Наш путь в Мексику лежал через Панаму. Недолго думая мы решили использовать 9 транзитных (дневных) часов для осмотра основных достопримечательностей. Забронировали автомобиль по интернету, наметили небольшой «маршрутик».
В аэропорту Панама-сити, при получении автомобиля, нам отказались его предоставить без дополнительных страховок.
Отказались очень категорично. Я до сих пор не уверен, имели ли они на это право, но у нас было всего 7 свободных часов, поэтому искать более дешевый вариант по соседним конторам в голову не пришло. В довершении всего служащие, как бы случайно, выписали страховку за два дня вместо одного. Пришлось все пересчитывать, что бы разобраться в причине. Когда указали на несоответствие, служащие долго округляли глаза и удивлялись-извинялись. После пересчёта сумму вернули. Хотя неприятный осадок остался. Вообще у меня создалось такое впечатление, что "Доллар рент э кар" внутри Америки и его филиалы за пределами США совершенно разные организации, обладающие разным уровнем сервиса, разным уровнем цены и совершенно разным уровнем управлением персоналом.
Дороги в Панама-сити вполне сносные. Мы проехали по двум мостам, которые соединяют Северную и Южную Америки,
побывали на Панамском канале. История создания Панамского канала тоже достаточно стандартная. Сначала его строили французы, которые явно не справились с задачей, потом подключились «доблестные» американцы, которые от своих щедрот в начале века построили, а в конце века передали великий канал панамским жителям. Все здорово и весело. Хищения, коррупцию и взятки всех «мастей» остались в тени прошлого. По «единому» «канальному» билету побывали в музее, кинотеатре и на смотровой площадке, купили сувенирчики.
Особого впечатления все это не произвело.
Зато сильно удивил 4-х этажный Макдональдс. Неужели возможно, что бы 4 этажа людей сидели в этой «забегаловке», и ели гамбургеры? Как-то даже не укладывается в голове.
Панама-сити это большое количество небоскрёбов, хорошая инфраструктура.
Однако пробки встречаются и здесь. Поэтому следует закладывать дополнительное время, особенно при движении в центре города.
К вечеру этого же дня, сдав машину, мы улетели в Мехико. В отел, рядом с Теотиуаканом, мы приехали ночью. Там мы проспали всего 3 часа, поэтому толком о нем сказать ничего нельзя. Хороший ландшафтный дизайн, есть горячая вода, однако в номерах достаточно холодно и нет обогревателя. Это несколько удивляет, потому, что по ночам в этой местности температура в январе - феврале всегда опускается до 5 - 6 градусов и спать в таких условиях без обогрева не комфортно. Хотя, номера были честные, хозяева вежливы, территория ухоженная. Наверно, за 30$ это адекватное оснащение номера. Нельзя забывать главный плюс отеля – пешая доступность пирамид.
Цена на вход на комплекс пирамид чисто символическая. За «совсем дешево» можно оставить машину на платной стоянке. При всем при этом мест на стоянки много и есть быстрый "Wi-Fi" . Выбор сувениров - широкий, цены - адекватные, возможен разумный торг.
Мы пришли к самому открытию и были первыми на входных воротах. На восходе солнца пирамиды были замечательно красивыми.
Необычайная брутальность строений выделяла их из всех виденных мной чудес света. Однако, стоит сказать что было видно как они были восстановлены и улучшены. Я бы сказал безжалостно реконструированы. Это придало им какую-то туристическую привлекательность, но снизило историческую ценность этого места.
Цивилизация майа-инков и ацтеков поражает своей вертуозной работой с камнем.
Понять, почему всем другим материалам древние предпочитали этот, легко находясь именно на территории Мексики.
Честно говоря, мне хватило одного дня. Отступая от рассказа чуть в сторону, замечу, что русские мужики, без единого гвоздя, стоили из дерева шедевры высочайшего мирового уровня (одни Кижи чего стОят?). Деревянный дом, как термос, защищает от перепада температур, летом оставаясь прохладным, а зимой теплым. В Центральной Америке проблема другая. Из-за сильного перепада суточных температур необходимо, что бы дом днем нагревался, ночью, отдавая тепло, остывал. А с утра повторял цикл снова. Таким образом, альтернативы камню практически нет. Стоит обратить внимание и на тот факт, что лесов, пригодных для строительства домов в массовом объеме, здесь не наблюдается. Все вышесказанное определило виртуозное мастерство камнеобработки и архитектурные особенности строительства.
И конечно особенности развития «горной» цивилизации (где сама жизнь целых племен напрямую зависела от умения местных мастеров строить качественные сельскохозяйственные террасы) наложила свой отпечаток. Комплекс Тиотиукана отличается своими пропорциями, размерами (и я бы сказал характером) от тех имперских дворцов и пирамид, которые мне довелось увидеть в Европе, Африке, Индии, Азии.
Комплекс пирамид " Кецалькоатля " был предназначен для местных "административных работников" и отличается от других пирамид тем, что на нем ( на единственном) есть резные головы «в честь» этого самого змея.
Но ничего удивительного в этом нет, так как и в нашей жизни те люди, которые покланяются "кеце", тоже любят побаловать себя различными украшениями и «прибамбасами».
Как ни странно понравился небольшой музей внутри комплекса. Экспозиция достаточно информативная, хотя и лаконичная. Огромный макет комплекса удивляет «инженерной дерзостью» и «культурной новизной» индейцев.
В целом пирамиды производят неизгладимое впечатление. По степени визуальной «привлекательности» я бы поставил их в высший ряд всемирных шедевров. То есть повторить сложно, превзойти – невозможно.
Одного дня нам хватило на полный осмотр и к вечеру мы покинули Теотиуакан.
Проезд по мексиканским дорогам из Мехико в Акапульно запомнился. Шоссе хорошее. Из-за гористой местности петляет, поэтому не похоже на настоящий автобан. Но по две полосы в каждую сторону с разделительной полосой между направлениями. Через каждые несколько километры стоят толы, не знаю, как в Мексике их называют - терминалы для приема платежей. Сумма оплаты из проезда из Мехико в Акапулько составила примерно 600 мексиканских песо. Или 1800 рублей. Это примерно по 4,5 рубля за км. Конечно, цена вызывает некоторые вопросы. Таким образом, получается, что если съездить из Мехико в Акапулько и назад (например, на выходные) то километр будет стоить примерно 9 рублей, и хотя цена включает (как постулируется) страховку от повреждений этого автопистаса (так эти дороги называют в Мексике, как я понял не зря), размер оплаты мне кажется не гуманным. Собственно, я не могу припомнить такую цену ни на одну платную дорогу (440 км) ни в США, ни в Европе, нигде бы то еще в мире.
Вилла Бахиа, в Акапулько, поначалу произвела положительное впечатление размером комнат и расположением. Из панорамных окон открывается замечательный вид на залив Акапулько и на весь город. Зелень, огоньки на берегу, горы в полутьме, свет, отражающийся в море - все очень красиво. Одна большая комната студия с кухней, двухкамерным холодильником, отдельная спальня, душ с мощной струей горячей воды - все понравилось. Но это было ночью, после долгой дороги и долгого дня. А утром обнаружились недостатки. Общее состояние комнаты похоже на общежитие, в котором 10 лет никто не делал ремонта. Я первый раз в жизни видел шторы с дырками. И это в спальне. В зале - где панорамные окна, штор нет вовсе. В некоторых местах порвана москитная сетка, из-за чего на следующую ночь были проблемы с москитами. Отваливающиеся ручки, отваливающаяся грязная плитка, вся мебель как будто с помойки, ощущение, что ей лет 150. Сказать, что мебели нет нельзя - она есть, но матрасы настолько продавлены, диван настолько заляпан - такое ощущение, что 10 лет 10 грязных мексиканцев неперестанно юзали эту мебель - вот такое ощущение оставила эта комната. Из бесспорных плюсов - есть бассейн, к которому по ночам приходят еноты, из бесспорных минусов – «вай фай» добивает не до всех номеров (в нашем, например, не было).
Хозяйка отеля Вилла Бахиа очень радушна. «Держит» двух забавных мопсов и пытается всячески угодить клиентам. Однако, необходимость обеспечить все номера wi fi и сделать там капитальный ремонт просто очевидна. По крайне мере, сума 43 американских $ за номер не кажется адекватной при разбитых стеклах и дырках в противомоскитных сетках.
Самый известный аттракцион в городе Акапулько это прыжки со скалы.
Честно говоря, особого впечатления он не произвел. Скала не очень высокая, море не очень опасное, камни не очень острые - в общем, все на «троечку». Для совсем уже скучающих от отсутствия развлечений туристов, может быть, и подойдет. Конечно, мужчины и женщины глядят на один и тот же аттракцион по-своему.
Мужчины видят так:
Фото сделанное девушкой:
Как я уже упоминал автострады в Мексике называются автопистас. Когда мы выезжали из Акапулько это название «всплыло» из моей памяти, но ни чего плохого не предвещало. Однако, отложив на 440 км примерно 5 часов, зная, что мы проехали из Мехико в Акапулько за это же время мы двинулись в обратный путь. Не доезжая примерно 100 км до столицы, мы попали в глухую пробку. 4 ряда машин на платном шоссе стояли просто намертво. Скорость движения составила примерно 2 км/ч. Только тогда я вспомнил, что Мехико является мировым чемпионом по пробкам. К вечеру некоторые машины начали съезжать на правую, служебную, полосу и вставать. У многих водителей, как бы случайно, обнаружились с собой подушки и одеяла. Этот факт сразу меня удивил. Однако, когда среди засыпавших на обочине я увидел машины такси, то я понял, что дело обстоит очень нехорошо. Я догадался, что у этих ребят есть и связь и навигаторы, которые им точно говорили, что пробка спереди очень «серьезная». Не уходя в долгие размышления, сообщу, что 400 км мы ехали более 10 часов. Из них 5 часов это стояние почти в глухой пробке. При въезде в Мехико я думал, что нам очень сильно не повезло, и это была единственная дорога, намертво стоявшая в это время суток. Однако, при проезде по городу я видел множество пробок, почти глухих, стоявших очень долго. Первый раз в жизни я увидел представление с огнем, которое обычно демонстрируется в самых тяжелых пробках в самые часы пик в других городах. Здесь это можно было наблюдать и в 3 час ночи. Пробок, даже в это время, в Мехико очень много. Днем, когда мы ехали по столице Мексики, я обратил внимание на то, что в общем-то молодые 25-30 летние молодые люди стояли на перекрестках и вдоль дорог продавая прохладительные напитки, еду и какую-то прочую снедь. Я подумал: «как-то странно, здоровые ребята, а занимаются ерундой. Может сильная безработица заставила» И только ночью я понял, что это не почасовая, временная работа, а чуть ли не круглосуточный тяжелый труд, который могут выдержать действительно хорошо подготовленные, взрослые серьезные мужчины.
Вывод из поездки по Мехико и прилегающим дорогам напрашивается очень простой. Расстояние не может служить мерилом для времени, которое вы проведете в дороге. Пробки, которые в первый раз мы проскочили, во второй раз сделали передвижение прктически невозможным. В итоге мы не попали в гостиницу вовсе, а время, запланированное на сон, провели на автостраде, двигаясь со скоростью1-2-3 км/ч.
Бесплатные дороги в Мексике оборудованы, так называемыми, лежачими полицейскими. От лежачих полицейских в "цивилизованных" страна они отличаются тем, что сделаны совершено не по ГОСТу и зачастую об их наличие не оповещают никакие знаки. Самая печальная ситуация состоит в том, что знаки то есть, то нет и ориентироваться на их присутствие или отсутствие совершенно нельзя. А сами лежачие полицейские могут быть как высокими, так и плоскими, но длинными. В общем, самых разнообразных форм и видов. Поэтому разогнаться, особенно ночное время суток не получится. Постоянное внимание и концентрация на дорожном полотне делает перемещение по мексиканским городам ночью очень тяжелым.
Нельзя не сказать, что порадовали цены на продукты питания. Гипермаркеты на выездах и въездах в города представлены повсеместно. Больше всего они напоминают нашу "Ленту" или "Ашан". Цены очень демократичные. Были найдены помидоры в пересчете на рубли по 15 рублей. Яблоки по 50 рублей. И все остальные продукты питания примерно в этой же ценовой категории. Что приятно порадовало. Ассортимент тоже достаточно широкий. Хлеб в так называемых французских батонах, достаточно вкусный.
Мексиканский стиль одежды раньше поражал меня своей необычностью. Приталенная курточка с высоким воротником - «стойкой» и широкополая шляпа "Самбреро" являлись скорее непонятными аксессуарами, чем повседневной одеждой. Находясь в Мексике, я понял причину. На самом деле ничего странного в этой одежде нет, все продиктовано суровой необходимостью защищаться от палящего солнца. Воротник – «стойка» закрывает шею, а широкие поля шляпы защищают лицо и плечи обгорания.
В Акапулько мы ходили на пляж мимо дикорастущих манго. Ими была засажена целая улица. Они росли вдоль проезжей части на протяжении нескольких сотен метров. Только что упавшие манго были хоть и небольшими, но достаточно сладкими на вкус.
Я вспомнил такие же упавшие манго в джунглях Бразилии. Там они мне показались еще слаще. Может быть потому, что супермаркетов в Амазонии не было совсем и продукты питания, особенно фрукты, были представленные очень скудно.
Латинская Америка вообще и Мексика в частности, является пристанищем огромного количество Фольсваген Жук. Эти автомобили и свежие, и сильно поюзанные используются повсеместно. К слову, в Акапулько они служат такси. Местное население ездит как на роскошных экземплярах, так и на очень старых, побитых, непонятно как двигающихся. Вообще, тема автомобилей в Латинской Америке очень актуальна. Огромные пробки и бешеный автомобильный трафик в Мексике, узенькие улочки Акапулько, или дороги "Пан Американо" в Лиме - все это разные дорожные условия по которым двигаются совершенно разные автомобили совершенно разных годов выпуска и качества.
Основные выводы.
1 Мехико мировой чемпион по автомобильным «пробкам». Расстояние разумнее мерить не километрами, а часами.
2 Комплекс Теотиукан очень красиво, очень интересно, очень недорого.
3 При выборе одежды ориентируйтесь на большие суточные колебания температур и «бешеное» мексиканское солнце.
P.S. Все сказанное - личная точка зрения автора, которая может не совпадать с его мнением, которое , в свою очередь, постоянно меняется под воздействием различных факторов объективной реальности.