Все личное, его немного, выделено курсивом.
1. статистика посещений треков.
2. карты.
3. график движения по треку АВС и незаджипленому сохранившемуся участку кольца Аннапурны (дуга Аннапурны)
4. практически все способы заброски и выезда с треков
5. непростое самостоятельное ориентирование в начале трека АВС - Пун Хилл с точной схемой троп
6. кто и как ходит по трекам в Непале. Гиды и портеры, одиночки, пары, группы
7. о еде, санитарии и пыли в Непале
8. будущее Кольца
1. Статистика ACAP (Annapurna Conservation Area)
Вот гистограмма кол-ва туристов в заповеднике Аннапурны по странам за 2013г
Крошечный Израиль впереди планеты всей. А ни к чему не приспособленных америкосов (вспомним Задорнова, встречал на треках, подтверждаю) в два раза больше, чем россиян. Надо что-то делать!
И в первую очередь для самостоятельных путешественников. Встречал много русских, 1-3чел, хорошо знакомых с форумом Винского и все равно либо путешествующих через московскую фирму «пакетом» (?!), либо нанимающих гида (не портера!) по схеме 1+1 из Катманду и имеющих с ним проблемы. Моё объяснение – пугает аура Непала, необычность страны, сообщения о гибели под лавинами на Эвересте и т.п., не имеющие к трекингу никакого отношения.
Между тем, по тропам и лоджам ходить в Непале почти также удобно и безопасно, как в Альпах.
Вот только карты из магазинов устарели или врут, а указатели с железных столбиков кто-то срывает…. А наибольшую реальную опасность, от которой не спасет никакой супергид, представляет local bus,
Вот количество туристов по месяцам:
по годам
и по трекам
2. Карты из магазинов Непала
Есть карта только трека АВС того же издателя с более крупным масштабом. Ориентироваться по этим картам в проблемных местах сложно – сравните с приведенной ниже полной и правильной схемой.
Продается атлас 2013 г. (есть только в одном Mandala Book Shop, дорого) Удобный, в виде книжечки, есть «3D» картинки участков, на которых видно, где и насколько крутой подъем, спуск и т.д.
Для полноты картины вот бесплатная карта Покхары.
Её можно получить у тур. полицая в а\п и на стойке, где выдают TIM в NTB (Nepal Tourism Board).
3.1 График движения соло-трек АВС. Перечисляю основные поселки, которые упоминаются обычно в нитках маршрутов. Здесь названия как на карте, дальше по-русски.
Заброска Pokhara - local bus до Nayapul – Birethanti - джип до Kimche (начало трека) – пешком в Ghandruk – Tadapani, ночевка
– Ghurjung – Chomrong – Sinuwa - Bamboo, ночевка
– Dobhan – Himalaya – Deurali - MBC, Machhapuchhre Base Camp, 3700, ночевка -
- радиальный выход в 4-00 в ABC, рассвет, завтрак в MBC - вниз до Chhomrong, ночевка
– Jhinudanda – Siwai, выезд на local bus через Nayapul в Pokhara.
4 ночи в лоджах, 3 полных ходовых дня, 2 по ½. В начале трек выглядит странно – см.п.3
3.2 График движения дуга Аннапурны
Pokhara - bus touristic до Besishahar - local bus до Nadi Bazar – джипы до Chame, ночевка
– Bhratang – Pisang - Humde, ночевка
– Bhraka – Manang – Chusang - Yak Kharka – Ledar -Thorung Phedi, 4450м, ночевка
– обратно в Manang, 3540, ночевка
– снова в Thorung Phedi, ночевка
– пер.Thorung La, 5416 – Muktinath, ночевка
– выезд джип до Jomsom, радиально Marpha
- local bus до Beni - такси до Pokhara.
4. Заброска и выезд. По дорогам, где можно ехать на 4-х колесах, не ходим!
Мотобайки не рассматриваются, пробовал, на этих дорогах удовольствие сомнительное, не Тайланд.
На автобусах из Покхары можно уехать с двух автостанций. Обе называются Baglung Bus Park, на карте Покхары они в северной части.
Есть еще Tourist Bus Park, он возле Nepal Tourism Board, где выдают пермиты, на карте возле нижней правой части озера.
Local Bus и Tourist Only ничем не отличаются, возят всех.
4.1 Заезд и выезд трек АВС и Пун-Хилл
Трек АВС можно начинать из Кимче или Сивай. В оба пункта ходят автобусы из Покхары. Только идут они через Наяпул, получается туда-обратно. Можно доехать до Наяпула, потом в Кимче или Сивай.
Автобусы до Наяпула ходят часто,проезд 110рп,в пути прим.1.5 часа. СTourist Bus Park утром есть автобус в 7.30,чуть дороже,но нужды в нем нету.
Рюкзаки на крышу, хоть 10, только в начальном пункте, поездка дело веселое, но проблем, кроме пыли, нет.
Можно выйти из автобуса, не доезжая до Наяпула, водитель все знает, сам остановится. Спускаемся к мостику через реку и напрямую выходим к Биретани (20мин) Там возле большого бетонного моста отмечаем пермит и ловим попутку до Кимче или Сиува через Саули Базар.
Джип от 400рп, по дороге увидите кучу групп во главе с гидами, спускающихся в облаках пыли.
Обратно - из Кимче и Сивай, такси полно, расписание автобусов тайна. Если идти из Чомронга в Сиува, удобен автобус Сиува-Наяпул-Покхара в 14-00
Если по дороге к АВС есть желание зайти на Пун Хилл (или на обратном пути), подъехать на джипе можно до/от Sudame (обратно джип Sudame-Nayapul 500рп\чел). Основная толпа идет от моста и чек-поста в Биретани через лоджи налево, по указателю на Горепани
4.2 Заезд на трек дуга Аннапурны.
Надо ехать в Besishahar из Катманду или Покхары, примерно одинаково. Из Покхары в 6-00 с Tourist Bus Park идет единственный автобус, 4.5часа, 300рп.
Из Бесисахара ходят джипы. Local bus идет только до Nadi Bazar, 200рп, 1 час.
Лучше с ним не связываться, идет он по правой по ходу дороге, а джипы – по левой. Дороги сливаются, но от конечной автобуса надо идти мин 20 через гидростанцию, которую строят китайцы, потом по пыльной дороге либо по висячему мосту и в гору сразу после ГЭС.
Джипы по веселой дороге ходят до Chame. Цена до Tal была 1500рп (местным 600), дальше дорога была разрушена, все идут пешком, потом другой джип до Чаме, еще1500. Насквозь будет, если починят, дешевле.
После Чаме дорога прекрасная аж до Мананга, широкая долина, а не ущелье, как до Чаме. И скоро в Чаме построят мост…
Пока до Мананга только мотобайки.
Выезд с дуги Аннапурны.
С запада кольцо Аннапурны убито по максимуму – с перевала Торонг Ла вы спускаетесь за пару часов в интересный Муктинак, и уже там вас ждут джипы или автобус в Джомсом. Хотя можно и через перевал. Вообще эту часть кольца при желании тоже частично можно пройти по тропам вне дорог, см. карты.
Автостанция в самом конце Муктинака слева от главной дороги. Билет на джип в окошечке (!) 710рп.
Самолеты из Джомсома летают только утром, до 11 (от $100 до Покхары). Потом по Kali Gandaki поднимается жуткий ветер (привет дорожным треккерам).
На автобусе из Джомсома можно доехать до Ghasa. Потом автобус Гхаса-Бени. Есть в 7-00 единственный прямой Джомсом – Бени, 7 часов, 1400рп. Из Бени в Покхару ходят автобусы, около 4час. Такси от 1000рп/чел, 2 часа. Маленькие машинки на 3 пассажира с рюками
5. Ориентирование
В графике трека АВС обращает на себя внимание странный крюк на Тадапани без Горепани и выхода на Poon Hill. Шел по синей карте (см.выше).
В Гандруке, в центре возле Drinking Water Station развилка без указателей, кратчайший путь к АВС прямо, ушел налево в Тадапани по карте.
Вобщем вот полная и правильная схема со стенки в Тадапани, с добавлениями:
Без проводника по карте из магазина можно крутануться. Указателей почти нет.
Вот что от них осталось, например, в точке 1 на схеме.
Ребята из Питера, которые решили на обратном пути с АВС зайти на Пун Хил, в этом месте слетели с верхней тропы, которая ведет
через Гурджунг в Тадапани. Потом по указаниям местных рубились вверх по склону без тропы.
Рекомендую в подобных местах дождаться группы с гидом или портеров, это недолго, спросить.
6. Кто и как ходит по трапам в Непале – наблюдения.
Диапазон способов путешествий – от соло-треккеров до «экспедиций».
Соло, разумеется, самый лучший способ. На описываемых треках при должной подготовке (физической и картографической) проблем
абсолютно ни–ка–ких. Рюкзак примерно 10кг, включая пару банок белков и пакетики с приличным чаем, кроссовки для скорости, ботинки в апреле-мае не нужны! Спальник с учетом повсеместных одеял можно слабенький, для гигиены. Расширенная мед страховка. Даже дефицита общения с минимальным английским не будет.
Только аккуратно с набором высоты, и еще рупий с запасом, особенно на дугу Аннапурны (джипы!).
Экспедиция – это такой вымирающий вид треккинга, большая потеря для рынка труда Непала. Надо описать для истории. Встретил за 15 дней один раз, причем на самом серьезном треке – к Пун Хилл. Имею право подсмеиваться, сам в конце 90-х так ходил к Эвересту, нас было 10+8 местных, все прокляли.
Все видно на фото. Клиентов 4, обслуги 10(!). Три больших палатки для 4-х (?!), раскладные стол и стулья, кают-компания для приема пищи и отдыха на случай дождя, мобильный туалет (ставится на имеющуюся возле лоджи яму). Обслуга столуется и спит в сарайке при лодже.
В промежутке между соло и экспедициями находятся наиболее популярные варианты: клиент+гид (клиент несет сам), клиент +гид/портер, пара+гид (несут сами), пара+портер (по-моему, самая оптимальная треккинг-группа) и т.д.
Цены из общения с попутчиками:
1. 700рп в день молодому портеру при паре, нитку трека он все равно знает, знает,где много лоджей и т.п.
2. $20/ день гиду при клиенте, который сам все несет, от КТМ до КТМ. При этом, например, гид селится вместе с небедным клиентом, законно желающим отдохнуть после трека в Покхаре баксов за 40/ночь. Или в отдельный номер еще за 40. То что гид будет «выбирать» вам лоджу, а иногда и поселок ночлега, исходя из собственных коммерческих интересов, понятно.
Про непальских гидов: На спуске из Чомронга прохожу по серпантину мимо группы на привале. Склон крутой, голоса слышны далеко. Гид показывает вверх и что-то объясняет на своем кривом английском, москвички захлебываются от восторга. “Wow, eagles! Eagle family !!”
В небе на двух этажах парят птицы – большие и поменьше. Прямо «Орлята учатся летать!» Но тут, в самый неподходящий момент, один из орлят оглашает ущелье громким: «Каррр!»
Смех смехом, но скоро видимо непальские власти обяжут нанимать гидов и портеров везде, как сейчас на трек вокруг Манаслу, например. Действительно, инфраструктура улучшается, тенденция на популярных треках ко все более самостоятельному передвижению, «экспедиции» уходят в прошлое, , гиды и портеры теряют работу. Механизм "обязаловки" простой - не будут выдавать пермиты.
При этом контроль на треках уже достаточно жесткий. Меня кондуктор автобуса вытаскивал из глубины на чек-постах, джип останавливается на них даже ночью.
7. Про лоджии, еду, пыль и санитарию.
Лоджии телефонизированы, трубку берут. Вот телефоны лоджей трека АВС. Если не хотите спать на лавочке в dining room, технология простая.
По дороге, когда примерно становится понятно место ночлега, из любой лоджи просите позвонить, забронировать.
Писали про это в отчетах много, повторюсь, важно. Белковой пищи в лоджах вы не получите. Разве что яйца и молоко для тех, кто это ест.
Chicken soup никакой не куриный, в лучшем случае какой-то кубик. На треке АВС под это подведена даже исторически-мистическая база – см.фото
Типичное меню в лодже
Средний чек 2-х местный номер на одного (2 одеяла!)+ужин из двух блюд+чай+завтрак каша +чай+вода в среднем 1500рп, причем не обязательно чем выше, тем дороже (дороже и хуже всего в Ледаре) Не возбраняется принести с собой баночку тушенки или рыбы и и вывалить ее в plain rice, а жир или остаток отдать хозяевам. Прописанные в инете 50г крепкого перед едой я бы отменять не стал. Хотя желание все время мыть руки через пару ночевок в лоджах, по крайней мере у меня, пропало, видимо организм справился.
Питьевая вода на треках продается в Safe Drinking Water Station, 40рп/литр. Указаны на карте, но в поселке найти их непросто, ибо в лоджах бутилированная вода мин в два раза дороже. Международный проект, построены для местных, чтобы не страдали от бессолевой снежной воды.
Пыль – серьезная проблема на треках, особенно если ходить по дорогам. Вот маска после автобуса Джомсом-Бени, 7 часов.
Замечу, что защищает только маска из сплошного нетканого материала. Любая ткань, позволяющая нормально дышать, будет пропускать. Модные у непальцев, особенно молодых, вязаные маски – это только психотерапия, не больше.
8. Будущее Кольца.
Если с треком АВС все в порядке, то судьба Кольца неоднозначна.
Если бы дело было в Альпах, все было бы понятно и предсказуемо. Населенные пункты желают цивилизации, их связывает асфальт, вдоль дороги развивается инфраструктура, транспорт, от китайской ГЭС появляется нормальное электроснабжение, и т.д. Туристы комфорта едут на автобусах с кондишенами, останавливаются для фотосъмок и отведать дал бата. Дорога от Гхаса до Муктинака в этой категории может быть одной из лучших в мире.
Для ходячих от асфальта до асфальта формируются кольцевые и радиальные одно- и многодневные треки. На самом деле они уже есть на кольце, новые маршруты активно делают, выкладывают ступени на тропах, строят лоджи, вывешивают схемы будущих треков.
А вот насчет асфальта и электричества пока непонятно. Это серьезные инвестиции, и без Китая, похоже, дело тут не сдвинется.
И процесс видимо уже идет, и в горах (в том числе маоисты, они реально влияют на ситуацию), и в непальском парламенте.
Впрочем, это уже совсем другая история…