Возникает резонный вопрос – раз не особо хотелось, так зачем тогда? Во-первых, жене как раз очень хотелось. Даже не столько что-то посмотреть, сколько именно побывать. А во-вторых, именно это и стало для меня неким вызовом – а слабО ли?
Это наш второй всего-навсего опыт самостоятельного путешествия, первый был в Израиле в ноябре 2013 Все впервые - в Израиль, самостоятельно, отчет. Ноябрь 2013. А тут сразу столько вопросов – и виза, и ехать очень неблизко, и куда там податься и что делать вообще. И держава не слишком дружественная. И российскими туристами все же не особо освоенная. Ощущение было, как будто в космос собрались, право.
Но ведь ездят же люди! О чем собственно и говорит красноречиво данный раздел форума. А раз люди ездят, значит и мы сможем. Ну что-же, значит надо приниматься за решение всех встающих проблем поочередно.
Еще одно отступление. Я помню все проблемы, которые вставали передо мной, как в процессе подготовки, так и при самом путешествии и постараюсь осветить и сами проблемы и найденные мной решения. Тем, кто ездит в штаты часто, это может показаться занудством и расписыванием априори известных мелочей, но я думаю - а может такой же человек как я, который только принял решение, но еще не знает с чего начать и чем продолжить, прочтет мой отчет и это ему немного поможет. Итак, приступим.
Виза. Даже вот так вот ВИЗА.
Вообще, у меня сложилось впечатление, что получение визы – это вообще самое сложное, если едешь в первый раз. Все мало-мальские нюансы подачи заявления, заполнения анкеты и прохождения собеседования расписаны в соответствующих ветках форума, инфу я брал исключительно оттуда. Возможно в моих словах опять есть некое противоречие, мол обещал расписать все вопросы и ответы, а сам отсылает другие темы форума читать. Но я поступил в свое время именно так и не пожалел. Если очень-очень вкратце, то шансы получить визу (речь идет о туристической визе конечно) резко возрастают, если подаете на визу семьей с приличным доходом и опытом заграничных поездок. И резко падают, если человек не женат\не замужем, молод и без стабильной работы. Хотя и то и другое не абсолютно. А еще очень важен пофигистичный настрой. Дадут визу – хорошо, не дадут – тоже нормально. Ну, у нас и с первым и со вторым все ок. Подавали и собеседовались в Екатеринбурге (раз уж так вышло, что мы там живем), брали на собеседование кучу разных бумажек, типа справок о доходах, старых паспортов, еще чего-то, что даже не упомню. Ничегошеньки не понадобилось. Консульский работник задал ровно три вопроса о сроках и целях поездки и все, «Ваша виза одобрена». Собеседование проходили в аккурат перед новогодними каникулами и из Пони Экспресс просили забрать паспорта с визами сразу, чтобы они не зависли у них на все праздники и не уехали обратно в консульство, как невостребованные. Это мне показалось странным, типа выдать паспорт они не смогут, так как не работают, а вот как невостребованный его вернуть смогут. Ну да ладно, их желание выдать нам паспорта совпало с нашим желанием получить их поскорее и все в итоге остались довольны друг другом.
Билеты.
Тут вариантов немного из Екатеринбурга, либо финские авиалинии, либо аэрофлот. У финнов билеты были дешевле, но тариф невозвратный, а у аэрофлота возврат, по-моему даже без штрафа более чем за 24 часа до вылета. Билеты покупались месяца за два с половиной – три до вылета и обошлись нам на двоих в 56 тыр. С точки зрения чистого любопытства я мониторил цены на билеты до момента вылета, они слегка подросли, но ненамного, тысячи на две.
Очень предварительные планы.
Прежде чем бронировать жилье, надо было определиться, а куда собственно. Было у нас 10 дней на отпуск и в итоге решили не скакать галопом по всей стране, а по максимуму попытаться закрыть тему Нью-Йорка и съездить на 1 день в Вашингтон.
Жилье.
Цены на отели в Нью-Йорке прямо скажем… Огого. То еcть не просто дорого, а очень дорого. Как сказал таксист, везший нас из аэропорта «extremely expensive». А селиться в отель, где комната размером с кровать и общая ванная как-то не хотелось, это ведь все же не на день, а на десять. А если в отель дорого, то значит надо поискать съемное жилье. А это в свою очередь приводит нас на сайт ..ru. Мы до этого момента жилье не снимали, только отели через http://booking.com?aid=325219;, но почитав тему на форуме Cистема ..com бронирование комнат, квартир, домов напрямую у собственников пришли к выводу, что попробовать стоит.
Плюсы бронирования жилья очевидны, из минусов же могу сказать только, что в отеле всегда можно понапрягать ресепшн на предмет помощи и информации, здесь же приходится больше напрягать свою голову. Ну, на то и самостоятельный туризм, чтобы самим обо всем заботиться.
Из вариантов бронировать комнату или жилье целиком, остановились на последнем. Ну а дальше нашел 20 подходящих вариантов, отправил запросы, получил 15 ответов, из них 10 положительных, завязалась переписка с хозяевами. В процессе переписки отсеялись по разным причинам еще 5. Из оставшихся выбрал один (было бы странно если бы больше :-) ). Хозяйка отвечала оперативно, очень детально, даже предлагала, если сложности с английским, общаться через ее русскоязычную подругу. Условия бронирования гибкие - за 5 дней можно отменить без штрафа. Квартира в Юнион-сити, Нью Джерси, звучит страшновато, но на самом деле только пересечь Гудзон - 15 минут на автобусе - и мы в Port Authority Bus Terminal - транспортный узел в самом центре Махэттена, в двух кварталах от Таймс Сквер. Зато сам Юнион Сити - место тихое и спокойное с двухэтажными домами.
Правда живут там в основном латиноамериканцы.
Когда мы уже возвращались домой, разговорились в автобусе с одним американцем русского происхождения, провожавшим свою маму в аэропорт. Так вот он, узнав, что мы жили в латиноамериканском районе, сказал, что он бы не рискнул по такому району вечером ходить. Возможно местным виднее, мы же никаких признаков опасности в районе не увидели. Да, в магазинах первое приветствие на испанском и только потом по-английски. Но все чисто, аккуратно (ну, почти все).
Народу вечером на улицах мы и не видели.
Так что, если кого-то заинтересовал этот вариант, то от души его рекомендую. . Обошлось это удовольствие нам в 900 долларов хозяйке(90 за день), еще 90 - комиссия сайта и 200 - залог за сохранность имущества, который на момент написания отчета еще не вернулся. В переписке хозяйка ответила, что заявок на удержание залога не делала, так что вероятно это связано с манерой российских банков разблокировать замороженную сумму только через 30 дней.
Страховка.
Опять же, перечитав тему Медицинская страховка для нерезидентов/визитеров в США склонился к тому, чтобы купить страховку не у отечественной компании, а у американской. Воспользоваться не пришлось, так что ни про плюсы ни про минусы ничего на практике не скажу. Выбрал вот такой вариант https://www.insubuy.com/hccmis/atlas/am ... ductible=0 обошлось это нам на двоих в 106 примерно долларов. Страховка без франшизы с покрытием на миллион. Думал обойтись электронной версией страховых карточек, но увидел при заказе, что отправка в пределах США пластиковых карт включена в стоимость, так что, согласовав предварительно с хозяйкой, выбрал доставку карт уже на американский адрес.
Более детальные планы.
Если захочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Не очень люблю планировать все чересчур детально, тем более что есть ряд обстоятельств, вследствие которых поездка могла сорваться в любой момент. Был прочитан следующий замечательный путеводитель http://flibusta.net/b/309696/read. И было составлено 2 списка. 1 - must see и 2-й - то, что увидеть хотелось бы по мере возможности. Must see - это то, что и так всем известно: Статуя Свободы, Эмпайр Стейт, музей Метрополитен, мемориал 9/11, Утюг. Второй список гораздо обширнее, он включал в себя чуть ли не две трети из достопримечательностей, описанных в путеводителе. Но его выполнить не очень получилось.По Вашингтону никаких путеводителей не нашел (не слишком искал, если честно). Опирался на память и Гугл-карты.
Последний вопрос, который надо было решить - как добраться из аэропорта до жилья. Гугль-мэпс выдавал варианты доехать с двумя пересадками на метро и на автобусе. Немного поразмышляв, я решил, что после суток в дороге в чужом городе лучше с общественным транспортом не заморачиваться и просто взять такси.
Дорога.
Аэрофлот сейчас позволяет зарегистрироваться на рейс онлайн за 24 часа до вылета. Так как у нас рейс был стыковочный, соответственно можно было зарегаться за 24 часа до вылета из Екатеринбурга, что я и сделал. При регистрации допустил ошибку. Надо было указать место проживания в США. Причем сайт спрашивал дважды - укажите место вашего пребывания и второй раз - укажите место вашего пребывания в США. По первому вопросу указал адрес в США, но когда всплыл второй вопрос, где явно спрашивалось про США, решил что в первом вопросе надо было написать российский адрес. И главное, исправить уже введенные данные не получалось. Для жены указал российский адрес в первом вопросе и американский во втором. Потом позвонил в колл-центр аэрофлота. Оператор мне сказала, что надо было в обоих пунктах указывать американский адрес, и поправила данные по жене.
Стыковка между рейсами 10 часов, вылезли в город, жена в Москве не была давно уже и хотела реализовать свою детскую мечту - попасть в Мавзолей, что мы с успехом и сделали.
Про дорогу рассказать особо нечего, комфорт и сервис в Аэрофлоте вполне на уровне. Доводилось летать Эмирейтсами, так у Аэрофлота конечно похуже, но только чуть-чуть. У Эмирейтс пошире выбор напитков и развлекательных программ, только и всего. Самолет (Боинг 777) заполнен был полностью, причем процентов 90 - русские. Летели очень долгие 10 часов (раньше доводилось проводить в воздухе максимум 6 часов). Немного над Россией, потом над Латвией, дальше Балтика. Зацепили кусочек Норвегии и потом уже долго-долго над океаном.
Летать я не боюсь, но стоило только впустить в сознание мысль, что мы сейчас в большой алюминиевой трубе перемещаемся на скорости 800 км\ч и высоте 10000 над океаном, как по коже начинали ползти мурашки. Чтобы отогнать эту мысль закрываем иллюминатор, включаем на мониторе сериал (посмотрел кстати “Подпольную империю” до которой дома руки никак не доходили) и переключаемся экранное действие.
Как бы банально это ни прозвучало, но любой, самый длинный полет в итоге заканчивается. Закончился океан, над Канадой самолет повернул на юг. Опять открыли иллюминатор, полюбовались видом земли. На земле лежал снег, странно вроде не такой уж и север, даже у нас на Урале он уже почти весь сошел.
Еще минут 40-50 и ВСЕ! Долетели наконец-то.
Нью-Йорк встретил нас… Нет, вообще-то Нью-Йорк нас не встречал, Нью-Йорку плевать с Эмпайр Стейт билдинга на очередную парочку русских туристов. А погода была для конца апреля прохладная - градусов 10, пасмурно и ветер. Дома, когда мы уезжали, была такая-же погода. Но ведь здесь-то гораздо южнее, почти широта Мадрида! А погода как на Урале… Ну да ладно, мы сюда не загорать приехали.
Памятуя многочисленные рассказы, ждали огромной очереди на паспортном контроле (поправьте меня, вроде бы это и не паспортный, а иммиграционный контроль). Но в очереди был только наш самолет, а сидели мы в хвосте и соответственно подошли к контролю в числе последних. За нами уже пришел какой-то рейс из Африки и выстраивалась новая очередь.
Ожидали вопросов по поводу нашего американского жилья, все-таки не отель, а квартира, но вопросов не было. Вообще. Спросили только, кто мы друг другу и какова цель поездки, сняли отпечатки пальцев (сверяли с тем, что в консульстве снимали, что-ли). Получили багаж, потом еще какой-то контроль, таможенный вроде бы, там тоже только глянули в паспорт, я кстати по ошибке развернул страницу с шенгенской визой, но офицера это не смутило и вот наконец-то ВСЕ! Мы в АМЕРИКЕ! Часть квеста пройдена, проникли, так сказать, на особо охраняемую территорию.
Я писал об этом в израильском отчете и наверно буду писать во всех следующих - когда прилетаю в другую страну и только-только выхожу на воздух, всегда сначала принюхиваюсь. И всегда есть что-то свое в запахе каждой страны. Потом к этому быстро привыкаешь и не чувствуешь, но тем ценнее первые минуты знакомства с новой страной.
Здесь не пахло экзотической растительностью, просто морем. И воздух был свежий, не чувствовался смог.
Welcome to New York
И вроде бы знаю первое правило разумного человека - если тебе что-то предлагают, причем сами подходят и предлагают, то имеет смысл задуматься и попробовать поискать другие варианты. Но тут то ли сутки в дороге из колеи вышибли, то ли эйфория еще не прошла. Короче, на выходе из аэропорта подловили нас с предложением отвезти, причем не на такси, а какая-то лавочка. Согласились на свою голову. Я рассчитывал, что дорога обойдется долларов в сто, водитель обещал точный расчет по километражу, уверяя что у желтых такси расчет идет по времени, то есть стояние в пробке съест больше денег. Ну ладно, поехали.
Первое знакомство с городом - в дороге. Дома другие, но не сильно. Масса двухэтажных домов, есть повыше, но тоже не небоскребы. Машины на дорогах почти такие же как у нас. Мой первый разрушенный стереотип - в Америке все ездят на больших американских машинах. Нет, полно самых разных машин, есть и японцы и немцы. А вот корейцев или французов не видно. А вот и отличие - грузовики. Почти у всех кабины капотные и сами грузовики - этакие здоровые звери, да еще и с обвесами всякими и большим количеством хромированных деталей, прямо как в кино.
Пересекаем Ист-Ривер по тоннелю и въезжаем на Манхэттен. Улицы кажутся узкими, обочины заняты припаркованными машинами, для проезда остается только по одной полосе в каждую сторону. Немного разговорились с водителем, он рассказал, что доводилось над Россией пролететь и он видел много заснеженной земли. Я рассказал ему пару заготовленных баек-ужастиков про наш климат. Оба посетовали на то, что в большом городе лучше работать, а жить наверно все же лучше за городом, но тогда неизбежны утренние и вечерние пробки на выезде из города (как раз в такой пробке стояли). Снова тоннель, на этот раз под Гудзоном, в середине тоннеля нарисована полоса границы штатов, въезжаем в Нью-Джерси.
Состояние сознания уже полусумеречное, сказываются сутки без сна, тем более, что дома уже раннее утро. И вот когда мы уже доехали, водитель выписал нам счет - почти двести долларов. Из них 130 за километраж, а остальное - сборы, типа за тоннели. Сумма кажется чрезмерной, но сил спорить уже нет, до кровати бы добраться. А может и правда такая сумма, не знаю.
Вместо хозяйки нас встретил ее муж, она заранее предупредила, что ее не будет. Силы поразглядывать квартиру и поудивляться еще есть.
Стереотип неразрушенный - американцы любят все большое. Огромный холодильник, шириной сантиметров 80, и как только в дверь прошел. Плита кажется еще шире, с огромным расстоянием между конфорками.
Отопления нет, есть только индивидуальные электрообогреватели в каждой комнате. Нет вентиляционных решеток, но вроде бы каждое помещение с окном. На мой взгляд не очень удобно, особенно в кухне и ванной - с одной стороны проветривать надо, то есть окна должны быть открыты, с другой - на улице холодно и мыться в холодной ванной - удовольствие маленькое. Потолки высокие, даже выше 3 метров.
Фишка, которую видел в кино - окно рядом с мойкой для посуды.
Наверно американцам кажется забавным мыть посуду и при этом смотреть в окно. Правда окно выходит на задний двор и видна только глухая стена соседнего здания.
Сама обстановка несколько неформальная, основной бизнес хозяев - звукозаписывающая студия на первом этаже, в квартире много книг о музыке и музыкантах. Вайфай работает отлично, хозяева оставили расписание автобусов, карты местные и нью-йоркские, еще кучу разной инфы. А еще чуть-чуть еды для первого завтрака - фрукты, яйца, йогурты, соки. Слегка перекусываем сухариками, взятыми из дома и тем что нам оставили, время еще не очень позднее, но идти в магазин сил уже нет, и все, безумно долгий день 22 апреля 2014 года закончен, завтра нас ждет… ну конечно не ждет, это мы его ждем, Нью-Йорк.
Шопинг, шопинг, шопинг…
Не знаю, во сколько обычно встают американцы, мы поднялись в 6, правда дома было 8 вечера. Голова была еще мутноватая, перестроиться на другой часовой пояс с такой разницей во времени не просто. Для начала пошли пройтись по Юнион-сити, продуктов там купить, разведать, где автобус останавливается, ну и вообще оглядеться. В Юнион сити вся жизнь сосредоточена в основном на Бергенлайн авеню, там все магазины, кафе и тому подобное. До Бергенлайн нам было идти ровно полквартала. Тут со мной случился то ли второй то ли третий раз в жизни случай географического кретинизма. Ни на что, кроме трудностей акклиматизации я его списать не могу. Вместо того, чтобы повернуть налево, мы пошли направо и вместо Бергенлайн вышли к огромной церкви.
Очередной разрушенный стереотип - протестантские церкви, как мне казалось, не должны выглядеть, как католические, а тут здание готического облика. Оказалось, что это корейская пресвитерианская церковь. Опять недоумение с нашей стороны - неужели в Юнион сити столько корейцев? Хотя скорее всего община строит церковь там, где есть свободная земля, а потом по воскресеньям с самых разных мест прихожане съезжаются на службу.
Добрались все таки до продуктового магазина. Цены на продукты почти как у нас, ну может процентов на 10 повыше. Правда в пересчете цен приходилось делать не одну, а две арифметические операции - сначала переводить фунты в килограммы, а потом доллары в рубли. Выбор продуктов конечно другой. Много разного охлажденного мяса, совсем разделанного для готовки, и мало колбасных изделий. Какие-то экзотические то ли фрукты, то ли овощи, которые мы так и не рискнули попробовать. Яйца продаются на десятками, а дюжинами. Почти никаких круп кроме риса, зато много разных бобовых.
Не видели, чтобы в обычных продуктовых магазинах продавалась рыба - только в специальных fish market’ах. То ли местные особо рыбу не едят, то ли чтобы не воняло. Ну и алкоголь тоже только в отдельных магазинах.
В первый раз попытался расплатиться картой и сразу проблема. Ни долларовая ни рублевая виза не проходят. Причем кассир сначала уточнил - дебетовая или кредитная карта. У меня обе дебетовые, так ему и сказал. Не проходит платеж. Потом, уже в другом магазине кассир попробовала провести карту как кредитную и profit! Где-то на форуме подобная инфа вроде уже проскакивала, что российские дебетовые карты воспринимаются американскими терминалами как кредитные, в особенностях чипа дело, что ли. Ну, в этом случае, как говорится, хоть горшком назови, только в печь не ставь.
А по поводу оплаты наличными и чаевых - когда тебе в магазине все упакуют в пакеты и с улыбкой поблагодарят за покупку, то как то рука сама тянется оставить ту сдачу, что меньше доллара, в специальную банку для чаевых.
На Бергенлайн действительно сосредоточена торговая жизнь Юнион сити. Для нас те заведения немного непривычны. Ну ладно, продуктовые и винные. Ну ладно, магазины со всякой хозяйственной мелочевкой. Но помимо этих понятных и привычных магазинов масса закусочных и кафе. Не то, чтобы в Екатеринбурге мало кафешек. Но здесь они реально на каждом шагу. А еще масса прачечных. И почему то много магазинов парикмахерских принадлежностей.
Еще до отъезда у меня была мысль взять на месте симку с безлимитом. Побродив по сайтам разных операторов остановился на t-mobile, они предлагали месячный безлимит звонков и интернета за 50 долларов. Еще за 10 можно было подключить опцию безлимитных международных звонков.
На месте попробовал найти какой-нибудь офис подключения. Таких лавок тоже хватало. Но вот только с ценой пролет вышел. Помимо 50 +10 в каждом офисе, даже t-mobil’овском просили еще от 10 до 20 долларов за активацию карты. А для меня 60 за 10 дней пребывания - это все же был потолок.Решили, что обойдемся скайпом для общения с домом, а для ориентирования на местности вместо мобильных гугл-карт будем пользоваться обычными бумажными.
После электроники, решили поглядеть, что Юнион-Сити предложит нам в смысле одежды.. Заходим в магазин - и на удивление меня просят сдать сумку в камеру хранения. Такого я больше нигде в Америке не встречал, видимо район и впрямь слегка криминальный. Смотреть было не на что, все китайское очень низкого качества, хотя реально очень дешево. Но такого-то и у нас полно по тем же ценам. Заглянув еще в пару-тройку магазинов, где с выбором и ценами все было примерно так же, решили знакомство с Юнион-Сити свернуть и все же выдвинуться в Нью-Йорк после обеда.
В Нью-Йорк от нас ехал 123 автобус компании NJTransit. В расписании этот автобус обозначен как exact fare. Это значит, что билет надо либо покупать заранее, либо расплачиваться с водителем при входе только наличными без сдачи. Билет нам купить было негде, пришлось искать мелочь, проезд стоил 3.20 на человека. Потом мы покупали в Port Authority Bus Terminal сразу по 10 билетов в автомате, это получалось чуть подешевле, по 2.70 за билет, но все равно проезд влетал в копеечку. Хотя ехать на Манхэттен откуда-нибудь из Квинса или Бруклина на метро стоило бы не дешевле, а времени заняло бы наверно столько же. Просто там по нашим меркам очень дорогой проезд.
В процессе подготовки тему шопинга я полностью отдал на откуп жене. Ей хотелось что-нибудь от Calvin Klein и она нашла какую-то их точку на углу Мэдисон авеню и 60 улицы. Дальше в дело вступал я, прикинув по гугл-картам что пешком от автовокзала дотуда можно будет дойти минут за 40.
И мы пошли пешком. Это была первая прогулка по Манхэттену. Шли не торопясь, глазели на людей, на здания, фотографий не делали. Снова разрушенный стереотип - американцы все время улыбаются. Нет, есть самые разные лица и сосредоточенные и хмурые, но часто просто отстраненные. Одеваются не очень привычно на наш взгляд - либо джинсы-кроссовки, либо деловые костюмы (ну, про костюмы понятно, бизнес-стиль). Из женщин почти никто не ходит на каблуках. Еще один стереотип рухнул- в Америке очень много толстяков. Народ как правило нормального телосложения. Хотя средний рост все же на мой взгляд повыше, чем в России. Я со своими 185 сантиметрами роста в России все же выгляжу как крупный мужчина, а там выглядел скорее как средних габаритов человек.
Не знаю, как насчет всех американцев, но нью-йоркцы - пешеходы не заморачиваются с соблюдением правил дорожного движения. Такое ощущение, что на красный сигнал светофора не переходили улицы только мы. Опять же, не скажу за всех россиян, но екатеринбуржцы на мой взгляд чуть более дисциплинированны. Если дорога пустая, то на красный ломанутся переходить дорогу от трети до половины народа, остальные все же ждут зеленого.
Здания и улицы описывать смысла нет, нужно показывать фотографии, а вот ощущения от улиц и зданий передать попытаюсь.
Во-первых названия. Для туриста конечно удобно, что все улицы и авеню номерные, всегда понятно, где ты и куда идти, если адрес знаешь. Но скучновато по-моему, когда нет названий, а только номера. У авеню помимо номеров еще есть какие-то полуофициальные названия - avenue of the americas например, а вот улицы вроде как чисто номерные.
И улицы и авеню кажутся узкими. Нет, так-то ширина у них нормальная, но из-за того, что почти все здания достаточно высокие, постоянно создается впечатление, что идешь по какому-то ущелью. Нет, оно не давит, но все равно присутствует
А еще, все пространство города очень заполнено, в единице пространства больше объектов, чем где-либо из всех мест, где мне доводилось бывать, включая Сингапур и Дубай.
Сейчас будет немного занудства и отвлеченных рассуждений. Как-то довелось прочитать книгу, где помимо прочего высказывалось два утверждения. Во-первых, город можно рассматривать, как текст, в который создатели зданий или их комплексов вносят свои смыслы. А во-вторых город оказывает влияние на своих обитателей. Конечно человек, не выросший в местной культуре, не способен прочесть текст города полностью, так что прочитал я из этого текста примерно следующее. Америка конца 19 - начала 20 века хотела быть Римом. Причем хотела быть Римом республиканским, но получался Рим имперский. Америка более поздних времен не хотела быть похожей ни на кого, она уже самодостаточна и наоборот, уже многие другие хотят быть на нее похожими. Еще одна идея - стремление ко все большему и большему, стремление ввысь. Что касается влияния города на жителей, то насыщенность и даже перенасыщенность пространства.провоцирует ускорение темпа обработки информации, а значит и просто жизни. Хочется двигаться быстрее, больше успеть. Вообще это конечно выходит за рамки отчета да и сами утверждения не бесспорны, просто это один из углов зрения, под которым можно рассматривать любой город и сделать определенные выводы.
Рассуждения все эти мои постфактумные конечно, а пока мы потихоньку дошли до Кельвин Кляйновского магазина. Но это был какой-то очень пафосный магазин, где например кофточка стоила долларов 700. К таким тратам мы были не готовы. Нам просто хотелось джинсов или чего-нибудь подобного. Продавец любезно порекомендовала дойти до department store Блумингдейлс, он в двух кварталах. Для меня Блумингдейлс известен был только как место где работала Рэйчел из сериала “Друзья”. Торговый центр не из пафосных но и не из самых дешевых. Там мы провели остаток дня и той же дорогой вернулись назад.
Шопинг продолжается. 24 апреля 2014
Чтобы закрыть тему шопинга, расскажу еще про этот день, но чисто информативно, может у кого-нибудь это вызовет интерес. Есть в Нью-Йорке (а может и по всем США, не уточнял) такая сеть торговых центров Century21, их сайт http://www.c21stores.com/. Они продают вещи, причем не сказал бы что из старых коллекций, с хорошим дисконтом. У них даже что-то вроде корпоративного слогана - “Как нам удается держать такие цены - самый охраняемый секрет в Америке”. Тот магазин, куда поехали мы, расположен по адресу Courtland st 22. От Port Authority Bus Terminal (в дальнейшем буду называть его сокращенно PABT) гугл-карты рекомендовали доехать на метро линии Е до конечной станции world trade center и пройти пару кварталов.
Нет, совсем кратко не получится. Метро - это отдельная тема. Когда я впервые поглядел на карту нью-йоркского метро, мне показалось, что разобраться в этом будет очень сложно. Но в итоге очень помогла вот эта тема Re: Нью-Йорк, метро. Виды билетов к которой я могу от себя добавить только, что русский язык понимают не все автоматы по продаже билетов. И в том же автомате, где не было русского языка возникли проблемы с оплатой по карте, пришлось платить наличкой. Но это было один-единственный раз.
Про Century21 скажу, что поехали мы туда к 10, но оказалось, что он работает с 7-45 по будням. Ехать туда лучше с утра, пока выбор размеров еще нормальный и нет очередей в примерочные. Народ там самый разный, много туристов, даже русские голоса были слышны. Провели мы там часов пять вполне удачно и на этом тему шопинга я закрываю.
“Тяжелый смог окутал Вашингтон”
Что я планировал по поводу Вашингтона, рассказывать не буду, ибо план удался пусть не на сто, но на девяносто пять процентов точно, так что план раскроется в процессе рассказа о самой поездке.
Добраться от Нью-Йорка до Вашингтона можно либо на поезде либо на автобусе. Мы обошлись одним днем, поехали на автобусе линии Greyhound\Piter Pen. Автобус нас больше устроил тем, что выезжая из Нью-Йорка где-то в час ночи, прибывал в Вашингтон около 6 утра. Это давало нам практически целый день на осмотр города. Хотел купить билеты онлайн через сайт грейхаунда, на онлайн-покупку хорошая скидка. Но при заполнении формы меня смутило поле, где надо было указать номер телефона. Там было поле только для 10 цифр самого номера, то есть нельзя было указать код страны, ведь мой-то номер остался российским. Поэтому пошли в кассы грейхаунда в PABT. Только вот там не было живых кассиров, а тоже только автоматы по продаже билетов ровно с тем же самым меню. Пришлось вбивать свой номер телефона без семерки и потерять процентов 20 в цене. Обошлись нам билеты на двоих туда-обратно в 160 примерно долларов.
Последний автобус из Юнион Сити шел до Нью-Йорка в 23-47, а автобус до Вашингтона шел с того же PABT, как я уже говорил, в час ночи, так что нам предстояло провести около часа на автовокзале.
Здесь мы столкнулись с одной из очень немногих вещей в Америке, которые нам не очень понравились. В PABT нет какого-то единого табло с указанием рейсов и выходов. То есть куда идти на 123 автобус от NJTransit мы уже хорошо знали, а вот куда идти на грейхаунд - непонятно.
Спросили у служащего в на стойке информации, он нас направил к выходу 60. Нашли выход 60, сели возле него. Над выходом есть табличка - Washington DC. Значит нам сюда, ждем. У соседнего выхода уже стоит очередь, здесь пока никого. Ну, времени еще много, наверно поэтому, продолжаем ждать. Народ подходит, постоят-подождут, к ним подходит служащий, что-то скажет, они отходят.
Как говорится, на третий день я увидел, что в сарае, где меня заперли, нет одной стены. Решил уточнить у служащего, нет ли каких изменений. И точно, оказывается изменился выход, надо идти к выходу 70. Ладно, идем к 70 выходу, там две очереди - в 69 и 70. У нас еще раз уточняют, куда именно мы едем в Вашингтон или куда-то дальше в DC. В какую уж конкретно очередь мы в итоге встали, я не помню (я и по поводу выхода номер 60 не уверен, что правильно его помню). Только вдоль этой очереди потом долго ходил водитель и уточнял, что сюда стоять только тем, кто едет именно в Вашингтон, а тем кто едет куда-то в другое место в DC, надо в соседнюю очередь. И все равно несколько человек не поняли и их отправили в соседнюю очередь уже при проверке билетов.
А вот было бы электронное табло или объявления по громкой связи… Хотя в итоге все утряслось конечно и доехали мы благополучно.
Вокзал Union station в Вашингтоне оправдывает свое название - туда приходят и поезда и автобусы. Шикарное здание 19 века, высоченные сводчатые потолки, огромные залы, несколько торговых галерей, большой фуд-корт. Правда из всего фуд-корта в 6 утра работал только макдональдс. Здесь нас ждало второе американское разочарование - кофе. Нет, здесь на форуме писали, что кофе в Америке плохой за исключением старбаксовского, но надо было самим попробовать, чтобы поверить. А вот сам вокзал был на удивление хорош, особенно ранним утром, когда народу еще мало. Впрочем и днем, когда мы уезжали, заполненный толпами народа, он не показался хуже.
Дальше мы пошли на метро. Причем когда я спросил у служащей вокзала, где “subway”, она переспросила “metro?”. Похоже в Вашингтоне метро не называют подземкой.
Вашингтонское метро гораздо красивее нью-йоркского, на станциях тоже высокие потолки с каменной отделкой. Но отделка на всех станциях практически одинаковая. Если в Нью-Йорке мы проходили в метро вдвоем по одной Metrocard, то здесь такой фокус не сработал, пришлось брать 2 карты, на каждую закинули по 10 долларов, причем этого хватило и остатка на них осталось центов по 70 по завершению нашей езды.
Доехали по красной линии метро до станции Фаррагут вест или Фаррагут норт, они практически рядом и вышли на площади Фаррагута.
Площадь она же парк, причем парк довольно условный, грубо говоря три дерева, две скамейки. Тем не менее даже в таком парке впервые увидели серых американских белок
а также бомжа, спавшего на скамейке. Кстати автомобили в Вашингтоне попадались достаточно старые, в отличие от Нью-Йорка, где старых машин мы почти не видели.
Дальше мы двинулись на запад по улице I. Нашей целью было здание МВФ. Гугл-карты выдавали 2 разных адреса для МВФ, но нам по маршруту больше подходило то, что по адресу 1900 Pennsylvania ave и мы пошли к нему. Если в Нью-Йорке есть номерные авеню и улицы, то в Вашингтоне есть номерные и перпендикулярно им буквенные улицы.
По улице I мы прошли 2 квартала в западном направлении, дошли до перекрестка с 19 улицей и повернули налево. Еще квартал вниз по 19 улице и вот он МВФ,
откуда рулят многоми экономиками мира. Ну или оказывают финансовую помощь на определенных условиях, это от точки зрения зависит.
Было начало восьмого, редкие прохожие поглядывали на двух туристов, фотографировавшихся у здания МВФ с легким удивлением.
Оттуда мы снова двинулись в западном направлении и снова оказались на улице I, которая делала крюк. По ней мы прошли 3 квартала мимо очень живописных зданий университетского комплекса имени Дж. Вашингтона
и вышли к станции метро Фогги Боттом.
Оттуда по синей линии метро мы доехали до Пентагона. Из станции было 2 раздельных выхода - один для сотрудников, другой для всех прочих. Сфотографировать Пентагон не получилось, там везде висят плакаты “Фотографировать запрещено” и даже плакаты типа “Если вы увидите подозрительных людей или фотографирующих, сразу звоните в полицию”. Исходя из всех этих строгостей, фотографировать мы не рискнули. Прошлись немного вдоль фасада, надеясь найти место, где не будет запрета на фотографии, но так и не нашли. Само здание Пентагона всегда представлялось мне серым, но в реальности оказалось слегка охряного цвета. Народу было много, начинался рабочий день.
Поскольку Пентагон находится за Потомаком, то он уже не в округе Колумбия, а в штате Вирджиния. То есть получается мы побывали уже в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси, Мэриленд (через него проезжали на автобусе) округе Колумбия и Вирджинии. А вроде особо и не мотались по стране… У Пентагона делать было больше нечего, и мы вернулись на метро.
Проехали всего одну остановку в обратном направлении и вышли у Арлингтонского кладбища. Было вроде как начало десятого, кладбище уже работало. Пока мы шли от метро ко входу, мой взгляд с удивлением зацепился за явного православного батюшку даже вроде с георгиевской ленточкой. Эта история имела продолжение, а пока немного о самом кладбище.
То, как в штатах относятся к могилам ветеранов войн достойно всемерного уважения. Про то, что все в отменном порядке, я даже упоминать не буду. Было довольно много экскурсий, все школьники в основном, гиды подробно рассказывали о похороненных военнослужащих и истории частей, в которых те служили.
Знаковых мест на кладбище два - могила Кеннеди
и могила Неизвестного солдата. Сориентироваться на месте легко, там везде указатели.
Процедуру смены караула у Неизвестного солдата нам застать не удалось, на одну смену мы немного не успели, а следующей было долго ждать. Было у нас кстати поле для сравнения, ведь буквально за 3 дня до того мы видели караул у нашей могилы Неизвестного солдата в Александровском саду. Американцы гуманнее относятся к караулу, солдат не стоит навытяжку целый час, а ходит вдоль могилы туда-сюда. Не могу сказать, что марширует, строевой шаг совсем другой. И вот не могу сказать, что где-то лучше или хуже, в обоих караулах есть своя торжественность и красота.
Насмотревшись на караул и не дождавшись смены, мы пошли к выходу. И тут мой взгляд опять зацепился за что-то странное - люди в российской военной форме! Вход на боковую дорожку был перекрыт, были там выставлены стулья и собирался народ. Там же был и тот батюшка, которого мы видели у входа. Жена подошла поинтересоваться, что происходит. Оказалось, что вот-вот начнется торжественная церемония, посвященная очередной годовщине встречи на Эльбе и канал Россия будет делать репортаж. Опять же, остаться и поглядеть на это времени не было, а наверно было бы интересно.
Небольшая реплика по поводу американских кладбищ. Не то, чтобы мы их так уж много видели, кроме Арлингтонского проезжали только мимо еще одного. Они красивые, чистые, ухоженные. Но не очень уютные на мой взгляд. Эти ровные ряды памятников на открытых пространствах, без холмиков и тени деревьев… Поймите меня правильно, я никого не осуждаю и не говорю, что вот так вот правильно, а вот так - нет. И традиции везде разные, это тоже понятно. Да и видел я не так уж много. Но все же российские кладбища поуютнее на мой взгляд. Быть бы им еще почище и поухоженней…
Дальше наш маршрут был исключительно пешим. Пересекли широкий Потомак по Memorial bridge
и вышли к мемориалу Линкольна.
Там опять же куча школьников, были и семьи с бэджиками турфирм, которые их сюда привезли.
К мемориалам Рузвельта и Джефферсона решили не ходить. Дальше мимо Reflecting pool дошли до мемориала ветеранов 2 Мировой войны.
На Washington monument полюбовались издали, обелиск очень уж высокий. Решив, что “лицом к лицу лица не увидать” ближе к нему подходить не стали и от ветеранского мемориала повернули налево, уходя с Национальной аллеи.
Через небольшой парк вышли к Белому дому. Пофотографировать непосредственно у решетчатого забора нам не дали, там стояла небольшая группа туристов, но когда подошли мы, вдруг появился охранник и попросил всех уйти. Пришлось перейти дорогу и фотографировать оттуда, ну метров 10 разница, не страшно.
Часть движения была перекрыта и вскоре проехал какой-то кортеж. Не президентский, мотоэскорта не было.
Сфотографировав, опять же издали, еще один из центров управления мировой экономикой - Казначейство США
мы двинулись на восток по авеню Пенсильвания мимо министерства торговли, мэрии,
международного торгового центра имени Рейгана, нового и старого
зданий почтового управления. К этому времени мы были на ногах уже шесть или семь часов, идти становилось все тяжелее.
Передохнули минут 10 на скамеечке и продолжили путь.
Мне очень хотелось поглядеть на здание ФБР, вот и оно, сразу после старого здания почты через дорогу..
Все эти места обыграны в таком количестве фильмов, что и не сосчитать, постоянно мелькают в телевизионных репортажах, здесь принимаются решения, во многом определяющие мировую политику и экономику. Я всю жизнь думал обо всем этом, как о месте, где я никогда не был и вряд ли когда-нибудь буду. А тем не менее вот, побывал-таки. Напротив ФБР, на той же стороне улицы, по которой шли мы, находится здание министерства юстиции.
Дальше по Пенсильвания авеню - здание Национального управления архивами.
Пару лет назад Комсомольская правда начала выпускать серию книг о музеях мира. Мы насобирали этих книг с полсотни, но потом места на полках хватать перестало. Из американских музеев там были Метрополитен, Национальная галерея искусств и какой-то чикагский музей.
Приятно листать книгу и думать, что мы там были и шедевры эти видели. Так что мы пошли в Национальную галерею, благо Пенсильвания авеню после управления архивов нас почти к ней и вывела.
Вход в музей бесплатный, на входе проверяют сумки, которые потом надо сдать в камеру хранения.
Коллекция картин великолепная, правда больше с уклоном к французским импрессионистам. Впрочем и мои любимые фламандцы 17 века представлены в немаленьком количестве. В Эрмитаже наверно коллекция все же побольше будет, но все равно есть чем полюбоваться. К сожалению, к этому времени ноги у нас почти уже совсем не хотели никуда идти и смотрели на шедевры художественного искусства мы в ускоренном темпе.
У меня в планах было еще зайти в музей авиации и космонавтики, он находится на противоположной от галереи искусств стороне национальной Аллеи, но сил уже не было. Но вот не дойти до Капитолия было никак нельзя, ну он там совсем рядом.
От Капитолия полюбовались видом Национальной аллеи.
Прилично мы прошли. Было около двух часов дня, до автобуса оставалось еще два часа, но больше смотреть вроде как почти нечего. Мы вернулись на Юнион-стейшн, которая там опять же в двух шагах, перекусили и сели дожидаться автобуса.
Обратно нас вез автобус не грейхаундовский, а питерпеновский. Автобус был похуже, продавленные кресла. Впрочем от усталости и недосыпа мы вырубились практически сразу, как выехали из города и пятичасовая дорога пролетела незаметно и вполне комфортно.
В принципе наш маршрут по Вашингтону представляется мне практически оптимальным для одного дня. Единственные два объекта, которые мы не охватили из планировавшихся - это уже упомянутый авиакосмический музей и здание госдепартамента. На музей, как я уже писал, времени бы хватило, не хватило сил. А вот госдеп я просто упустил из виду и вспомнил про него уже у Капитолия. Надо было от мемориала Линкольна уйти налево по 23 улице до улицы С, а потом можно было вернуться на Национальную Аллею.
Если суммировать впечатления и попытаться прочитать текст Вашингтона так же, как я попытался прочесть текст Нью-Йорка, то получится примерно следующее. Город более зеленый и менее суетливый, чем Нью-Йорк. Основные идеи зданий и планировки тем не менее похожи. Если где-то до начала 20 века “Мы хотим быть Римом”, то после уже “Мы особенные, не хотим быть ни на кого похожими”. А еще идея средоточия власти и могущества. А вообще понравилось больше, чем в Нью-Йорке. Вот как-то так.
Писать по чеховски, чтобы словам было тесно а мыслям просторно, не получается, сначала хотел написать отчет полностью и залить, но что-то за месяц после поездки написалось вроде много а охвачено только три дня. Если кому-то интересно, прокомментируйте плиз и я обязательно продолжу. Ну и также исправления и замечания приветствуются. У меня в тексте много всяких рассуждений и размышлений, я на их объективность не претендую и вроде всегда оговариваюсь, что “по-моему” или “наверно” или “скорее всего”. А что видел, то видел, про то и написал.