Миссия Леди Ли изложена в стихотворной форме в известном сонете Эммы Лазарус «The New Colossus». Стихи увековечены на бронзовой скрижали внутри самой статуи.
«Гремевшие в истории державы!
Отдайте мне всех тех, кого гнетёт
Жестокость вашего крутого нрава, —
Изгоев страстно жаждущих свобод.
Стань маяком величия и славы,
Светильник мой у золотых ворот».
Это стихотворение про мигрантов, которых сейчас нигде не любят и стараются не пускать, но их все равно очень много. В Нью Йорке в особенности.
Lady Liberty все так или иначе видели, хотя бы по телевизору. По ее поводу очень много чего написано, не всегда ее образ трактуется одинаково.
Пролетарский классик Максим Горький в 1906 году в своих очерках «В Америке» писал о ней так:
- Это кто? — тихо спросила девушка полька, изумленно указывая на статую Свободы. Кто-то ответил:
- Американский бог...
Массивная фигура бронзовой женщины покрыта с ног до головы зеленой окисью. Холодное лицо слепо смотрит сквозь туман в пустыню океана, точно бронза ждет солнца, чтобы оно оживило ее мертвые глаза.
Поэт Евтушенко Евгений Александрович некогда «Свободе» целую поэму посвятил. «Под кожей статуи Свободы» называется.
Я собрался в особый музей.
Я качаюсь на мотоботе.
Еду в гости к мадам Свободе,
а вернее, к мадмуазель.
Мы тоже поехали, со специального причала в Баттери-Парке, на двухпалубном пароме «Statue Cruises». Такие паромы, заполненные до отказа туристами со всего света, беспрестанно бороздят просторы бухты. Родная речь на борту звучала достаточно плотно. После DC и особенно Филадельфии это было непривычно.
Светило солнце, почти штиль, все было празднично и красиво, особенно Нью-Йоркская бухта, да и женщина с факелом в правой руке издали выглядела грандиозно и производила вполне приличное впечатление.
Все водное путешествие от силы составило минут двадцать. Швартуемся. Высаживаемся. В толпе туристов идем смотреть Свободу.
В свое время Евтушенко увидел ее вот такой:
Лик Свободы бросает в озноб
гипнотическим взглядом приманным.
Кто же статую в жёны возьмет,
если пули в её приданом?
Клич Свободы - смертельный манок.
На её голове, обагренно,
не лавровый - змеиный венок,
как у страшной Медузы Горгоны.
Конечно, поэт гневно изобличил не саму свободу как женщину, а чуждый западный символ.
Это ведь в шестьдесят восьмом было написано. Всего год назад, в шестьдесят седьмом, союзные нам тогда арабы проиграли Израилю шестидневную войну и весь Синай вместе с Голланами. Мы, в смысле СССР, в августе вошли войсками в Прагу.
Очень была напряженная международная обстановка.
Я помню, уже в седьмом классе учился. Родители сплотились, бабушка боялась: как бы не было войны.
Пятьдесят лет прошло.
Ничего не меняется.
Мне самому, при внимательном рассмотрении снизу в упор, американская Свобода не понравилась именно как образ женщины.
Подбородок тяжеловат, нос великоват, глаза закатывает, суровая и не сексапильная совсем.
Я даже озадачился – а кто позировал скульптору?
Самая распространенная версия по этому поводу хорошо известна: натурщицей была Изабель Бойер, сравнительно молодая вдова изобретателя и промышленника Исаака Зингера (швейные машинки и Дом Книги у нас в Питере).
В юные годы Изабель была парижанкой и профессиональной моделью, а вообще красавицей и умницей. Она в двадцать два увела миллионера Зингера (ему было уже за полтинник) практически из двух семей и родила потом от него шестерых детей.
По воспоминаниям современников Исаак Зингер в женщинах очень даже сильно понимал и сам был ходок.
Так что, тут либо скульптор Фредерик Огюст Бартольди не очень расстарался при воплощении женской красоты в бронзу, либо что-то исказил в пропорциях специально, поскольку, считал, что Свобода и не должна быть по-женски привлекательной.
А может быть, просто не надо рассматривать женщину, даже если она свобода, слишком внимательно в ракурсе снизу и в упор, особенно при ярком освещении сверху.
На фоне Свободы мы фотографироваться не стали и внутрь ее, в тело, не полезли, поскольку помнили стихи поэта Евтушенко:
Под кожу статуи Свободы
прут обалдело.
Так не в музеи, не в соборы,
а в тело, в тело.
Пошли мы на северо-восточную оконечность острова Свободы к заброшенному причалу, ровно напротив Даунтауна, смотреть канонический нью-йоркский «Cityscape» на грандиозную стену небоскребов, вырастающую прямо из океанического простора в полутора милях от ног Свободы.
Пейзаж Манхеттена, с причальными столбами и чайками, вольными птицами, на переднем плане, преисполнен глубокого смысла, то есть сам по себе является символом.
«Это – место прибытия иммигрантов, то есть авантюристов, людей смелых и энергичных (хотя бы потому, что они решились начать жизнь заново), точка схода их надежд и стремлений. Так что сказочный образ волшебных ворот, открывающих вход в новую жизнь, здесь неизбежен. Грандиозный вид вертикального города, созданного такими же, как ты, людьми, подтверждает этот образ, поддерживает мечту о счастье, успехе, богатстве. Конечно, это выглядит приблизительно и расхоже, но такова природа мифа». (Цитата. Автор - Дмитрий Бобышев, поэт и эссеист, знающий нью-йоркскую жизнь не понаслышке.)
Мы даже сами решили сфотографироваться здесь, не как потенциальные иммигранты, а так, чисто на память.
Возвращались с острова Свободы мы другим путем, через Либерти Стэйт Парк в Джерси-Сити, до которого можно добраться вторым маршрутом парома Statue Cruises с теми же посадочными.
(на картинке - причал Либерти в Джерси-Сити, здание вокзала и небоскребы Нью Джерси)
Парк очень большой, находится как бы в тылу острова Свободы и самой Леди Либерти. Иногда это место в Интернете называют «Обратная Сторона Свободы».
Здесь есть, что посмотреть и совсем нет людей.
Например, старое здание вокзала Центральной железной дороги Нью-Джерси 1889 года постройки. Здание вокзала отреставрировано, платформы - в руинах.
(Это картинка не моя, подрезал из Интернета, моя не получилась, рука что-ли дрогнула, мы спешили, а здание красивое)
Мемориал «Пустое небо». Две стальные стены, символизирующие убитые и упавшие башни. Формируют коридор, сфокусированный на противоположный берег Гудзона, где башни стояли и погибли люди. На внутренней стороне стен выгравированы имена всех погибших в 2001-м жителей Нью-Джерси.
Очень выразительно. Трогательно.
И, наконец, - пейзажи Манхеттена через зеленые газоны парка.
Или же с фрагментами старых причалов, добитых ураганом Сэнди, на переднем плане.
Вернуться на Манхеттен правильнее всего на пароме Liberty Landing Ferry по цене билета 7$.
Стартуешь у причала Liberty Landing Marina (Jersey City) и через десять минут – ты у World Financial Center Terminal.
Во время плаванья любуешься восхитительными видами на Гудзон и на оба штата по берегам - New Jersey и New York.
Оказавшись на причале World Financial Center, в двух шагах от мемориала 9/11, очень правильно будет найти в себе решимость посетить скорбное место и отдать долг сопереживания.
Никакой иронии.
Молча.