Давно собирался прогуляться по Непалу. Уже набралось за плечами пара 7-тысячников, десяток 5-6-тысячников, а вот в мекку альпинизма все было никак не выбраться. Наконец купил билеты СПб-Катманду-СПб через Дели и Дубай, 28.09 – 18.10 «Эмираты» не так давно начали летать из Питера, Азия стала к нам ближе. В Непале на первый раз планировалась просто прогулка, треккинг то есть, по маршруту Лукла-Гокио-перевал Чола-EBC+Кала-Паттар-Лукла, ну возможно с заходом на 6000 где-то по пути, если получится, без фанатизма. Все не спеша, гуляем, короче, и любуемся Гималаями. Портеры не предполагаются, с собой минимум вещей, но на всякий случай легкую палатку и газовую горелку. На сайте Yeti Airlines также попытался забронировать билеты Катманду-Лукла-Катманду на 1-17 отктября. Онлайн бронирование у них не работает, прислали подтверждение по емейлу, 280 долларов в оба конца. Виза в Непал в аэропорту, 40 долларов на 30 дней, для оформления нужно заполнить анкету и приложить фото паспортного формата.
Курс местной валюты во время поездки – 80-83 рупии за 1 доллар США
Катманду, день 1.
После прилета ( на выходе сразу пристают «помогайки», посылаем всех нах) направо и в терминал местных рейсов, минут 5 идти пешком. Время 17.05, сам терминал уже закрыт, но в окошечке Yeti Airlines еще кто-то есть, даю номер брони билетов на Луклу, менеджер долго возится, потом говорит, что данная бронь аннулирована. Отлично, отвечаю, тогда сделай мне новую бронь на эти же рейсы и продай билеты. Опять долго возился, в это время в офисе выключился свет ( в Катманду это обычное явление). В итоге протягивает мне бумажку с номером новой брони и говорит, что у них нет света, компьютер не работает, бронь он сделал, а выкупить билеты можно в центральном офисе авиакомпании, минут 10 пешком отсюда, нарисовал план, как пройти, топаю туда. Там все работает, билеты быстренько выписали, точнее распечатали электронные, взяли 280 долларов.
На выходе из офиса в такси, в Тамель – туристический центр Катманду, в отеле Nepalaya *** забронирован «люкс» за 48 долларов, гулять так гулять! Таксисту еще 10 баксов, это в 2-3 раза больше, чем оно того стоит, он аж из машины чуть не выпрыгнул от радости, когда я озвучил направление и цену. Но мельче бумажки нет, а на местные еще не успел поменять, в аэропорту один обменник, и быстро скопилась очередь. Ехать от аэропорта минут 25.
Отель оказался в общем неплохим, не 3 звезды конечно, но жить можно. «Люкс» – двухкомнатный номер со всеми удобствами и тарелкой фруктов – бананы и яблоки. Обстановка далеко не новая и уже сильно обшарпанная, но белье вроде чистое. Завтрак включен, интернет медленный, но бесплатный, как wi-fi, так и пара компов в лобби. Основная проблема дешевых отелей в Катманду- шум. Окна никакие, двери тоже, а на улице постоянный галдеж до позднего вечера и с раннего утра. Nepalaya в этом плане чуть получше – расположен в маленьком переулке, шум с улицы не достает, зато достают тупорылые туристы, возвращающиеся в свои номера поздно ночью и орущие на весь отель, а двери в номер из коридора тонкие, да и стенки тоже.
Ужин в ресторане Yak рядом с отелем, блюда по 200-400 рупий (3-5 долларов) в среднем, беру пару наугад, что-то оказалось съедобным, что-то не очень. За время ужина отключалось электричество – нормальная ситуация, включается «аварийка» от аккумуляторов, официанты ставят свечки на столы.
Небольшая прогулка по Тамелю. Он состоит из отельчиков разного уровня, ресторанчиков и забегаловок, сувенирных магазинов, турагенств, магазинов , торгующих паленой снарягой и одеждой для походов в горы, продуктовых лавочек и магазинов, книжных и магазинов с картами треков. В общем есть все, что нужно белому человеку.
Катманду, день 2.
С утра в офис ТIMS за пермитами и прочей макулатурой, такси 200 рупий, ехать минут 15. Там сначала оформляем сам TIMS (карточку треккера), деньги берут только в местной валюте, аналог 20 долларов примерно. Для оформления нужно заполнить анкету и приложить свое фото паспортного формата. Далее в соседней комнате оформляется пропуск и оплачивается сбор в нацпарк Сагамаркха, стоит 3000 рупий, в комнате напротив берут сбор за Анапурну. Народу не очень много, все довольно быстро. Карточку TIMS оформил зеленую, для индивидуальных трекеров. Для тех, кто идет с группами и турфирмами она синего цвета и стоимость немного отличается. Летом в инете распространилась информация, что с сентября в Непале на горных маршрутах запрещены одиночные путешествия, все фаранги обязаны брать гида и/или портера из местных. Потом, правда, прошла информация о том, что данное распоряжение пока не вступает в силу. В итоге сейчас все нормально, хочешь идти сам – никто не навязывает гидов на обычных треккинговых маршрутах.
После TIMS назад в Тамель на велорикше, медленно и за те же деньги, что и на такси, но колорит все же. Опять обход магазинов и забегаловок. Делать особенно больше нечего. В городе ОЧЕНЬ пыльно и грязно. В Тамеле получше, так как все же туристический центр, убирают потихоньку, плюс улочки узенькие, нет оживленного движения. На магистральных улицах пылища страшная, и кучи мусора вокруг… Азия…
По еде: блюда в местных грязноватых забегаловках стоят в среднем 100-200 рупий (1-3 доллара), обычно вполне съедобны, но обстановка убогая, и на кухню лучше не заглядывать. В местах поприличней те же самые блюда 200-400 рупий, обстановка поприличнее, ориентировано все на туристов, в совсем дорогих местах то же самое за 400-600 рупий. В общем дороже чем за 10-15 баксов на человека (без напитков) пообедать-поужинать очень сложно, я не смог. Рекомендовать могу Helena’s, высокая башня, на самом верху открытая площадка с видом на город из-за столиков (хотя смотреть особо не на что), по ценам – 3 диапазон. Еще German Bakery – довольно вкусная пицца и выпечка, можно с собой, разогревают в микроволновке (если есть свет) и заворачивают в фольгу.
По проживанию: отельчиков всех уровней полно. Цены где-то от 300 рупий -совсем грязные ночлежки, далее диапазон 800-1500 рупий – можно найти что-то более-менее пристойное, если повезет, но все равно будет грязновато и шумновато, 2000-4000 рупий – уже достаточно нормально, ну и выше, в районе 100 баксов за номер вполне приличные условия, ну с небольшой скидкой на Непал. Во втором диапазоне вариантов наибольшее количество. Свет, как уже писал, в городе довольно часто отключают, бывает на нескоько минут, бывает на несколько часов, в любое время суток. В дешевых и средних отелях есть аварийное освещение от аккумуляторов – обычно 1-2 маленьких лампочки на номер с отдельным выключателем. В дорогих есть генераторы, включаются автоматически, через 2-3 секунды темноты снова все работает.
По магазинам с одеждой-обувью и снарягой. Они в Тамеле на каждом углу буквально. Торгуют, в основном, «паливом». Сплошной Gore-Tex и Nort Face (самая популярная тут марка). Впрочем, на один трек таких вещей должно хватить. Стоимость в разы, а иногда и на порядки меньше, чем оригинал. Впрочем, встречаются и оригиналы. Например, настоящие высотные ботинки La Sportiva Olympus в одном месте нашел меньше чем за 700 долларов, у нас минимально возможная цена, которой я смог добиться, была 800, а обычная 1000-1200 долларов, в зависимости от жадности продавца. В общем, если покопаться, то и говне найдется жемчуг. Торговаться стоит везде. Минимум 10-15% можно скинуть всегда, а где-то и гораздо больше. Также крайне рекомендую купить карту трека с максимальным масштабом (1:40000), стоит 3-5 долларов, жизнь облегчает значительно. На них же обычно по самым распространенным маршрутам приводятся раскладки по высотам и времени прохождения между пунктами, удобно ориентироваться.
Цены везде в местной валюте, обменять доллары, евро и еще десяток валют тоже полно где. Если менять сразу большую сумму, от 1000 долларов например, тоже можно торговаться. Обмена рублей не видел, хотя где-то читал, что можно найти при желании.
Катманду, день 3.
С утра пораньше, к 7 часам в аэропорт, вылет в 8.30 в Луклу, такси 400 рупий. В местом терминале сюрприз – все рейсы на Луклу задерживаются по погоде в этой самой Лукле. Вчера и позавчера вообще не летали. Народу в зале полно, сидят-лежат на полу, ждут, может полетим…не, не полетели. Есть ребята из Москвы и из Украины, тоже ждут. К обеду становится ясно, что сегодня на Луклу снова вылетов не будет.
С москвичами и хохлами возвращаемся в город, прорабатываем варианты:
1. Машина или автобус до Джири, 6-8 часов езды, оттуда до Луклы еще 4-5 дней пешком, дешево (машина на 6 человек стоит 250 долларов, автобус вообше какие-то копейки, но идет дольше), но очень долго. Впрочем, не так уж и дешево, за 4-5 дней пешком все равно еще долларов 100 потратишь.
2. Вертолет до Луклы. Летают по фактической погоде, иногда в Луклу, иногда в какое-то соседнее ущелье, от которого до Луклы около часа. Стоимость 500 долларов с человека в 1 конец, билет на самолет можно сдать, вернуть 140 долларов. Вертолетных компаний несколько, в самой презентабельной, Simrik Air, говорят, что на сегодня все занято уже. В других начинают ипать мозги…то «вертолет есть, но куда-то улетел и еще не вернулся», то «вертолет на 6 человек стоит 3000 долларов, а вас сколько? вот найдите еще кого-то, или оплачивайте весь вертолет…»
3. Самолет до Фаплу, оттуда 2-3 дня пешком до Луклы. Но туда летают редко очень, не все авиакомпании и не каждый день. На ближайшие пару дней мест нет.
4. Ждать. Но по прогнозам улучшение погоды ожидается только к пятнице-субботе, а сегодня понедельник. Билеты можно перебронировать на следующий день, правда скорее всего другое время вылета, где есть места.
Москвичи и хохлы принимают первый вариант, сдают билеты, заказывают в каком-то турагенстве машину до Джири и на следующее утро в 6 часов уезжают на Джири. Я решаю пока ждать – если ехать на машине до Джири, а дальше пешком, то в Лукле в лучшем случае в субботу, до этого и погода должна наладиться уже.
Катманду, день 4.
С утра снова в аэропорт. Там все то же самое. Народу полно, рейсов на Луклу нет. Только вертолеты подорожали, уже 600 долларов с человека. Сижу там до обеда, затем перебронирую билеты на следующий день. В аэропорту появляется группа от «Альпиндустрии», 7 человек, большей частью предпенсионного и пенсионного возраста, плюс гид Сережа. Тоже в Луклу. Сроки у них жесткие, а на вертолет денег у всех нет, кому-то когда-то должны прислать, но сегодня никуда не летят. Впрочем, про «Альпиндустрию» напишу попозже отдельно, они того заслуживают, очень уж отвратительная контора. Возвращаюсь в город. В Nepalaya мест нет, приехало 60 грузинов и заняли весь отель. Заселяюсь в Tayoma неподалеку, примерно такого же уровня отель, номера от 20 до 50 доларов, может чуть более шумновато.
Катманду, день 5.
Опять аэропорт, опять на Луклу все рейсы сначала задержаны, потом отменены. В одной из вертолетных компаний на завтра обещают Ми-8 на 20 человек на Луклу, 600 долларов с человека в один конец, предоплата сегодня 100 долларов, остальное завтра перед вылетом, вписываюсь туда. Со мной швейцарец Роман, у него сроки тоже поджимают, несколько групп по 2-3 человека и большая группа человек на 10.
Катманду, день 6.
Снова в аэропорт. Ждем уже вертолет. Обещают вот-вот…Платим деньги, сдаем багаж, едем на летное поле. Стоит Ми-8 действительно, пилот местный, но учился в Киеве, бортинженер русский. И никуда не летим, Ми-8 Лукла не принимает по погоде, в соседнее ущелье, куда тоже летают, ему вообще не сесть – слишком большой. Тем временем мелкие вертушки Simrik Air вовсю летают туда-сюда. А мы ждем до обеда, потом возвращаемся в аэропорт. Вот же ж б…! Менагер обещает, что завтра все будет нормально. Но у ж нет. Забираю деньги, иду в Simrik, там записываюсь на завтра на первый рейс (ориентировочно часов в 9-10), те же 600 долларов, предоплата сейчас 100, остальное завтра перед вылетом. Швейцарец Роман тоже с нами. Говорит, что завтра у него последний день, если не улетит в Луклу, то возьмет билеты на Покхару и пойдет на Анапурну. На всякий случай билет на самолет перебронирую на завтра тоже, дают место на 11.30
В Nepalaya опять нет мест. Захожу в соседний отельчик Lumbini, 700 рупий за номер, бросаю не глядя вещи, иду обедать. Возвращаюсь в номер, смотрю внимательнее – это 3,14здец. Грязь, шум из окна, белье не первой и даже не второй свежести с пятнами и чьими-то волосами…захожу на booking и бронирую Shenker ****, больше 100 долларов за номер, но оно того стоило после недели в грязном Катманду и всех этих ночлежек! 4* с натягом, конечно, точнее, со скидкой на Непал. Здание старое, бывшие дворец какой-то. Из минусов – маленькие окна в номере и обстановка не новая далеко. Но зато чисто, большие номера со всеми удобствами, тихо, своя большая территория с бассейном и баром, отличный завтрак, бесплатный и приличный интернет, вышколенный персонал (сразу бросаются к такси, забирают все вещи, несут в номер, не клянчат чаевые), с утра под дверь свежая газета, на ужин в ресторане приличное меню, цены вполне городские (как в той же Helena’s примерно). На обратном пути только туда!
Катманду, день 7. Он же Треккинг, день 1.
Лукла - Монжо
И снова в аэропорт. Но после завтрака в Shenker все как-то веселее. А в аэропорту сюрприз – около 7 утра на Луклу улетело 2 рейса, потом, правда, опять задержки, но погода, похоже, начинает налаживаться. Народу скопилось очень много уже за неделю невылетов, все ждут. Иду к вертолетчикам, те спрашивают – вернуть деньги, идете на самолет?, нет, отвечаю, если мы точно полетим, то полетели. Да, говорят, полетим, только чуть позже. Вертолет вчера улетел на Мустанг, сейчас вернется, и сразу на Луклу. Окей, подождем, если точно обещаете, что сегодня улетим.
Тем временем у стоек регистрации на Луклу возникает какое-то движение. Туда же бросается и команда «Альпиндустрии», они тоже до сих пор не улетели. Вроде бы дали регистрацию еще на какой-то рейс, но рейсов улетело с утра только 2, а в день их штук 20, каждый по 20 человек, то есть еще как минимум 350 желающих сегодня улететь, в время уже 10 часов. Вертолетчики тем временем говорят, пора. Оформляю возврат билета на самолет до Луклы, только за деньгами надо будет вернуться потом в тот офис, где билеты выписаны, едем на вертолетную площадку, туда же, где вчера провели полдня, а Ми-8 вчерашнего нет, значит улетел, зараза ( как потом выяснилось, еще рано утром, с той большой группой и новыми пассажирами). Также тем временем улетают пару маленьких самолетов, похожик на те, которые летают на Луклу.
Но и мы ждем не очень долго, вскоре прилетает наш борт, Kawasaki, из тех, что вчера летали на Луклу, его быстренько моют, заправляю, сели, полетели! Наконец-то!
Лететь около часа, садимся в Лукле, вертолет сразу же улетает, никого не взяв. Хотя желающие нашлись бы, думаю. Если неделю не было рейсов на Луклу, то и оттуда никто не улетел. Но вертушка ушла порожняком – дерьмовая логистика. Пока перекладываю шмотки, прилетает самолет из Катманду – интересное зрелище. Полоса очень короткая и под наклоном. С одной стороны гора, с другой пропасть. Права на ошибку у пилота нет. Заходит на посадку со стороны пропасти и на торможении почти упирается носом в гору. Быстро высаживают пассажиров, загружают новых, короткий разбег, прыжок в пропасть, полетели!
Большинство идущих из Луклы идут в первый день до Пхагдинга, швейцарец тоже так хочет. Шмоток у него поболее моего, рюкзак с виду килограмм на 25-27, у меня около 20. Он собирается еще на Айленд-пик, так что несет и снежно-ледовое снаряжение. Выдвигаемся из Луклы около 13 часов. Тропа идет то вниз, то вверх, но уклоны не тяжелые. На таких переходах обычно иду 45-50 минут, потом 10-15 минут отдыхаю. Швейцарец начинает отставать под тяжестью своего рюкзака. Навстречу немало русских, желаю им удачи с обратными вылетами. Кто-то уже слышал, что неделю не летали.
Дохожу до Пхагдинга примерно за 2 часа и решаю идти дальше. Еще примерно 2 часа, тропа то вверх, то вниз, уклоны потяжелее, высота средняя 2800, выхожу к Монжо и решаю остановится там. Захожу в первый попавшийся лодж. Комната (немного больше купе поезда) с двумя кроватями + туалет и душ за стенкой, горячая вода всегда – 500 рупий, такая же комната, но душ и туалет на этаже – 200 рупий. Шикую, беру за 500. Ужин еще около 500 рупий. Хозяин приносит меню и блокнот с номером комнаты, в него записывам блюда из меню, количество, цену. То же самое на завтрак. При check-out туда же добавляется стоимость комнаты, все складывается и оплачивается разом.Цены на еду не сильно еще отличаются от Катманду, но уже видно, что дорожает вода – бутылка бутилированной – 80 рупий, просто из фильтра – 50. Кроме меня в лодже еще пара, по разговору похоже из Венгрии, хотя кто их разберет. Поесть, помыться и спать. Завтра день будет тяжелей.