучше с верхней палубы, то покупаю именно этот билет (если разница в пару тысяч йен, то ок). Пользовалась JR PASS GREEN 1ST CLASS на 14 дней, прежде всего конечно боялась, что на праздники с обычными местами может быть напряженно, но любопытство и любовь к комфорту тоже сыграли свою роль.
7. При переездах чемоданы двигались отдельно от меня: Fukuoka-Osaka – 1750 йен, Osaka-Tokyo – 1600 йен. Чемодан был один, не особо маленький, но и не огромный, на вторую часть пути немного разложенный, поэтому попал в другую градацию по размерам. В гостиницах готовы отправлять багаж в любое время, хоть в 4 утра, но приходят они в следующую гостиницу на следующий день. На самом деле получилось не только удобно, но и на маршруте Fukuoka-Osaka и экономно. Ячейка в камере хранения для чемодана 500 йен, воспользовалась бы я ей минимум 4 раза.
8. Перелет был с пересадкой в Шанхае. Прежде всего меня устроила цена и возможность из Шанхая добраться до Fukuoka всего за чуть более полутора часов. НО!!! Трансфер в Шанхае – это ад. Вернее его вообще нет, требуется полностью пройти таможенные формальности для въезда в Китай, забрать багаж, зарегистрироваться на следующий рейс, опять таможня. Поэтому неплохо провести ночку в Шанхае, а можно и несколько. На пару тройку дней виза не нужна. Обратно улетала из Токио Ханеда, также со стыковкой в Шанхае. В Шанхае на обратной дороге были разные аэропорты, пришлось переезжать из Hongqiao в Pudong, можно взять бесплатный билетик на трансфер, но стойку авиакомпании надо поискать (на другом этаже от зала прилетов). Такси стоит недорого (где-то долларов 25-30, на автобус вроде 5 или 10 долларов), но если нет местных денет, то обменивать невыгодно, большая комиссия, на это стоит обратить внимание.
9. Заранее заказала Poket Wi-Fi, традиционно пользуюсь CDjapan, присылают в гостиницу. Скоростной безлимитный тариф на 2 недели - 6860 йен +540 йен доставка.
10. Тяжелый фотоаппарат везти было лень, поэтому большинство фоток сняты на мобильный, немного есть на мыльницу (фейерверки и онсен). Но все же надеюсь, что будет интересно посмотреть на эти не самые популярные места.
Прилетела в Fukuoka по расписанию в 17:15, пустой аэропорт, по сравнению с Шанхаем - благодать. Мгновенные таможенные формальности, багаж подвезли тоже очень быстро, расположение аэропорта к центру города шикарнейшее - не было и шести вечера, а я уже была в номере. Гостиница простенькая Hakata Green Hotel 2, за все время пребывания самая дешёвая, всего 5400 йен за сутки, но удобное расположение рядом с центральным вокзалом, и хоть и немного обшарпана, по площади маленькая, но довольно чистая и с нормальной сантехникой (что я ценю в большей степени).
Поскольку время позволяло, решила разделаться с пассом и резервированием мест в первый же день, все-таки новогодние праздники, боялась, что мест может просто не быть. На вокзале Hakata есть 2 места по обмену ваучеров, одно было закрыто, второе работало, очередь двигалась быстро, все заполняли кучу бумажек (только здесь такое видела - практически обязательное), я же обошлась распечаткой из дома, составленной по Hyperia. И застряла минут на 30 - целую кучу билетиков оказалось оформить не так и быстро. В итоге оказалось, что на 3 января до Sendai доехать можно, а вот обратно с резервируемых мест нет вообще, причём и в первом классе и в обычном вагоне, на 2-е января тоже самое. Понятно, что раз нет резервируемых, то всегда можно в простом доехать, но пугало возможное количество народа.
Затем направилась в туристический центр узнать на счет парома, все же добраться до Осаки надо было обязательно, а вдруг где застряну. Милые девушки позвонили в конторку, сказали, что место резервировать не надо (необходимо только для автомобилей), мой утрешний рейс точно будет. Надо было ещё уточнить по поводу автобуса в Kurokawa Onsen, но не подумала, а ведь очень бы пригодилось, но об этом позднее.
Далее решила все же пойти поужинать - выбор был велик, но меня соблазнил супчик. Остаток вечера провела в торговых рядах со всякими местными вкусняшками в особо повышенном количестве перед праздниками. Ещё с прошлых поездок уяснила, что всякие печенюшки надо покупать по месту продажи, так как в каждой местности они особые. Но место в чемодане занимают очень много, поэтому взяла супер маленькие пачки - чисто попробовать сразу - а уж если ум отъешь, то ещё успеется купить. Оказались вкусные, но не настолько, чтоб завалить ими чемодан. А вот у стойки с местными пирожными зависла - дали попробовать, обалденно вкусно, особенно с верхушкой из жженого сахара, вроде странно, но каков вкус!
На следующий день решила никуда не ехать, а просто погулять по городу, отдохнуть после перелетов и приготовиться к дальнейшему графику. День был пасмурный, хотя довольно тепло, то и дело начинало накрапывать, все было как-то безлюдно. Какие-то особые достопримечательности решила не посещать, поэтому просто доехала до Tenjin, а оттуда потихоньку через квартал Gion обратно к вокзалу. По дороге зашла в пару магазинчиков с товарами из разных местностей Японии, где продавали маринованные и сушеные разности, фурикакке (посыпку для риса), приправы и прочее. Искала Enokitake (грибы местные) в соевом соусе с разными добавками, очень уж нравится как добавка к рису, весной покупала на Hokkaido с рыбными добавками - те были особенно вкусные. Из интересного по дороге - встретила вывеску U-1 Grand Prix в каком-то парке... В Токио весной это был фестиваль лучшего рамена по всей Японии. Здесь рамен я не пробовала, но другие вкусняшки поела, народу было очень мало, поэтому никаких очередей, а выбор богат. Ещё было любопытное здание, видимо парковка – террасы, утопающее в зелени, а дальше пошли каналы. В ясную погоду виды наверняка не такие серые. Через некоторое время добралась до второй реки Mikasa. Где-то на той стороне аэропорт, а здесь вид на эстакады и многоуровневые дороги, с другой стороны 2 храма, по информационной табличке довольно старые, но с виду осовремененные.
Немного спустя попала в старинный квартал с традиционными садиками. Дворы были в большинстве своём закрыты, но сама атмосфера места очень приятная, да и одним глазом в дворики все же можно заглянуть.
Уже в конце набрела на тихое место, где можно по-настоящему расслабиться, в последствии оказалось, что это тот самый храм Дзен-буддизма Shofoku--ji. Тут уже полил дождик посильнее, и фотки получились смазанные. А ещё там бродили кошки, а парочка на скамейке грелась друг от друга - единственные обитатели этого тихого места. Погода, отсутствие людей и крадущиеся кошки - сделали храм довольно таинственным.
Вернувшись к вокзалу, попала на многоуровневый автовокзал. Было довольно любопытно. Впоследствии видела и другие вокзалы, но не такие современные. Здесь же были огромные электронные табло, раздвижные двери к автобусам и этажи остановок. Можно сказать, что на этом мой день закончился. Yatai - известная достопримечательность города по торговле едой - искать не пошла, устала, да и дождик желания не добавлял. Надо было готовиться к отъезду и решать вопрос с отправкой багажа до Осаки.
Кстати по поводу багажа. Думала, что его надо отправлять в более-менее рабочее время, поэтому вечером спустилась и отдала чемодан, оставив маленький рюкзачок. Но как потом показал опыт - можно было стать вещи и утром, хоть в 4 утра. Просто доставляют вещи лишь на следующий день, и если бы я в Осаку приезжала сразу, то смысл вечером все отправить был, в моем же случае вообще никакого - в Осаку я прибывала только через 3 ночи.
Утро следующего дня, я на перроне, жду свой первый Грин-класс, на завтрак купила ekiben (вокзальное бенто). В свои прошлые поездки на поездах я ездила мало, в основном самолеты и автобусы, поэтому их не покупала. Сейчас же я проработала этот вопрос, начиталась и о само-разогревающихся упаковках, и о специальных лимитированных наборах, доступных лишь у черта на куличиках. Кстати о таких интересных предложениях пишут на офф сайтах железных дорог, мне очень понравился вариант с угрем на Oarai Station в провинции Ibaraki, вроде в получасе езды от Mito.
Вагончик до Kumamoto оказался одним из самых стильных за всю поездку, с деревянными резными панелями. Вообще поезда Kushu в целом обладают неким шармом, хотя я ехала всего на 2-х, но именно они очень запомнились. Про второй расскажу позже.
До Kumamoto добралась очень быстро, и оглянуться не успела, да ещё в приятном пустом вагоне. Сразу же пошла в туристический центр - и тут меня ждал "сюрприз". Автобус, на котором я планировала добираться до Kurokawa Onsen отменён, обратный на следующий день тоже. Проблема оказалась не в конкретном дне, а сезонном расписании. Весь план рушился: летели все билеты на поезда, мой заказанный трансфер от автобусной остановки до Онсена, более того - на текущий день остался последний автобус. Работницы центра предложили забронировать мне место на автобус на завтра (чтоб наверняка), а на текущий день бронь поставить было уже нельзя. Мелькнула мысль: последний автобус - мало мест??? В итоге решила переиграть планы и поехать на автобусе от самого Kumamoto, путь и немного дороже, но все же надёжнее, чем сидеть и дрожать в Aso. По времени получается одинаково: либо 3 часа на автобусе, либо час на поезде + час ожидания + час на автобусе. Автобус из Kurokawa Oncen в Beppu идёт только один и приходит вечером – так что такой вариант откинула. И так мой стройный план раннего выезда провалился из-за отмены и завтрашнего автобуса, прямых поездов Aso-Beppu всего 4 за день, поэтому по новым планам предполагалось, что в конечной точке я буду около трёх дня. Делать нечего, поэтому билет на поезд на завтра поменяла и отправилась в замок Kumamoto.
Небольшая поездка на трамвае и судорожные попытки поймать интернет и отправить письмо в гостиницу о смене времени трансферта настроение не испортили. Небольшая прогулка вдоль рва – вот и первый вход в замок. На выбор предлагались непонятные комбинированные билеты, но ввиду ограниченного времени (хотелось прийти на автобус на всякий случай заранее) взяла только на замок. А далее парк и много ступенек... На самом деле, судя по рекламе, вокруг замка ходит бесплатный кольцевой автобус, поэтому те, кто не хотят подниматься сами, могут дождаться его. Но в целом количество ступенек посильное, хоть они и не особо ровные, а по дороге неплохие виды.
Сам замок на меня впечатления не произвёл, довольно обычный. Расположенные рядом палаты Honmaru Goten - только что построенные золотисто-звенящие были обласканы солнцем, народ ещё не добежал (существенно добавилось немного позднее), поэтому приятно было побродить, но воображение все это не поразило. Выйти решила с другого входа, искала путь на вершину горы, чтоб оттуда проехаться на том кольцевом автобусе, но где-то не там свернула - и оказалась в небольшом парке, а там цветы, в конце декабря! Хотя по табличке они должны цвести самое раннее в марте.
У информационного центра на вокзале увидела большого медведя - это Кумамон - маскот этого города (у многих городов есть свои собственные маскоты-талисманы, но, на мой взгляд, Кумамон один из самых известных). У выхода из замка вновь его увидела - табло на все здание! А совсем рядом оказался яркий Kumamoto-jo-inari Shrine.
Ну а дальше обратно к вокзалу. Автобус в западном направлении отправляется от 3-ей остановки у ж/д вокзала. Народу на этом этапе почти не было, получила талончик с номером остановки (система талончиков и табло с оплатой была для меня нова, но разобралась быстро).
Дорога началась. Говорят, все что не делается - всё к лучшему! Просто отлично получилось, что нужный мне автобус отмерили, и я отказалась от поезда до Aso, так как маршрут автобуса пролегал через саму гору, и из окошек можно было увидеть все самое интересное. Подъёмник не работал, но отлично было видно гору, покрытую черным пеплом, и озеро в кратере, да и прочие красоты по дороге. Жаль, что из автобуса нормальные фото не сделаешь.
На станции Aso набрался почти полный автобус, осталось всего пара свободных мест. В принципе мне бы места хватило, но за чуть более тысячу йен я получила экскурсию в горы. Наконец место назначения - глубоко в горах, далеко от более-менее крупных населенных пунктов. Естественно меня не встретили!!! Кто-то пошёл сам в близлежащие домики, кого-то встретили, я осталась одна. Дорожки уходили в разные стороны, интернет не работал, до места назначения несколько километров! Тут я увидела такси, ценник на стекле был не кошмарный, даже вроде дешевле чем в Токио. Водитель предложил позвонить в рёкан, чтобы за мной приехали, но я отказалась. В итоге заплатила примерно тысячу йен. Пешком бы не дошла, так как оказалось, что надо повернуть кучу раз в нужном направлении.
Несколько восторженных слов о выбранном месте проживания – Sanga Ryokan. № 1 во всей моей поездке! Было безупречно все!!! При въезде был небольшой розыгрыш призов, мне досталась бутылочка молока - прям как в аниме, бутылочка после источника!!! Обстановка совершенно аутентичная. Но при этом совершенно не облезлая, но и не блестяще новая: как изящная чайная пара с приятным рисунком, а не современный бокал или старинная чашка с оббитыми краями. Сразу с концами до следующего дня забрали мою уличную обувь, взамен предложили деревянные шлепки - гэта. Номер оказался выше всяких похвал: отдельная раковина и чайный уголок, уже включенный кондиционер на обогрев, котацу с подогревом - всегда мечтала посидеть за таким. Небольшой минус - очень шумно, хоть и природный звук, окно открыть невозможно. Прямо под окном порожистая горная речка - с открытым окном как у водопада стоишь. С закрытыми немного тише, но все равно слышно. В номер мне сразу же принесли Японский десерт и чай - было приятно, также провели по территории, рассказав что где находится, и я побежала в ротенбуро! Кайф! Ни одного человека, температура воды оптимальная. До этого я была в более современных онсенах, с плиткой, душами и прочими благами цивилизации. Здесь же был деревянный тазик, кран с холодной водой, черпачок и кадушка, куда текла онсенах горячая вода! В итоге побывала здесь 2 раза, второй - поздно вечером, тогда была лишь японка в возрасте, с ней отлично поболтали на английском. Утром был дождь, да и уезжала рано, поэтому больше не ходила. Лишь прогулялась немного по территории. В самом посёлке не побывала, уже не успевала. В совместный ротенбуро даже не заглядывала, благо он был совсем рядом и, по большому счету, ничем не отличался от женского. В помещении тоже не была, а частные брать смысла не было, хоть они здесь и бесплатные, и так не было народа. Ужин и завтрак проходили в общем помещении в заранее согласованное время, вот где я хоть людей увидела, а то совсем пустынно было. Еда была вкусная, и довольно много, даже пришлось отказаться от нескольких наименований, уже даже пробовать места не было. Но на знаменитые сасими из конины места хватило!
Еще один плюс - в Sanga Ryokan селят и по одному. Не многие рёканы могут предложить такие условия. А один большой минус, который правда не перечеркивает достоинства – цена, она не космическая, но все же получилась самой дорогой ночью за всю поездку – чуть менее 20 тысяч йен.
Вскоре после завтрака трансфер довез меня до автобусной остановки, далее – Aso, где удалось погулять часок. Из запоминающегося - местные тематические поезда. Поезд до Beppu первый класс не предлагал, но все равно было очень мило: девушка принесла открытку на память с печатью, можно было сфотографироваться с памятным блином. Время пролетело незаметно.
Вот и Beppu! Дождь... Время к 4-м вечера, поэтому местные достопримечательности решила пропустить. На гору ехать смысла не было - вида нет, адские источники - похожее с серой было в долине Owakudani, напротив станции был небольшой гейзер – довольствовалась им. Решила идти сразу в гостиницу, сравнить горячие источники, а вечером фейерверк!
На эту ночь гостиница была выбрана не дорогая, на берегу недалеко от вокзала и места проведения фейерверка, с собственным онсеном – Beppu Hotel Seifu. Обычно для брони пользуюсь букингом, но в этот раз уникальная цена была на Japanican. Цена за ночь без питания 7 тысяч йен. Номер заметно проигрывает предыдущему месту размещения, но все же вид на море, открытый онсен на крыше - вполне приятное место. Служащие английским владеют, поэтому все хорошо объяснили, заказала на следующий день такси на 4 утра - рейс парома на 5:35, и пошла греться.
Фейерверк был под вопросом, но все же около 5 вечера отправилась на центральный пляж. Очень удивилась не особо красивой набережной, да еще дождь и серость. Забыла уточнить начало фейерверка, поэтому маялась 3 часа! Сначала был концерт, тысячу детских голосов отменили из-за погоды, пошло что-то вроде снега при плюс 12... Мудрые японца приготовили клеенки, одеялки. В общем, ко времени первых залпов совсем умаялась. Длились они минут 40, но иногда вообще не взрывалась, часть скрывалась за облаками. Потихоньку возвращалась к гостинице, оказалось, что все видно было бы даже из моего окна. А еще лучше из горячей ванны на крыше! На этом закончился этот дождливый день, а впереди следующий остров - Сикоку!
В итоге на Кюсю было потрачено:
Проживание: 10800+19440+7000+150 (онсенный налог в Beppu)=37390 йен
Транспорт: 100(метро в Fukuoka)+300 (трамвай в Kumamoto в обе стороны)+2060 (автобус Kumamoto-Kurokawa Onsen)+1250 (автобус Kurokawa Onsen-Aso)=3710 йен
Достопримечательности: 500 йен (замок в Kumamoto)
Плюс питание и сувенирные печеньки.