6666 километров по зимнему юго-западу США

США отзывы, Впечатления, рассказы и отчёты от побывавших в США, отдых в США. Путешествия по США самостоятельно. Впечатления рассказы о поездках по США. Фото разных мест в США. Нью-Йорк отзывы

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

6666 километров по зимнему юго-западу США

Сообщение: #1

Сообщение Andr » 04 фев 2015, 12:11

Пока свежи впечатления, и есть желание написать о поездке по зимнему юго-западу США, попробую описать наш анабазис по Калифорнии – Аризоне – Юте – Неваде – Калифорнии с 30.12.14 по 22.01.15. Было пройдено 4,160 миль (приблизительно 6666 км, которые и вынесены в заголовок отчета, в т.ч. и как дань памяти 66 дороге, на которую мы регулярно попадали в своей поездке). Состав участников – 4 человека, как и в прошлогодней поездке по Кубе.

Билеты Киев – Амстердам - Лос Анджелес были выкуплены еще в августе через Дельту у КЛМ; получилось по 1,200 дол на человека. Тогда же была заказана машина у Аламо – Шевроле Тахо за 1,800 дол со всеми страховками на весь срок. Но, поскольку заказ был сделан через ***, то предоплата составила только 300 дол (со страховкой на случай отмены брони в любой момент). Учитывая падение курса гривны, лучше бы я забронировал у Сикста с полной предоплатой за 2,200 дол внедорожник такого-же класса в это же время. Экономия в 400 долларов в момент заказа превратилась в переплату в 5,000 гривен по факту списания с карточки (что не радует)!

Класс машины выбирался по 2 критериям: во-первых, после прошлогодней Кубы задняя скамейка в Ауди жаловалась на то, что «мало места и кондиционер не добивает», а у Аламо Гранд Чероки и Санта Фе в одном классе, а Тахо и Юкон – в другом (но ниже Сабербана или Юкона ХЛ, что естественно); и во-вторых, была надежда, что полный привод, даже на так называемой всесезонной резине (по факту – летней), даст возможность посетить зимой Гранд Каньон, другие нацпарки и т.д. За 3 с лишним недели поездки, выбор Тахо полностью себя оправдал. Хотя, честно признаюсь, во всех кнопках и функциях я так и не разобрался. В комплектации ЛТ при движке 5.3 литра с 6-ступенчатым автоматом расход 85-87 бензина в смешанном цикле составил 15-16 л/100 км (при пересчете с количества залитых галлонов на пройденные мили).
Также заранее были забронированы первые 3 ночи (по 2 января) в Сан Диего.

Ну и достаточно о технических деталях, переходим к самой поездке.

Поскольку время на пересадку в Амстердаме составляло 1 час и имелся опыт знакомых, которые просидели сутки в Амстердаме из за того, что их отказались садить на рейс в Лос Анджелес, т.к. не успели перегрузить багаж, то мы летели только с ручной кладью (без жидкого, колюще-режущего, и т.д.). Вылет из Киева 30.12 в 6.30 утра прошел без задержек, при отличной погоде, тихо и спокойно. Перевозчик КЛМ: сендвичи, чай, кофе (без спиртного). Купленный в дьюти фри виски был спокойно допит и наступил сухой закон в полете до Лос Анджелеса.

В Амстердаме увидели, что до следующего вылета 1.5 часа, перекурили и пошли на проверку. На удивление ни разуваться, ни вынимать планшет из рюкзака не потребовалось ни при проверке на вылет в США, ни обратно. Похоже, требования немного ослабили. Разместились в КЛМовском Боинге 777 и полетели. Ну что сказать, стюардесс КЛМ, по-моему, принципиально нанимает только старше 40 лет (или это на ответственные рейсы???), но соки-воды приносили без проблем, просто уговаривали к кофе взять порцию Камю (что для КЛМ нетипично) и вообще были довольно милы, что по пути в ЛА, что на обратном пути (причем оказался тот-же состав).

Итак, после 11.5 часов перелета мы вышли из аэропорта Лос Анджелеса. Проверка на американской границе и таможне заняла не более получаса. Поскольку багажа мы не ждали, то уже в 12 утра 30.12 по времени ЛА мы курили у выхода из аэропорта и выглядывали шатл к офису Аламо.
Еще полчаса на ожидание нужного шатла и в пути, и мы прибыли к месту получения машины. Здесь увидели очередь человек из 40. Решили воспользоваться терминалом самообслуживания. Заминка возникла только при необходимости ввода срока действия национальных прав (никакого МВУ, как и в прошлую поездку не понадобилось). Добрая сотрудница Аламо, убедившись, что украинские права бессрочные, уверенно набрала на мониторе 12/12/9999 года и, ура, компьютер принял это на веру. Получив распечатку, по указанию той же девушки отправились искать ответственного за выдачу машин. Товарищ в пиджаке указал на правый край стоянки и предложил выбирать. В один ряд стояли внедорожники: пара Санта Фе, один Тахо, один Бьюик, Навигатор и Сабербан. Логика подсказала, что выбирать надо из одного Тахо. Он был белым-белым, выпуск августа 2014 и на спидометре было 10,003 мили. В принципе нас все устраивало. Вернулись к товарищу и поинтересовались, где ключи? Товарищ сказал, что он не знает, но скоро принесет (машина была открыта), и отправился раздавать легковушки прочим желающим. После перекура обратили внимание на другого товарища, в комбинезоне, который достал из тумбочки, около которой ранее тусовался первый, ключи от БМВ и отдал их пилоту КЛМ (наверно с нашего рейса). Мы к нему: «А не знает ли уважаемый, где ключи вон от того Тахо?» Оказалось уважаемый не только знал, но и лежали они в той же самой тумбочке. Он посмотрел в нашу распечатку и выдал нам вожделенный ключ. Через пять минут машина была заведена, третий ряд сидений сложен за ненадобностью, немногочисленные вещи загружены и мы выехали со стоянки Аламо.

Поскольку при заполнении заказа я гордо отказался от полного бака, джипиэса и дополнительных страховок, то вначале удивился наличию полного бака в машине, так что первый пункт – заправка отпал сам собой. Навигатор Османд в телефоне (голос я так и не настроил) предложил на выбор 5 или 405 интерстейт для выезда на Сан Диего. Слава богу, основываясь на мысли, что выезд на 405, который одновременно называется Сан Диего Фривэй, к нам ближе, мы двинулись к нему. С первого захода промахнулись, сделали 4 правых поворота, и выехали в направлении Сан Диего. Впоследствии, возвращаясь в ЛА и передвигаясь, в основном, с привязкой к 5 дороге с ее перманентными ремонтами, пробками и «игрой в шашки на 3 – 5 полос», я понял, что с выбором 405 в первый день, после перелета, в качестве полигона нам повезло.

Доехав четко по знакам ограничения скорости (сказано лимит 55 – едем 55) до вью-поинта уже на 5 дороге перед Сан Диего посмотрели на чаек и хмурый океан (температура +6 Ц и мелкий дождик), ввели в телефон адрес мотеля Супер 8 на Хотел Серкле и въехали в Сан Диего. По пути обратили внимание на мормонскую церковь, которая впоследствии служила нам чем-то вроде бакена для моряков: если по левую сторону от машины – направляемся к центру города, если по правую – выезжаем на север. Поскольку уже перевалило за 17.00, то стало стремительно темнеть. Почти не плутая (Османд не нашел Супер 8 по адресу и заставил свернуть на один квартал раньше) мы прибыли в мотель около 18.00.

Здесь нас ждал неприятный сюрприз! Стоявший за стойкой латинос, порывшись в компьютере, уверенно заявил, что никакой брони от букинг.ком на мое имя он не видит, а значит и нет никакой брони. Посоветовал писать в букинг.ком и узнавать у них причины этого явления. Потом он сообщил, что номера типа заказанных нами есть в наличии по 87 долларов без налога за ночь (при том, что по бронировке они были по 62 доллара за ночь без налога). Было решено заплатить за ночь, а дальше разбираться «где собака порылась»тм. Дополнительно оказалось, что при оплате наличными требуется возвращаемый залог в размере 60 долларов с комнаты. Единственный случай, когда залог потребовался впоследствии, был в Ривьере в Лас Вегасе (по 100 долларов с номера, но только по кредитке, нал не берут). Получили ключи и приступили к заселению.

Буквально в это же время к нам на помощь прибыла бронекавалерия в лице моей сестры, проживающей в Сан Диего. Как уважающий себя житель США она не могла пройти мимо нарушения прав потребителей и устроила 3-сторонние телефонные переговоры с участием себя, представителя букинг.ком в Америке и администратора Супер 8. Минут через 20 переговоров и обмена факсами между букингом и мотелем высокие стороны пришли к договоренности, что мы будем проживать в тех же номерах по ценам предварительной бронировки и должны только доплатить разницу. Кстати, на этом история не закончилась. Уже после возвращения, 29 января, я получил по электронной почте письмо от букинг.ком о том, что Супер 8 в Сан Диего хочет меня оштрафовать на всю сумму брони за неявку в мотель 30 декабря!!! После моего ответа, что я не только явился, но и занимал номера согласно заказу весь срок, я получил в ответ извинения и обещания разобраться с администрацией мотеля самостоятельно.

Этот опыт мне очень пригодился чуть позже, когда пришлось договариваться с представителем букинга и двумя мотелями о переносе сроков проживания без штрафных санкций. Я сам напутал с датами и спохватился только после получения предупреждения о штрафных санкциях за неявку в мотель в срок. Но, побеседовав с заинтересованными сторонами удалось снять проблему, причем бесплатно.

Поскольку было уже темно, и накопилась усталость, мы проехались в супермаркет, набрали воды, пива, вина, прочего спиртного, зубных паст, щеток и прочего, и вернулись в мотель. Посидели часов до 22.00 по сан-диеговскому времени и поняли, что по киевскому времени мы уже больше 30 часов на ногах. То есть не совсем на ногах, но не спавши. Поэтому улеглись спать. Но временная разница не дала долго разлеживаться и, лично я, уже с 3 часов утра гулял по балкону своего 4 этажа, курил, пил пиво и здоровался с прочими обитателями. Кто-то приезжал, кто-то уезжал, на 2 этаже «жгли тряпки и смеялись»тм, подъезжали разносчики пиццы. 31 января 2014 года начиналось весело. Часам к 6.00 мы все четверо уже были на ногах и едва дождались начала завтрака в 7 утра. Кстати, по сравнению со многими другими завтраки в Супер 8 очень даже приличные. Есть не только кофе по-американски (как вспомню, так вздрогну), но и горячая вода к черному и зеленому чаю, фрукты, йогурты, бельгийские вафли, порошковая яичница и т.д. и т.п. Так что экономия долларов по 10 на человека налицо. Здесь мы научились управлять агрегатом для приготовления бельгийских вафель, так что в дальнейшем могли давать советы другим и в Супер 8 и позже, в других мотелях.

Утро было пасмурным, поэтому сначала мы отправились покупать симки АТТ для мобильных телефонов, чемоданы и прочие нужные в поездке вещи. Затем посетили «традиционную мексиканскую закусочную» где-то в глубине городских кварталов: огромные буррито с пивом почти даром. Небо постепенно прояснилось, и ближе к обеду, мы поехали гулять по парку Бальбоа в центре города. Посмотрели на образцы мексиканской архитектуры, ботсадик, мост и другие достопримечательности. Заодно посетили «международную деревню» при этом парке и снялись на фоне Украинского дома. Продолжая знакомство с мексиканской кухней, а также ввиду приближения Нового года в Киеве отправились в более приличный мексиканский ресторан, в котором за 7 долларов делают литр «маргариты» каждому. Фахитас у них тоже обалденный. Так что отметили украинский новый год в мексиканском стиле и поехали в «исторический старый город» - этакая «потемкинская деревня» из сувенирных магазинов и ресторанов. Погуляли, утрясли новогодний обедо-ужин и отправились на базу в Супер 8 продолжать празднование Нового года с шампанским. Начали где-то по времени островов Карибского моря и закончили по времени Сан Диего. На 1 января нас ждала обширная туристическая программа, поэтому долго не засиживались.

1 января солнце вышло из дымки уже к 9 утра и мы отправились на авианосец Мидуэй, билеты на который были заказаны заранее. Конечно, видел я большие корабли, но даже такой старый авианосец впечатляет. Особенно, если в бухте Сан Диего на военной базе, прямо напротив Мидуэя, стоит новый авианосец Рональд Рейган (правда в ремонте, о чем свидетельствует покрытие надстройки чем-то белым). Заодно и можно представить себе масштабы бухты. Часа три мы провели на авианосце. Побывали на самом верху – на капитанском мостике, на летных палубах и в трюмах. Затем посмотрели на памятник матросу, вернувшемуся из похода, по соседству, на клипер Стар оф Индия, советскую подлодку и прочие достопримечательности, собранные на набережной. Потом пошли пробовать местный клэм чаудер, чтобы было с чем сравнивать в Сан Франциско.

Затем была экскурсия на остров Коронадо: сначала на променад у отеля Дель (который снимали в фильме «В джазе только девушки»), затем на сторону с видом на набережную Сан Диего. Приятное место для проживания, особенно любимое отставными военными моряками (их там много). Съев по небольшому ведерку мороженного, которое местные подростки глотают элементарно, а у нас кое-кому от количества аж плохо стало, поехали на очередной шопинг.
Вечером послушали прогнозы погоды в Калифорнии и Аризоне, узнали, что потепление в Аризоне ожидается с 3 числа, поэтому решили остаться в Супер 8 еще на одну ночь. 2 января посетили лежбище котиков и морских львов в Ла Хойе, погуляли по городу и съездили посмотреть на уток и цапель в местном парке отдыха. Там можно жарить барбекю, чем и занималась большая мексиканская семья человек на 10 – 12, но нельзя пить, курить, кормить птиц, ловить рыб и т.д. (чем занимался мужик с удочкой, прошедший мимо таблички «Рыбу не ловить», я не знаю). В общем день удался.

3 января «лед тронулся» и мы покинули гостеприимный Сан Диего. Четкого расписания поездки, кроме необходимости вылететь 22 числа из ЛА обратно у нас не было, поэтому можно было импровизировать. Так что дорогу к Гранд Каньону мы проложили через Финикс, чтобы посмотреть на кактусы в пустынях Аризоны. При выезде из Сан Диего в бортовом компьютере Тахо был обнаружен джипиэс-навигатор, вполне нормально работающий, хотя и не без некоторых проблем, которые обнаруживались в пути. Поэтому взятый в аренду у сестры навигатор так и не пригодился. По 8 интерстейту двинулись вдоль границы с Мексикой. К своему удивлению в дороге наткнулись на проверку пограничниками. Позже оказалось, что они всегда стоят на 8 дороге в поиске наркокурьеров. Часто проверяют документы, но у нас только собачки обнюхивали медленно движущиеся машины, а погранцы посмотрев на контингент в салоне – разрешали проехать дальше. В городе Юме, название которого помнится еще по старому вестерну 60х с Гленом Фордом, который мне нравится больше новодела (по моему, с Расселом Кроу) впервые в Америке заправились. Цену уже не помню. Вообще за галлон платили от 2.19 до 2.59 в разных штатах, а один раз в Юте удалось даже заправиться по 1.95 за галлон 87 бензина. Там же впервые был перепуган реакцией Тахо на опасность столкновения с едущим впереди: на торпеде замигали красные светодиоды, а кресло начало ощутимо пинать в зад. Сначала думал, что какая-то реакция бортового компьютера на проезд на красный (хотя ехал предпоследним в потоке стартовавших на желтый свет на перекрестке). И только через 2 дня при резком торможении на трассе получил такую же реакцию машины и начал привыкать…

Как раз после Юмы по дороге начали попадаться высокие разлапистые кактусы, как на картинке, ради которых и была выбрана 8 дорога. Увидев поворот в пустыню с большим количеством нужной растительности, мы свернули на грунтовку и поехали ближе знакомиться с этими кактусами. Сначала чуть не попали на стрелковое ранчо, но проехали мимо, миль через 10 нашли автостоянку, на которой какой-то фотограф уже 2 дня готовил инсталляцию, чтобы снимать ночь в пустыне. Во время остановок для фотографирования с кактусами нашли кучу пистолетных гильз разных калибров; в общем – понравилось. Кактусы по 6 – 8 метров высотой – это что-то. Катались часа два, потом вернулись на дорогу и продолжили движение к Финиксу. Приехали еще засветло, посетили Тако Белл по соседству и поняли, что туда мы больше не пойдем. Переночевали в Финиксе, узнали из новостей, что народ собирается в аэропорт встречать Обаму, но у нас свой путь и мы выехали на Флагстафф по 17 дороге.

Вдоль дороги начали появляться сугробы снега. Было интересно пофотографировать кактусы в снегу и посмотреть на американских детей, играющих в снежки, при этом для лепки использующих специальные пластиковые формочки, типа морожениц. Дорога при этом почищена и температура около +3 Ц. С 17 свернули на 179 хайвей на Седону. По дороге посмотрели на небольшой, но красивый каньон (в пеший поход по трекам не пошли) и пару часов погуляли по главной улице туристической Седоны, попили приличного эспрессо, приобрели пару сувениров, кто хотел – фруктов в шоколаде и прочего. Затем продолжили свой путь к Флагстаффу.

Во Флагстаффе мы провели 3 ночи, до 7 января, и, скажу вам, очень неплохой городок как база для осмотра окрестных нацпарков и других достопримечательностей. Здесь наш мотель Лакшери Инн был непосредственно на бывшей Дороге 66, рядом салун-музей, работающий с 40х годов и очень душевное кафе «На ж/д перекрестке» (On railway crossing). Именно там мы ели лучшие запеченные свиные ребра в Америке. Сколько потом не брали в разных ресторанах и разных городах – все было не то. Из Флагстаффа на 1 день съездили на Гранд Каньон (Южный Рим). На машине проскочили по всем вью-поинтам с Запада на Восток: дороги расчищены, снег только на обочинах таял, температура +8 Ц, солнце светит, хорошо. Виды грандиозные, на фотографиях все-таки не оценить. Второй день – поехали в окаменевший лес, заодно проскочили по следам Роуд 66 и посмотрели на Кратер метеора (тоже сильное зрелище, хотя и частный парк со стоимостью посещения 18 дол с носа). С кратером связана отдельная история. За завтраком во все том же «Ж\д кафе», сидевший рядом пожилой негр поинтересовался кто мы и откуда, а узнав, что на Гранд Каньоне мы уже были, и собираемся осматривать вулканы, пустыни и прочие интересные места, стал рассказывать о «выдающейся достопримечательности, которую обязательно надо посетить». Но, почему то, он забыл термины «метеор» и «кратер». У него получилось, как в «5ом элементе»: «Биг бада-бум!». Позже, поискав на Гугл карте, что же может быть этим самым бада-бумом, мы остановились на версии Кратера метеора, и не прогадали.

7.01 по 89 дороге выдвинулись к Пейджу, заехали в нацпарк к кратеру вулкана, покатались по зимним лесам, но с почищенными дорогами. На подъезде к Пейджу приключилась такая история: наш навигатор уверенно вел нас по 89 и никуда сворачивать не советовал, но после пересечения со 160 дорогой у Туба Сити я обратил внимание на то, что надписи Пейдж на указателях закрашены. Т.е. есть указатель, а расстояние до какого города он показывает – неизвестно. Когда, по навигатору до Пейджа оставалось около 40 миль, стало видно, что дорога подходит к горам и уходит в сплошную пелену тумана. Через 5 миль мы въехали в туман. Солнце практически не пробивалось, видимость – метров 10-15, и никого… И так мы ползли со скоростью 40 м/ч больше 20 миль. В тумане только иногда можно было видеть съезды к ранчо и прочим частным владениям. А за 10 миль до Пейджа увидели знак «Дорога закрыта». Пришлось разворачиваться, и возвращаться до самого поворота на Туба Сити, а затем по 160 и 98 ехать в Пейдж. Благо было светло, хотя при въезде в Пейдж солнце спряталось и стало пасмурно. Хорошо, что мы решили перестраховаться на погоду, и сразу рванули на Подкову. Вроде и высота 300 м, не Гранд Каньон, но страшно на краю… и красиво конечно. К вечеру начал наползать туман. Ночью вокруг мотеля у озера Пауэлл под фонарями скакали зайцы.

В Пейдже у нас было забронировано 2 ночи. Кстати, Пейдж остался в памяти народной как великий город баптистских церквей. Проезжая по бульвару им. Озера Пауэлла мы насчитали более 12 церковных домов разных конфессий.

Утром 8 весь город был затянут туманом гуще, чем на 89 дороге накануне, видимость не превышала 10 метров. Так что нам повезло, что Подкову мы увидели накануне, а в наш мотель приехала масса туристов, желающих посетить Подкову и Антилопы. Мы же плюнули на Антилопы и рванули в Долину монументов, к индейцам. До этого, по пути, не раз замечали вдоль дорог лотки для продажи индейских сувениров туристам. В основном зимой они пустуют; зимой туристов мало – не сезон. Позже, в Юте на торговой фактории, построенной в стиле городка времен Дикого Запада, видели объявление: «Закрыто до апреля, персонал набираем в конце марта». Но, когда увидели на горизонте первые скалы Долины монументов, остановились на перекур около ряда лотков индейцев, которые использовались по назначению одиноким представителем племени навахо. На нескольких лотках были разложены закладки для книг, кулоны, наконечники для стрел, бусы и прочее. Пока мы курили и рассматривали все это дело, индеец не шевелясь сидел в машине и смотрел. Когда начали брать в руки, вылез из машины и так же молча продолжал смотреть. За выбранный сувенир, молча, получил 10 баксов, сел в машину и закрыл глаза. Вот такие они настоящие индейцы! Кстати, в путеводителе Фроммера я вычитал следующее: «Никогда в лицо не называйте индейца «коренным жителем» (native inhabitant), как это сейчас принято, они требуют, чтобы их называли «индейцами или американскими индейцами» (Indian or American Indian)», и этим гордятся. Майки с изображением вооруженных индейцев с надписью «Боремся с терроризмом с 19 века» продаются сувенирных магазинах всех резерваций и многих национальных парков.
Долина монументов – это национальный парк индейцев навахо, и поэтому годовой пропуск в национальные парки США здесь не катит. Об этом прямо говорит объявление на контрольном пункте, в котором сидит индеец и продает билеты по 20 долларов за машину. Мы поддержали экономику индейцев еще 20 долларами и поехали к скалам – монументам. Как и в случае с Гранд каньоном, здесь впечатления ни словами описать, ни фотографиями передать в полном объеме. Хочется сказать по-немецки: «Дас ист колоссаль!» Лишний раз убедились в правильности выбора Тахо для поездки, когда по брюхо ехали по красным лужам и камням грунтовки вокруг монументов. Согласно объявлению в визитор-центре автомобильная экскурсия по монументам может длиться от 2 до 5 часов. Мы провели там часа 3.5, причем на многих пунктах вели себя как истинные американцы: фотографировали виды, не выходя из машины. И высоко, лучше видно, и грязь месить не надо. Но чаще все-таки бродили вокруг, восторгались видами, искали ракурс получше. Красные скалы, высящиеся среди пустыни, навсегда останутся в памяти благодарных туристов из Украины…

На обратном пути остановились заправиться на границе резервации за 2.39/галлон, причем на колонке висела табличка о том, что 10 центов с каждого галлона – это налог на развитие местной (читай, индейской) экономики. Ну, мы не против. И здесь судьба дала нам знак, которого мы пока не поняли. После поездки по монументам, хотелось помыть машину, которая, из полностью белой, получила расцветку – белый верх, красный низ. Причем красный низ – выше колесных арок. Но вместо мойки, у заправки был шиномонтаж. Это был перст судьбы, но он остался незамеченным. Дело в том, что еще на первой ночевке в Флагстаффе, вокруг Тахо крутился какой-то деятель: то ли считал это место на стоянке своим, то ли еще что. Но утром бортовой компьютер показал в заднем правом колесе давление 21 psi и посоветовал подкачать колесо. При визуальном осмотре оказалось, что отсутствует колпачок ниппеля, причем только на этом колесе. Поскольку ночью были небольшие заморозки, мы решили, что ниппель немного подтравливает воздух, и поехали по заправкам искать компрессор. Подкачав колесо, успокоились. За несколько следующих дней, время от времени давление падало до 27 psi, и приходилось то за 1 дол в виде 4 четвертаков, то бесплатно подкачивать это колесо. Шиномонтажи на глаза не попадались, да и колесо спускало как-то несистематично. Но вот, по дороге от Долины монументов, в 50 милях от Пейджа, компьютер заявил, что давление в шине ниже 20 psi, а затем перестал показывать давление, и просто держал на дисплее крик души: «Подкачай шину!», как убрать надпись было непонятно. 20 миль ехали заглядывая на заправки в индейских деревнях, но то не было компрессора вообще, то какой-то Бычий х… украл шланг от компрессора. На вопросы о ближайшем шиномонтаже вразумительного ответа получить не удалось. В конце концов, положились на лучшее и таки доехали до окраины Пейджа. На второй по счету заправке удалось найти компрессор и накачать колесо. Кстати, в 20 милях от Пейджа начиналось облако тумана, все так же висящее над городом.

Наступил вечер, туман сгущался. Бортовой компьютер, в котором оказалась масса координат заправок, ресторанов, магазинов и прочего, напрочь не знал ни шиномонтажей, ни автомоек. Пришлось, заехав за пивом и водой в Волмарт, наугад потыкаться по окрестностям. Довольно быстро нашли автоматическую мойку, на которой максимум за 10 долларов можно было помыть машину. Заслуженно Тахо был помыт по максимальной ставке. Арки колес начисто так и не отмылись, больше машину до сдачи назад Аламо помыть мы так и не собрались…

После ужина в Деннисе вернулись к себе в мотель. В тумане все так же прыгали зайцы. Количество жильцов значительно увеличилось, все сидели в баре и бродили по окрестностям в надежде, что завтра туман спадет. А нас это уже не волновало, мы готовились ехать далее. Однако, поутру бортовой компьютер злорадно сообщил, что давление в заднем правом колесе упало до 17 psi и настоятельно рекомендовал заняться подкачкой. Узнав у аборигена местонахождение ближайшего шиномонтажа, мы через 5 минут были там. Шиномонтажники индейцы встретили меня как родного: с широкими улыбками и пожатием рук. Почти мгновенно колесо было снято и баскетбольным броском отправлено в бочку с водой (при этом и сам индеец-метатель и я, рядом с ним, были обрызганы грязной водой по макушку). Сразу же был найден гвоздь, который, видимо, и был причиной проблемы. Минут через 10 – 15 труженик шиномонтажа вернулся с криком «Все ОК» и намерением вернуть колесо на его законное место. Но, в ответ на просьбу проверить еще раз, с готовностью метнул колесо в воду. В этот раз я старался держаться от него подальше. После утопления, колесо пустило пузырьки еще в одном месте. Обнаружился еще один гвоздь. И вот наличие двух гвоздей в одном колесе заставляет усомниться в случайности всего этого происшествия. Хорошо, что это была единственная неожиданная неприятность в дороге, и, благодаря наличию датчиков давления в колесах, все закончилось без особых проблем. За все про все белый начальник индейцев-шиномонтажников взял 15 долларов. Т.е. с учетом промежуточных подкачек (иногда бесплатных) проблема с колесом вылилась долларов в 18 – 20.

Вещи уже были в машине, поэтому, сразу после шиномонтажа, 9.01 мы направились в Юту в город Сент Джордж, являющийся главным штабом мормонской «Церкви святых последнего дня». Вообще-то у нас продолжался тур по нацпаркам, но и мормонскую историю края игнорировать было нельзя. Сначала по 89 хайвею, по которому так и не удалось въехать в Пейдж, мы попали в Юту и добрались до Канаба (в этом направлении туман растянулся от Пейджа на 30 – 40 миль). Затем, по 9 дороге мы въехали в Национальный парк Сион. И вновь хочется воскликнуть «Колоссаль!». Великолепные горы, река, тоннели и серпантин дорог. Масса туристов, особенно таких которые уходят по трекам в неопреновых костюмах для сохранения тепла. Наше передвижение по вьюпоинтам, доступным для машины с 15 – 20 минутными пробежками вправо – влево, конечно не тот туризм, но все равно, впечатлений хватало. Приближались сумерки, и мы через город Ла Веркин приехали в Ст. Джордж. Мотель Сантайм Инн находился на центральной улице, которая так и называлась Сент Джордж бульвар. Практически впервые за поездку на улицах были замечены не только машины, но и одинокие пешеходы. Мы устроили «банно-прачечный вечер», посвященный освоению автоматических стиральных машин и сушилок, предлагаемых мотелем своим постояльцам. Знакомство с жизнью мормонов отложили на следующий день.

На следующий день через все тот же Ла Веркин (чем-то родным веет от этого названия) вернулись в Сион, но теперь поехали в его менее заполненную туристами часть. Хотя уже привыкли к тому, что дорога идет вдоль пропасти справа или слева, которая не ограждается, а отмечена только редкими столбиками со светоотражателями, но в этот раз пришлось ехать и по серпантину, идущему по гребню, когда пропасть и справа и слева. Не хотелось бы оказаться на этой дороге в темноте. В конце концов, добрались до мест, где дороги уже не чистились. Немного покатались по заснеженным дорогам и посмотрели на слоеные желто-красные скалы в снегу. Затем вернулись в Ст. Джордж, чтобы пока светло посмотреть город. По дороге заехали в супермаркет за пивом. Пиво продали только по паспорту. При вопросе, а как насчет крепких спиртных напитков, продавщица объяснила, что в 10 минутах езды по 15 хайвею есть единственный в округе ликероводочный (State Liquor Store). В отличие от моек и шиномонтажей магазин спиртного в памяти навигатора нашелся, и оказался в двух кварталах от нашего мотеля. Здесь паспортов не требовали, зато в нагрузку к покупке щедро выдали бумажных пакетиков, в которые нужно прятать бутылки и банки при потреблении спиртного на людях.

Подготовившись к вечеру, мы отправились гулять по городу. Поели в ресторане, ведущем свою историю с 1936 года, посмотрели на зимний домик какого-то из братьев Янгов (кажется, Бенджамина?). Посмотрели на скульптуры в городском парке, походили просто по улицам. На одной из улиц обратили внимание на дом, на табличке на лужайке значилось, что его построил в 1840 году для старшего сына какой-то Джошуа (не помню точно имя и фамилию), соседний дом он построил для среднего сына в 1865 году, дальше либо таблички закончились, либо сыновья разъехались. Десятка два домов на этой улочке были вполне соответствующего возраста, только оштукатурены кто недавно, кто лет 20 назад. Дошли до главной церкви мормонов в Ст. Джордже. Большой белоснежный собор (при ночной подсветке просто взлетает в небо), рядом конгресс-холл, учебный центр и еще какие-то постройки. Как раз закончилась какая-то конференция. Выходило много людей в праздничных нарядах: белые рубашки, галстуки, женщины все в платьях в пол, светлых цветов. Все с одинаковыми дипломатами, что и привело к выводу об окончании конференции и раздаче материалов делегатам. На стоянке в основном кадиллаки, олдсмобили и прочие седаны 70 – 80 – 90х годов (с металлическими хромированными бамперами, чисто вымытые), всего несколько джипов и автомобилей других классов. Так и представилось, как все эти люди по будням ездят на пикапах и джипах у себя по фермам, а на выходные выкатывают бережно хранимые «кадиллаки» и едут в церковь. В общем у Сент Джорджа есть свой шарм и особенности.

В качестве лирического отступления хочется описать свои впечатления от автомобилей и дорог Аризоны – Юты – Невады. Часто встречаются однополосные дороги, вполне приличного качества с возможностью для обгонов (кроме серпантинов в горах и дюнах). В основном, движение редкое, можно никого не встретить по полчаса и более (почти как на Кубе). Многие дорожные знаки и таблички с названиями поселений неоднократно расстреливались из дробовиков и пистолетов. Т.е. местные жители пострелять не дураки. Основная масса движущихся объектов – большие джипы и пикапы, редко попадаются европейцы, в отличие от побережья Калифорнии. К моему удивлению, достаточно много Хаммеров 2 и 3. Я раньше думал, что они, в основном, в Россию и Украину идут. Попадались пикапы с гордой табличкой «Единственный хозяин – индеец», что лишний раз показывает «волелюбність і незакомплексованість» коренного населения Америки.

11 января нас уже ждал Лас Вегас. И вот, все по той же 15 дороге мы выехали к новым приключениям. В Ст. Джордже заправились по 2.15 и пересекли границу Юты и Невады. Около Моапа Вэлли свернули на 169, чтобы посетить Долину огня. По дороге посетили индейский магазин с сигаретами (дешевыми), спиртным и сувенирами. При магазине казино, заправка и стоянка для грузовиков. До Ульев в Долине огня доехали по сухой, но пасмурной погоде, еще успели посмотреть на наскальную живопись, и тут начался дождик, который все усиливался. Краски стали ярче и как то свежее, но лучше бы было солнце, думаю, в солнечную погоду здесь все гораздо эффектнее. Тем не менее, здешние скалы и арки нам тоже понравились. На обратном пути встретили группу на велосипедах, которые пожаловались на судьбу: надо было год готовиться к велопробегу по сухой Долине огня, чтобы ехать под проливным дождем, по уши забрызганными красной глиной. А они приехали в Вегас из самого Орегона. Ну, мы не на велосипеде, у нас сухо и комфортно, а дождь хоть пыль с машины смоет. Также на обратном пути заехали в визитор центр, чтобы «легализовать» свое пребывание в Долине. Хотя это парк штата, а не национальный, но годовой пропуск в нацпарки у нас приняли без требования о доплате.

В 16.00 мы прибыли в Лас Вегас. Лил дождь, вывеску «Добро пожаловать в Вегас» мы не увидели, вообще, город в дождевой пелене был почти не виден. Но, пока добирались до Ривьеры, в которой нам предстояло провести 2 ночи, ливень прекратился, и появилась надежда, что мы сможем еще погулять по городу. Поселили нас достаточно быстро, выдали пачку купонов для стимулирования трат в пределах Ривьеры и пожелали всех благ. Повсеместное курение и народ с бокалами, бутылками и банками в руках, ходящий по казино и улицам, вызвали у нас чувство умиления. Пообедав в баре «Плохая Вики» при нашем казино-отеле, лишний раз убедились, что без купонов, в другом месте, можно поесть вкуснее и дешевле. Пообщались на перекуре с дедом, который «стрельнул» сигарету, и признался, что он «старый морпех и с удовольствием посидел бы с нами, накатил пива, но спешит в церковь». Ну, это святое! В начале шестого мы ломанулись по направлению Белладжио, смотреть на фонтаны и прочие бесплатные шоу. По карте кажется, что все рядом, на Стрипе, а по факту, рысить достаточно далеко. По пути выяснили, что шоу с вулканом на ремонте, пираты в Острове сокровищ – в отпуске, так что, кроме фонтанов, бесплатных шоу нам не светит. Под конец забега заблудились в казино Белладжио: почти как в «Чародеях» «Где я? Как отсюда выйти?» На волю вырвались в 18.10. Фонтаны не работали… С чувством глубокого разочарования мы закурили и собирались потихоньку идти обратно, но в 18.20 зазвучала музыка и заработал фонтан. Конечно красиво, но по сравнению с Сингапуром, Барселоной и даже Шарм эль Шейхом уже кажется скромненько. В этот день все ограничилось одним сеансом в сопровождении классической музыки. Возвращаясь в Ривьеру мы бродили из одного казино в другое. Вечером воскресенья 11.01 все выглядело довольно печально. Эскалаторы были выключены и украшены табличками «Ремонт», гондолы в Венеции припаркованы кучей в одном углу, на рекламе Балли светились буквы Б..Л..И. Взяли в баре у Острова сокровищ маргариты в бокалах в форме черепа (литра на полтора), идти стало немного веселее. Порадовали местные нищие с табличками: «Подайте на виски», «А я пью только пиво», «Согласен принять вашу мелочь» и т.д. Вот и Ривьера, спустились в казино со своими напитками (кто с пивом, кто с виски), посидели, покурили, проиграли автоматам 1 доллар и пошли спать.

12ого утром светило солнце, улицы высохли, пора было продолжать активный туризм. На этот день у нас была запланирована Плотина Гувера. От Лас Вегаса это недалеко, так что мы сначала проехались вдоль всего Стрипа, посмотрели куда дошли предыдущим вечером, а куда еще надо сходить. После этого довольно быстро добрались до смотровой площадки у моста из Невады в Аризону. Отличный вид с моста на дамбу, особенно в солнечную погоду. Потом проехали по плотине, поднялись чуть выше, за платные парковки и припарковались бесплатно. По соседству снимали каких-то личностей на фоне плотины, пришлось обходить. Часа полтора гуляли по плотине, фотографировались, потом свернулись и назад в Лас Вегас. Что сказать о плотине Гувера: американские инженеры хорошо попрактиковались на постройке Днепрогэса, и, на основе приобретенного опыта, воздвигли реальное Чудо света. Да и река Колорадо заставляет себя уважать: вода для Невады, Юты, Аризоны, Калифорнии и еще нескольких штатов (не помню точно), для них же рыба, электроэнергия и прочее, прочее. Просто мать-река кормилица и поилица.

После обеда на монорельсе проехали от Ривьеры до МГМ Гранда, потом пешком дошли до Мандалая. По пути рассматривали холлы отелей, бродили по разным казино, в общем, глазели на достопримечательности Стрипа. В Эскалибуре, вместо шоу рыцарей нас зазывали на мужской стриптиз – по всему отелю и казино бродили 300 спартанцев в кожаных труселях. В Нью Йорк Нью Йорке зашли в магазин Хершиз, потом в Мэнд М напротив, ну и так далее по точкам. На обед зашли в Твин Пикс (то же, что и Хутерз, только вид сбоку; хотя именно Твин Пикс в других городах больше не видел), у них оказалось вполне приличное собственное пиво: «Грязная блондинка» (Dirty Blonde) и «Крученая брюнетка» (Knotty Brunette); а цены вполне демократичные для ЛВ. Дошли до Белладжио. В этот раз посмотрели фонтаны в классической и эстрадной аранжировке, увидели массу Мерилин Монро, Элвисов, Джеков Воробьев, штурмовиков из Звездных войн, полуголых девушек-полицейских и прочих объектов для совместных фото. После этого, такие же ряженые на Аллее звезд в Лос Анджелесе выглядели бедненько. Потом мы разделились – половина поехала на Фримонт стрит, а половина и дальше слонялась по Стрипу. Все эскалаторы работали, уже стемнело, горела вся реклама, без пробелов и ремонтов. Ожидались концерты Рода Стюарта, Элтона Джона, шоу Дэвида Копперфильда и масса прочих развлечений. Во второй вечер ЛВ и смотрелся лучше, и радовал «как настоящий». В общем, это гораздо круче, чем Атлантик Сити, который довелось когда-то посетить, и, даже не надеясь выиграть миллион в казино, город который стоит увидеть, походить, поблагодарить чикагских гангстеров за дальновидность и капиталовложения.

13 января мы покинули Лас Вегас, правда с некоторыми затруднениями. Наш путь лежал через Долину смерти в Бейкерсфилд. А бортовой навигатор категорически не хотел ехать в Долину смерти. Он упрямо вел нас на 15 интерстейт, и отказывался ехать по 95 хайвею. Пока разобрались, кто куда едет, полтора часа проездили по ЛВ. Опять осмотрели весь Стрип, несколько раз выезжали на 15ую и съезжали с нее, вырвались все же на 150ую и направились к 95. По пути остановились в великом городе Парамп и зашли в местное казино Голден Сити (опять в стиле Дикого Запада), типа в лас Вегасе казино не насмотрелись. На удивление посетителей в этом казино было полно.

Продолжили путь в Долину смерти. Добрались до 374ой дороги, затем по 190ой попали в Долину смерти. Забриски пойнт был на ремонте, в визитор центре от поездки на Рейстрек нас таки отговорили, причем диалог был такой:
- А машина у вас какая? – Тахо - 4х4 есть? – Есть, и даже принудительное подключение – А шины какие? – Обычные – Ага, а нужен «Дезерт дуэллер» или чего получше!!!
Вспомнив Аризонские гвозди в колесе, решили таки не рисковать слишком сильно. Поэтому поехали к Бэдуотеру, походили соляными тропами. Температура плавно подобралась к +30 Ц, ничего себе зима, подумали мы, а что же здесь летом бывает. Потом заехали на Поле для гольфа дьявола, еще несколько точек по грунтовке. Голая пустыня из комьев соли, покрытых грязью стала еще одним незабываемым воспоминанием этой поездки.

Затем в качестве обязательного пункта для посещения был «потерянный город» Риолит с заброшенным казино, пульмановским вагоном, станцией ж/д смотрителя, построенной из бутылок, и музеем под открытым небом: статуи Шахтер и пингвин, Ряса без монаха, Рясы на тайной вечере и т.д. Интересно. Несмотря на плакаты «Берегите историческое наследие» имелось свежее пожарище около проржавевшего кузова пикапа. Чтобы нас не обвинили, в том, что это от нашего окурка, решили особо не задерживаться. А то, окажется, что и «башню я разрушил». К сожалению, уже приближалась темнота, поэтому до Замка Скотти не добрались. Направились к выезду на Риджкрест и далее на Бейкерсфилд. В Бейкерсфилд прибыли часов в 9.00 вечера, реально уставшие, даже ужинать не хотелось. Только пивом и спаслись…

А на утро на Бейкерсфильд опустился густой туман. Сразу вспомнился Пейдж и его окрестности. Телевизор радостно вещал, что туман затянул всю долину, и что и 5 интерстейт и 99 дорога погружены в плотную пелену. А у нас еще были неохвачены секвойи и оставалось не понятно, какова ситуация с закрытием дорог в парках. Посмотрев, что ближе, мы сначала направились в Национальный лес секвой. По уже привычным горным серпантинам добрались до озера Изабелла и тамошнего визитор центра национального леса. Т.к. ставить палатки и ловить рыбу в озере мы не собирались, добрая девушка-рейнджер сообщила, что в лесу секвой нет. То есть они есть, но далеко в горах на севере, а дорога туда закрыта. Посоветовала ехать в Национальный парк секвой, а заодно снабдила нас копией карты с обозначением всех дорог, закрытых в данный момент. И здесь бортовой навигатор порадовал, после попытки вернуть нас в Бейкерсфилд и направить по 99 дороге, он посмотрел, что мы ломимся по 155ой, и проложил «дорогу огородами». Не могу точно описать наш путь, но он пролегал по серпантинам, на которых знаки «Дорога закрыта» были повернуты боком, показывая, что временно она открыта, «Без цепей нельзя» встречалось довольно часто, но снега не было даже на обочинах. Потом начались английско-ирландские ярко зеленые луга, местами усыпанные грудами булыжников, размером с грузовик. Там мы встретили аутентичных ковбоев: в кожаных штанах поверх джинсов, стетсонах и со шпорами. Они сопровождали стадо коров, все с молодыми телятами. Поговорили с ними об Украине и поехали дальше. Потом спустились с гор, и попали в апельсиновые и оливковые рощи, местами ехали по грунтовкам среди апельсинов. Однако, по мнению навигатора это были какие-то роуды и авеню, и мы уверенно приближались к нацпарку.

В Национальный парк секвой мы прибыли к 12.00. У визитор центра все было сухо и комфортно, но в горах появился снег. Наконец, мы увидели секвойи. И снова «Колоссаль»! Особенно если сравнивать с соседними елями. К сожалению, добрались только до дерева Генерала Шермана и «проходной секвойи». Было уже около 15.00, а нам еще до Сан Франциско добираться. Пришлось разворачиваться и спускаться с гор. В городке 3 Реки (сразу названом Трехречье) устроили обедоужин и, введя в навигатор адрес мотеля в Сан Франциско, рванули вперед. Оказалось, все не так-то просто. Еще на подступах к Визалии мы окунулись в туман, а заодно наступила темнота.

Дальше поездка происходила по 99 хайвею в режиме «ежик в тумане ночью». Видны только хвостовые огни впередиидущих машин, отражатели на дороге и фары идущих сзади. И при этом весь поток движется в тумане со скоростью 60 – 65 м/ч. Время от времени группа «буйных» вырывается вперед со скоростью 75 – 80 миль в час и удается, «повиснув на хвосте», пролететь с ними миль 30 – 40. Но страшно. Время от времени, отстав от «буйных» движешься в полном тумане десяток миль, ориентируясь только по отражателям между полосами дороги. Потом или догоняешь несколько грузовиков, которые держат стабильные 55 м/ч, или тебя нагоняет еще одна группа буйных. Навигатор потерялся и показывал отдельно дорогу, а отдельно машину, плывущую где-то вдоль нее. Под Фресно (точнее не скажу) по левой полосе попали на въезд в какой-то город. В тумане долго кружили по улочкам, пока навигатор не «нашелся» и показал, как вернуться на трассу. Еще пару раз останавливались в зонах отдыха, реально отдохнуть и налить хоть какого-то кофе, а не просто покурить.

Туман рассеялся только у самого Фриско, почти перед мостом. Заплатили 6 долларов (или 7?) наличными и въехали в город. В самом Сан Франциско навигатор быстро нас вывел к нашему мотелю Альфа Инн, который находился в самом конце Ломбард Стрит, около парка Президио. Опять было за девять вечера, нервы, расшатанные поездкой в тумане, можно было успокоить только хорошенько «приняв виски». Тем более, что следующий день планировалось провести в пешем порядке, оставив машину на парковке мотеля.

Утром 15 января сначала пошли осматривать парк Президио, посмотрели на старинные штабные здания и домики военспецов, нашли музей Диснея с выставкой паровозиков, и вышли к набережной и мосту Золотые ворота. Мост был в дымке, так что не очень фотогеничен. Прошлись по набережной, посмотрели на местных выгульщиков собак, которые, пристегнув к перевязи, пытаются обуздать по 10 – 15 питомцев одновременно. И самое главное, все это в тишине. На собак как глушители надели. Хоть бы одна залаяла. Кстати, приюты для собак, гостиницы, парикмахерские, педикюры и кафе для них – это визитная карточка Сан Франциско. Нигде больше не встречал подобных заведений в таком количестве. Ближе к обеду отправились в сторону Рыбачьей верфи. Посмотрели на разные корабли, дошли до 39 пирса с котиками, походили там, поели клэм чаудера в хлебе, отпихивая от себя хищных чаек. Очень душевная прогулка получилась. Потом в тех же краях зашли на хэппи ауэр в ирландский паб, попили кофе по-ирландски за 3 доллара. Все также пешком, чтобы размять ноги вернулись на базу.

На следующий день на машине поехали через мост Золотые ворота, на вью поинты со стороны Сосалито. Особенно хороший вид не с той стороны, куда приезжают туристические автобусы, и где стоит памятник моряку с вещмешком, а с противоположной стороны от дороги, где раньше находился артиллерийский форт. Вот там весь мост – как на ладони. Даже при пасмурной погоде – отличный ракурс. Правда, парковка очень маленькая, пришлось подняться чуть выше, а потом пешком идти фотографироваться. Затем поехали на Сансет бульвар, на соседнем пляже посмотрели на серферов, покатались по улочкам. Поднялись на обзорную площадку на Твин Пикс (которые не имеют никакого отношения к одноименному сериалу, в отличие от ресторана в Вегасе) и посмотрели на город в дымке. Закончили автомобильную часть экскурсий по Фриско. Вернулись на базу, оставили машину и снова пошли в центр. Сначала попытались пройти вдоль всей Ломбард Стрит до «кривой улицы». Подъем в гору дался тяжело. А на вершине встретился полицейский, который сообщил, что сегодня на «кривой улице» снимают кино, приходить можно лишь после 18.00. Пришлось обойти по ул. Каштановой (Chessnut) и поснимать улицу издали, со стороны Итальянского квартала. Заодно полюбовались на кабельный трамвай, который также в течение 30 минут не пропускали в направлении киносьемок. Наши товарищи, которые позже ехали по тому же маршруту в трамвае, сказали, что в радиусе 2х кварталов запрещали покидать экипаж.

Мы же двинули дальше на Телеграфную гору. Снова «с языком на плече» вскарабкались в гору. Я с трудом представлял себе, как бы ездил по горам Сан Франциско на машине с ручной коробкой передач. Особенно, учитывая знаки стоп на каждом перекрестке. Лучше уж на Тахо, с устройством поддержки старта в гору, или так вот – пешком. Машины, запаркованные под 90 градусов к тротуару, мне понравились. Интересно, что здесь бывает в гололед? Посмотрели на город с другого ракурса (по сравнению с Твин Пиксами) и по лестницам скатились вниз на Левис Плаза. Посетили штаб квартиру Левис («в этих джинсах выросла вся Америка»), и магазин при ней. Потом посмотрели на Юнион Сквер и вернулись к Рыбачьей верфи. Там в ресторане «У старого рыбака» прошлись по крабам: крабовый коктейль, крэб чаудер и сендвичи с крабовым мясом. Сан Франциско – город крабов. Вечером прошлись по магазинам Гирардели Плаза и потихоньку добрались в свой мотель.

17 января пришло время покидать Сан Франциско. С утра мы все же дорвались до кривой части Ломбард Стрит. Сначала, запарковавшись, спустились по ней вниз, потом поднялись, и съехали по ней уже на машине (не мог упустить такой шанс). Попрощавшись с Сан Франциско, по 1ой дороге, идущей вдоль океана, мы выехали на Лос Анджелес. Промежуточная остановка была запланирована в городке Морро Бей.

В субботу на 1ой было столпотворение. Практически все площадки и обочины вдоль побережья заставлены машинами. Поток часто движется со скоростью 20 м/ч, потому что в голове едет кто-то, ищущий место для парковки на обочине. Много серферов, переодевающихся, не отходя от машины. Стоянки у пляжей переполнены (правда, почти все они бесплатные). Мы, в принципе, не торопились. Останавливались посмотреть на океан, на серферов, маяки, пляжи и т.д. и т.п. Потом пляжи закончились, начались скалы, в которые внизу мерно били океанские волны. Практически каждые полчаса – остановка для осмотра и фотографирования. Температура выше +25 Ц, солнце, птички поют. В океане были замечены стайки дельфинов. В общем, благодать. Заехали в Монтерей, заплатили доллар за полчаса на стоянке в марине, опять все забито, толпы отдыхающих. Решили отложить ужин до Морро Бея. И вновь, океанские пейзажи. Затем дорога ушла вглубь материка, теперь на обочинах массово стояли объявления о продаже свежей клубники, киви и шпината. Иногда, продавцы стоят машиной на обочине, чаще – в объявлении указано название ранчо, или номер почтового ящика (а от ящика всегда ведет съезд к хозяйству). Много небольших нацпарков, с большими стоянками для туристов, которые приезжают и культурно бродят по дорожкам-трекам весь день. Движение на дороге упорядочилось, машин стало меньше, средняя скорость между стоянками выросла до 50 – 60 миль в час. Затем дорога № 1 вернулась к океану и на горизонте выросли нефтяные платформы. Время приближалось к 16.00.

Если я не ошибаюсь, то в районе Каикоса увидели множество машин на стоянке и массы людей, гуляющих вдоль берега. Проехав пару миль, остановились на неасфальтированной стоянке, на которой было всего два-три других джипа. Вышли к обрыву (метра полтора) и увидели здорового спящего тюленя. Он открыл глаз, фыркнул и продолжил дремать. Дальше по берегу лежало еще несколько тюленей группами и по одиночке. «Старожилы из соседних джипов» показали еще дальше по берегу целое стадо морских котиков с малышами. А еще чуть дальше, гнездились несколько прайдов морских слонов. Причем они показали нам даже драку между старыми слонами за место под солнцем. С ревом, взаимными толканиями и кусаниями, и бегством проигравшего. Так что получилось интереснее, чем наблюдение за котиками в Сан Франциско. Да и ассортимент живности разнообразнее. Здесь мы встретили закат солнца, а затем продолжили путь к месту ужина и ночлега.

К Брейкерс Мотелю в Морро Бей прибыли к 19.00. Центр городка был перекрыт для каких-то очередных съемок, пришлось объезжать. Мотель оказался, как у нас говорят, на первой линии от моря. Дальше – только набережная с пабами и ресторанами, и марина. Впервые, увидели на своем мотеле и всех окрестных светящиеся надписи «Мест нет». И реально, мотель был забит под завязку. Как и в других подобных курортных населенных пунктах цены на жилье и еду выше средних в стране. У нас получилось и самое дорогое проживание (120 дол/номер) и ужин (50 дол с носа). Устрицы были мелковаты, но креветки и крабы вполне соответствовали ценнику. Посидеть на берегу океана за вечерней трапезой было очень приятно. В мотеле балконы тоже были с видом на океан, на них стояли кресла и скамейки. Можно было с комфортом и коктейлями сидеть в свое удовольствие.

Утром оказалось, что вид открывается на бухту с большой скалой, прикрывающей вход в нее. Откуда-то раздавались вопли морских котиков. Я долго не мог найти их лежбище на моле, закрывающем марину, пока мне не указали на мостки прямо среди бухты, на которых резвилось два десятка этих самых котиков. Еще пятеро крутились под причалом у набережной, где промывался свежий улов. Там же крутились наглые чайки. На наших глазах один из водоплавающих цапнул за крыло одну из чаек, и утащил ее под воду. Съел? Не съел? История умалчивает. Потом долго наблюдали за двумя колонкАми (а я все думал, что тут за то ли выдры, то ли бобры водятся). Оказалось такие специальные морские выдры. Видели как они действительно, подняв со дна ракушку с моллюском, ложатся на воде на спину, и молотят по ракушке на груди камнем, пока не добудут этого самого моллюска. Завтрак колонков проходил с переменным успехом. Сверху надо всем этим буйством морской жизни, как бомбардировщики летали крупные пеликаны. Курортное утро заканчивалось, пора было ехать дальше.

А дальше у нас было путешествие в Лос Анджелес под девизом «сериалы в жизнь». Сначала мы отправились завтракать в Санта Барбару. Но по дороге, увидев надпись Лос Аламос, не могли не заехать к «колыбели ядреных бомб». Заехали за кофе на старую заправку. Вокруг деревянные домики 18 – 19 века. Пообщались с «королевой бензоколонки», которая рассказала, что в том районе, в который мы попали, сплошные бары, вино-водочные, магазины антиквариата и много заезжих рокеров. В пределах квартала вокруг заправки в изобилии имелись все перечисленные объекты культурной жизни. А пока мы курили с заправщицей, мимо сновали личности на Харлеях.

Лирическое отступление: американские заправки. Если сетевые заправки все более-менее одинаковые, только вывески меняются, хотя нам самые низкие цены попадались на «Валеро», то маленькие частные заправки оставили о себе самые лучшие впечатления. Так в Аризоне, в безымянном городке после Финикса, я увидел первые сугробы снега на обочине и спохватился, что надо бы купить антиобледенитель для стекол. Заехали на заправку, заправились, а когда я попробовал купить нужную жидкость, оказалось, что ее-то как раз в продаже и нет. Но дама средних лет, работающая на заправке, принесла из подсобки 6-литровый бачок своей незамерзайки и пошла со мной заливать ее в бачок. С большим трудом удалось в благодарность впихнуть ей 2 доллара. В другой раз, на заправке со стоянкой для тракеров, барбекюшницами и прочим на 66 дороге, неподалеку от кратера метеора, 60-летняя заправщица, на просьбу указать ближайшую дорогу в индейскую резервацию, чтобы купить сигарет подешевле; нашла карту местности и долго объясняла, как проехать до центральной деревни соседней резервации. Ну и в Лос Аламосе королева бензоколонки была очень дружелюбна и словоохотлива. Так что, спасибо за все и удачи американским королевам бензоколонок!

К 11.00 мы прибыли в Санта Барбару. Типичный курортный городок. В это время отдыхающие как раз завтракают, так что мы вполне вписались в тренд. Правда, сначала долго крутились по улицам в поиске места для парковки (благо воскресенье и все бесплатно). Я пару раз чуть не выехал навстречу одностороннему движению, но все обошлось. Почему то кинофестиваль, который в это время проходил в Санта Барбаре, проводился под радужными геевскими флагами. Или это фестиваль такой? На плакатах ничего такого не говорилось. Тоже много байкеров и, как и вообще в калифорнийских городах, в центральной их части, очень много бомжей.

Следующим после Санта Барбары пунктом для остановки был пляж Малибу. Нашли будку с дремлющим спасателем Малибу. Памелы Андерсон не было. На будке объявление: «Спасатель не работает, купаться на свой риск». Сфотографировались с будкой, спасателя будить не стали. Поехали в Санта Монику. По пути оценили сплошную застройку пляжной полосы. Пляж вроде и общественный, а дойти до него не реально. Люди паркуют машины, потом мили 2 -3 идут вдоль домов до ближайшей щели на пляж, и бродят по пляжу, дышат океанским воздухом.

В Санта Монике покрутились по стоянкам рядом с набережной, решили, что платить 20 долларов, которые там требуют за день, за пару часов стоянки – это слишком. Отъехали дальше, в пригород, запарковались и дали навигатору задание вести нас на Аллею звезд, т.е. Голливудский бульвар. И тут, наш бортовой навигатор впервые подвел нас по крупному. До этого бывали эпизоды, когда вместо ресторана он приводил нас на автостоянку, или в поиске Волмарта, который на мы видели на картах Гугл в 3х кварталах от себя, навигатор утверждал, что ближайший Волмарт находится на расстоянии 20 миль. Я так понял, что даже в новых машинах базы данных навигаторов могут быть устаревшими. Молчу уже о мойках и шиномонтажах. В этот раз, вместо Голливудского бульвара, навигатор привел нас на Беверли Хиллз, а потом вообще завел куда-то на гору среди тамошних вилл. Хорошо хоть удалось парконуться у каких-то зарослей бамбука и начать с ним вдумчивую борьбу. После смены адреса точки назначения на 10 единиц (вместо 6310, на 6320), он таки «пришел в себя» и сообщил, что осталось ехать 7 миль.

Через 10 минут мы проехали по Аллее звезд и нашли бесплатную парковку (в честь воскресенья) на Сансет бульваре Лос Анджелеса. Почему это называется бульваром, не понимаю. В Сан Франциско – это бульвар, с двумя полосами зелени между трех полос движения, а в ЛА – обычная улица. Правда, Голливудский бульвар – такой же. Мы успели пройтись по звездам до кинотеатра еще при свете дня, потом при иллюминации рекламы. Только время от времени кто-то вслух зачитывал знакомое имя на очередной звезде. Нашли I’ll be back Шварца на бетоне, автографы Николсона, Фонды и прочих. Заглянули в пару сувенирных магазинов. Ну, обязательную программу выполнили.

Пора было ехать в мотель, заказанный в ЛА, но по дороге приключилась еще одна веселая история. Мы зашли за сендвичами на ужин в какую-то альтернативу Сабвею, в которой работала пожилая пара азиатов (вьетнамцы, лаосцы, тайцы?). Услышав в ответ на вопрос: «Вы откуда», «Юкрейн», мужик уверенно сказал: «А, понял, Грис», потом еще подумал и спросил «Если вы греки, почему между собой на испанском говорите?». Спрашиваю: «С чего ты взял, что на испанском?». Отвечает: «Я уже 20 лет здесь живу, что я испанский от другого языка не отличу!». Так мы для него и остались испаноговорящими греками!

Эту ночь мы провели в Мишн Мотеле в Инглвуде. В его пользу можно только сказать то, что портье-индус не интересовался никакими нашими АйДи или кредитками. Получил кэш, выдал ключ и показал, в какой ящик его бросить при выезде, и все. У каждого номера на кондиционере стояла пепельница, впервые в Америке. Может и не самый лучший район, но на одну ночь – нормально, цена 47 долларов за вполне приличный номер, а завтрак в Деннисе – 5 минут езды.

Поскольку никого из нас Юниверсал парк не интересовал (если бы кто-то туда рвался, то лично я бы предпочел 3х часовую ВИП-экскурсию по Уорнер Бразерс), то нам оставалось только сфотографироваться на фоне надписи «Голливуд», и больше в Лос Анджелесе нас ничто не держало. По уже знакомой навигатору дороге вернулись к Аллее звезд, пересекли ее и углубились в жилые районы в поиске точки съемки. Остановились в паре мест, сделали фото. Тем же занимались пассажиры еще как минимум 2 авто. Потом попробовали подняться выше в гору, ближе к надписи. Доехали почти вплотную, но если иногда и попадался удачный ракурс, то только через лобовое стекло, а остановиться просто негде. Так покатались с полчаса и решили уезжать. Как по Стрипу в Вегасе, еще раз проехались вдоль Голливудского бульвара, и отправились на второй заход в Сан Диего, в котором мы уже «все знали».

Как опытные уже путешественники, поехали по 5 интерстейту. Не знаю, как местные жители без навигатора ориентируются в развязках ЛА, я бы не смог. Хорошо, что был день Мартина Лютера Кинга и жители Лос Анджелеса возвращались в город. Двигаясь противотоком, мы вдоволь налюбовались пробками на встречном направлении. На скорости 80 – 85 м/ч довольно быстро добрались до Сан Диего, но, вопреки желанию, заехать на тот же вью поинт с чайками, что и в первый день в Калифорнии (30 декабря), не удалось; помешал эвакуатор с прицепом в правом ряду. Зато, чуть дальше по дороге, в зоне отдыха были поражены тремя дворцами, высотой с трехэтажный особняк, которые оказались общественными туалетами. Я так понимаю, расчет на одновременный приезд 3х туристических автобусов, пассажиры которых поели несвежих устриц!

К 12.00 мы уже проехали знакомую церковь мормонов и прибыли в Сан Диего. Зарегистрировались в хорошо знакомом Супер 8; в этот раз другая смена администраторш, родом из Мексики, не хотели поселять в мотель без демонстрации паспорта (права их не удовлетворили). По сравнению с предновогодней ситуацией, мотель был полупустой. Затем мы поехали есть фахитас и дегустировать маргариты также в знакомый по прошлому приезду ресторан. В этот раз был сделан вывод, что количество текилы, которое идет на литр коктейля, и на пол-литра остается одинаковым. Поэтому, с точки зрения вкуса, лучше брать два «маленьких» коктейля, вместо одного «среднего», а ведь есть еще «большой» - литра на два. Вот так у нас прошел День Мартина Лютера Кинга.

20.01 отправились в даунтаун. Сначала долго искали парковку подешевле: в центре Сан Диего бесплатные парковки отсутствуют как класс, а платные могут быть от 5 до 15 долларов за день или сутки. В процессе поисков я ухитрился удивить дорожных рабочих ездой по трамвайным путям, а затем чуть не выехал по встречной на полицейский патруль (благо, полисмены отвернувшись от меня, гоняли каких-то бомжей). Иначе грозил мне немаленький штраф. В конечном итоге запарковались за 6 долларов на 12 часов, и пошли гулять по городу и набережной. Посмотрели на Конвеншн центр, прошлись вдоль яхт в марине. Затем осмотрели Оушн Виллидж (опять стилизованные сувенирные магазины и рестораны), погуляли по Кварталу газовых фонарей. Здесь, впервые за все время поездки нашли пару заведений, в которых можно было курить, не выскакивая на улицу и отсчитывая 25 футов от входа. Нет, здесь были дворики со столами, пепельницами и прочим. Можно было, как в старые добрые времена, спокойно пить пиво, вино, коктейли с сигаретой. Затем докупили сан-диеговских сувениров, и вернулись на базу.

В финальный день в Сан Диего мы вернулись к Мидуэю в ресторан с сифудом, чтобы на прощанье поесть клэм чаудера и устриц. Выполнив эту часть плана, попрощались с гостеприимным городом Сан Диего, и часов в 11.00 выехали в Лос Анджелес.

К счастью, особых пробок на въезде в ЛА не было, но у нас образовалась другая проблема. Последний раз машину заправляли еще где-то в Морро Бее. Поэтому после второго визита в ЛА, поездки до Сан Диего и обратно, при подъезде к Лос Анджелесу бортовой компьютер категорически потребовал заправиться. Стрелка лежала на нуле. Пришлось тормознуть в одном из пригородов большого ЛА, и залить бак бензина. Получилось 25 галлонов с мелочью. Уже после возвращения, ознакомившись с ТТХ Тахо, к своему удивлению я узнал, что объем бака составляет 26 галлонов. Т.е. я был очень близок к тому, чтобы встать с пустым баком посреди 5ого интерстейта. Затем, наш бортовой навигатор опять заблудился (как-то не везло ему с ориентированием в ЛА). Вместо Авиационного бульвара, навигатор привел нас в центр Сити. Деловые небоскребы кругом, масса полицейских машин (там они ездят только по двое, а то и четверо), одностороннее движение. А мы крутимся в поиске места для парковки, чтобы перепрограммировать навигатор. Потеряли больше получаса, пока не нашли свободный паркомат. Заплатили за 10 минут, привычным методом изменили адрес пункта назначения на 10 домов, и узнали, что ехать еще 17 миль. В результате немного позже 15.00 мы все же прибыли в мотель ЛАХ Сьютс. Опять пришлось предъявить паспорт для поселения, номера с большой кухней были достаточно чистые, но поношенные. Зато, по словам администратора, до аэропорта было 10 минут на машине. Чуть в стороне было видно взлетающие и садящиеся самолеты.

По соседству нашелся ресторанчик «У Тони», старый и деревянный. Выглядел он так, будто стоял на этом самом месте, еще когда аэропорта и Авиационного бульвара здесь не было. Старик Тони работает только по будням с 8 утра до 8 вечера. Там мы решили попробовать «традиционные американские бургеры» (раза в 3-4 больше, чем в Макдональдсе), которые вполне неплохо пошли под питчер пива Курз. Потом мы сидели на балконе, добивали оставшееся спиртное, которое в самолет не заберешь, и смотрели на самолеты в ночи.

Утром 22 января позавтракали и быстро доехали до нужного терминала в аэропорту. Там оставили женщин и багаж, и поехали сдавать машину. Аламо находится все на том же Авиационном бульваре. Вблизи есть несколько конкурирующих заправок. Долили 3 галлона по 2.59 до полного бака. В бумаге Аламо было указано, что за полный бак (в случае сдачи машины с не полным) спишут 75 долларов, так что залить полный бак за свой счет выгоднее. Немного запутались, куда въезжать, чтобы сдать машину. Оказалось, что это место за углом, метрах в 500 от места получения машин. Но охранник направил нас в нужную сторону. Сдача машины заняла меньше 5 минут. На стоянке одновременно принимают машины человек 6. У меня взяли ключи и распечатку о получении машины, и распечатали финальный счет. После чего – посадка на шатл, останока которого в 5 метрах, и 10-минутная поездка до терминала. Водитель шатла записывает названия авиакомпаний всех пассажиров, и проверяет, все ли вышли на своих терминалах.

После финального перекура на американской земле мы за полчаса зарегистрировались и прошли все проверки в аэропорту. Так что, в конечном итоге, из за боязни попасть в пробки, или потерять много времени на проверки безопасности в аэропорту, мы гуляли по транзитной зоне аэропорта 3 с лишним часа. Оказалось, что еще ночью КЛМ рассылала сообщения о задержке рейса на 45 минут, а мы прочитали это уже в аэропорту. При этом, издевательский голос диктора регулярно сообщает, что курить можно только в специально отведенных местах. А мест таких нет! Есть даже открытая площадка для выгула собак, но ближайшее место для курения – на входе или выходе из здания аэропорта.

Вот так и завершилось наше пребывание на Западе США. Впереди был знакомый как свой дом Схипхолл, пересадка на МАУ, и возвращение в Киев. 24 дня и 6666 километров пути остались позади.
Последний раз редактировалось Andr 19 сен 2023, 11:24, всего редактировалось 1 раз.
Andr
участник
 
Сообщения: 64
Регистрация: 14.06.2004
Город: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.
Возраст: 55
Страны: 28
Отчеты: 7
Пол: Мужской
Большой Каньон США

Re: 6666 километров по зимнему юго-западу США

Сообщение: #2

Сообщение Illigera » 04 фев 2015, 23:55

Классно! учту при покорении неизведанных мест, спасибо за много информации. В 2013 году проехала с севера на юг Штаты, а вот на западе так ни разу не была. Хороший маршрут у Вас получился
"Many of life's failures are people who did not realize how close they were to success when they gave up." - Thomas A. Edison
Аватара пользователя
Illigera
путешественник
 
Сообщения: 1256
Регистрация: 22.08.2014
Город: Bracknell
Благодарил (а): 171 раз.
Поблагодарили: 110 раз.
Возраст: 108
Страны: 61
Отчеты: 4
Пол: Женский




Список форумовАМЕРИКА форумСША форумОтзывы о США, отчеты из путешествия по США



Включить мобильный стиль