На этот день у меня была запланирована поездка в одну из трех древних столиц долины Катманду – Бхактапур. Часам к 8, посмотрев по пути на часовую башню,
оказался на автобусной станции на Дурбар Мардж (на гугл картах можно ориентироваться на Purano (Old) Bus Park - на maps.me автостанция изображена на другой стороне улицы)). Сказал кучкующимся водителям название города, и они указали мне на автобус. Стоимость проезда не помню – значит совершенно незначительная. Но помню, что расстояния между сиденьями практически нет, колени уши закрывают. Но народ вежливый, и час поездки даже в такой позе к полному озлоблению не привел. Увидев с дороги Ньятаполу, заволновался, да и по картам, вроде, уже главный вход в город проехали, но пассажиры успокоили и наказали кондуктору высадить меня где нужно. Автобус свернул с трассы, проехал несколько остановок, и после поворота направо меня из автобуса и высадили. То есть в «культурную столицу Непала» я зашел как-бы из Мурино, то есть с тыла. Но и с тыла есть будка с билетами по 1500 рупий. Даже если далеко не все деньги идут на восстановление города после землетрясения 2015 года, мне не жалко. Жалко, что жлобства мы экспортируем не меньше, чем нефти с газом. Заплатил и пошел гулять по кирпичным мостовым. Говорят, что Бхактапур выглядит, как Катманду полтора века назад. Я, честно говоря, не понял этого сравнения. Согласно прочитанным путеводителям, мне надо было посмотреть четыре площади: Даттатрея, Таумадхи, Дурбар и Болачхен или площадь гончаров. Поскольку я шел с дальней от Катманду части города, именно в таком порядке я площади и осмотрел. Хотя много интересного и помимо площадей. К сожалению, очень много разрушений.
Транспорт, кстати, по центру ездит. Машины – редко, а мотоциклы – слишком часто.
«Даттатрея считается третьей главной площадью города Бхактапур. Место резиденции королевской династии до 15 века. Храм Даттатрея является главной достопримечательностью этой площади. Как и другие важные храмы долины Катманду, полагают, что он был построен со ствола одного дерева королем Якша Малла в 1427 году». Храм очень популярен, судя по количеству народа, его непрерывно посещающего.
Немного покрутившись по Даттатрее я пошел дальше – к площади Таумадхи (Таумадхи Толе).
Эта площадь знаменита самым высоким храмом в долине Катманду под названием Ньятапола, что означает «пятиэтажный».
Храм можно назвать «визитной карточкой» Непала, так как он изображен на многих сувенирах. Пять этажей пагоды символизируют воду, землю, огонь, ветер и небо. Говорят, что «храм не носит имя какого-либо бога потому, что имя богини, которой посвящен храм, держится в секрете, и никто, кроме служащих там жрецов, не знает, чей это храм».
Второе религиозное сооружение на площади – храм Бхайравы (Бхайравнатх), который немного старше Ньятаполы и был построен в XVII веке – является не менее важным. Но он сильно пострадал при землетрясении 1934 года в отличие от соседа и был значительно реконструирован.
Поднявшись по лестнице Ньятаполы, посидел-поглазел на город, позавидовал туристам в рядом расположенном доме – они не только пили кофе, но и сидели выше и видели одновременно оба храма).
От Таумадхи до главной площади города – естественно под названием Дурбар («дурбар» означает «место дворцов») - пара шагов по узкой улочке.
Площадь Дурбар в Бхактапуре больше аналогичной в столице, но менее, если так можно выразиться, заполнена строениями. Землетрясение 1934 года уничтожило много зданий (землетрясение 2015 года еще добавило разрушений), и сегодня только цоколи напоминают о былых постройках.
Главная достопримечательность площади комплекс Дворца 55 окон 15 века. На верхнем этаже дворца действительно расположены 55 резных окон. А Золотые ворота - вход в главный двор дворца, считаются самым важным произведением искусства во всей долине Катманду.
Можно пройти и до королевской купальни Нага Покхари.
Недалеко от ворот на площади находится колокол Таледжу (колокол "лающих собак").
Интересно, если ночью позвонить – Кумари в Катманду проснется?).
Последняя площадь на моем пути - площадь Болачхен, на которой местные гончары выставляют на просушку на солнце свои изделия. Кроме сушки гончарных изделий на площади еще и скот забивают и разделывают.
Вокруг множество гончарных лавок, но большая часть изделий, по виду, сделана моими руками). Купил глиняную кошку и двинулся в обратный путь. На этом пути я совершил первую ошибку. Решил, что мне надо обязательно попробовать джу-джу дхау (“королевский йогурт”) - молочный продукт, по вкусу напоминающий несладкий сливочный сырок. Перед площадь Таумадхи завернул в гостиницу с чудесной резьбой по дереву, где и приобщился к «королевской пище».
Но кофе мне понравился больше. К этому времени туристов прибавилось, и я направился туда же, откуда пришел, купив по пути неожиданно недешевого черного перца и недешевого же чая.
На обратном пути кондуктор-зазывала так активно трудился, наполняя автобус, что до Катманду ехали полтора часа.