На Аляску собирался давно. Свои путешествия я часто совмещаю с альпинизмом. Альпинизм, если кто не знает, это затаскивание своей тушки (или команды тушек) и еще кучи разного барахла, железа и еды на какую-нибудь особо выступающую из окружающего рельефа гору, а затем спускание всего этого (за исключением съеденного) вниз. Это в идеальном варианте. В жизни возможны отступления от идеала. Самый распространенный – это когда не дотащили себя и все остальное до вершины и спустили раньше. Но бывает, что спустили не все. Или не всех. В прошлом году на пике Ленина умер польский альпинист немного не дойдя до вершины. Похоронили там же, согласно его воле. Да и вообще с семи тысяч метров спустить неживого человека гораздо сложнее, чем живого или шмотки. Еще один умер на 5000 метров примерно, так лежал неделю кажется, пока фирма, организовавшая ему это восхождение, не нашла возможность его спустить и отправить родственникам в Питер. А нашла только после того, как выставила счет родственникам на несколько тысяч долларов и получила предоплату по нему. Бывают еще варианты, когда спускают еще живых или уже не живых, но при этом еще и не целиком. Падает альпинист в трещину, еще живой и почти здоровый там висит, его дружной командой оттуда вытаскивают и отрывают при этом руку…
Но что-то я совсем отвлекся. В общем, альпинзм - это мужественный спорт такой. Еще в 2009 году я сходил на Аконкагуа ( https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=439&t=65372 ), и появилось желание побывать на Мак-Кинли. Гора Денали или Мак-Кинли на Аляске – высшая точка северной Америки (6194 метра). Абсолютная высота не очень большая. Примерно на 1000 метров меньше, чем бывал до этого на Памире и в Андах. Но это самая высокая гора из расположенных вблизи Полярного круга, поэтому восхождение на нее в силу природных условий тяжелее, чем на многие семитысячники и по сложности приближается к некоторым гималайским восьмитысячникам. Они хоть и выше на 2 км, но расположены гораздо южнее. Поэтому, например, на склонах Эвереста на высоте 5 тысяч метров в мае можно вполне ходить в легкой одежде и кроссовках и не наступать на снег, а на той же Аляске уже на 1500-2000 м лежат ледники и не думают таять даже летом. Температура может опускаться ночью до – 30 даже в базовом лагере на 2200 метров, а чем выше и ближе к вершине, тем ближе может быть к -50 по Цельсию даже днем. Добавьте сюда еще холодные арктические ветра, метели, пониженное давление, чрезвычайно сухой воздух с малым содержанием кислорода на высотах и получите одно из наименее благоприятных для выживания человека мест на планете. Еще всего лишь 100 лет назад выживание в условиях дикой природы было обычным образом жизни на Аляске, и человек либо учился выживать в естественных условиях, либо погибал. И хотя сейчас большая часть аляскинцев живет в городской среде, где не нужны навыки выживания в дикой природе, но ежегодно тысячи полторы-две «отморозков» (впрочем с аляски только небольшая часть, остальные со всего мира) отправляются в местные горы. Зачем? Ну кто отправляется, тот знает зачем. А кто не отправляется – тому и не объяснишь.
В общем, с 2009 года я собирался, собирался…каждый год собирался, но все никак не мог собраться. Хожу на большинство вершин «соло», мне так удобнее. Даже если выезжаю с командой и начинаем совместное восхождение, все равно потом где-то индивидуальная подготовка, графики акклиматизации и прочее отделяют меня от других, и часто иду один. Но на Мак-Кинли одному не хотелось. Во-первых в такую даль (фактически полмира, 12 часовых поясов разница с Москвой) логистика на небольшую команду из 2-3 человек гораздо удобнее и выгоднее, чем на одного. Во-вторых на восхождении небольшая группа естественно безопаснее, чем одиночка. Ну и тащить в пересчете на 1 человека в группе нужно немного меньше, чем на 1 человека «соло». Но вот с 2009 по 2011 год с попутчиками что-то никак не получалось. Бывало, кто-то заявлялся за несколько месяцев-полгода до предполагаемого старта, но ближе к делу, когда приходило время покупать билеты, все обычно «сливались» по разным причинам. Да и у меня, собственно, ни в 2009, ни 2010, ни в 2011 году еще не было соответствующего опыта и уровня подготовки для восхождения на Мак-Кинли. Такой опыт дается дорого и собирается долго, если не брать варианты коммерческих восхождений.
Но такие восхождения с фирмами вроде «7 вершин», «Альпиндустрии» и т.п. не рассматривал, хотя там с группой не было бы проблем. Во-первых, ценник на их услуги просто неоправданный. Причем за эти деньги (5-10 тыс долларов) ты все равно делаешь все сам, на гору тебя никто не понесет. Ну и во-вторых, просто не люблю коммерсов от альпинизма. Из-за них в горах много случайных и неадекватных людей, которые так бы там никогда не оказались. Но вот накопил (или украл) кто-то 50 тыс. долларов и подумал – а я крутой, почему бы мне на Эверест не сходить. А коммерсы тут как тут – да, давай нам бабки, и мы тебя на Эверест заведем. Утрирую немного, конечно, но в целом тенденция такая. А я эгоист. По мне чем меньше в горах людей, тем лучше.
Подготовка.
Но вот настал 2012 год, на одном из горных форумов снова начала собираться компания на Мак-Кинли, и на этот раз серьезно. Стали общаться с Михаилом из Пятигорска, который серьезно задумал туда идти и обещал подтянуть еще 1-2 человек. В феврале дошло дело до регистрации. Дело в том, что гора Мак-Кинли находится на территории нацпарка Денали, «дикий» альпинизм там не приветствуется. Чтобы получить разрешение на восхождение, нужно минимум за 2 месяца зарегистрироваться через интернет на соответствующем сайте у рейнджеров нацпарка, заполнить соответствующие регистрационные формы, оплатить пермит ($350), и только тогда восхождение может состояться. Пермит действует год, по нему можно ходить на гору в течение года многократно. Ну и для тех, кто уже ранее был в тех краях и регитрировался у рейнджеров, возможна ускоренная регистрация за 7 дней до восхождения, но это не для нас, мы туда впервые. Утрясли с Михаилом основные вопросы по электронной почте и телефону и в феврале стали регистрироваться. Он из Пятигорска, я из Тайланда, где в тот момент находился. В одном из полей регистрационной формы нужно было вписать название нашей группы (expedition name) для идентификации пермитов и разных организационных вопросов. Михаил предложил простой вроде бы вариант названия – Alaska Summit. Я сажусь за комп, заполняю регистрационную форму с этим названием, и тут звонок от Михаила. Оказалось, что при заполнении он сделал опечатку, вместо Alaska написал Akaska, и форму уже отправил. Что делать – пришлось и мне писать то же самое, чтобы нас идентифицировали как одну группу, а не одиночных восходителей (которых там не любят и заставляют заполнять дополнительные бумажки). Так и получились мы вместо Аляска – Акаска, Akaska Summit. Впрочем, что-то в этом даже есть, какие-то индейско-эскимосские созвучия, я бы сказал, в общем нормально, будем Акаска.
С карты почти сразу списали стоимость пермита, и нам довольно быстро пришло подтверждение регистрации от рейнджеров. В это время появился еще один человек, Андрей из Кисловодска. В прошлом году он уже пытался сходить на Мак-Кинли с коммерческой группой «7 вершин», но их группу нанятые американские гиды развернули, что бывает довольно часто. Теперь он решил сходить без гидов и присоединился к Акаске. С подтверждением его пермита рейнджеры немного потупили, но в итоге все дали. Пришло время брать билеты. Наиболее благоприятное время для восхождения на Мак-Кинли – с мая по июль. Раньше – очень холодно. Позже – очень сложная ледовая обстановка до сентября, а дальше опять же очень холдно. Михаил с Андреем взяли билеты на 27 апреля и в ту же ночь должны были прилететь в Анкоридж. Я еще долго пытался взять билеты туда за премиальные мили Аэрофлота, но не преуспел в этом. Ни на рейсы самого Аэрофлоты, ни на «братские» компании вроде KLM или Airfrance премиальных билетов на нужные мне даты не было. Пришлось покупать за деньги (около 1500 USD) на 28.04 на тот же KLM по маршруту Хельсинки-Амстердам-Минеаполис-Анкоридж и назад 19.05 Анкоридж-Сиэттл-Амстердам-Санкт-Петербург. Вылеты из Питера на 29 были существенно дороже, а доехать до Хельсинки от нас можно на поезде за 3,5 часа или на маршрутке прямо в аэропорт часов за 6-7.
В общем, билеты взяты, команда собрана. Готовлюсь по физухе, дополнительно к бегу и тренажерке стал ходить в бассейн плавать. Собственно, плаваю с 5 лет, и всегда думал, что умею это дело. Но тут решил не просто молотить руками на дорожке, а обратиться к тренеру, чтобы поправили технику, дали правильную нагрузку. Бассейн рядом с домом, тренер Наталья взялась за меня, и сразу выяснилось, что плавать я практически не умею… Ну месяца за полтора вроде научился, спасибо Наталье!
По электронной почте списался с Сергеем Барановым из mountaingiedes. Он в прошлом году второй раз ходил на Мак-Кинли, на РИСКе его отличная статья по всем организационным вопросам восхождения. Уточнил у него интересующие моменты, также сославшись на него получил у летчиков скидку на заброску на ледник. Цена на сайте Talkitna Aero Taxi – 575 USD с человека, нам дали цену 500, итого 225 долларов экономии на троих. Спасибо, Сергей!
Время старта подходит все ближе, подготовка заканчивается. Хотел недели за 3 до старта сходить куда-нибудь на Эльбрус или что-то подобное, чтобы получить предварительную акклиматизацию, но не получилось, много дел. Обсудили с Михаилом общественное снаряжение, потихоньку подобрал недостающее лично. За пару недель до вылета прекратил все тренировки, чтобы организм полностью отдохнул и восстановился.
Вылет 28 апреля, в субботу, а 22 вечером я сваливаюсь с классическим гриппом. Температура под 39, ломит все тело, озноб, ночь в полубреду. Пиздец – другого слова просто не было. Если само по себе – ничего страшного. Недельку полечиться и нормально, а если не лечиться, то через 7 дней само пройдет. Но у меня до вылета 5 дней. И даже если вылечусь – все равно организм будет ослаблен, восстанавливаться после такого удара надо еще недели 2 после выздоровления. Понедельник- вторник лежу все также с температурой, посещают мысли об отмене вылета. Но столько подготовки! И с людьми (хоть и совершенно незнакомыми) договорился! Неужели все напрасно?
Ну к среде вроде немного оклемался, в четверг уже вышел из дома и сел за руль. В пятницу, взвесив все за и против, решил лететь. Лучше попытаться и не сделать, чем не пытаться, а потом жалеть об этом. Собираю вещи. Получается два рюкзака 24+14 кг. Перебор, но надеюсь, что ручную кладь взвешивать не будут. Ну в крайнем случае выну из рюкзака высотные ботинки и надену их на ноги в аэропорту. Посмеемся конечно, но вес сразу на несколько кг уменьшится. В прошлом году, когда летал в Киргизию на пик Ленина, много альпинистов на рейсе так и делало. Проходили контроль веса в тяжелых ботах, а потом переодевались в тапки. Их я тоже заготовил.
"В далекий край товарищ улетает"
В субботу утром сажусь в «Аллегро» на Финляндском вокзале. Быстро, хорошо, удобно, правда в 3 раза дороже маршрутки (85 евро против 25-30), но и быстрее почти в 3 раза. Финские таможенники долго ощупывали мой большой рюкзак, интересовались, куда это я еду, и что в нем, но потрошить не стали. Далее в Хельсинки пересадка на автобус до аэропорта, там куча времени. Сдаю багаж, ботинки одевать не пришлось. Посадочный талон распечатал на кануне еще в Питере, зарегистрировавшись через на сайте авиакомпании. Багаж регистрируют до Анкориджа, но говорят, что его нужно будет получить в Миннеаполисе, пройти с ним американскую таможню и снова сдать. На нижнем этаже аэропорта обедаю как следует. Там очень хороший шведский стол за 10 евро.
В Амстердам вылетаем по расписанию. Там времени мало, 15 минут на переход из одного терминала в другой, посадка на мой рейс уже идет. Перед досмотром стоят какие-то люди и многих, меня в том числе, начинают подробно выспрашивать. Куда именно и с какой целью я лечу, где живу, кем работаю, откуда прилетел сейчас, почему лечу именно таким маршрутом, а не иначе, сам ли брал билеты, везу ли только свои вещи, или мне что-то передали…борются с терроризмом товарищи, видимо. Минут за 10 от них отделываюсь и в самолет. Он практически полный. Поспать на 2-3 сидениях, как на перелете в Австралию, не удастся, ну и ладно.
Прилетели в Миннесоту, очереди на пограничный контроль небольшие совсем по сравнению с НЙ или ЛА, служивый, как обычно, спрашивает, куда и на сколько я еду. Отвечаю все как есть, показываю подтверждение пермита из нацпарка. И тут он делает бяку. До этого был в штатах не один раз, и все время на въезде ставили на миграционной карте максимальный срок пребывания – 180 дней несмотря на то, что говорил, еду на 2 недели или вообще транзит 2 дня. Ну штамп у них стоял, видимо, с числом выставленным на 180 дней от текущего, и лень переставлять. А тут ставит нехороший человек дату крайнюю дату выезда 27 мая. И хотя у меня билеты на 19 и все должно хватить, но это же горы, мало ли как может обернуться. По описаниям, бывало после восхождения люди неделю-две сидели в базовом лагере и не могли спуститься вниз из-за поганой погоды. Ну да ладно, будем надеяться, что ничего такого не случится, и улечу по плану 19 мая.
Получаю багаж. Таможню прохожу совсем быстро. Спрашивают, куда направляюсь. Отвечаю, на Аляску, в горы. О! – говорят. А что с собой, еда какая есть. Нет, говорю, только одежда и снаряжение. Еду куплю на месте. Так оно и есть на самом деле, никакой контрабанды. Верят на слово, милые люди, не копаются в моем огромном рюкзаке. Сдаю его снова и уже на посадку на рейс до Анкориджа. Лететь еще окло 5 часов, далеко она, эта Аляска, особенно окольными путями. А ведь был когда-то прямой рейс Аэрофлота из Москвы в Анкоридж, через Северный полюс всего за 9 часов. Но сейчас не летает.
Прибываем чуть раньше расписания. Беру вещи, в такси и в отель. Точнее Arktic Adventure Hostel. Минут 15 и 15 баксов езды от аэропорта. Михаил с Андреем ждут меня там, сообщили номер комнаты. Время – первый час ночи по местному. А в Питере +12 часов и середина дня. Поздоровался со своей командой, помылся и спать. Завтра еще день на подготовительные мероприятия.
Анкоридж.
На следующее утро за нами на своем грузовичке заехал Артур Тестов, наш земляк. Сам он родом из Рязани. Почему на грузовичке? А тут почти все на них ездят. Dodge RAM 2500, Shevrolet Silverado, Toyota Tundra и им подобные – самые распространенные на Аляске машины. Кабина на 5-6 человек и кузов еще полтора-два метра длинной. Движок на 5-6 литров, полный привод. Вот такая обычная аляскинская машина. Впрочем, в Техасе примерно такие же, особенно подальше от больших городов.
Михаил когда ходил на Мак-Кинли в прошлом году познакомился здесь с Артуром. Теперь списался с ним по электронной почте, и тот предложил свою помощь, если потребуется.
Артура тут все знают. Он – легенда аляскинского альпинизма. В 1998 году первый в истории вместе с еще одним напарником из России взошел на Мак-Кинли в самый разгар зимы, в январе. Ну и третий человек, тоже русский, помогал на восхождении и ждал в одном из высотных лагерей. Никто после них не смог повторить такое. Многие пытались, кто-то даже зашел, но позже, в феврале-марте, когда морозы спадают. Ну и в любом случае это было после. Так что Артур первый и пока почти единственный. О давно живет на Аляске, получил гражданство Штатов за свои спортивные достижения. Ходит на Мак-Кинли почти каждый год, особенно любит зимой и/или с Севера, когда и где нет толп альпинистов и протоптанных ими троп. Он тоже эгоист и не любит, когда в горах много народу. Ну и его новый проект – зайти на Мак-Кинли в разгар зимы в паре с Кристин Ферет. Это будет первая женщина на этой горе зимой. Они уже пытались, но пока не получалось. Будут пробовать еще. http://www.wintermckinley.com
Время еще раннее, поехали сначала завтракать. В одном из супермаркетов неподалеку отдел с горячей готовой едой и кофейня Старбакс тут же внутри. Далее в outdoor-супермаркет REI. Это нечто вроде «Спортмастера», но с ассортиментом, акцентированным на горные и outdoor виды спорта. От носков и перчаток, до горелок и высотной еды. Закупили тут недостающую снарягу, либо то, что было лень тащить из России – лопаты, веревку, баулы для перевозки вещей на санях, газ, карематы, немного высотной еды и эенргетиков, что-то еще…по мелочи набежало долларов на 700 на компанию. Выезжаем из города и заворачиваем в продуктовый супермаркет. Еще на 700 долларов еды из расчета на 3 человек на 3 недели – получается около 40-45 кг.
Деревня.
Далее едем к Артуру в гости. Живет он примерно в часе езды от Анкориджа в небольшой деревне. 29 миль по шоссе и еще миль 20 по местной дорожке.
Люблю глухомань! Там кроме него еще 7-8 домов. Или не совсем домов. Кто-то живет в трейлерах, кто-то в совсем непонятных постройках. Артур тоже сначала жил в трейлере, пока не построил дом. Теперь трейлер для гостей, для нас то есть. Земли несколько акров, протекает небольшая речка, по которой летом идет лосось на нерест. Вокруг лес и горы. Красота! У Артура две собаки, здоровые и добрые. Особенно прикольная Мамба – помесь ротвейлера, чау-чау и кого-то там еще. Хотя с виду помесь собаки и поросенка.
Была еще лосиха. Несколько лет назад собаки нашли брошенного лосенка неподалеку, он его выходил, вырастил. Но этой зимой лосиха умерла, чего-то объелась, жалко.
Кроме лосей, бывает, приходят и медведи. Артур не охотник, убивать животину ему жалко. Поэтому у него всего несколько стволов дома. На всякий случай, если вдруг шальной медведь забредет или лось одуревший накинется. По сравнению с некоторыми соседями – всего ничего. На Аляске разрешено свободное владение и ношение оружия. У многих дома целые арсеналы, и в магазин за хлебушком выходят с кольтом под курткой. Один из деревенских соседей и вовсе оружейник. Сам изготавливает оружие, модернизирует готовое, торгует стволами и патронами.
Кроме альпинизма Артур еще столярничает. Из местного дерева изготавливает мебель и разные предметы быта. Или под заказ, или на продажу в магазинах по округе. Также пара вещей, стол и кресло, у Артура стоят в кузове грузовика для демонстрации и рекламы.
Вечер ушел на раскладку снаряжения и еды по пакетам и распределения по весу между участниками. Для фасовки еды очень удобны зип-пакеты, продающиеся там же, в супермаркете. Можно делать раскладки по дням (чем заниматься было абсолютно лень), можно просто, например, все сухое картофельное пюре из коробок и пакетиков пересыпать в один зип, сэкономив место и вес. Часа полтора ушло на все это. Потом пожарили мясо, достали вина. Артур рассказывает о своих восхождениях, показывает фото и видео. Впрочем, усталость от перелета и разница 12 часов по времени с Москвой не позволили в полной мере насладиться приятной компанией. Почувствовал, что вырубаюсь, и ушел спать в трейлер.