День 1
Итак, из путеводителей и отчетов уяснили, что для начала надо добраться из Катманду до отправной точки трека-деревни Долакхи.
Решили воспользоваться местным автобусом.
Прибыли на автостанцию Ратна Парк (20 минут пешком от Тамеля или 10 на такси за 100-200 рупий).
В автокассе приобрели билеты до Долакхи за 260 рупий на человека (из знакомых направлений, обозначенных на вывеске над кассой, нам было известно только Джири). На билетах было даже указано время отправления - 7-40.
На автостанции помимо кассы располагаются многочисленные местные кафешки, магазинчики.
Недалеко от автокассы, на пороге одного из "organic" кафе разделывали барана.
Мы же закупили в магазинчике сока и, готовые к длительному путешествию с элементами местной экзотики, погрузились в local bus. По совету водилы и его помощника, рюкзаки взяли в салон, видимо им просто было лень закидывать их на крышу. Поехали!
Но крайне медленно, с многочисленными остановками - то водителю преспичит, то его помощнику, то пассажирам.
Проехали мимо Бхактапура, затем какой-то огромной статуи женщины с трезубцем. Автобус медленно полз круто в гору, затем вниз. Навстречу, уворачиваясь в последний момент перед нашим носом, мчались такие же локал басы, битком набитые аборигенами.
Бесконечные поля, джунгли, деревушки, торговцы всякой всячиной. Один городок у реки запомнился обилием придорожных лотков с жаренной рыбой.
Надо отметить, что во всех local bus и microbus отсутствуют амортизаторы, видимо в связи с дороговизной запчастей. Так что за 8 часов езды отбиваются все причинные места.
На седьмом часу пути перед Долакхой делаем большую остановку в городе Чарикоте. На главной улице расположены всяческие магазины, кафе, гостиницы, банкоматы. Ну думаем, в этих элементах непальской инфраструктуры и в Долакхе не будет недостатка.
Через пол часа езды по узкой раздолбаной бетонке въезжаем в Долакху. Хотя деревня и расположена на склоне горы, видов особо не открывается, вершины еще так далеко!
Автобус прибывает в ее верхнюю часть на автостанцию к арке. В районе автостанции имеются в наличии 3 гостинички, несколько забегаловок, магазины, туринф центр и общественный сортир.
Долакха оказалась жуткой дырой.
Сразу от автостанции дорога уходит влево вверх выше ворот-в Сингати Базар (делает 20-ти километровый крюк по окрестным деревням). А под арку мощеная улочка идет направо круто вниз в "центр" Долакхи. Мы попытались пройтись вниз вглубь деревни в поисках базара или райцентра. Оказалось чем глубже, тем глуше. Желание насладиться исключительным колоритом Долакхи быстро отпало. Через 200 метров ходьбы по улочке влево уходит пешеходная тропа на Сингати Базар, которая намного короче автодороги. Путь идет к реке Tama Koshi, а затем по ее правому берегу до самого Сингати.
Из достопримечательностей в Долакхе-всего несколько полуразваленных неприглядных ступ. О банкоматах здесь ничего не слышали, поэтому перечисленную к вечеру зарплату снять нам не удалось.
Вернулись на автостанцию. Решили переночевать в одной из гостиниц, а утром пытаться попасть в Сингати Базар. Как оказалось, туда ходит рейсовый автобус из Чарикота.
В туринф центре долго пытались выяснить расписание автобусов до Сингати. Девица, знающая по англицки слов 10, с трудом поняла, что мы от нее хотим и сообщила, что автобус на Сингати будет завтра в час дня. Засомневались и решили уточнить расписание в автокассе, там нам сказали, что не в час, а 7 утра. Ладно, думаем, спросим еще кого-нибудь. А пока поищем место для ночлега.
В гостинице рядом за двухместный номер запросили 500 рупий. С трудом сторговались до 400. Дорого, однако номер вполне приличный-с двумя кроватями, зомбоящиком и душем инсайд.
В магазине по соседству (тут нас опять пытались обсчитать) купили выпивки на вечер и в дорогу (пиво 180 Rp, большой бутыль Кукури - 900, очень хорошее испанское вино - 700), закуски (гуава 60 Rp за кг, пачка китайской острой рыбки 40 Rp), перекусили в кафе напротив машем с рисом и картошкой, запили вкусный ужин чаем (все по 10 рупий) и завели беседу с хозяином кафе - интеллигентным молодым человеком, прекрасно говорящим на английском. Он нам сообщил, что автобус на Сингати в 7 утра выходит из Чарикота и будет в Долакхе около 8 утра. Посоветовал явиться утром к 8 часам, и пообещал лично посадить нас на автобус до Сингати.
Незаметно подошло время пить кукури и пробовать гуаву...
День 2
Часов в 6 утра были разбужены адскими гудками отправляющихся в Катманду автобусов.
Выселились из гостиницы и пошли во вчерашнюю кафешку пить чай и ожидать автобуса в Сингати.
И, как ни странно, вскоре дождались. Оный подошел в 8 утра. Автобус был полупустой, но мы все же решили ехать на крыше, как потом оказалось, и правильно сделали. Заплатили по 120 Rp с человека, взгромоздились наверх. Но тронулись не скоро. Водитель, наверное, возжелал попить чайку, пока пассажиры дремали в автобусе.
Дорога оказалась джипинговой, после недавних дождей ее так размыло, что транспорт шел по глинистой колее глубиной до полуметра. Ползли не быстрее 20 км в час. Встречные автобусы, до отказа набитые местными, с трудом разъезжались с нами на узкой дороге.
Повсюду видны последствия недавних обильных ливней - оползни и промоины.
Мы все набирали высоту, объезжая бесчисленные окрестные деревеньки и собирая толпы пассажиров. В конце-концов даже на крыше не стало хватать места для всех желающих. Через пару часов начали спуск по крутым серпантинам в живописном сосновом лесу. Оставшийся отрезок пути до Сингати пролегал вдоль реки.
В общей сложности от Долакхи до Сингати доехали часа за 3.
Сингати Базар раскинулся на ровной терассе на правом берегу Tama Koshi и разделен на две части Сингати Кхолой. Автобус сначала въезжает в первую часть и делает остановку. Эта часть Сингати более "туристкая"-с отелями, чистыми садиками и террасами. После автобус едет дальше через мостик пересекает Сингати Кхолу, проезжает мимо чек-поста (здесь нам пришлось пригнуться, чтоб не быть замеченными поборщиками) и метров через 300 делает конечную остановку на автостанции в "центре" - Сингати-срачельнике.
Не успели мы спуститься с крыши, как местный люд начал переть, толкаться локтями и занимать места согласно купленным билетам. Автобус тут же отправляется обратно в Долакху.
Мы все-таки спешились, бросили рюкзаки на бордюр и решили прогуляться по деревеньке.
Стандартные достопримечательности: автокасса, кафешки, магазины еды и китайского барахла.
Вкусно позавтракали в местном кафе супом из домашних макарон и тушеной картошкой (по 20 Rp). Купили больших бананов по 5 Rp и пошли переваривать завтрак в поисках красот.
Дыра не лучше Долакхи. От автостанции в первую часть деревни можно вернуться по пешеходному подвесному мостику через Сингати Кхолу, который дублирует автомобильный мост, по которому мы проехали. В принципе можно выйти на остановке в первой части Сингати, перейти по пешеходному мостику и оказаться на автостанции, тем самым обойти чек-пост. Хотя хозяева гостиниц могут помочь туристам так, чтобы те не прошли мимо чек-поста.
Разузнав у местных, что автобус из Сингати в Джагат иногда ходит, но когда неизвестно, решили пойти по дороге пешком, надеясь поймать попутку. Взвалили на плечи рюкзаки, и только вышли на дорогу, как тут же ее и поймали, т.е. поймали нас. Напоролись на джип с сотрудниками нацпарка. Нас тут же препроводили на чек-пост и потребовали по 2000 Rp с человека за пермит. Мы долго и безуспешно торговались и намекали на взятку. Все наши попытки "скостить срок" окончились безуспешно. В конце-концов пришлось отдать 4000 кровных.
За это время в сторону Джагата прошли несколько грузовиков. А могли бы и подвезти... Расстроенные, разведенные на немалые бабки, поплелись пешком по дороге в Джагат. Подошли к первому мосту через Tama Koshi - судя по карте, его переходить не следует. Через час остановились перед красивейшим водопадом, падающим прямо на дорогу.
Прошли под ним, немного освежа головы и рюкзаки. Настроение резко улучшилось.
Вскоре нас подобрал следующий из Сингати в Джагат автобус. По расчетам он выходит примерно в 13-14 часов из Сингати. Что ж, в следующий раз будем знать.
Пол часа мотыляний по всей крыше и мы в Джагате. Дальше автобус не идет в связи с тем, что пару лет назад сошел оползень и сильно попортил дорогу. Хотя грузовики и джипы спокойно проезжают сей неблагополучный участок.
В Джагате помимо домиков джагатянцев, несколько вполне приличных гостиниц, но мы решили, что пока не сэкономим 4000 будем аскетичны во всем. И решили пройти дальше до темноты по дороге вдоль реки. Через 20 минут ходьбы обнаружили ровное место на песчаном пляжике у реки. Со скалы на противоположном берегу в реку ниспадал водопад.
В сумерках спустились с дороги по кушнырям к реке, поставили палатку, и отметили под звездатым небом первый не совсем удачный день трека припасенным кукури.
День 3
Рано утром местный рыбак собирал улов из странных сетей - толстая леска с завязанными на ней петлями из более тонкой. Удивительно, но в этих петлях оказывалась форель см по 30 в длину. При нас мужичок натаскал штук 20 таких рыбин.
Мы же собрались и выдвинулись в путь. Через 20 минут вышли к полицейскому чек-посту. Пермиты не потребовали, просто попросили записать паспортные данные. Далее перешли мостик через Gongar Khola. За ним-мегастройка. Корейцы пробивают тоннель, видимо, в Китай. Чуть дальше у реки заметили отличные места под лагерь - песчаные плесы с широкими заводями (возможно полными форели). Жаль что вчера не дошли сюда. На противоположному берегу заметили мчащуюся вдоль реки стаю обезьян, породу определить не смогли.
Через пол часа встретили группу япошек с портерами и гидами. Оказалось в связи со взрывными работами в тоннеле по ущелью пошли грандиозные обвалы. Один из таких перегородил дорогу глыбами размером с легковой автомобиль, и они продолжали рушиться на дорогу.
Обойти обвал не представлялось возможным. Японские гиды сообщили, что взрывать будут еще дня 4 и пока не прекратят, расчищать завал никто не соизволит.
Как не обидно (ведь мы были в километре от Четчета), а пришлось возвращаться в Джагат и пробовать пройти в Симигаон по верхней тропе через деревню Ташинам. Судя по карте это вполне возможно. Гиды подтвердили и уточнили, что это мусонная тропа, крайне трудна в плане резкого подъема и идет в Бединг через четырехтысячный перевал Далдунг Ла, но по ней можно прийти в Симигаон, если вовремя свернуть на развилке.
Ну что поделаешь, ждать 4 дня не было смысла. Решено, идем в обход.
Вернулись в Джагат, перешли мостик на левый берег Tama Koshi и пошли круто вверх по каменным ступенькам среди полей и джунглей.
Ни шагу вниз. На вопрос, где находится Симигаон местные махали рукой в направлении гребня горы.
К вечеру набрали примерно один км по высоте и в сумерках поставили палатку в чьем-то огороде на террасе.
Поиски воды не увенчались успехом. Как потом оказалась ближайший источник воды находился в часе ходьбы от нашего лагеря. Сегодня сухой закон.
День 4
Утром вокруг палатки выстроилась толпа зрителей, одни приходят, другие уходят. Нам не привыкать. Собрали на виду у всех палатку и выдвинулись дальше круто вверх по ступеням в полях. Народ разошелся.
Жарковато. Вот и водичка течет вдоль тропы. Напились до отвала. Правда потом обнаружили, что выще сей ручей протекает через кучи грязи и ячьего навоза. Ну значит, думаем, инфекция обеспечена. Однако нам повезло, никаких последствий!
Вышли к монастырю местного значения.
Вокруг - навесы, кострища, хорошие места под палатку, только воды нет поблизости. Пока отдыхали и любовались видами на долину Tama Koshi, пришел монах, достал ключик из под навеса и отпер монастырь. Через пять минут вышел, запер, неодобрительно на нас глянул и положил ключ уже в карман, а не под навесик. Поняв, что доверия наши персоны не вызывают, продолжили путь по ступенькам наверх. Через пол часа ступени завели в живописные джунгли.
Ну думаем, все деревни кончились, впереди дикие тропы, только где же развилка на Симигаон.
Навстречу спускался дедушка, попросил у нас пани. Мы поняли, что с водой дальше будет туго. Спросил нас: Вы в Бединг? - Нет, дед, что ты, мы в Симигаон! - Нет, вы идете в Бединг, а тропа в Симигаон вон там внизу, возле школы сворачивает, метров 300 по высоте ниже. Мда...
Ну что делать, Бединг, так Бединг, не спускаться же обратно. Побрели выше. Выгребли на широкие поляны на самом гребне хребта. Отличные виды на ущелье, окружающие вершины. Тут же расположена небольшая деревенька, состоящая из нескольких хижин, возле которых бродят стада коз, яков, коров.
Идти по солнцепеку без питья все тяжелее. Спросили у местного мальчика по-англицки, есть ли тут вода.
Мальчик по-англицки не понял, понял по-местному - пани. Убежал в дом и принес нам канистру мутной воды. Мы выпили по кружке, отблагодарили его конфетами. Спросили про путь в Бединг, мальчик показал, что тропа идет еще выше в гору.
Ступени тут внезапно и кончились. Далее наверх по размытой дождями тропе среди огромных корней кедров и кустов рододендрона.
Встретили еще нескольких местных парней, несущих вниз связки стволов бамбука.
Мы решили уточнить про Далдун Ла, так те вообще показали вниз. Плюнули на указания местных сусаниных, пошли как думалось. Вышли на видовую точку-край обрыва, на котором установлен буддистский флажок. Проводили закат.
Пора было подумать о стоянке.
Водой здесь и не пахнет, зато много еды - моховиков и груздей. В лесу нашли ровное место под палатку.
Правда, как потом оказалось, пиявкам оно тоже нравилось.
Ужин в сухомятку.
День 5
Снова подъем, ищем воду.
Вышли на гребень к пустующим пастушеским шалашам.
Неподалеку в лесу обнаружили кадки для сбора дождевой воды, вырубленные в бревнах.
Кругом полно дров. Вдоволь напились, приготовили завтрак. Вокруг построек в обилии растет ботва, которую местные потребляют с далбатом.
Прямо на севере четко виднеется острый гребень хребта, уходящего под перевал Далдун Ла.
Полчаса пути и вышли на развилку. Одна тропа вниз - короткий путь в Ташинам, другая к перевалу прямо по гребню. Нам - прямо.
Прошли не останавливаясь одинокий пастушеский дом с коровой. Тропа нырнула в туман.
По пути расбросано много нежилых хижин, заросших кустами шиповника и барбариса.
Тропинка привела на живописную поляну к очередному сараю.
В 300 метрах вниз по склону обнаружили ручей. По полянам бродят яки, но людей не видно.
В просветах тумана виден перевал Далдун Ла.
Вечером с трудом развели костер - дрова сырые, даже те, что лежали под навесом хижины. Приготовили суп из сладчайших моховиков.
Ночью туман рассеялся, все небо усыпано звездами.
День 6
Утро порадовало отсутствием тумана.
Правда недолго, часов в 10 он накрыл. Вышли на перевал в молоке. Сказочный лес, очень сыро, но грибов мало.