Экономически целесообразно размещать космодром как можно ближе к экватору. В этом случае затраты энергии на вывод корабля на орбиту минимальны, поскольку используются естественные силы природы (вращение земли вокруг своей оси). Вот поэтому именно здесь и был построен "американский Байконур" - до самого юга не дотянул - еще порядка 200 миль до Майами, но именно в этом месте не так много ураганов (из-за течения Гольфстрим ураганы обычно огибают этот участок суши и "бьют" на 100-150 миль южнее и 100-150 миль севернее).
По сути своей это не один космодром, а два - первый: известный и довольно таки открытый для публики, с которого запускаются шатлы и мирные спутники; а второй - военный (сами понимаете для чего ) Ниже вид на военный космодром
По местным законам космодром расположен в заповеднике и его жизнедеятельность строго регламентирована. К примеру, запрещено мешать жизни дикой природы, за исключением вопросов жизнедеятельности космодрома. Это означает, что цивилизация здесь только в близи построек и дорог, а все остальные огромные площади - это просто джунгли какие то :fear2: Полностью запрещена любая охота и рыбалка и благодаря этому везде огромное количество непуганной дичи. 90% вероятности, что по дороге длиной всего в 5-6 миль вы обязательно увидете крокодила, который греется на солнце прямо на обочине дороги. С той же вероятностью вы увидите живой символ США - american bold eagle - орла с герба США и на 100% его гнездо. Плюс к этому дикие кабаны, пантеры (редко, но есть), олени, медведи, еноты и т.д. и т.п.
Жизнь космодрома сегодня, в основном, посвящена запуску шатлов (последние пару лет, а потом программа шатлов закроется). Как ни странно, но подготовка шатла к запуску начинается с его приземления. Сразу после приземления с шатла снимают все 3 его двигателя и по сути отправляют их в капитальный ремонт
После переборки двигателя его тестируют, имитируя 3 рабочих цикла взлет/посадка и после этого устанавливают снова на шатл (и не обязательно на прежний ) За примерно 2 месяца до старта шатла его привозят в т.н. Vehicle Assembly Building (VAB) - Здание для сборки кораблей
Это здание (ОДНОЭТАЖНОЕ!!!!! :blink: ) второе по объему в мире и самое большое одноэтажное. Судите сами:
- занимает 3,25 гектара площади
- 160 метров в высоту (статуя Свободы в Нью Йорке - 93 метра)
- 218 метров в длину
- 158 метров в ширину
- внутренний объем 3 664 883 кубометров (Пентагон - 2 181 117 кубометров)
На фасадной стене размещен самый большой флаг США в мире :handup: (64х33 метра)
Здание было построено специально для сборки ракет, доставлявших экспедиции Апполо на Луну. А это были (да и есть) самые большие ракеты в истории человечества. Ракеты должны были выезжать из этого здания в "снаряженном положении" т.е. вертикально. Именно этим фактом и объясняются размеры здания. В нем 4 двери по 4 секции для заезда/выезда ракет и каждая состоит из четырех секций. Общая высота дверей 139 метров (это была высота ракеты Апполон :fear2: ) Для того, чтобы сегодня завезти вывести шатл достаточно открыть всего 2 секции из 4-х. Дорога от "сборочного цеха" до стартовой площадки всего 2 мили, но чтобы их преодолеть тягачу с кораблем требуется более 8-ми часов
А на собственно старт корабля можно купить билеты (недорого) и наблюдать за запуском с расстояния 3-4 миль
Честно скажу, что запуск шатла зреличе впечатляющее даже если наблюдаешь его на почтительном удалении. Запуск виден с огромных расстояний. К примеру, я живу в 70 милях от космодрома (110-120 км) и с моего двора запуск виден отлично.
Однако даже этот запуск шатла – всего лишь очередной этап работы служб космодрома. Вся технология шатла подразумевает м н о г о р а з о в о с т ь. И, как может показаться не удивительным, но даже 2 твердотопливных ускорителя, о которых нам широко стало известно после катастрофа шатла Челенджер в конце 80-х годов, используются многократно. Перед стартом над океаном начинают воздушное патрулирование специальное вертолетное подразделение космодрома с водолазами на борту :dunno: . Их основная задача определить место падения в океан корпусов этих твердотопливных ускорителей, подлететь к ним, спустить в воду водолазов, которые, в свою очередь, должны прикрепить к ним буксировочные тросы для того, чтобы отбуксировать корпуса на космодром и использовать их в дальнейшем при последующих стартах. Единственная часть которую не удается использовать повторно – «вторая ступень» такая себе большая «бочка», на которой крепится шатл во время старта, и которая собственно и выводит корабль на орбиту после отделения первых ускорителей. Эта часть ракеты после выработки топлива и отделения от шатла сгорает в плотных слоях атмосферы.
Всем хорошо месторасположение Мыса Канаверел, вот только в этих местах в летние месяцы частенько образуются торнадо-смерчи и грозы, что зачастую затрудняет приземление шатла непосредственно на космодромную полосу. Я самого приземления ни разу не видел, но мой знакомый рассказывал, что зрелище, хотя и уступает по впечатлениям старту шатла, но все равно жутковатое и незабываемое. Как то неожиданно небеса развергаются и из под них появляется с оглушительным грохотом темная точка, которая по мереприближения превращается в черную обугленную огромную «птицу».
Действительно шатл сам по себе очень большой за счет своего грузового отсека, в котором спокойно помещаются несколько современных спутников. Мне доводилось видеть и «буран» тоже и почему то мне кажется по прошествии многих лет, что он все таки был значительно меньше «челнока». А возвращаясь к приземлению шатла, если погодные условия не обеспечивают безопасной посадки корабля, то его направляют на посадочную полосу военной базы Andrews то ли в Калифорнии, то ли в Тексасе (именно Тексас, а не Техас). И в этом случае NASA вынуждено тратить 5 млн долларов на транспортировку шатла обратно во Флориду.
Естественно, что доступ на территорию космического центра ограничен. Обычный человек имеет возможность посетить т.н. Welcome Center со многими экспозициями, несколькими тематическими шоу, парком ракет, двумя 3D кинотеатрами (в одном идет фильм о лунной программе, а в другом фильм о Международной Космической Станции), атракционом Shuttle Lunch Experience (почувствуй себя в шатле во время запуска), естественно, вы можете зайти и в сам настоящий шатл. Ну и конечно же здесь же пара закусочных и ресторан.
Из этого центра на специальных автобусах вы можете побывать и в трех местах внутри космического центра. Первое – в паре миль от 2-х стартовых площадок шатлов с экспозицией и презентацией, посвященной программе шатлов (я коротко описал вам эту программу).
Второе место посвящено лунной программе NASA с экспозицией лунных артефактов, луноходами, спускательными аппаратами, самой ракеой Apollo и парой кинотеатров, транслирующих фильмы о различных деталях этой программы (об этом чуть позже). И третье место посвящено программе МКС – особого смысла останавливаться на ней я не вижу потому, что она, в принципе, хорошо известна в Росссии и СНГ.
И последняя открытая часть Центра им. Кеннеди – Hall of Fame – зал славы НАСА. Экспозиция, посвященная астронавтам, их подготовке, памяти ВСЕХ погибших во время освоения космоса как астронавтов НАСА, так и советских космонавтов. Здесь же вы можете испытать себя на реальных тренажерах, на которых проходят подготовку астронавты. Чего стоит только центрифуга, вращающаяся в трех плоскостях с ненормальной скоростью – незабываемые ощущения для людей с плохим вестибюлярным аппаратом и их близких :fear2: :ges_slap: .
Мне довелось бывать и в Звездном городке, и в музее Циолковского, но там всегда шло четкое разделение на космос «наш» и «ненаш» (естественно я был там во времена союза, компартии и т.д.) Здесь же, в НАСА разделение идет только на «человечество» и «космос» Трогательнейший стенд посвящен Владимиру Комарову, погибшему на Союз-1 (если мне не изменяет память), экипажу Добровольского и т.д. – это жизни, которые заплатило человечество, а не какая то отдельная страна. Глупо отрицать, что подчеркиваются американские достижения и, знакомясь с экспозициями, экспонатами, смотря фильмы об освоении космоса, невольно чувствуешь гордость за США, но все равно лично я чувствовал себя частью землян, а не гражданином отдельной страны. Уж простите за некоторый пафос...
Сейчас же хочу остановиться на первом личном шоке от посещения этого места. Все мы знаем о первых полетах Гагарина, Титова, Леонова, Терешковой на маленьких космических аппаратах, все видели кадры космонавтов, лежащих или полусидящих в своих скафандрах и улыбающихся нам на этих кадрах. В парке ракет я просто замер возле модели в натуральную величину пилотируемой капсулы космического аппарата Gemini – аналог кораблей Восток и Восход. На эти кораблях астронавты отправлялись в космос в 1961 – 1965 годах (или примерно в это время). Вроде как ничего особенного, но ... внутреннее пространство капсулы по размеру чуть меньше чем пространство на передних сидениях классического Фольксвагена Жука. Капсула расчитана на двоих астронавтов, которые должны все время находиться в скафандрах. В ней возможно только сидеть, не достаточно места даже для того, чтобы вытянуть ноги. Ну и что? – спросите вы. Да в общем то ничего, если не считать того, что астронавты кружили в этой капсуле над Землей в течении 14 дней!!!!! :fear2: Кстати, я так и не смог найти ответ на вопрос: «А как же с отправлением естественных надобностей?».
Перед тем, как перейти к самому интересному на мой взгляд – к лунной программе хочу попросит вас ответить без подготовки, без поисков по сети на один общеобразовательный вопрос: «Сколько человек побывало на Луне?»
Большинство из нас училось еще во времена СССР и именно из этой советской школы у нас и должен быть ответ на этот вопрос. После того, как вы честно и сразу ответите на этот вопрос для себя, читайте дальше...
Итак, я то думал, что на Луну высадился только один экипаж из двоих человек и УСЕ.... А на самом то деле с 1969 по 1972 годы на луне побывало 6 лунных експедиций Apollo 11,12,14,15,16,17. В каждой из них на Луну высаживалось по 2 человека. Причем последние три экспедиции не только по Луне ходили, но и ездили на привезенном с собой луноходе – эдаком лунном Jeep Wrangler. Экипаж Apollo 13 потерпел аварию в космосе и прилуниться не сумел. Слава богу, что экипажу удалось запустить кое какие системы внутри корабля и худо-бедно посадить его на Землю так, что обошлось без жертв. Об этом снят замечательный фильм с Томасом Хэнксом в главной роли Apollo 13.
Ниже фото тренинга астронавтов на земле с тем самым луномобилем
Мне даже сейчас тяжело представить, как с уровнем технологий конца 60-х годов удалось запустить с Земли громадную, даже по сегодняшним меркам, махину с 3-мя астронавтами, да еще и с луноходом в придачу, вывести этот корабль на лунную орбиту, отделить от корабля специальный спускаемый аппарат-ракету с двумя астронавтами (и с тем же самым луноходом в придачу), прилунить этот корабль на Луну, провести определенную работу на нашем спутнике, взлететь с Луны, пристыковаться к орбитальному кораблю и, в конце концов, вернуться на Землю. Я даже не про деньги говорю, с этим все понятно.... КАК ТАКОЕ БЫЛО ВОЗМОЖНО????? И ПОЧЕМУ МЫ ОБ ЭТОМ НЕ ЗНАЛИ???? Мне тяжело передать те эмоции, которые мной овладели по мере узнавания этой правды....
Вот он лунный модуль - аппарат для посадки на Луну и старта с поверхности нашего спутника
Я на 100% уверен, что во время самих запусков Аполло и их прилунения советская пропагандистская машина не могла об этом не рассказать. "Печаль" моя о том, что на эту тему было наложено какое то табу и в последствии об этом не рассказывали, не акцентировали внимание. Повторюсь, я бывал и в Звездном городке и в музее Циолковского, врядли бы я забыл факты, связанные с покорением Луны если бы в этих местах, связанных с историей космонавтики, мне (и не только мне) рассказывали бы об этом.... Хотя это все очень субъективно да и еще сколько времени прошло с тех пор...
При просмотре одного из фильмов на мысе Канаверел я заметил какую то несущественную ошибку в титрах фильма, уже точно и не вспомню какую именно, помню только, что была она связана с космонавтикой СССР (то ли дата какая то, то ли хронология – ну не помню точно) И уже при выходе из зала я невольно стал свидетелем разговора меду пожилой американской супружеской парой, которая ТОЖЕ ЗАМЕТИЛА ЭТУ ОШИБКУ!!! Друзья, обычные американцы знали историю освоения космоса и с советской стороны!!!! Как же мне было стыдно за мое невежество относительно истории лунной программы НАСА....
Если вам когда либо доведется побывать здесь, то очень рекомендую, даже без знания английского не пропустить 3D фильм о лунной программе, который прекрасно озвучивает Том Хэнкс. Пересказывать его нет ни малейшего смысла. Просто в течение примерно 1 часа вы увидете действительно интересную историю покорения Луны. В фильме с юмором показываются и версии, что на Луну никто не ступал, а все это была просто большая мистификация – ну просто невозможно обойти эту тему если так много информации об этой возможной большой лжи....
И напоследок, если у вас когда нибудь появится возможность побывать на мысе Канаверел, то постарайтесь не упустить эту возможность. Я как то в одной сувенирной лавке увидел книгу «1000 мест, которые нужно посетить за свою жизнь». Так вот Kennedy Space Center входит в мой личный список. Правда оговорюсь, что в момент, когда я заметил эту книгу ее одновременно со мной заметила средних лет афроамериканка, которая сказала замечательную фразу: «Я согласна купить эту книгу, если с ней в комплекте будет идти книга «Где взять денег на посещение этих 1000 мест»» Но это уже совсем другая история....