Уважаемые знатоки Японии, в моем отчете вы точно не найдете ничего нового. Не будет и чудесных фотографий, которых очень много на форуме. И все-таки я решила его написать. Не судите строго, может быть, он поможет кому-нибудь наконец решиться на самостоятельную поездку в Страну Восходящего Солнца.
Отчет-ободрение:
- Да успокойся, я сделал и у тебя все получится!
Для меня это было самым трудным – решиться. И почему-то я уверена, что я такая не одна. На эту мысль меня натолкнул чудный своей новизной отчет Миссия "В Японию!", или опыт первой поездки без языка и гида То есть люди хотят самостоятельно поехать в Японию, но не знают, как это все организовать.
Все знают, что Япония – далеко, страшно дорого, и там токийское метро, и в нем непобедимая и труднопреодолимая Tokyo Station. И вокруг одни японцы, другие люди из другого мира. И до последнего были сомнения – может быть, все-таки взять гида? хотя бы на первый день… Но цены на услуги русскоговорящего гида оказались кусачими. А расходы на поездку медленно, но верно росли. Зато в ходе подготовки уверенность в том, что все получится, тоже росла с каждым днем. Вот о своей подготовке к поездке в Японию я и хочу рассказать.
На форуме очень много прекрасных интересных отчетов, которые я старалась внимательно изучить, но меня ставила в тупик либо перенасыщенность маршрутов, либо продолжительность путешествий по дням. Нам хотелось посмотреть достаточно много, чтобы составить представление о стране, но при этом за достаточно короткое время, и при этом не в режиме галопа. Мы все люди достаточно активные и бодрые, но все-таки, нам не по 20 лет и нас пятеро.
При подготовке немного напрягали японские названия, которых много в отчетах и новичка они немного пугают, так как никак не можешь запомнить, что есть что.
Еще в отчетах (кстати, не только японских) частенько натыкаешься на фразу типа: «Ну, об этом много информации на форуме, не буду повторяться», и иди ищи потом, где она, эта информация. Автор знает, о чем речь, а я-то нет! Можно пользоваться поиском, не вопрос, и это интересно и очень познавательно, жаль времени на это не хватает. Япония – страна дорогая, пришлось много работать
Немножко поподробнее о подготовке.
1. Виза Японии.
Получали в московском консульстве через доверенное лицо. Подавали сразу на всю нашу группу (5 человек). Запрашивали однократную визу (15 дней) с двойным въездом, что и получили без проблем. Ответы на все интересующие вопросы получила в соответствующей теме на форуме.
2. Авиаперелет.
Японскими авиалиниями (JAL). Билеты эконом-класса были куплены в конце ноября 2017 на апрель 2018, цена 1 билета туда-обратно 556 евро. После я отслеживала стоимость билетов (нас интересовал только прямой перелет без пересадок), дешевле билеты не стали, только дорожали. Билеты Аэрофлота на момент покупки стоили дороже.
3. Бронирование жилья.
Бронировали через Booking и - в январе 2018. Останавливались только в апартаментах. Жили все вместе: 2-5 апреля в Осаке, 5-9 апреля в Токио и 19-21 апреля снова в Токио. При выборе жилья руководствовались в первую очередь, близостью к метро. Так как на первые семь дней мы покупали JR-pass, то и жилье искали рядом с линиями JR. Так как на обычных картах станций метро (особенно в Токио) великое множество, и не сразу поймешь, какие из них находятся на линии JR, параллельно открывала еще карту на сайте JR. https://www.jrpass.com/map
4. Проездной JR-pass.
Заказывали примерно за месяц до поездки, на 7 дней на официальном сайте https://www.jrpass.com/buy-the-japan-rail-pass-online. Получили курьерской доставкой в течение недели. Есть разные мнения по поводу того, нужно ли его приобретать. Действительно, есть более дешевые варианты проезда. Но нам проездной реально упростил перемещения по Японии, сэкономив на этом кое-какое время, а так же деньги на переезде Нарита-Токио-Осака-Токио.
5. Маршрут (или план поездки):
2 апреля – прибытие в Токио, переезд в Осаку.
3 апреля – поездка в город Нара и посещение храмового комплекса Фусими Инари .
4 апреля – долгая прогулка по Киото.
5 апреля – Осакский замок. Возвращение в Токио.
6, 7, 8 апреля – Токио.
С 9 по 18 апреля мы провели не в Японии, а
19 апреля – вернулись в Токио, провели там еще один день
20 апреля - остров Одайба и район Гинза
21 апреля – возвращение в Москву.
6. Планирование маршрута.
Самая трудоемкая часть подготовки поездки. Во-первых, нужно было решить, что же мы хотим увидеть. По сезону, это цветение сакуры. Еще Киото – историческая Япония. Нара - город, в парках которого свободно гуляют олени, и где расположен большой и старинный буддийский храм Тодай-дзи, самое большое деревянное здание в мире. Современная Япония – Токио и его различные районы. Искусственный остров Одайба с выставочным залом Тойота Мегавеб. Пешеходная улица Такешита, где кроме магазинов с модной одеждой, можно увидеть необычных японских модников. Гора Фудзи, район пяти озер. И фестиваль цветов Шибазакура.
Воспользовавшись сайтом japan-guide, забила точки интересующих мест и ж/д станции рядом с ними. Места проживания также были нанесены на карты. Теперь можно прописать маршруты на каждый день, например:
Вечером – Dotonbori.
От ст. JR Tsurugaoka (JR Hanwa Line 3 остановки) до Tennoji Station, переход на JR Yamatoji Line→JR-Namba to Namba Station.
Я это делала с помощью Google maps.
Если есть время, можно постараться и заранее обозначить номера выходов и направление движения, т.е. от выхода 4 направо. Это реально поможет сэкономить время.
Все эти маршруты, их описания и примечания были дома распечатаны, сброшюрованы, и постоянно были при себе. Ни разу не пользовались такси, но в Киото дважды пользовались автобусом. Автобусные маршруты нам тоже подсказал Гугл.
И еще вот какой момент. Если вы бронируете в Японии апартаменты (про отели не знаю), то будьте готовы к тому, что заселение в них позднее – в 16:00, не раньше. А выселение как и везде – в 12:00. Иногда это приходится учитывать, чтобы не таскать за собой вещи.
7. Питание.
Ужин и завтрак покупали, в основном, в магазинах 7-11, которые буквально на каждом шагу. На ужин – рис с мясом или курицей, суши, пельмени, овощные салаты, на завтрак – йогурты, булки, колбаса или что-то горячее, плюс напитки, в среднем завтрак+обед (из магазина) на человека в районе 1000 йен. Обедали в кафе, обычно это был комплексный обед – суп мисо, рис с мясом или морепродуктами, салат. Всегда меньше 1000 йен на человека, 600-800 примерно. Суши тоже кушали, но мы не фанаты суши и еды вообще.
Наш обычный обед в кафе:
8. Интернет.
Решили заранее не заказывать ни сим-карты, ни карманный вай-фай, и купить по прилету на месте. По прилету мы купить сим-карту не успели, и сделали это на второй день в одном из супермаркетов Осаки. В Японии (сужу по нашему частному случаю), в отличие от всех других стран, продавцы магазинов мобильной связи категорически отказывались активировать приобретенную у них сим-карту на нашем планшете. С третьего захода мы поймали одного мальчика-продавца и буквально заставили его нам помочь. Длилось действие почти час, в течение которого был привлечен wi-fi магазина, смартфон продавца, мой смартфон. Потребовалось зарегистрироваться на сайте (через Интернет, конечно же, которого у нас еще не было). Общими усилиями все получилось, все были довольны, продавец счастлив – карму поправил, уходить не хотел, перевел нам через транслейтер с японского на русский «Приятно было использовать».
И тут я хочу сказать, что в двух из трех апартаментов у нас был карманный Wi-Fi, что с успехом заменяет сим-карту, так как брали ее исключительно для Интернета, а точнее, для Гугл-карт.
Мой личный опыт и мое личное мнение по навигации в Японии. Точки были забиты в Гугле и в картах maps.me, только вот среди небоскребов мой телефон теряет сигнал и того и другого, и маршрут часто построить не может. То есть, выходишь на нужной станции метро, и с третьего раза определяешь, в какую конкретно сторону идти. Я точно одним приложением maps не смогла бы обойтись, хотя в любых предыдущих поездках maps.me – наше все!
Ну и еще Гугл использовался нами для построения маршрутов, он нам как-то привычнее и роднее, чем Hiperdia. И варианты маршрутов дает, и стоимость проезда. И когда из-за непогоды или по какой-то другой причине приходилось менять маршрут, делали это с помощью Интернета.
Я всегда восхищаюсь уровнем подготовки многих наших форумчан, которые просчитывают свои поездки буквально по минутам. Я так не умею, и уже не стремлюсь. Иногда так приятно «зависнуть» где-нибудь на лавочке у пруда, или на смотровой площадке, или просто на солнышке… И никуда не спешить. И если у вас при чтении отчета возникнет мысль, что мы мало успели и увидели – то да, это так и есть. Целью путешествия было не наставить как можно больше галочек, а получить много впечатлений и приятных воспоминаний.
И все-таки, несмотря на неспешность наших прогулок, каждый день мы проходили пешком 10–15 км.
2 апреля. Прибытие в аэропорт Нарита по расписанию в 08:35. Много времени (часа полтора) заняло прохождение таможни, очередь была очень большая, хоть и двигалась достаточно быстро. Забегая вперед, скажу, что когда мы прилетели в Нариту во второй раз, очереди практически не было, весь процесс занял минут двадцать. То есть, знать наперед, сколько времени вы проведете в аэропорту, невозможно – как повезет.
Пройдя таможню, мы поменяли деньги и сражу же спустились на уровень В1, там находятся офис JR-pass, все билетные кассы, поезда и прочее. Для того чтобы обменять ваучер на проездной JR-pass, ушло еще около часа. Здесь же взяли билеты до Осаки: на Нарита-экспресс (где-то в 11-40) с пересадкой на станции Shinagawa на скоростной поезд синкансен Hikari. В этот первый день мы просто показывали наши билетики служащим станций и они направляли нас к нужному поезду, а потом мы сами поняли, что к чему.
Уставшие после перелета, мы спешили и боялись пропустить отправление поезда, и поэтому не успели купить сим-карту. Сделать это можно в зале прилета, где-то слева после выхода стоят киоски с сим-картами.
… Дорога до Осаки прошла в полудреме, но гору Фудзи увидеть удалось.
Апартаменты нашли достаточно быстро, небольшой квест с ключами и мы «дома». Вечером успели только доехать на метро (все эти дни по проездному) и прогуляться в районе Дотонбори, вдоль берега канала Дотонбори-гава. В этом районе много различных ресторанов и всевозможных развлечений . Здесь мы попробовали такояки, местный фастфуд в виде жареных шариков из жидкого теста с кусочками осьминога.
Вернулись на свою станцию метро, купили там в магазине 7-11 еды и напитков, и отправились кушать и отдыхать. Лично мне довелось поспать на футоне. Футон это толстый матрас, который на ночь расстилают на полу, а днем убирают в шкаф. Квартирка маленькая, раскладывать особо негде, поэтому спала под столом.
Апартаменты в Осаке, а не в Киото, были выбраны по причине экономии затрат на жилье. Должна сказать, времени на переезды Осака-Киото у нас уходило достаточно. Прямой переезд на экспрессе Осака-Киото – около 30 минут, плюс еще надо было добраться до станции Tennōji Station в Осаке, где мы делали всегда пересадку.
Наша милая розовая станция Tsurugaoka
3 апреля. Поездка в Нару. От своей станции метро легко добрались по проездному.
От станции симпатичная улочка к оленям и храмам, заблудиться невозможно – есть указатели и все идут по ним. Олешек много, они прикольные и приставучие.
По Наре неспеша гуляли несколько часов. Олени, сакура, храмы – красота!
Храм Тодай-дзи в Наре огромный, величественный, впечатляющий своими мощными деревянными конструкциями и скульптурами.
Затем вернулись на станцию Nara и по проездному отправились до станции Inari Station. Здесь расположен большой и интересный храм Фусими Инари Тайса, главное святилище в честь женских божеств инари, отвечающих за чай, рис, сакэ и плодородие. Святилище расположено у подножия небольшой горы. Чтобы подняться на ее вершину, нужно преодолеть много ступеней, обрамленных сотнями красных ворот-торий. Повсюду можно видеть статуи лисиц-кицунэ, которые выполняют роль посланцев при божествах инари. В пасти у лисиц можно видеть ключ от амбара с рисом.
В Храме Фусими Инари (Fushimi Inari) туристов очень много, особенно в начале.
По дорогам-лестницам под ториями (красными ритуальными воротами) идет поток людей! Фото сделать нереально! Пройдите еще дальше, и вот уже почти никого нет.
Чтобы доехать на экспрессе обратно в Осаку, мы сначала проехали до станции Киото и там сели на поезд, который идет с минимальным количеством остановок. Выбрать их несложно, на электронных табло они обозначены как RAPID. На станции Inari Sta. эти экспрессы не останавливаются.
4 апреля. На этот день была запланирована долгая пешеходная прогулка по самым известным и «сакуровым» местам Киото: Киёмэдзу-дэра (храм чистой воды), парк Маруяма, Nanzenji, Тропа философа, Гинкаку-дзи (серебряный храм). Указываю только то, что успели по факту, идя пешком от одной точки до другой. Кое-что из маршрута пришлось исключить, так как в этот день цветущей сакуры осталось уже совсем мало!
Жалко, что мы чуть-чуть (всего-то день-два!) не успели на полное цветение, видимо нужно ехать в конце марта.
Из Осаки мы доехали до станции Киото, там пересели на автобус до Kiyomizu, автобус № 100, очередь большая (сразу увидите ее), но идет очень быстро. Оплата проезда при выходе из автобуса. Автомат дает сдачу.
Киёмэдзу-дэра. Буддийский храмовый комплекс. Храм чистой воды, называется так по водопаду (источнику), находящемуся на его территории. Основное здание храма сейчас на реставрации, закрыто лесами.
Место очень туристическое, оживленное. Многие берут напрокат кимоно, чтобы погулять и пофотографироваться в нем.
Направляемся в сторону парка Маруяма. Сакура почти вся облетела, но кое-где попадаются отдельные деревья, все спешат сфотографировать их. Мы здесь не задерживаемся, и идем дальше.
Nanzenji. Симпатичное место, наверное, осенью на момидзи (время красных листьев) здесь очень красиво – много кленов.
Философская тропа! Как здесь, несомненно, было красиво во время полного расцвета сакуры!
Тропа философа - это дорога, идущая вдоль канала и соединяющая два храма - Нандзен-дзи и Гинкаку-дзи. Названа так в честь философа Киотского университета Икутаро Нисида, любившего здесь прогуливаться, предавшись размышлениям. В Киото это место считается одним из лучших для любования сакурой, но нам, увы, досталась только опадание ее лепестков...
Ну, и Серебряный храм. Гинкаку-дзи.
Когда мы до него добрались, потемнело и вскоре пошел дождь, пережидать который отправились в кафе. И на этом наша прогулка по Киото закончилась. Хотя была еще запланирована поездка в Арасияму. Арасияма - район Киото, в котором мы хотели посетить бамбуковый лес Сагано, парк обезьян, и небольшой храм Otagi Nenbutsu-ji. К сожалению, погода нам помешала! Хотя, скорей всего, мы все равно не успели бы увидеть все запланированное.
5 апреля. Утром с вещами (пять рюкзаков) мы направились на станцию Morinomiya Station, через дорогу от которой начинается парк Осакского замка. Вещи мы оставили в автоматической ячейке камеры хранения прямо на станции. Кстати, они есть на каждой станции, стоимость и размеры ячеек самые разные. Вообще, на станциях метро в Японии есть все необходимое путешественнику – магазины (типа 7-11), кафе, бесплатные чистые туалеты, камеры хранения, питьевая вода, лавочки.
Осакский замок.
Поднялись на смотровую площадку, посмотрели на Осаку
Погода была прекрасная, рядом с замком обнаружился сад с цветущими деревьями, чему мы были очень рады
В Токио уехали тем же экспрессом Hikari. Воспользовались примером японцев – купили еды и напитков в магазине 7-11 на станции, и перекусили прямо в поезде. Поезд очень комфортный, просторные удобные ряды, откидные столики, розетки, чистые санузлы, ящики для мусора, зеркала в виде забытых у нас бабушкиных «трильяжей», чтобы привести себя в порядок со всех сторон, даже телефонные аппараты в тамбурах. А еще в поездах и в обычном метро удобные жалюзи на окнах, спасающие от палящего солнца, багажные полки и… Япония очень удобная для людей страна.
В тех же магазинах 7-11 кроме еды и разных мелочей столы и стулья, чтобы нормально посидеть-покушать, розетки, бесплатный wi-fi, опять же туалеты, копировальные аппараты. Не постесняюсь сказать, даже алкогольные напитки в таких мини-кафе употреблять не возбраняется!
Ну это так, маленькое (но очень важное!) лирическое отступление.
Дальше расскажу про Токио.