Десятый день, 04.03.2015, средаПаленке — Мисоль Ха — экоотель Cabanas Kin BalamПо сложившейся традиции в 8 часов утра, оставив машину на бесплатной парковке,
(17.48511,-92.049125) мы были в числе первых у кассы в археологический комплекс
Паленке (Palenque).
Паленке был основан в 4 веке (точная дата неизвестна), а своего расцвета достиг в 600-700 г.г. нашей эры. Уникальность Паленке еще и в том, что он старше многих других городов майя, например, Тикаля, на 100 лет. Город находится под эгидой ЮНЕСКО, при этом за более чем два века исследований (кто тут только не побывал) расчищено не более 2% территории Паленке.
Первые сведения о нем появились в 1746 году, когда местный священник написал в отчете, что "вырубая джунгли под посевы маиса, крестьяне наткнулись на каменные дома". Прошло еще 30 лет и к остаткам города была организована ознакомительная экспедиция. Город был едва виден в море джунглей. Расположенный вблизи небольшой реки Отолум, притока Усумасинты, Паленке сразу поразил первых исследователей.Мне довольно сложно начать свой рассказ о
Паленке. Потому что мы знали заранее, чувствовали, что все остальные города майя, в которых мы уже успели побывать, были прелюдией к главной симфонии империи майя — древней столице,
Великому городу Паленке. Рассказать вам, как долго мы ждали встречи с ним, сколько фильмов пересмотрели, сколько книг, статей перечитали? Знали уже (по крайней мере, некоторые из нас), кажется, все храмы-пирамиды наперечет — где какой находится, куда можно забраться, откуда самый потрясающий вид, историю каждого...
Ну и как подобрать слова, чтобы описать то волнение, с которым мы устремились по дорожке навстречу тому, о чем давно мечтали? Тот трепет и восторг, которые охватили нас, едва мы увидели знакомые, кажется, наизусть очертания пирамид! «О-о-о-х!» - простонала Вика, «Ничесе!» - выдохнули парни. А я ничего не сказала, просто потеряла дар речи, а для меня это самый экстремальный показатель.
Потому что вот они все, как на ладони:
Храм Надписей (Templo de las Inscripciones), Храм Красной королевы (Templo XIII), Храм Черепа (Templo de la Calavera).Храм Надписей. (Надписей — потому что наверху нашли плиту с длинной надписью из 620 иероглифов).
Он стал археологической сенсацией, когда в 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус, обнаружив наверху Храма надписей отверстия в каменном полу, догадался поднять плиту и открыл под нею глубокую шахту-лестницу, заваленную камнями, ведущую вглубь пирамиды. Через 4 сезона изнурительных работ археологов ждало потрясающее открытие: гробница царя Пакаля Великого с каменным монолитным саркофагом, с богатейшей утварью, скульптурами, нефритовой погребальной маской и изумительными украшениями. Эту находку по значимости сравнивают с гробницей Тутанхамона. А еще, кому ни скажешь про гробницу Пакаля, обычно кивают из вежливости, но стоит сказать, что это та самая, на крышке саркофага которой странный рисунок, напоминающий космонавта в космическом корабле, как на людей сразу же находит «просветление»: как же, как же, видели
«Воспоминание о будущем» или какой-нибудь еще из многочисленных фильмов-«сенсаций» по
книге Эриха фон Дэнникена. Вот вам крышка саркофага с космонавтом или «астронавтом», как говорят здесь продавцы сувениров:
Насчет космонавта бабушка надвое, а то и натрое сказала, но поверить, что индейцы, пользуясь только каменными, пусть обсидиановыми ножами (железа у них не было!) смогли высечь из скалы монолит саркофага ну просто огромных размеров 3,8х2,2 и закрыть его монолитной же каменной, идеально выточенной плитой, - практически невозможно, просто в голове не укладывается! А потом поместить всю эту конструкцию внутрь пирамиды. Хотя тут-то просто объясняется — сначала, скорее всего, поставили саркофаг, а потом уж выстроили вокруг пирамиду.
Сейчас на
Храм Надписей, как и внутрь, не пускают, что поделать.
Зато пускают в
Храм Красной королевы! А это вторая гробница, найденная уже не случайно, а по расшифрованным записям на плите Храма Надписей. Причем, есть интереснейший фильм
канала Discovery: «Красная Королева. Загадка Майя», где подробно рассказывается о процессе исследований гробницы и тела в нем. Красной королеву Паленке назвали так, потому что её останки были обсыпаны красным порошком, киноварью. Современные технологии в судебной медицине, анализ ДНК позволили не только определить с высокой степенью точности, кем была красная королева (судя по всему,
жена Пакаля Великого, мать двух следующих царей), но и восстановить ее облик.
Представьте, с каким трепетом мы поднимались по ступеням, ведущим к когда-то секретной комнате, спрятанной за толстой кладкой стен! Сейчас вход в гробницу прикрывает только пальмовая крыша. Конечно, она пуста. (Все сокровища находятся в музеях: кстати, нефритовую маску Красной королевы мы потом смогли посмотреть в
археологическом музее Паленке). Но саркофаг — многотонный, внушительный, все еще сохранил следы красной краски.
Ну и следом, на общей платформе с двумя предыдущими храмами стоит третий — Храм Черепа. Потому что наверху высечен устрашающих размеров череп.
К нему мы поднялись позже. Потому что сейчас решили, не тратя времени, пока не набежал народ, пройти ко
Дворцу Правителя и по крутым ступеням подняться наверх, ко входу в сам дворец.
Дверец был построен позднее предыдущих храмов, уже
сыном Пакаля, Кан Балаамом, тоже значимым правителем в истории
Паленке. Внутри дворца сохранилось большое количество скульптур и барельефов. Отличительной (и уникальной для всей культуры майя) чертой дворца является четырехэтажная угловая башня: то ли
Сторожевая башня, то ли
Обсерватория.
Вообще тут много чего интересного — и Т-образные окна, символ бога Чака и чтобы солнце заглядывало в определенные часы, и с Т-перевернутым, это уже символ смерти; следы дверных петель, чего мы, кажется пока не видели в других храмах.
Барельеф передачи власти маленькому Пакалю его матерью. Тут тоже своя история.
Мать Пакаля была как раз из
Йашчилана. И как-то так случилось, что вообще-то право на преемственность власти мальчик получил в результате стечения роковых обстоятельств. Умер правитель, прямых потомков не осталось, остался побочный родственник — маленький Пакаль. Мать, по-видимому, сильная женщина, умудрилась 9 лет держать власть в своих руках, пока не подрос сын, что для сугубо патриархального общества майя само по себе было достаточно неординарно. И именно при правлении Пакаля город достиг наивысшего расцвета, стал столицей так называемого
Баакульского царства, подчинив себе окрестные более мелкие города.
Примечательная часть дворца- его церемониальный двор. Здесь приносили в жертву знатных пленников. О чем свидетельствуют украшающие двор стелы с изображениями самых разных людей, судя по всему, разных племен: слишком уж различаются черты их лиц. Общее для них богатые одежды и головные уборы, а также покорные позы (левая рука на плече, склоненные головы). Очень выразительно и печально. Все стелы подлинные.
Рядом с башней расположены санитарные комнаты: мужские и женские. У мужского туалета - изображена мужская фигура. У Пакаля был туалет со смывной системой. Примечательный факт: в Паленке имелась канализация. Здесь была обнаружена целая сеть акведуков, каналов и сточных канав, использовавшихся для подачи в город проточной воды, это самая сложная система водопровода и канализации из когда-либо созданных древними майя. Майя расширили речку Отулум, обложили ее камнями и закрыли плитами. Инженеры Паленке научились использовать водяное давление для подачи воды во Дворец Пакаля. Акведук проходит прямо под дворцом.
Имелась во дворце и баня – темаскаль, в переводе «Дом горячих камней». Здесь не только мылись – рожали детей, шаманы проводили обряды очищения.
Побродили мы и в нижних лабиринтах
Дворца правителя – эта целая сеть коридоров и комнат, сейчас не везде пускают, иначе было бы легко заблудиться.
Полностью осмотрев
Дворец правителя, мы поспешили к
площади Креста. Обрамляют ее
храм Солнца (Templo del Sol), храм Креста (Templo de la Cruz) и храм Лиственного Креста (Templo de la Cruz Foliada). Строительство их относится к
VIII веку н.э., то есть построены они были позднее, чем дворец. На все здания можно подняться. Что примечательно, на всех храмах сохранились гребни.
Свои современные названия храмы получили от великолепно выполненных каменных рельефов — по одному в каждом святилище. В центре двух рельефов находятся крестообразные предметы, в третьем — щит с маской бога Солнца. Кресты – это мировые деревья, которые, в соответствии с мировоззрением майя, поддерживали небеса по углам Вселенной, а «бог Солнца» — вероятно, в самом деле солнечное божество.
На фреске так называемого
Храма Лиственного Креста крест(сейба) покрыт листьями. Фрески вырезали лезвиями из обсидиана - самое прочное и тонкое лезвие на земле. Сейчас его используют в глазной хирургии.
Храм Солнца управлял ритмами жизни города.
Мы смотрели фильм канала Дискавери о Паленке, где рассказывалось, насколько точно и выверено построен
Храм Солнца: в определенные дни года солнечные лучи освещают храм определенным образом, например, во время зимнего и летнего солнцестояния луч из дверного проема на несколько мгновений освещает противоположный угол. (Этот день совпадает с днем начала сеяния кукурузы). Для того, чтобы так строить, нужно было в совершенстве владеть геометрией и астрономией, при том, что сейчас трудно себе представить, какими инструментами тогда добивались такой точности.
Но для нас храмы группы Креста интересны не только своей историей, а, в первую очередь, тем, что с них открывается
великолепный вид на Храм Надписей и следующие за ним пирамиды, на Дворец Правителя.
Мы забрались на
Храм Креста, когда там не было не единого человека.
Перед нами открылся такой простор, такие необъятные дали, как будто птицей паришь над диковинными пирамидами, над древними, будто заколдованными, храмами, а дальше, куда не кинешь взгляд – бескрайняя сельва, море джунглей, до самого горизонта. Мы сидели на краю верхней платформы, свесив ноги, и будто медитировали, вне времени и пространства – очень сильное ощущение! Рекомендую пережить каждому! Ради этого стоит напрячься и вскарабкаться по всем ступеням, преодолевая усталость и лень. Есть в Паленке, в этом вот взгляде с высоты, нечто особенное, что остается с тобой на всю жизнь. Опять, кстати, как я уже замечала и писала об этом, рассказывая о Мачу-Пикчу или Петре – есть особая магия в том, когда красота природы находится в гармонии с красотой творения рук человеческих, сила впечатления возрастает многократно!
Спустившись вниз, мы добросовестно обследовали окрестности – дошли до трех храмов на юге от «группы Креста» — Храмы XIX, XX и XXI.
Долгое время они были скрыты зарослями и только в последние годы стали предметами тщательного изучения. Раскопки принесли ошеломляющие результаты: найдены великолепные по исполнению рельефные панели с большими надписями. К сожалению, все они заканчиваются событиями 736 года...
По собственным ощущениям, весь Паленке это какой-то праздник. Особая атмосфера в нем, что ли. Есть какое-то особенное удовольствие именно в Паленке в том, чтобы бродить по тропкам среди цветущих (зимой!) тропических зарослей, среди руин, подниматься по ступенькам храмов, разглядывать древние барельефы, пытаться разобрать узоры иероглифов.
Почему-то доступ к храму Ягуара оказался закрыт и мы, вернувшись ко Дворцу правителя, миновав его и пройдя через поле для игры в мяч, оказались у
Храма Графа и, так называемой,
Северной группы храмов.
Надо сказать, к этому времени в центральной части комплекса уже было довольно-таки многолюдно. Но к второстепенным храмам, куда мы направились, дошли пока немногие.
Добросовестно обошли и эти храмы, поднявшись наверх и
Храма Графа(Templo del Conde),
и к
Северной группе (Grupo Norte), объединенной общей платформой.
Теперь у нас по плану был водопад и археологический музей Паленке. И здесь мы немного не разобрались с планом, очевидно. То есть не знали, что музей находится за территорией комплекса, и к нему надо спускаться вниз и идти довольно долго, минуя водопад, каскады.
Тропинка была очень живописная, мимо руин, которые когда-то были жилищами или ритуальными центрами индейцев, а сейчас выглядывали каменными остовами среди вечнозеленых зарослей; мимо водопада, где со смотровой площадки можно полюбоваться струящимися и падающими вниз потоками воды.
Но дело в том, что тропинка эта круто уходила вниз! А мы не готовы были еще попрощаться с Паленке. Вот не готовы, и все! И подниматься после музея вверх по этой же лесенке было бы тоже как-то трудновато по жаре, да после всех покоренных за сегодня вершин-пирамид… Так, в сомнениях, мы дошли до выхода из археологического комплекса. Там увидели табличку, что от этого выхода до входа в Паленке по дороге 1,5 км. Спросили служащего, пустят ли нас вновь по нашим билетам в Паленке, если мы сейчас выйдем в музей. Он заверил, что все в порядке, пустят.
Так что с легким сердцем вышли за ворота и пошли в музей. И, знаете, мы ни разу не пожалели, что проделали такой путь ради музея! Во-первых, там был саркофаг Пакаля. Нет, к сожалению, не подлинник, а его точная копия.(Фотографию я разместила выше). Причем, об этом мы знали заранее: оригинал хранится в антропологическом музее Мехико, как и погребальная маска Пакаля. Но копия тоже производила очень сильное впечатление: мы смогли воочию убедиться, насколько он огромен, этот саркофаг и сколь велика плита-крышка! Смогли подробно, в натуральную величину, рассмотреть «астронавта» в «космическом корабле» - Пакаля, из Шибальбы поднимающегося по стволу-кресту священного дерева сейбы в небесный мир. Но это не все. Мы увидели нефритовую погребальную маску Красной королевы,
оригиналы стел и барельефов.
Но, честно говоря, не менее всего этого меня поразили скульптуры и статуэтки.
Они столь изящны, столь искусны, просто переворачивают все представления об индейцах. Это не варвары, не какой-то дикий народ, если они настолько владели инструментом, что могли выточить такие лица: надменные и высокомерные или, напротив, смеющиеся, или задумчивые и глубокие… За каждым, как будто, своя судьба, конкретный человек, несомненное портретное сходство. Даже не по себе становится, когда вдруг осознаешь, что больше тысячелетия назад жил конкретный человек и это его лицо, именно таким он был, просто мурашки по коже! Очень сильное впечатление оставили экспонаты этого музея, всем настоятельно рекомендую не пропускать его!
Зато после музея нам предстоял полуторакилометровый поход вверх по дороге, по жаре до того самого входа в Паленке, возле которого на стоянке ждала нас наша машина.
Но и зато мы опять по своим билетам зашли в древний город.
Поднялись на
Храм Черепа. Потом подошли к продавцам сувениров и купили все, что хотели. Последней задачей в Паленке для нас было найти блоки в фундаменте дворца Правителя с северной стороны, где апологеты ЛАИ (лаборатория альтернативной истории) обнаружили полигональную кладку и аккуратно вырезанные и отшлифованные каменные блоки, разительно отличающиеся от всей остальной майянской кладки. Нашли. Сфотографировали.
Вопрос «Следы допотопной цивилизации?» остался без ответа. Потому как действительно неясно, КАК такие блоки вырезались и ПОЧЕМУ только с одной стороны часть фундамента и часть лестницы сложены из этих блоков, а во всей остальной кладке уровень технологий заметно примитивнее? Оставим вопрос на рассмотрение будущим поколениям археологов.
В общей сложности, на Паленке у нас ушло около 5 часов.
Нет, конечно, можно пробежаться и за два, если осмотреть только центральную часть, не подниматься на все пирамиды и не ходить в музей, но для нас это не вариант. Паленке заслуживает того, чтобы ему уделили максимум внимания.
С сожалением мы покидали этот уникальный, удивительный город.
Именно он, а не Чичен Ица должен был войти в список семи новых чудес света, но, видимо, далеко не все из тех, кто голосовал, смогли побывать в Паленке. Чичен-Ица куда как доступнее для туриста, особенно для туриста, приезжающего, в основном, на пляжный отдых.
Заехали в свой бунгало в 8 км от археологического комплекса, чтобы наскоро пообедать и успеть до заката на водопад Мисоль-Ха.
И получили новое впечатление! Вдруг прямо в нашем поселке раздался ужасающий рев! Тот самый — обезьян-ревунов! Оказалось, они прямо на соседнем дереве устроили какие-то разборки. Эти совсем небольшие и совершенно нестрашные обезьянки издавали тот самый рев, от которого леденела кровь.
Так что нам удалось их снять и на видео, и на фото, вдоволь понаблюдать, наслушаться и так, под звуки рева, уехать к следующей цели нашего путешествия.
Водопад Мисоль-Ха.Бесплатная парковка:
(17.392198,-91.999866), билет 20 песо/чел.
Здесь, по слухам, снимали фильм со Шварценеггером «Хищник».
Водопад оказался зачетным. Пусть не таким зрелищным, как
каскады Агуа-Азуль, но не менее впечатляющим.
Потому что здесь можно сначала пройти за стеной водопада,
потом с индейцем-гидом за 10 песо прогуляться с фонариком вглубь пещеры-грота со сталактитами и сталагмитами, откуда выходит подземная река, образующая водопад.
Ну и заключительный аккорд — плавание в водопаде. Это вообще, нечто! Сначала мы просто плавали перед водопадом, потом придумали, с трудом преодолевая довольно сильное течение, подплывать непосредственно под струи водопада, загадывая, как водится, желание. Ну а дальше я открыла феноменальное явление. Возле водопада всегда образуется радуга, я решила проплыть под ней (знаю, что это невозможно, но хотя бы приблизиться!). Когда же подплыла совсем близко, просто обалдела от неожиданности:
радуга вдруг замкнулась! Превратилась в яркий, радужный круг, который второй половиной уходил под воду и там замыкался в прозрачной воде! Нет, вы только представьте! А над ним поднималась дуга второй радуги! И я вплыла в этот круг, разбившийся на тысячи маленьких капель. Когда же повернула, поплыла обратно и оглянулась, радужный круг сиял за мной, как ореол, как нимб —
ЧУДО! Конечно, я тут же позвала наших ребят, и мы вместе повторили весь путь к нашему общему теперь восторгу и изумлению! О, Мексика, ты поистине страна Чудес!
Мальчишки потом еще поныряли со скалы у водопада, в общем, получили все 33 удовольствия.
Кстати сказать, за неделю до нашего путешествия в новостях передавали, что
на водопаде Мисоль Ха грабители напали на россиян, но получили достойный отпор и чуть ли не сами были повязаны русскими. Вот ума не приложим, где там эти грабители могли поджидать? Вполне такое публичное место, толпы туристов, еще больше полиции на дорогах… разве только ночью наши соотечественники там путешествовали? Странно, в общем.
Последний вечер в
Паленке решили поужинать в рекомендованном в одном из отчетов ресторане Mr. Taco. Вернее, в этом ресторане мы ужинали накануне и решили, что ничего особенного, к тому же там, кроме нас, и посетителей-то не было. Зато по левую сторону от Mr. Taco, чуть ли стена к стене, притулилась забегаловка из серии taqueria явно местной кухни, в которой яблоку некуда было упасть и все сплошь местные. Вот и мы решили рискнуть, несмотря на непрезентабельность заведения. Очень рекомендуем! Такого мясного супчика я в жизни не ела! (
Примерные координаты: 17.508205, -91.986363) И такосы очень зачетные, к тому же весьма бюджетно (8 песо за тако, супчик — 30 песо).
Подводя итоги вечером за текилой с коктейлями, мы с грустью прощались с
Чьяпасом. И совсем для нас он оказался не опасным, а, напротив, вполне дружелюбным. И грабители как-то прошли мимо, и где эти сапатисты, и глубинка очаровательна, и джунгли нам полюбились. Понимаем, что мы ездили, в основном, по туристическим тропам и, в общем, по обиходным местам, но нас так пугали некоторые знакомые! Короче, мне кажется, Чьяпас не опаснее нашей средней полосы. Тоже ведь всякое у нас бывает: и воруют, и грабят, что же теперь, не жить что ли? Просто соблюдайте разумную осторожность и не лезьте на рожон.