http://www.awd.ru/hawai.htm - тут с картинками
Для начала немного географии. Гавайи – это самый изолированный в мире архипелаг, состоящий из шести основных островов вулканического происхождения. Самая середина тихого океана, до большой земли 4000 км. Острова расположены грядой и каждый новый остров образуется юго-восточнее предыдущего. Основные шесть островов Kauai, Oahu, Molokai, Lanai, Maui, Hawaii (Big). Разница во времени с Москвой составляет 13 часов.
Hawaii – это еще и 50й штат! Поэтому оказавшись в Калифорнии я подумал, что обязательно нужно добраться до этих островов. Сказано – сделано. Билеты куплены и в дорогу. Дорога фактически одна – самолет. Летают с большой или основной земли (main land – словечко сильно засело в голове, хотя по-русски звучит не так хорошо), как я понял, в два города Гонолулу (Оаху) и Кахулуи (Мауи). Авиакомпаний летает много, более 10. Мы летели Continental билет стоил около 350$. Это не самый дешевый перевозчик, самым дешевым является Hawaiianair, который часто делает разные скидки и спец предложения. Но основным критерием выбора было время. Туда нужен был утренний рейс, а обратно – ночной, что позволяло съекономить ночь в гостинице и сделать переход на московское время более легким.
Дорога туда.
3:30 утра отель Марриотт и Марина Сан-Диего все вокруг спит, только мы вскакиваем и начинаем собираться. Выезд наметили на 4 утра. Быстрый checkout, сонный портье на ресепшене, отткрытый шлагбаум на стоянке – город безлюден и тих. С трудом втискиваем объемные сумки в Мустанг, врубаем местный реп погромче. Приятно, когда в машине хорошая аудио система с двумя усилителями. Интересно, так во всех прокатных кабриолетах или нам просто повезло!? По пустому городу выскакиваем на 5й интерстейт. Газ в пол, дорога пустая, на конец-то можно погонять! За окном быстро мелькают названия знакомых улиц и районов. Постепенно пригороды Сан Диего заканчиваются и переходят в пустынныйц пейзаж. Терминал, где днем проверяют все машины выискивая беглых мексов спит.
Постепенно начинают появляться машины и мы незаметно въезжаем в Лос Анжелес. В аэропорту все по привычной схеме, движение по указателям “Car Return” – очень удобно, заблудиться не возможно. Далеевозврат машины, шатл в аэропорт к нужному терминалу, самостоятельная регистрация через электронный терминал, и обыск на входе в зал ожидания. Меня так в жизни не обыскивали! Заставили расстегнуть штаны, долго изучали пуговицу на джинсах, ручную кладь просветили, перетряхнули, исследовали каждый предмет, пробы из каждогоотделения рюкзака исследовали в хроматографе. Все же двинулись они на своей безопастности!
8:00 наконец-то мы взлетаем, капитан по хрипящей рации обещает к 12 по гавайскому времени домчать до Гонолулу. Взлетаем, на небе ни облачка! Весь Лос Анжелес как на ладоне. Вон надпись Голливуд, вот побережье, вот Marina del Ray, Topanga, Peperdina, Malibu, но это было вчера, а сегодня нас ждет страна вечной Алохи.
Смотреть в окно больше не на что, кругом синяя гладь океана и возможность поспать часов 5.
На подлете будит стюардесса раздавая бланки анкет для заполнения. Анкеты простые и по американски мудовые с вопросами типа: «Посещали ли вы ферму в течении хх последних дней», «Везете ли вы с собой семена растений», «Как долго планируете жить». Дальше эта же стюардесса проверяет и собирает все анкеты. Самолет уже снижается, цвет океана за окном поменялся теперь это чистый и глубокий синий цвет, совсем не такой как был в Калифорнии. Вот и острова, сначала видны пляжи, затем утопающие в зелени холмы и горы, затем многочисленные поселения. Фотграфировать нельзя – но разве это «нельзя» к нам относится?!
Первые шаги по Гавайской земле или точнее по аэропорту Гонолулу. Аэропорт старенький, почему-то напомнил мне Внуково. Здание годов 60х, информативность нулевая, после настоящей америки приходится включать мозги, а они уже отвыкли думать и кроме мысли, что Гаваии это 50й штат другие в голову не лезут. В результате через минут 5-7 исследования второго этажа аэропорта выяснил что багаж дают этажем ниже у стойки с названием той авиакомпании, которой летел. На этом приключения не заканчиваются, сумку получаю просто разъебанную нахуй. Мало того что ее вскрыли сломав замок и перевернув все ее содержимое у нее оторвано колесо и разбит пластиковый угол в который колесо и крепилось, в разные стороны торчат куски сломанного пластика и зияет дыра. Без особой надежды на успех, скорее просто для собственной эмоциональной разрядки иду в офис Континентальных авиалиний. Там онают, ахают обещают оплатить. Правда механизм компенсации мне не нравиться. Мне нужно купить новую сумку и прислать чек, подтверждающий покупку вместе с бумагами о порчи старой сумки в их центральный офис, далее они присылают мне чек на сумму не выше 200$, который я должен обналичить в банке. Настроение подпорчено, сумку жалко очень удобная была, но не заявить я не мог, на компенсацию я сильно не рассчитывал а вот надежда, что они хоть какой-то порядок наведут остается.
Пора идти на другой самолет. Задача номер два – попасть с первого этажа обратно на второй. Как на зло эскалаторы идут вниз, двери не пускают, но нам не привыкать. Кидаем сумки на телегу и двигаем к нужному терминалу. Основным авиа перевозчиком на островах является Hawaiianair в Гонолулу у них даже отдельный терминал. Самолеты ко всем островам летают каждый час. Гонолулу это точка через которую летят почти все межостровные рейсы. Эту не очень удобную особенность необходимо учитывать если вы планируете посетить несколько островов. Основным способом перебраться с острова на остров является самолет. Вызвано это некоторой удаленностью островов друг от друга.
Наша цель северный остров, Оаху решили отложить на потом. Очередной шмон, еще более строгий чем в ЛА. Мне до сих пор осталось не понятно куда они думают можно улететь на 717! Или может билет, купленный за 30 минут до вылетавызывает подозрение? В результате этих мер безопасности до Мауи я так и не добрался.
На этом вроде весь негатив закончился и начался отдых.
Погода в конце января на Гавайях приятная. Не жарко, переменная облачность, солце позволяет позагорать, а не сгореть. Время от времени, обычно ночью, идут дожди. Сильных беспокойств они не доставляют, зато активно просыпаются водопады, чот укражает и без того прекрасный пейзаж. Некоторые водопады после дождя меняются до неузнаваемости.
Северный остров Кауаи или Лихуйщина
Lihue – это столица острова, и аэропорт с одноименным названием. Окрестить весь остров «Лихуйщиной» получилось как-то само собой, и название крепко прилипло к нашей речи. Почему Kauai, а не Maui? Причин несколько. Кауаи старейший и красивейший остров. Иногда его называют «остров-сад». За шесть миллионов лет вода, солнце и ветер превратили этот остров в уникальное место с богатым растительным миром, множеством каньонов, водопадов, песчаных пляжей и каралловых рифов, место куда хочестся приезжать еще и еще. Вторя причина на Мауи были многие из моих друзей, на Кауаи – никто.
Полет, вернее взлет и посадка занимает минут 30, не больше. От ,Гонолулу до Лихуя около 100 миль. Приятной особенностью островетян являлось полное доверие к путешественникам. И машина и отель были зарезервированы через интернет без предоплаты. Если для авто мы заполнили анкету на сайте компании Dollar, то в отель просто отправили E-mail. Никае дополнительные средства на карте также не блокировались. Списывают лишь стоимость услуг, эта приятная особенность позволяет менять машины хоть каждый день.
Для исследования острова лучше всего подходит Jeep Wrangler. Остров освоен не сильно, много проселков и лесных дорог. В прокатных канторах правда предупреждают что ездить можно только по дорогам с покрытием и никакого оффроада! Но все кладут на этот запрет. В документах отдельной строкой указано, что дополнительная мойка автомобиля будет стоить 50$, видимо страхуют себя от расходов связанных с отмыванием от грязи. Из страховjк необходимо лишь LDW (lost damage weaver) остальное на ваше усмотрение. Wrangler оказался очень приятной машиной, с места срывался резвее Мустанга, жрал меньше бензина, был более неприхотлив к дорожному покрытию. Четырех литровый движок, большой крутящий момент, удачно подобранные числа коробки передач в сочетании с подключаемым полным приводом делают машину просто незаменимым помощником.
В америке машина является просто необходимостью, большие рассояния заставляют людей садиться за руль. Гавайи не исключение, острова не маленькие, Кауаи, например, около 50 км в диаметре.
Почти кольцевая дорога опоясывает почти весь остров. Лихуй расположен на юго-востоке от него вдоль побережья идут две дороги, одна на восток другая на север. На северо-западе расположены скалы Na Pali, дороги упираются в эти скалы с двух сторон. Вот и получается почти кольцо. От основной дороги в глубь острова отходит множество второстепенных дорог, заканчивающихся либо look out”ом либо проселком, уходящим в джунгли. То справа то слева видны указатели начала пешеходных трейлов с указанием протяженности тропы, ее названия и пункта назначения.
Lihue – небольшой городишко является деловым и торговым центром острова. Несмотря на скромные размеры в городке находится достаточно много крупных торговых центров Walmart, Keymart, Home Depot, Honda и т.д. Есть музей, более чем скромная экспозиция освещает не более скромную историю острова. По сути история началась после открымия Куком Сендвичевых островов. Вся история сводится к их Петру, звали его Камехамеха который всех завоевал и победил и стал гавайским королем. Далее было небольшое количество интриг, борьба за власть, но все как-то без значимых личностей и долгого правления.
Исконное население довольно лениво. Это чувствуется, и они этого не скрывают. Тут страна вечной Алохи! Природа настолько расслабляет, что быт аборигенов проходил примерно так: всю работу делали мужчины и даже детей воспитывали! Женщины не делали ничего, вообще ничего полезного. Мужики тоже сильно не напрягались, работали себе не торопясь, а когда надоедало брали серф и шли кататься. Дети были существами вполне самостоятельными, могли обидеться на предков и уйти пожить в другую семью. Видимо отсюда и множество слов, означающих разные степени родства и не имеющих аналогов в других языках. Богатые и знатные люди кроме еды и серфа ничем не занимались. Серфинг вообще проходит через местный быт красной линией. Это и не удивительно тут около 600 мест пригодных для серфинга!
Природа очень необычна. Из-за высоких гор она меняется по мере движения вокруг острова от бухты к бухте. Например, если у вас идет дождь, то отъехав несколько километров на соседний пляж можно позагорать под ярким солнцем и поплавать в тихом океане. В это время в следующей бухте будут волны пригодные для серфинга. В резкой и непривычной смене погоды нам пришлось убедиться не раз.
Жить решили на окраине Лихуя. Оказалось очень удобно – тихо и все рядом, аэропорт, магазины, бары и можно очень быстро добраться в любую часть острова. Остановились в старейшем на острове отеле Kauai Inn. Для брони достаточно было написать лишь E-mail. Хозяева очень удивились, тому что мы из России, но ответили, что ждут.
Стаи диких кур и петухов являются визитной карточкой острова. Бродят они по всему острову, даже в горах их видели. С раннего утра, если не идет дождь, устраивают жуткие концерты. Через несколько дней привыкаешь, но первые ночи дергаешься с непривычки.
Маршрут на запад Lihue – Koloa - Po’ipu – Kalaheo - Ele’ele – Waimea – Polihale - NaPali.
Незабываемые виды на водопады, каньоны и другие местные красоты открываются повсеместно. Иногда они расположены прямо на обочине шоссе, о чем заранее предупредит надпись заботливого дорожного знака, иногда необходимо отъехать от основного шоссе по второстепенной дороге. Кое-где можно увидеть надпись: «No waterfall, No beach, No lookout, No pass», как правило чистая правда.
Если двигаться на запад от Lihue через несколько километров слева от шоссе виден туннель из деревьев. Он на карте так и называется Tree tunnel. Кроны деревьев, растущих вдоль дороги, сходятся на высоте 20-30 метров и образуют арку. Дорога идет внутри этой аллеи несколько километров. Наиболее впечатляющим является въезд, там деревья опутаны лианами, что делает конструкцию более плотной и массивной и дает больше тени. Дорога к Po’ipu идет через деревеньку Koloa – неплохое местечко с множеством рыбных ресторанов и сувенирных лавок. Так же можно посмотреть на первую мельницу по переработке сахарного тростника или проще Sugar mill. Есть пара церквей, можно посетить старый город с выставкой-музеем под открытым небом.
Po’ipu – это бухты и песчаные пляжи, места для серфинга и коралловые рифы для снокерлинга, и очень приятное место для отдыха. На западе находиться Spouting horn. Чем свирепее океан, тем более впечатляюща эта штука. Внешне выглядит как гейзер, выплевывающий воду то на 2-5 метров, то на 10-15 через дыру диаметром около метра. Образовалась эта диковина благодаря тому, что океан пробил пещеру в застывшей лаве. Когда волна накатывается на берег, она попадает в пещеру и слышно «выдыхание», затем выплескивается вода и откатывающаяся обратно волна создает разряжение, засасывающее воду и воздух обратно. Если вторая волна успевает прийти раньше, чем откатиться первая, то вода выпрыгивает на 10-15 метров, заливая все вокруг. Подходить к нему близко не рекомендуется. http://www.vthawaii.com/KAUAI/QTVR/SpoutingHorn.htm по ссылке можно посмотреть круговую панораму, за этим столиком была выпита не одна бутылка гавайского пива.
Возвращаемя обратно на шоссе Kaumuali’I hwy, кроме пары lookout’ов вплоть до Waimea ничего привлекательного нет. Немного не доезжая до города слева на берегуможно посмотреть развалины русского форта «Елисавета». Если бы не табличка, то понять что это был форт почти не реально. Собственно, форт это насыпь из больших булыжников высотой около 6 метров сильно заросшая травой и кустарником.
Шоссе заканчивается около военного завода Pacific Missile Range Factory и начинается проселок, петляющий в плантациях сахарного тростника. Дорога метами глиняная и после дождя довольно грязная, но в конце пути нас ждет великолепный дикий пляж Polihale и скалы NaPali, черной стеной нависающие над бушующим океаном.
Зимой на северо-западное побережье приходят сильные волны и течения, сложно поверить, что летом эта бушующая стихия сменяется полным штилем и привлекает сюда любителей понырять с маской. У меня создалось впечатление, что одного часа будет достаточно этим волнам для разрушения рифа, но видимо это не так. Они режутся о невидимый риф метрах в 100 от берега. Некоторые закручиваются в гигантский tubes, но никто не рискует их покорить.
Попытка искупаться.
Если присмотреться внимательнее, можно различить несколько зон в которых образуются волны. Самые большие закручиваются метрах в 100-150 от берега, далее их энергия не иссякает и в 50 метрах они закручиваются еще раз. И лишь третья очередь, самых маленьких волн по 1,5-2м высотой обрушивается на пляж. Сложно сказатькакой высоты дальние волны, думаю около 6 метров. Во время моих попыток искупаться эти волны не раз выбрасывали меня на берег. Волны идут постоянно, ода за другой и купаться получается в пенящейся воде глубина которой меняется от метра до полутора. Конечно, изловчившись можно было попробывать поднырнуть под эту волну, но вот только не очень хотелось, да и технически было трудно осуществимо. Потом я узнал, что помимо волн там зимой идет сильное течение в сторону скал NaPali и выплыть обратно уже не возможно. В общем хорошо, что купание ограничилось барахтаньем в теплых волнах у берега.
Из городка Waimea в горы идет две дороги 550 и 552. Ехать нужно именно по 550, она еще называется Waimea Canyon drive желание любоваться каньоном заставляет постоянно останавливаться. Особенно прекрасно это место утром после ночного дождя, подпитавшего все водопады
Обязательные для посещения Waimea Canyon lookout и Pa’u Hinahina lookout.
Далее по направлению Kokee museum осматриваем скалы Na Pali с верху, Kalaluu lookout, а также высокогорное болотистое плато Alakai swamp из которого берут начало все речки на острове, горный массив Wainihapali и гору Wai’ale’ale – самое дождливое место на земле. Дорога заканчивается и оставив машину можно прогуляться по пешеходным трейлам, берущим тут начало. Можно спуститься к океану на маленький затерянный в скалах пляж, можно углубиться в Алакайскую трясину, а можно дойти Ha’ena, места где заканчивается дорога, идущая от Лихуя на север.
И вот тут в самом конце горной дороги я замечаю что у джипа пробита колесо. Поиски домкрата и ключа успехов не дали. Ну ладно, небо начинает затягивать, колесо еще не совсем сдулось поехали в местный шиномонтаж. Находим бензоколонку с гаражем, пытаемся договориться о ремонте, в ответ – оставляй колесо и приезжай завтра, будем чинить. Лентяи бля! Хорошо воздух бесплатно…поддуваем колесо, заправляем полный бак и в Аэропорт. В прокатной конторе говорю, что колесо проколол, нужно помочь поменять… Поменяли джип, дали совсем новый – в бардачке видео кассета, инструкция, тех книжка и еще куча барахла от новой машины. Показали где домкрат: он под передним пассажирским седеньем!
Маршрут на север Lihue – Wailua – Kapa – Kilauea – Hanalei - Ha’ena
Первый городок на нашем пути Wailua, расположен рядом с устьем самой большой на острове реки. Это единственная судоходная река достигает в ширину около 50-70 метров. Чуть выше в горах можно полюбоваться несколькими крупными водопадами. Около речки есть музей в виде гавайской деревни. Шалаши из соломы под открытым небом можно посмотреть и от входа, платить не обязательно. Аборигены злятся, начинают говорить что стоять тут нельзя. Еще пытаются впарить, только вдумайтесь, за 30$ самостоятельный пеший тур по карте к водопаду. Показывают фотки, там народ купается в водопаде, очень похоже на Самуй. Со своей стороны предлагаем им бесплатную пешую прогулку с сексуальным уклоном J
Решаем ехать по боковой дороге в глубь острова, переезжаем несколько речек, текущих поперек дороги. Покрытие постепенно исчезает, проселочная дорога все больше размыта и разбита, ныряет с холма на холм, кругом плотный лес. На одном из особенно разбитых участков встречаем другой Wrangler. За рулем сидит веселая подруга, рассказывает что нужно ехать дальше, сколько это возможно на джипе, а потом чуток пешком и там будет куча водопадов и очень красиво! Глаза у нее и ее приятеля горят. Вперед, так в перед – едем, едем, километров 10 бля проехали. Дорога все идет и идет. Погода начинает портиться на глазах, дождь начинает идти стеной. Судя по карте, да и по дождю, мы рядом с Wai’ale’ale. А ведь только что светило солнце и было жарко. Делать нечего, приходиться развернуться и ехать обратно, возвращаемся на шоссе, двигаемся дальше на север. Как только огибаем отроги Makalena и Anahola погода выправляется, над горами видны облака, а возле моря – солнце. Дорога постепенно поворачивает на запад.
Маяк в Kilauea – любопытной место. Небольшой, почти игрушечный маяк построен на северо-восточном мысе. Это самая северная точка Гавайских островов. У подножья мыса есть маленьких остров. Посещение маяка «почти» платное. На входе стоит большая коробка в которую нужно бросать по 3$, но никто не следит. Около маяка можно посмотреть на океан в бесплатные бинокли. Народ к ним не подходит, думая по привычке, что нужно платить. Недалеко от маяка в океане резвились киты, огромные рыбины выпрыгивали из воды, и можно было их видеть во всей красе.
Hanalei – последе крупное поселение на севере острова, городок нависает над долиной, где расположены какие-то поля. Долину сильно заливают дожди и тогда она похожа на рисовые поля. Спустившись с холма и проехав мимо «рисовых» полей дорога начинает петлять вдоль песчаных пляжей. Тут много мест с хорошей волной для серфинга. Местами встречаются таблички, пугающие туристов подводными течениями, волнами и другими гавайскими ужасами. Выбираем песчаный пляж с хорошими волнами, идем купаться. Песок тут такой, что идя проваливаешься в него на 10-15 см – прикольно. Над пляжем нависает скала, и место чем-то напоминает Релей (Краби).
В заключении хочется отметить, что Kauai остров без закрытых территорий, всюду можно ездить, гулять. Ресторанчики равномерно разбросаны по всему острову. Остров освоен не очень сильно и это очень привлекательно. Недаром есть поговорка “If you really love Kauai tell your friends to go Maui”
O’AHU
Oahu – некая противоположность Kauai. Остров наиболее обжитой
To be continued