Каждое утро я думала о том, что надо бы пораньше вставать, чтобы потом не шататься по самой жаре, но что-то не очень у меня это получалось. Как-то у меня рука даже слегка обгорела, вот такое яростное в Катманду солнышко. Позавтракала я, как всегда, своей кашей и остатками сэндвича, который я накануне в своем отеле заказала. Его для меня любезно сохранили в холодильнике. Сегодня я решила сходить в том же направлении, что и вчера, но забраться еще дальше, а именно дойти до Южных Гатов. LP обещал там несколько достопримечательностей. Чтобы добраться до них, мне пришлось проделать довольно долгий путь.
Не столь высока концентрация интересных туристу мест в этом районе, но все же кое на что любопытно взглянуть и здесь. Прежде всего это Pachali Bhairab. Он представляет собой небольшой уютный дворик. В центре его произрастает почтенного возраста огромнейшее, необхватное дерево, в корнях которого разместилось святилище. Поклоняются здесь одной из форм Шивы. Подле дерева также находится скульптурное изображение лежащего божества. Я, честно говоря, даже не знаю, почему в таком положении и что оно означает. Знаю только, что это не единичный случай, есть такая традиция. Во дворике очень приятно посидеть. В кроне дерева копошатся голуби и вороны. Девочки катаются вокруг него на велосипеде – хорошая у кого-то площадка для игр. Тут же прохаживаются курочки. Очень тихо. Вместе с тем я замечаю, что время от времени кто-нибудь заходит во дворик, чтобы «отметиться» у святилища.
В этих краях немноголюдно, а туристов совсем не видать. Впрочем, один мне все же попался, наверняка такой же умник, как и я, изучающий LP. Это было уже у реки, где я нашла храм Lakshmi Mishwar Mahadev. Это храм в форме пагоды, обильно украшенный резьбой. Пропитанный солнцем, он словно сказочный теремок, в облике которого звучат отголоски какой-то волшебной старины. Между прочим, дерево ведь очень близкий и родной нам материал. Деревянные домики с кружевом резьбы нам всем хорошо знакомы, и сейчас такие можно увидеть просто где-нибудь за городом, не говоря уже о музеях и т.д. Храм окружают небольшие постройки, по всей видимости являющиеся просто чьими-то домами, где обыкновенные люди живут себе своей жизнью. Двери «теремка» закрыты, осмотреть его можно только снаружи. Но если, задрав голову, повнимательней вглядеться в детали его отделки, то можно заметить весьма пикантные изображения. Их тут очень много. Так что я долго-долго вокруг храма. Со стороны это, должно быть, выглядит забавно: приходит такой вот турист и разглядывает, разглядывает всю эту порнографию. Интересно, что обитатели дворика об этом думают? B LP есть маленькая статья про эротическое искусство Непала. Из нее мы узнаем, что нет достоверного объяснения, почему же для украшения храмов порой избирали такие специфические сюжеты. Мое мнение, что это, разумеется, сделали для того, чтобы мне интересней было их изучать.
В LP говорилось еще об одном храме неподалеку, но я, хоть и прошлась основательно, нигде его не обнаружила. У выхода же непосредственно к реке, куда я направилась, глазам туриста, достаточно любопытного, чтобы дотопать до этих мест, предстает группа небольших сооружений. Это каменные лингамы, ниши со скульптурными изображениями, кстати, сделанными довольно искусно, и др. Что до самой реки (между прочим, той же Багмати, что протекает посреди Пашупатинатха), то ее мало ухоженные берега выглядят неважно. В Катманду всегда так: стоит приблизиться к какой-нибудь реке, так сердце кровью обливается. Одно дело – видеть мусор где-то на улицах. При взгляде же на замусоренную реку отчетливо понимаешь, что это не просто мусор здесь и сейчас, но глобальное загрязнение всей нашей планеты, и эти оскверненные воды ядом растекаются по всем ее клеточкам, достигнут и океана когда-нибудь. Ну и самим людям теперь эту же воду пить, другая-то откуда возьмется? В общем, реки в Катманду – это чаще всего печальное зрелище. Я прогулялась по набережной в обе стороны. В одной не обнаружилось ничего особенно интересного. Лишь единственная статуя (я решила, что это скорее всего Хануман) стояла там, одетая в оранжевую мантию. В другой же стороне в соответствии с описанием LP я увидела небольшой храм и кремационные гаты. Одно тело вроде как даже собирались сжигать. Дальше, к слиянию двух рек, я не пошла. Дело тут не столько в самом месте, хотя на гатах и пахло мусором, да и будучи единственным туристом, в этом не столь многолюдном районе я чувствовала себя не совсем в своей тарелке. Просто я уже достаточно находилась, полуденной жарой тоже успела «насладиться». Вот и решила на беглом знакомстве с гатами поставить точку и возвращаться назад.
Между прочим, чтобы добраться до Южных Гатов, нужно пересечь одну большую дорогу. А как я уже упоминала, светофоры в Катманду искать бесполезно, потому что их нигде нет. Если один-единственный где-то и был замечен, то это лишь исключение, которое подтверждает правило. В Тамеле это не так беспокоит, ввиду того что улицу шириной в пару шагов можно кое-как перепрыгнуть, да и транспорту там не разогнаться. Но в большом городе есть не только маленькие, но и большие дороги, по которым машинки уже не ползут, а вполне себе ездят с приличной скоростью. И как, спрашивается, их преодолеть? Если у нас дома большинство водителей на переходах, даже нерегулируемых, теперь явно притормаживает, пропуская пешеходов, то здесь никто не спешит уступать дорогу. А кидаться под автобус, машину или байк мне как-то не хочется. Поэтому перед каждой такой дорогой я очень долго мнусь и выжидаю наиболее подходящего момента, каких-нибудь попутчиков, например. Заодно есть время подумать, например, на тему того, как здесь, интересно, детей обучают правилам поведения? Вот у нас все просто, как дважды два: красный свет – стой, зеленый – иди. А тут какой алгоритм действий?
На обратном пути я нашла еще один объект для изучения, продолживший сегодняшнюю тему эротического искусства. Это был совсем небольшой храм Ram Chandra. Его тоже украшала любопытная резьба. Здесь дерево было выкрашено краской. Но на мой взгляд, этот храм хоть и был цветастым, а по содержанию и объему «материала» уступал предыдущему храму у реки. И видно изображения здесь было как-то хуже.
Дойдя до площади Дурбар, я устроилась там около храма. Купила себе мороженое. Очень приятно вот так посидеть, отдохнуть, поглядеть вокруг. В очередной раз достала LP – вот какая это удивительная книга, сколько ее ни читай, а всегда найдется еще что-нибудь новенькое. Например, сейчас я обратила внимание на Ashok Binayak, этот небольшой алтарь Ганеши. Я как раз сидела недалеко от него. Я прочитала, что алтарь, несмотря на свои скромные размеры, является одним из четырех наиболее значимых мест поклонения Ганеше во всей Долине. Плюс к этому считается, что визит сюда благоприятно сказывается на предстоящем путешествии, обеспечивает безопасное его течение. То есть можно сказать, что посетить Ганешу рекомендуется всем трекерам. Что я и сделала.
Поскольку этот день уже сам себя объявил днем эротики, находясь на площади, я решила, что будет закономерно теперь уделить внимание храму Jagannath. Это один из многочисленных храмов комплекса, и он знаменит все по тем же причинам. Между прочим, если не знать об этом и быть не слишком внимательным, то можно совсем не заметить, какие сюжеты здесь присутствуют. Это всех подобных храмов касается. Многие наверняка проходят мимо, мельком окидывают взглядом и ни о чем таком и не подозревают. И многое теряют, должна я сказать.
К своему отелю я возвращалась снова через Indra Chowk. На этот раз я взяла там аж большой ласси. В процессе чего ощутила мое с этим городом полное единство: стоишь себе, пристроившись с краю этой многолюдной площади, а жизнь кипит вокруг тебя, и ты пьешь ее и пьешь ласси. Люблю Катманду!
В отеле я перевела дух и подумала, что надо бы где-нибудь культурно пообедать. Еще дома я Tripadvisor немного изучала. На тот момент рестораном №1 там значился Blueberry Kitchen (сейчас он уже стал третьим). Вот туда-то я и пошла. Сейчас, во время фестиваля, там было сокращенное меню. Для нас это немного странно, здесь же – обычное дело, многие заведения вообще могут быть закрыты. Так что большого выбора у меня не было, заказала курицу. Что-то она меня не очень впечатлила. Даже порция была не такая уж большая. Я могла сказать, что поела, но не стала бы с уверенностью утверждать, что прямо наелась. А что бы на моем месте мужик какой-нибудь почувствовал? Ничего такого, что делало бы этот ресторан каким-то особенным, номером первым, я там не нашла. Интерьером он не выделяется. На мой взгляд, обычный ресторан с ценами чуть выше средних.
Оставшуюся часть вечера я бродила по Тамелю. Купила булочки на завтра. Потом пошла искать два внутренних дворика, которые были обозначены на карте, хотя в тексте про них ничего не говорилось. Они забавно назывались Musya Bahal и Chusya Bahal. Нашла отчего-то только один из них. Да и то уже темнело: неподходящее время, чтобы разглядывать что-либо. Отправилась к ступе Kathesimbhu, где заглянула в буддистский храм. Там глаз порадовался ярким цветам, красочному оформлению. Все в том же дворе у ступы купила стаканчик чая у дедули, уже закрывающего свою чайную. Устроилась съесть шоколадную булочку. В очередной раз подумала, что ступа хороша, но освещение бы ей совсем не помешало.
Затем я вернулась в отель, где задумалась, стоит ли мне еще тратить деньги на ужин. Все же вылезла, поскольку надо было купить воды. Хотела было зайти в один ресторан, но там сказали, что они уже закрыты. Тогда я решила, что сегодня у меня будет собственный ужин, и взяла в магазине лапшу за 20 рупий. Тамель был полон туристов, все они перемещались туда-сюда. Я же пошла на свое место, на сою крышу. Она мне все больше нравилась. Я видела людей внизу и думала, что они, бедняги, даже не подозревают, насколько здесь чудесно. Но меня это совсем не огорчало, потому что я была рада иметь крышу в своем полном распоряжении. Наверху теперь, глубоким вечером, было свежо, прохладно, и дышалось легко. Я замечала проносящихся мимо ночных птиц. Может, это были простые вороны, а может даже совы. Аэропорт в Катманду находится совсем близко к центру, и в небе беспрестанно светятся движущиеся огни самолетов. Кто-то улетает, а кто-то прилетает. Сотни людей там, наверху, летят к своей судьбе. Одним только предстоит ступить на эту землю, а другие уже простились с ней. Откуда-то доносились звуки музыки, и весь этот мир принадлежал только мне.
Когда все еще спят, а ты уже гуляешь: Граффити: Pachali Bhairab: Храм у реки Lakshmi Mishwar Mahadev: Около храма. В Катманду любят цветы: Южные гаты: Река: Статуя у реки: Основание разрушенного храма: Храм Ram Chandra: Площадь Дурбар: Ashok Binayak, алтарь Ганеши: Вахана Ганеши: Храм Jagannath: