"Ниагара, Ниагара, а я маленький такой...".
Ах да, это про небоскребы было. Но к Ниагаре тоже вполне подходит.
Как описать впечатление он Ниагары?
Вспоминается анекдот про Чапаева. Василий Иванович съездил в Париж. Возвращается и все допытываются: "Ну как там?".
Василий Иванович и отвечает: "Б.., да п... как о....! Это е... т... м... з..., как п....! Б... н... х... с... з...!"
Анка мечтательно: "Боже, как красиво!"
Вот так и про Ниагару. Слов нет, чтобы описать всю эту красоту, всю эту мощь низвергающейся воды.
И главное, умеют же американцы организовать такой впечатляющий аттракцион на ровном месте. В прямом смысле этого слова.
Я все ждал, где же горы, с которых водопад обрушивается. А тут абсолютно плоская равнина и тут бац - это чудо.
Но сначала нужно было до Ниагары доехать. Ехать из Эдисона 6 - 6,5 часов.
Хайвей один, никуда сворачивать не нужно. Проходит через несколько штатов - New Jersey, Pennsylvania, New York.
Дорога не особо интересная, хайвей и хайвей, в основном идет вдоль леса.
Разнообразнее и живописнее природа в Пенсильвании - холмы, горы.
Да и климат, как в любых горах, меняется более непредсказуемо, внезапно может пойти ливень, а потом опять солнце.
Что с нами и произошло.
Часто одна сторона дороги намного выше, чем другая. Поэтому, пересекающие дорогу мосты идут под большим наклоном, оставляя заданную высоту над полотном для траков.
На крайних полосах не редки раздавленные ракуны, видели и сбитого оленя.
И не только его. По дороге туда видели аварию с накрытым трупом на дороге. Назад тоже видели аварию с участием нескольких машин.
И это при том, что полосы движения в двух направлениях на хайвеях США и не местечковых дорогах всегда разделены.
Причем, на хайвее значительным расстоянием. И в каждую сторону 4-5 полос.
То есть наших очень распространенных аварий с обгоном или случайным выездом на встречку там нет. И тем не менее.
Видели по дороге и полицейского, заставлявшего водителя идти по прямой.
И пару остановленных машин. Полицейская машина сзади нарушителя, никто не выходит.
Полицейский пробивает по компьютеру номера машины, водитель терпеливо ждет, пока подойдет полицейский.
Часто полицейские ездят на машинах без опознавательных знаков, но Гена, например, безошибочно их выделял в потоке.
Иногда они стоят в засаде на въездах на хайвей, ну точно, как раньше ГАИ-шники у нас, пока их не разогнали.
Отступление для автомобилистов.
Странное отношение к превышению скорости. Зависит от доброй воли полицейских в данном штате. Например, в штате New York
будешь ехать 70 миль в час при ограничении 55, никто не остановит. То же самое 80 при разрешенных 65.
Поток, так и едет, ну и ты со скоростью потока. В южных же штатах могут остановить и впаять тикет и при совсем незначительном превышении, миль на 5. У нас гораздо проще, правило "плюс 20". В городе 60, за городом обычно 90. Ну и все ездят в городе 80, за городом 110 (это в лучшем случае, очень часто и 120-130) там, где это позволяет дорога и другие машины. Но 120-130 на дороге с ограничением 90 это уже вне закона, а 110 нормально, никто не остановит. Все-таки хорошо, когда есть четкие правила, а не правило "с каким настроением проснулся полицейский".
Да и правила разнятся по штатам. Например, в Нью-Джерси поворот направо на красный, по умолчанию, разрешен.
Если есть запрет, то об этом будет написано. А в Нью-Йорке (городе) все наоборот - по умолчанию нельзя.
Если можно, то будет написано. Вообще тут минимум привычных нам знаков и хватает надписей словами.
Не очень удобно для иностранцев. Хотя правила тут предельно упрощены.
Основных знаков мало - "морковка" (уступи дорогу), "стоп" и 'въезд под углом' на главную дорогу, желтый, в отличие от нашего синего, знак "пешеходный переход". Изредка знак движения по полосам, но чаще словами -
На нерегулируемых перекрестках везде стоят знаки "Стоп".
Другие знаки встречаются очень редко -
На светофорах не экономят. Обычно в NY они желтого цвета и висят целыми гроздями, часто над каждой полосой. В Бостоне - черные.
Указатели -
Камера на столбе (навигатор Tom Tom, встроенный в бортовой компьютер гениной Мазды о них предупреждает, впрочем это может быть другая камера - просто камера полиции, а не фотографируюшая превышающих скорость) -
Суммы штрафа, получив тикет, ты заранее не знаешь - решает суд того штата, где нарушил. И это все на сумму платы за страховку влияет.
Поехал за много миль от дома и там нарушил - дали тикет, должен явиться в суд того штата, где нарушил.
Но обычно никто не ездит, поручают тамошнему адвокату. Роль адвоката помимо представления тебя в суде, заключается в том, что он может попробовать переквалифицировать на другой вид нарушения. Например, с "movement violation" (проехал на красный, въехал в зад), увеличивающего плату за страховку, на другой, ее не увеличивающий.
Штату все равно за что деньги получить, а тебе поинты не повлияют на страховку.
История от Гены:
"Старший брат только приехал в США, купил поддержанную машину, где-то зазевался и слегка тюкнул на стопе тетку в бампер, без повреждений вообще, на очень маленькой скорости, уже останавливался.
Тетка вышла, как живая, никаких жалоб на здоровье не предъявляла.
Через некоторое время ее адвокаты прислали иск на 9 миллионов - якобы у нее и голова болит, и спина.
Но самое главное еще один иск от мужа на 2 миллиона на компенсацию морального ущерба - якобы его жена теперь не может исполнять некоторые сексуальные позиции.
Всего 11 миллионов. Брат сразу поседел, но страховая сказала - заплатим им 1500 и хватит с них.
Так и сделали, те с удовольствием взяли. А брат уже думал, что всю жизнь на чужую камасутру работать будет."
Интересная штука - полоса в полметра примерно шириной-стиральная доска на обочине за сплошной.
Сплошная всегда слева желтая, справа белая. Стиральная доска, чтобы проснулся от громкого шума, если заснешь или отвлечешься и случайно заедешь за край дороги.
Куча платных мостов и кусков дорог.
Есть полосы для машин, с числом людей в машине 3 и больше, отмечаются ромбом на дороге.
Так поощряют к использованию меньшего числа машин, и народ кооперируется для поездок на работу.
Все стоят в пробке или тянучке, а эта полоса едет. Да и заплатишь меньше на платных участках.
Платят с помошью устройств EasyPass, прикрепленных над лобовым стеклом, или тете кэшем.
Например, с тремя пассажирами надо ехать не на Express проезд, где с тебя автоматом снимут полную стоимость, а на проезд с живой тетей, если хочешь заплатить меньше.
В Нью-Йорке (это я уже забегаю вперед, ну раз уже пошла речь о движении) дурдом с движением, таксисты подрезают, просто нагло ломятся в полосу, пешеходы хуже, чем в Харькове - идут на красный (точнее на поднятую ладонь), как только видят, что машины далеко.
На Манхеттене фиг где припаркуешься, надо долго кружить - или машины стоят, или табличка, что стоять запрещено.
Парковка в центре Манхеттена - 70 долларов за час, 90 за два, есть дешевле, но не намного, долларов 45-50 за час.
Вот чуть подальше -
И тут я понял, что живу в лучшей в мире стране - паркуйся, где хочу. И все бесплатно. А тут лично для меня это была бы главная головная боль, если бы я взял машину на прокат. Сколько раз на улицах Нью-Йорка я говорил Гене "Да вот же место!", а там или гидрант, или табличка, на которой что-то написано про запрет парковки.
Бензин в NJ - 2,10-2,20 за галлон (3,8 литра), в NY - 2,30-2,40. Это за 87, но американцы меряют октановое число по-другому, это наш 92-й.
Используемые марки - 87, 89, 91, 93.
Все машины в США должны сзади иметь три стоп-сигнала, два по бокам и один выше посредине.
Отступление затянулось. Если где-то наврал, живущие в США меня поправят. А если кому было скучно, то пардон, эскьюз ми.
Ну а про сами машины будет отдельная глава. Уж очень я траки американские люблю. Да и кто же их, красавцев, не любит!
Я немало повеселил Гену, фотографируя их по дороге.
Вот такой раритет еще встретили -
Ну и классический байкер, хоть и в шлеме -
По дороге проехали всего один более менее большой город - Сиракузы. Страна эммигрантов, названия городов привезли с собой.
https://youtu.be/eryRu1LB2Us
По дороге вспомнил древний бородатый анекдот про Ниагару.
Приехала экспедиция с Ниагары. У всех оттопырены уши и шишки на лбу.
На вопросы отвечали: "Просыпаемся каждое утро и рукой за ухо "А что это там шумит?" А потом кулаком по лбу "Ах, черт побери, это же Ниагара!""