26 дек. – 10 янв.
Если я брошу работать, я уеду в Мексику. Сразу, не раздумывая. Есть 3 страны, по которым я буду путешествовать долго: Штаты, Китай и Мексика. Но в Китае мне всегда некомфортно из-за языка, получаются такие поездки глухонемого туриста, в Штаты – обязательно весёлой компанией, на машинах – э-э-эххх! посмотреть-покататься с ветерком, а Мексику – как сладкий десерт с разноцветным кремом – хочется в одиночку, и ещё на потом приберечь, хотя её так много, что лучше частями – одним разом подавишься.
Мои передставления о Мексике разрозненны и скомканы. Какие-то обрывки фильмов, книг и старых фотографий: железная дорога начала века, люди в сомбреро, постреливая из ружей, всё время куда-то скачут на лошадях, Медный каньон, нефтяная вышка и на заднем плане те самые люди в сомбреро что-то взорвали динамитом.
Я хочу в Мексику. Да, в Мексику. Гвадалахара и Акапулько – разве эти слова не ласкают слух? А Гуанохуато и Закатекас? А Попокатепетль! А ещё Тио-тио-тио-кан!!! Напоминает что-то смешное из мультиков.
В общем, у меня уже всё решено.
Я прилетаю в Мехико и улетаю оттуда же. Стало быть нужно сделать круг. Вниз по карте, а потом вверх.
В моём списке 34 пункта. Те места, в которых я хочу побывать. Я просто выписал их на бумагу и посчитал. Да, 34 – это много. И на всё 16 дней.
Начало.
В общем, я лечу в Мехико. С пересадкой в Лондоне. Вылет – в 7 утра. И тут – первый сюрприз, о котором я узнаю в аэропорту – мой рейс перенесли на час раньше. Даже не ровно на час, а на час-десять. Как такое может быть?
На регистрацию я успел чудом – они уже закрывались. – Первый раз такое вижу, - сказал служащий, которому я показал билет. – У тебя время вылета вообще от фонаря написано. Мы никогда в это время не вылетали. В общем, чудеса.
Я лечу двумя перелётами с 6-ичасовой стыковкой и у меня масса времени. За это время мне надо решить, куда собственно ехать. И на чём. Можно начать с Мехико, остановившись там на пару дней, а можно в тот же день улететь в Канкун. Или сразу рвануть в Акапулько, и уже оттуда вниз, к Юкатану по тихоокеанскому побережью.
У меня 12 вариантов начала маршрута и я обдумываю их все – один за другим. Время у меня есть. Мне лететь 22 часа.
Я всегда стараюсь брать место у прохода в носовой части. Это даёт возможность выйти из самолёта одним из первых и сэкономить несколько секунд. Эти секунды позволяют оторваться от основной массы на паспортном контроле и пройти его в первых рядах, а не в толпе – а там в очереди счёт идёт уже на минуты. Багаж я никогда не сдаю – у меня лёгкая сумка через плечо - на этом я тоже выигрываю.
Конечно, я не всегда тороплюсь, но это уже вошло в привычку и сэкономленное на каждом этапе время позволяет мне иногда вскочить в отъезжающий автобус или запрыгнуть в последний вагон.
И сейчас для меня это особенно важно – я не знаю куда еду, не знаю расписания и есть ли вообще билеты - поэтому на всякий случай спешу.
У меня по-прежнему нет чёткого плана. Есть только этот список – 34 места. Чем-то придётся жертвовать, но я пока не знаю, чем. Но есть места, куда я хочу попасть во что бы то ни стало. И одно из них – Паленке. Да, я решил – еду туда. Хочется сразу, с самого начала ярких эмоций. И Паленке – как раз то, что нужно. Хотя это всего лишь мои ожидания. Как там будет на самом деле – посмотрим.
Мы уже сели. Выхожу из стеклянных дверей, прохожу через толпы встречающих и поворачиваю налево, к метро. По правую руку – конторы обмена валюты. Их десятки, и они тянутся аж до самого выхода. Что интересно, курс у всех разный. Самый высокий был 14,32 – причём самый высокий за всю поездку – в других городах и обменниках я нигде не видел даже 14. Поменял 1000$ и больше не думал об этом до самого отъезда.
Если пройти все обменники до конца, как раз выходишь к метро (станция Terminal Aerea). Оно-то мне и нужно - я еду на автовокзал TAPO (Terminal de Autobuses del Oriente). Отсюда автобусы едут в сторону Юкатана. Ехать недалеко - станция San Lazaro, одна пересадка.
Первое, что я увидел в метро – двух по пояс голых парней, которые запрыгнули в вагон одновременно со мной. Я успел подумать, что сейчас вечер и не так уж и жарко, как вдруг один из них развязал мешок, который был у него за спиной и вывалил его на пол. Там было битое стекло. Заорав что-то на весь вагон, он упал спиной на это стекло и начал по нему кататься. Шоу длилось до следующей станции и зритель был всего один – это я. Все остальные уткнулись в свои телефоны и им было наплевать.
Повалявшись как следует и ничего не заработав, они, весёлые и жизнерадостные, побежали в соседний вагон.
После такой презентации метро просто не может не понравится. А потом, на пересадке, пока стоял и ждал поезда, смотрел танцы – там наземная станция, и прямо под платформой на улице - площадка под навесом - играла музыка и люди танцевали. И ещё было довольно тепло для января – я стоял в рубашке, смотрел на этих маленьких, смешно танцующих людей и улыбался – Мексика начинала мне нравится.
На автовокзал TAPO можно зайти прямо из метро – это очень удобно. Не очень удобно то, что у каждой фирмы своё расписание и кассы – чтобы собрать всю информацию о рейсах, нужно обойти их все – они собраны по периметру круга в центральном зале. Но можно выбрать самую известную фирму, у которой больше всего рейсов – ADO. Тем более что их касса отдельно есть на выходе из метро – справа. Очереди там не было, и я сразу рванул туда. Билеты до Паленке были только на завтра. Торчать на вокзале я не собирался, поэтому взял до ближайшего к Паленке города – Вильяэрмоса (там километров 150). К тому же мне понравилось название: в переводе с испанского – "красивый городок". Автобус отходил через полчаса и там было всего одно свободное место. В общем, успел. Те самые секунды на выходе помогли.
Я посмотрел на часы – на всё про всё – с паспортным контролем, обменом денег и метро – у меня ушло полтора часа. А вроде быстро всё старался делать.
Автовокзал довольно большой и набит людьми под завязку. Хотя может из-за Нового Года.
И ещё один момент – там безумные очереди на сдачу багажа. Занимать их лучше за час, о чём написано в объявлении. Багаж сдаётся не так, как это обычно делается в автобусах – типа водитель открывает внизу дверцу и все тащут туда свои чемоданы – сдача багажа происходит как в самолёте – отдал, получил квитанцию и его потом привозят к автобусу грузчики на тележке. (Но это только в Мехико, в маленьких городах – всё как обычно.) Ещё там есть узкие полки над головой для ручной клади – чемодан не влезет, а небольшая сумка – запросто. Моя влезла.
Есть ещё один интересный момент при отправлении – там нет табло и все рейсы объявляют по громкой связи. Поэтому надо уметь определять на слух – когда тебе отъезжать.
На автовокзале 15 перронов – с каждого постоянно отправляются автобусы. Нужно очень внимательно вслушиваться, чтобы понять с какого именно и когда отходит твой. И ещё момент – номеров у автобусов нет, объявляют по конечному пункту. Поэтому вам нужно обязательно знать, докуда в итоге идёт ваш автобус – чтобы сориентироваться и сесть именно на тот.
Так как автобусов там проходит десятки, если не сотни, и по каждому идёт объявление – со всех 15 перронов, то понятно, что объявления читаются как рэп – в режиме нон-стоп и чтобы понять что-то, надо просто полностью превратиться в слух и не упускать ничего.
И если автобус отходит с опозданием (а иногда бывало, что абсолютно все автобусы отходят с опозданием), табло отправления не работает, а понять, откуда и во сколько отправится ваш автобус можно только из этого хриплого динамика, то ваше ожидание может просто превратиться в ад.
Чтобы этого не произошло, можно сделать просто – подойти к какому-нибудь служащему, показать билет и попросить его помочь вам понять, когда и откуда уехать. А чтобы он про вас не забыл (что скорей всего случится, когда вы от него отойдёте), не отходить от него вообще – стоять рядом и мозолить ему глаза. В нужное время он с радостью покажет вам ваш автобус, чтобы от вас наконец отвязаться.
В Вильяэрмосу автобус должен прибыть утром – то ли в 9, то ли в 10. Я проснулся в 7 – за окном был туман, мы стояли на дороге не двигаясь. И стояли не только мы. Что-то явно было не так.
Я вышел в проход и увидел, как наш водитель обсуждает что-то с другими – прямо на шоссе. Автобусов – таких же, как наш, было припарковано 5 или 6 – в ряд на обочине.
Наш что-то доказывал, показывая на часы, те его похоже отговаривали, в итоге он плюнул, сел в кабину, завёл и мы поехали. Одни, по пустой дороге. На самом деле дорога не была пустой, но ехали только мы – все остальные стояли, растянувшись по обочине. Всё это было очень странно. Что-то должно было произойти. Все к тому времени уже проснулись и сидели молча в напряжённом ожидании. Наконец мы увидели это: впереди, метрах в 200 прямо с дороги валил дым. Что-то горело – что-то большое – из-за дыма понять было нельзя. Мы подъехали ближе – водитель сбавил скорость, оценивая на ходу опасность, а потом, решившись, дал по газам. Но проскочить не успели – нас остановили. Какие-то люди на дороге, что-то истошно орали и махали руками. Кто – непонятно. Мы сдали назад, потыркались немного и встали, как все. Из-за тумана всё было в какой-то серой мгле – не разглядеть. Как-то тревожно всё это. Через пару минут приехали военные с пулемётами – я такое только в кино видел. Оцепили встречку, и по ней пронеслись 2 пожарных машины.
Водитель наконец заглушил мотор. Стало тихо. Я вышел в проход и подошёл к нему: - Можно выйти? – он открыл дверь - всё равно стоим. Никто не вышел, кроме меня. Не знаю, почему. Все остальные сидели на своих местах, вытянув шеи, пытаясь хоть что-то разглядеть.
К тому времени дым исчез. Вместо него появилось пламя. Люди из других автобусов и легковушек тоже вышли, и мы смотрели, как оно увеличивается с каждой минутой, заполняя шоссе впереди. Кто-то пошёл вперёд – снять на мобильный.
А потом – потом начались взрывы, а потом рухнули провода – люди с криками бросились врассыпную. Нет, не до конца – до земли не дотянули – провисли и пошёл треск - одна из стальных опор скукожилась от огня. Издали мы стояли и наблюдали, как пламя охватило оба полотна дороги – все 6 полос – высотой с многоэтажный дом.
Через полчаса всё было кончено. А ещё через полчаса мы поехали – в этой огромной застрявшей колонне – медленно проезжая мимо сгоревшего автоцистерны – или что там от неё осталось.
Мы опаздывали на 2 часа.
Ну вот и Вильяэрмоса – мне на выход.
Вообще-то я планировал сделать здесь остановку. Хотелось посмотреть, что тут да как. Но что-то мне подсказывало, что надо сразу ехать в Паленке. Я подошёл к кассе: автобус уходил через 20 минут. Я купил билет – вместо автобуса подали маршрутку. Но это к лучшему - через 1,5 часа я был уже там.
Паленке (Palenque).
Руины находятся в некотором отдалении от города – туда ходят маршрутки за 20 песо. Сам город ничего интересного из себя не представляет, но есть одно место – как раз между городом и руинами, где можно поселиться прямо в джунглях. Оно называется Эль Панчан (El Panchan). Туда я как раз и поехал. Добраться – проще простого – вышел с автостанции прямо на дорогу и ждёшь маршутку с надписью "Ruinas". И минут 10 по прямой до шлакбаума – там как раз и будет Эль Панчан.
В самом Эль Панчане много-много разных домиков, раскиданных по джунглям и 2 ресторана. Отелей, к которым относятся домики – 3. И получив в первых двух ответ: мест нет, к третьему я подходил с беспокойством. Он самый дальний и до него доходят в последнюю очередь. Мне повезло – было 2 свободных номера и пока я думал, какой выбрать, на ресепшен ворвалась девчонка и заголосила, что мест нигде нет и этот отель – её последняя надежда. И она согласна на любой номер. После этой тирады я сказал: - Смотреть ничего не буду. Беру.
Мой домик находится в отдалении - деревья, кусты и лианы обвивают его со всех сторон. Так, что он уже сам – часть этих джунглей. Хотя начинка внутри довольно комфортная – москитные сетки, кондиционер, горячая вода.
И через 5 минут, стоя под душем, я думал о том, что правильно я тогда сразу уехал из Вильяэрмосы – сейчас бы до сих пор бегал по лесу в поисках жилья. Засыпаешь тут под крики птиц, а просыпаешься под обезьян-ревунов. Жизнь здесь озвучена громко и ярко – и к этим крикам из фильмов ужасов привыкаешь уже на следующий день.
здесь только звук, без видео
И засыпать, и просыпаться, и просто ходить в ресторан через лес – это как-то сперва немного ошарашивает и даже не сразу можешь оценить по достоинству все эти фантастические декорации. Тех, кто только приехал, видно сразу – они ходят, открыв рот. Весь первый день я ходил именно так.
Единственный неприятный момент – влажность. Мало того, что там ничего не сохнет – моя сухая толстовка, повисев на спинке стула, к утру стала влажной.
Здесь 2 ресторана. В одном всегда пусто, в другом нет мест. Тот, в котором нет мест - Don Mucho’s. Вечером иду конечно же туда. Понятно, что всё битком и я готов ждать, но тут неожиданно подвернулся столик, от которого отказалась пожилая пара – он был в неудобном месте – на самом проходе – и не просто на проходе, а на пересечении оживлённых трасс – от выхода к бару. То, что стол неудобный, я понял сразу – на меня облокачивались, со мной играли чьи-то дети, стоя в очереди, об ножки моего стула спотыкались и я извинялся за это… И всё равно – я вам так скажу: ничто не может испортить моего впечатления от этого места – Эль Панчан. Оно изумительное.
Вход на пирамиды открывают в 8 утра. Без пяти я был уже у касс. Хотелось первым залезть на вершину и сделать фотку без людей. Но рядом были ещё несколько десятков человек, которые хотели то же самое.
Ступеньки – влажные от росы и лазить даже в кроссовках довольно скользко. Камни отполированы веками и держаться не за что – если только прямо за них – и, спускаясь, лучше выбирать места, освещённые солнцем – где уже высохла роса. Кстати, о солнце – оно присутствует. Я несколько раз читал о том, что это место – Паленке – невероятно дождливое. Значит, мне повезло.
Вообще-то если учесть, что территория немаленькая, то народу не так уж и много. Все как-то сразу разбрелись и я остался почти в одиночестве: 5 – 10 человек не в счёт.
Ещё не совсем рассеялся туман – я поднялся на Храм Креста. Самые лучшие виды – однозначно отсюда – на Дворец, на Храм Надписей и Храм Солнца.
И именно здесь, сидя на самом верху и разглядывая всё это неторопясь и в деталях, понимаешь, почему Паленке уже много столетий несёт славу одного из самых загадочных городов Мексики.
Может быть вот из-за этого сочетания – величия и мощи древних построек и джунглей, которые это умело прячут и той магической ауры, которой всё это окутано до сих пор – ещё с тех времён. Без ненужного выпячивания и крикливости, без шума и суеты.
Не спеша подходили торговцы, раскладывая свою белиберду на газонах, постепенно начинало жарить солнце и я выбирал места, где тихо, прохладно и нет людей. Одно из таких – маленький водопад в лесу.
В одиннадцать я уже вышел за ворота и шёл по дороге, ловя попутку в Панчан. Сегодня я еду ещё в одно место – точнее в два – на водопады.
Misol Ha и Agua Azul.
Это два места с водопадами – Мисоль Ха чуть ближе – в 20 км от Паленке, Агуа Асуль – в 65-и по дороге на Сан Кристобаль.
Эту экскурсию я успел купить ещё вчера. Продумана она очень грамотно. Микроавтобус забирает прямо отсюда, из Эль Панчана. Везут сначала на Мисоль-Ха, дают время там, забирают, везут на Агуа Асуль, дают время там, забирают и везут обратно. Никаких гидов, обедов и всего остального – только транспорт. Начало – в 12. Предполагается, что к этому времени вы уже успеете осмотреть и облазить все пирамиды (у меня как раз так и получилось). По деньгам – 140 песо. Входные билеты не входят – на них отдельно скидывались - только дорога. Но и так по-божески – всего за 10$ вас будут катать весь день, а вечером доставят домой.
Первый водопад – Мисоль-Ха – поразил меня невероятным количеством народа. Люди вставали в очередь за несколько сот метров и шли по узкой тропинке в затылок друг другу – там проход под струями водопада – туда собственно все и идут. А потом обратно. Ну что сказать? Если убрать оттуда всех людей, наверное было бы красиво. А так – некомфортно как-то. На осмотр нам дали полчаса и этого времени хватило с лихвой – я целиком провёл его в очередях.
Но зато второе место – это действительно нечто. Почти 3 часа, проведённые там, пролетели в момент.
Это череда каскадов на реке, вдоль которых можно идти до бесконечности – всё время поднимаясь выше и выше. Чем дальше, тем народу меньше и тем больше всяких тихих заводей в живописных местах. Вода на удивление тёплая. Купаются везде, хотя там есть специально выделенные места, но стихийных больше.
Конечно, ещё погода способствовала – жарило солнце, и в воду так и хочется залезть. Люди лежат у воды, в воде, на надувных кругах, сидят на мелководье с пивом – группами, парами и поодиночке.
Вокруг – куча кафешек, продавцов фастфуда, фруктов и напитков – в общем, место оживлённое, бойкое и очень популярное. И всё это на фоне совершенно невероятных видов.
Но самое интересное произошло на большом водопаде. Там смотровая – их там вообще много, этих смотровых площадок по всей реке, но в этом месте было какое-то особенное оживление. Я присмотрелся – наверху водопада, в воде стоял человек. Туда он приплыл на каяке – и с ним ещё двое – они чуть поодаль держали лодки – чтобы не унесло течением.
Я не мог понять, как они собираются спускаться – ни лестниц, ни склона рядом не было. Сбоку - скала вертикально вниз. Они что, сплавляясь, не знали, что тут водопад? А он стоял и раздумывал – как быть дальше.
– Прыгай, что стоишь, - кричали зрители. И сами смеялись над этой хохмой. А потом, когда он подошёл к самому краю и заглянул вниз – всё стихло. Я до конца не верил, что он прыгнет. Мне кажется, никто не верил. И даже когда он подошёл и заглянул туда – даже тогда. И фотоаппарат включил, ни на что не надеясь. Потому что мозгом я понимал, что смысла в этом никакого нет: за ним не гонятся, как в фильме "Апокалипсис" безумные индейцы с копьями… Я не видел момент прыжка – и на кнопку нажал машинально – когда закричала женщина рядом – крик волной прошёл по толпе и закончился всплеском. А потом тишина – вынырнет или нет? Вынырнул. И услышал рёв. Это были овации. Да. Никто не ожидал. Может быть даже и он сам. Потом ему сбросили лодку. Туда же, в водопад. Её снесло течением, но он успел схватить, забрался и выгреб к берегу. Я смотрел на него и думал: а смог бы я так? Вряд ли.
Кстати, забыл сказать – перед въездом на водопады вас встретят люди в масках. Секта. Почему секта? Потому что они выглядят как секта, одеты, как секта и у них на заборе написано "секта".
На самом деле – обычные сапатисты – я много слышал о них, но увидел только сейчас. Все в масках, как у спецслужб, только без оружия.
Вообще дорога туда муторная и долгая – с пробками и серпантином. Но конечно, стоит того – что говорить. В 7 вечера мы были уже в Эль Панчане. Сейчас в Дон Мучо'c, поужинать, а потом опять в дорогу.
------------------------
Я сижу на автостанции и думаю о том, что как же всё-таки здорово, что именно так у меня началось знакомство с Мексикой. Как будто выхватили из привычного мира, где ты 2 дня назад месил ногами снежную кашу на улице, окунули с головой в другую реальность, прополоскали в водопадах, протащили по джунглям и вытащили на свет божий. И ты в самый разгар зимы сидишь на лавочке в майке и шлёпанцах – в тени, потому что на солнце жарко и, удивлённо озираясь по сторонам, понимаешь: я в Мексике! И после такого начала - после такого начала ей-богу я буду относиться к Мексике предвзято. То есть с любовью.
Я еду в Четумаль. Сегодня утром я успел купить последний билет на ночной рейс. Пока всё складывается удачно. А там поглядим.