Ниже описывается путешествие в Непал, совершенное в октябре-ноябре 2012 года в районе горы Аннапурна (кольцо вокруг Аннапурны + южный базовый лагерь АВС). Не знаю, насколько может быть востребован этот материал для читателей форума Винского (на форуме есть масса первоклассных отчетов по тому же маршруту), но поскольку отчет практически написан, то буду рад, если он кому-нибудь поможет в процессе подготовки к поездке. Можно считать этот отчет формой благодарности всем, чьи прекрасные посты послужили веским аргументом в принятии решения отправиться в Непал (можно назвать таких авторов как Дмитрий, Genia, IraF, resm …). В свое оправдание могу сказать, что прямо сейчас в Непал (ровно через год после нашего возвращения) отправились 8 знакомых и друзей, которые решились на путешествие по этому маршруту после наших устных отчетов перед ними. Для меня же самого этот отчет – просто способ сохранить воспоминания об одном из самых лучших моих путешествий.
Почему Непал? Потрясающая страна с самобытной культурой и самыми лучшими горами на свете. Если Вы любите путешествовать, много ходить пешком, получать радость от движения, хотите увидеть разнообразные ландшафты (от тропических джунглей до высочайших гор), познакомиться с жизнью простых людей, узнать что-то новое о людях и о себе, то одно из лучших мест на свете для этого – Непал. В Непале можно путешествовать в относительно комфортных для Азии условиях, на разный вкус и недорого. В Непале развитая инфраструктура, ориентированная на европейского путешественника. Вдоль популярных тропы довольно часто стоят гостевые домики (лоджи), в которых можно отдохнуть, переночевать и на следующий день продолжить свой путь. В сфере сервиса все говорят по-английски, что делает коммуникацию доступной для всех.
Почему вокруг Аннапурны? Самый разнообразный пеший маршрут, охватывающий широкий спектр природных зон, что обеспечивает каждый день потрясающие впечатления.
Недостатки маршрута. Маршрут очень популярный, поэтому нужно быть морально готовым к тому, что иногда придется идти в толпе таких же треккеров, жаждущих экзотики и красот. Мы боролись с этой особенностью маршрута двумя способами. Во-первых, ранними выходами на тропу. В октябре в Непале светает около 6 часов. Мы старались встать затемно, чтобы на рассвете уже выходить. Во-вторых, по возможности мы использовали боковые тропы (они, как правило, более красивые и имеют гораздо лучший обзор, чем главная тропа). Идя по боковой тропе и видя перед собой распахивающиеся просторы, становится искренне жаль основную массу народа, идущих внизу по пыльной дороге и видящих перед собой только узкое ущелье. Вместе с тем, существует несколько участков, где параллельных троп нет и поэтому приходится идти в человеческой толпе (в частности, таков перегон Ял-Кхарка–Торонг Пхеди, а также перевал Торонг Ла). Особенно печально дела обстоят на пути к базовому лагерю Аннапурны (АВС) от Чомронга до АВС. Дело в том, что здесь по одной тропе идут сразу в двух направлениях и интенсивность движения очень велика.
В качестве недостатка можно указать также строящуюся по ущелью Марсиянджи автомобильную дорогу. В настоящее время здесь еще можно пройтись пешком, а как будет дальше не ясно. После перевала от Муктината вниз также идет автомобильная дорога, но большую часть ее можно миновать, выбирая тропы на другой стороне р. Кали-Кандаки.
В интернете существует масса отчетов о путешествии в Непал. Также имеются книги, описывающие эту страну и возможности для путешественника. При этом каждый путешественник выбирает свой стиль путешествия, основываясь на своих приоритетах, физических возможностях и времени, которым он располагает.
Наше путешествие имело несколько отличительных особенностей.
1. В путешествие мы отправились вдвоем. Я и моя Дорогая находимся в достаточно зрелом возрасте (полупенсионном). Более молодые треккеры, вероятно, могут пройти и увидеть больше за это время, чем мы. С другой стороны, темп движения по данному маршруту ограничен в большей степени не техническими сложностями, а самой логикой путешествия.
2. Мы располагали необходимым временем, что позволило нам путешествовать больше месяца. Мы были свободны в выборе способа заезда, поэтому предпочли маршрут от Новосибирска до Катманду через Стамбул. Это позволило попутно получить представление о Стамбуле, где мы до сих пор не были.
Опорные точки нашего путешествия: Новосибирск-Стамбул-Дели-Катманду.
3. Одним из основных приоритетов нашего путешествия было желание увидеть как можно больше красивых мест и возможность сделать качественные фотографии. Исходя из этого приоритета выбирался маршрут, места ночевок и режим дня. Так, в Катманду мы пробыли 3,5 дня, что позволило увидеть основные достопримечательности города и окрестностей. В горах для того чтобы осмотреть как можно больше красивых мест мы старались избегать главной тропы (обычно многолюдной и пыльной), двигаясь параллельно ей и совершая ответвления от нее. Вне основной тропы мы прошли от Верхнего Писанга по левому берегу Марсиянджи через Ghyaru и Ngawal до Bragha, совершили акклиматизационный выход на Ice Lake около Браки, сходили на озеро Тиличо, вернулись на основную тропу через сезонную тропу на Як Кхарку, будучи в Муктинате посетили окрестные деревни Chhyonkhar и Jong, по пути из Муктината в Кагбени совершили заход в Lubra, специально обошли Jomsom по другому берегу реки через Тини и т.д.
4. Мы намеренно отказались от услуг носильщиков (портеров). Было понимание того, что, с одной стороны, мы еще в силах пройти маршрут без помощников (ходим в горы давно), а с другой стороны, хотелось избежать возникающих в ходе взаимодействия с портером проблем (такие коллизии описаны в цитируемом ниже отчете 1а). Это привело к достаточно тяжелым рюкзакам для данного маршрута, где можно обойтись минимумом личных вещей. Вес моего рюкзака на старте маршрута составлял 27 кг, у Дорогой – 12 кг. Чтобы получить представление о том на чем можно сэкономить, привожу вес некоторые составляющих наших рюкзаков: фотоаппаратура – 6 кг, продукты – 5 кг, горелка + стеклоткань + 2 газовых баллона + кастрюлька – около 2 кг, аптечка – 2 кг (в этом пункте, пожалуй, перестраховались). (Отметим, что одна из ушедших по нашим следам пар – ровно сейчас они в пути – решили ограничиться минимумом вещей и несут рюкзаки массой 12 и 6 кг, соответственно.) Поскольку, спортивных целей перед нами не стояло, мы могли двигаться в комфортном для нас темпе.
Исходя из указанных выше особенностей был выбран маршрут и темп движения.
Источники информации, принятые во внимание при подготовке к поездке и выборе маршрута.
1. Раздел форума Винского, посвященный Непалу (https://forum.awd.ru/viewforum.php?f=337) и, в частности, такие ценные темы как
1а. https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=341&t=57183 – пожалуй, наиболее информативный отчет по кольцу вокруг Аннапурны. Этот отчет был распечатан и взят нами с собой (в сокращенном виде). К сожалению, отчет датирован 2008 годом, поэтому содержит ряд устаревшей фактической информации (в частности, цены и лоджи уже не те).
1б. https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=341&t=67600 – почти художественное описание с неподдельными женскими эмоциями. Мы с Дорогой прочитали этот отчет как художественное произведение, получив большое удовольствие.
2. Книги издательства Lonely Planet, посвященные Непалу, в частности
2а. Nepal – общая информация о стране, городам, достопримечательностям, районам и маршрутам,
2б. Trekking in the Nepal Himalaya – достаточно точное и подробное описание городов и маршрутов с картами.
Это весьма информативные издания, очень рекомендую для планирования маршрута. Эти книги, а также отдельные главы из них можно получить в электронном виде с сайта издательства, заплатив небольшие деньги. В интернете можно обнаружить старые версии книг. Для подготовки к путешествию крайне полезными оказались главы посвященные району Аннапурны, Покхаре и Катманду.
Общие впечатления о Непале и Гималаях.
Непостижимое сочетание страшной бедности, неграмотности, отсутствия материальных благ и духовности, доброжелательности. Богатая духовная история, находящая выражения в чудесных храмах и памятниках, своеобразных традициях и ритуалах.
Разнообразие природных ландшафтов в Непале поражает. Внизу климат субтропический и крестьяне собирают несколько урожаев за сезон. Однако доступных земель для возделывания сельскохозяйственных культур мало, поэтому люди поднимаются по долинам вверх. Выше по ущельям располагается зона девственных лесов с бездной оттенков зеленого, где скачут обезьяны лемуры, а водопады кажутся низвергающимися прямо с неба. Еще выше находится зона каменных пустынь, где главенствующим цветом становится серый и множество его оттенков. Над всем же возвышается зона ледников. На вершинах гор дуют сильнейшие ветра, валящие человека с ног, выдувающие из него все тепло. Здесь не выжить, но увидеть это необходимо.
В горах чем выше, тем суровее природная среда. В таких условиях люди все равно живут. Делают запасы дров на зиму, заготавливают сено для скота, просеивают зерно, поднимают вверх по склону землю в огромных корзинах, собирают зачем-то можжевельник и делают еще сотню других очень простых, но важных дел. В каждой самой захудалой деревеньке есть несколько ступ, большой барабан с молитвами (находится в специальном помещении) и много-много малых. Около жилых домов стоят высокие шесты с молитвенными флагами. Ветер их колышет и молитвы поднимаются вверх. Всевышний у этих людей где-то рядом с их домом и каждый день они общаются с ним. Непалец пашет землю на своем клочке земли, а рядом с полем находится ступа. Идущий по тропе путник видит старинную ступу, поставленную в месте с потрясающим обзором, или мани (надписи на камнях). Что заставляет людей сооружать эти памятники (порой великолепные, порой очень скромные)? Думаю, объяснение одно – тяга человека к Всевышнему. Когда мы видим такую связь человека с Всевышним это, безусловно, находит отклик в нашей душе.
Самое главное впечатление о Гималаях – грандиозность гор, их мощь, той суммы потрясающих природных сил, которые в них таятся. Как мелок и ничтожен человек в Гималаях, сколь он убог и тщедушен! Такие горы как Гималаи дают человеку осознать его действительное положение в мире, его силы и возможности.
Отдельно нужно сказать о буддийских монастырях. Мы видели их немало за время нашего путешествия. Первое впечатление касается расположения монастырей. Каждый монастырь находится в месте с исключительным обзором. Обычно это специально выбранный холм, гора или на худой конец просто возвышенное место. Это может быть и склон, но тогда напротив склона находится нечто выдающееся, например, массив Аннапурны. Во всяком случае ясно, что место для каждого монастыря тщательно выбирается. Второе впечатление – чистота и непритязательность помещений внутри монастыря. Внутреннее убранство храма обычно не отличаются богатством. Все достаточно скромно, но достойно – статуя Будды, молитвенные книги, флаги, скамейки, барабаны. Обычно, за небольшие деньги можно осмотреть храм. При посещении храмов приходит на ум простая мысль, что настоящая святость не в предметах ритуала, а внутри человека.
Особенное впечатление касается мани – собрания записей на камнях, которые путнику встречаются на тропе. Мани выполнены с большим старанием и поддерживаются в хорошем состоянии. Многим из них уже немало лет, они испытали действие муссонов и палящего солнца, некоторые же совсем свежие и покрашены яркой краской. Хочется узнать какие мудрые мысли начертаны там. Может быть это правила жизни или назидания путнику?
Непальские собаки. Похоже они тоже в большинстве своем являются буддистами и потому демонстрируют столь мудрое отношение к жизни. Обычно их можно увидеть на улицах в распластанном виде, мирно спящими на солнце. Они никогда не лают и не пристают к людям, занимаясь своими делами. Например, собака может деловито бежать по дороге между деревнями (куда и зачем – это, конечно, вопрос!). Удивляет их изначально позитивный настрой к людям, в отличие от наших собак, от которых инстинктивно ждешь какой-нибудь пакости.
Перехожу к описанию нашего путешествия по дням.
4 октября. Новосибирск–Стамбул. У нас были билеты Новосибирск–Стамбул–Дели на Turkish Airlines. Рано утром отправились в аэропорт на такси. Перелет Новосибирск–Стамбул занимает 6.5 часов. Самолет был полупустой. Рейс прибывает в Стамбул утром, наш следующий рейс был вечером, поэтому мы надеялись немного познакомиться с городом. После получения посадочных талонов на рейс до Дели, вышли из зоны прилета и нашли стойку обслуживания пассажиров Turkish Airlines. Там транзитным пассажирам можно получить направление в гостиницу или попасть на обзорную экскурсию по городу. Мы с самого начала настроились немного отдохнуть в гостинице и самим погулять по городу. Микроавтобус довез нас до гостиницы Grand Vanuz Hotel (4 звезды), располагающейся в центральном районе Султанахмет. Получения После заселения в гостиницу мы пошли погулять. Вышли на центральную улицу (Yeniceriler Caddesi), там ходит трамвай, вдоль улицы дошли до Голубой мечети. Она располагается направо по ходу. Зашли во внутренний дворик, однако в саму мечеть попасть не удалось. Там начиналась служба, поэтому вход был возможен лишь единоверцам. (Правда при нас туда вошла группа американцев явно туристского вида. Служитель на входе сказал, извиняясь, ”Ну вы же видите, это американцы…”)
Внутренний двор Голубой мечети.
В городе конечно чувствуется восточная атмосфера. В самом центре на столбах размещены громкоговорители, которые весьма настойчиво призывают благоверных на вечерний намаз. Недалеко от Голубой мечети находится огромная Ай-София, окруженная минаретами. Попасть туда можно лишь отстояв очередь и купив входные билеты (около 15$). У нас немного не хватает до требуемой суммы и мы просим соседей по очереди подкинуть нам несколько монеток.
Ожидания от Ай-Софии были большие, все таки это один из наиболее грандиозных памятников мировой архитектуры, однако мы были несколько разочарованы увиденным. Собор внутри оказался пустым и весьма эклектичным. И не церковь и не мечеть, нечто совершенно без души (сравнивая с другими великими соборами мира, такими как собор святого Петра в Риме или святого Павла в Лондоне.) На стенах навешаны огромные фанерные листы с арабской вязью. Видимо, это посильный вклад турок во внутреннее убранство собора. Турки постарались искоренить христианское происхождение церкви, однако кое-где проглядывает то лик святого отца, то мозаика. Без переделок остались преимущественно лишь крупные формы, внутреннее убранство же безвозвратно порушено. Исламского же своеобразия равноценного по значимости оригинальному христианскому содержанию привнесено в собор не было. В целом, впечатление от собора осталось тяжелое, все-таки, как писал Достоевский, нужно было отвоевывать Константинополь обратно.
Внутри Ай-Софии.
После Ай-Софии дошли до залива Золотой Рог (название залива напомнило Владивосток), там немного погуляли по набережной и уже было пора возвращаться в гостиницу.
Стамбул у начала залива Золотой Рог (налево), направо находится пролив Босфор. Там у набережной стоят огромные круизные лайнеры (в кадр не вошли).
Из гостиницы в аэропорт нас опять повезли на микроавтобусе. Вечером в городе пробки, поэтому ехали долго. В Дели вылетели вечером. Самолет А330, широкофюзеляжный, с 3 рядами кресел, с персональным монитором, подборкой фильмов, музыки, новостями, живой картой полета. Лететь довольно утомительно, часов семь.
Расходы в Стамбуле: 40$, из них 30 ушло на билеты в Ай-Софи, 10 на уличные мелочи.
5 октября. Дели-Катманду. Прибыли в Дели ранним утром, хорошо что по расписанию. У самолета встречает дежурный по трансферу, провожает в транзитный отстойник. Это большой зал, в котором коротают время пассажиры без индийской визы. Там можно сидеть и даже лежать, устроившись на напольном покрытии. Наш самолет до Катманду через 4 часа, так что есть время попереживать по поводу нашего багажа (не потеряется ли при перемене авиакомпании?). Аэропорт шикарный, оформлен со вкусом, простор, весь в напольных покрытиях. Через пару часов объявили регистрацию на наш рейс, выдали посадочные талоны. Идем к нужной калитке, напротив нее находим лежаки, где немного отдыхаем и перекусываем. Дальше летим индийской кампанией SpiceJet, вылет в 8.40, лететь 1.5-2 часа. Перед взлетом стюардесса проходит по самолету, распыляя из баллончика дезодорант. Смысл такой процедуры состоит в нейтрализации особо пахучих пассажиров. (Особенно большая доза дезодоранта досталась нам на обратном пути, при вылете из Катманду!) Авиакомпания бюджетная, поэтому в самолете не кормят.
Примерно через час полета вдалеке показались белые горы. К сожалению, не догадался попросить место у иллюминатора, поэтому увидеть знакомые очертания не удалось. Снижаемся, видны холмики с лесом, терраи с огромными выносами песка и ила от рек, которые текут здесь в сезон дождей. На душе появляется ощущение праздника! После холмов начинается большая долина, самолет снижается. Видны плантации риса, залитые водой, солнце отражается от воды. Показались невысокие белые домики. Посадка. Выходим из самолета. Первое ощущение – жарко. Но это приятно, можно сказать за этим и ехали. В аэропорту суетливо, масса народа. Заполняем формуляры на визу (это можно было сделать заранее, скачав соответствующие формы). Вижу, что девушка по соседству в своей анкете пишет, что приехала из Польши на семь дней. Хочется сказать, а мы, а мы… Платим по 100 долларов за трехмесячную визу. Получаем свой багаж. Беспокоился увижу ли наши рюкзаки, так как в Дели меняли авиакомпанию, но транзит сработал хорошо. Взяв рюкзаки выходим из помещения на улицу. За перегородкой стоит толпа зазывал и помогаев. Здесь главное – отбиться от услуг (если знаете куда двигаться). Нахожу глазами на плакате свою фамилию – нас встречают – машу встречающему рукой и мы идем к машине, присланной нашей гостиницей. Что интересно, на площадке нас встречал совсем не водитель (последний с достоинством восседал в машине). Как я потом понял, помогай добровольно вызвался махать плакатиком чтобы при случае получить отдельную оплату за это. Едем в машине, начинается город. Узкая, плотно забитая транспортом дорога, разбитые машины, беспрерывно гудящие, кругом развалины, грязь, шум, теснота и вонь. Мощный удар по всем пяти чувствам!
Безумный город Катманду. Узкие улочки, забитые разнообразным транспортом и людьми. Все время ощущаешь тесноту.
Площадь Дурбар в Катманду. На площади идет вечерняя торговля, здесь же такси, рикши и все что вы пожелаете.
На улицах Катманду можно увидеть самые разные средства передвижения.
Узкие улицы без тротуаров, толпы народа. Никаких красот не наблюдается. Первое ощущение – полный кошмар, куда мы приперлись? Как в этих жутких условиях прожить больше месяца? Приезжаем в нашу гостиницу (Tibet Guest House). Выбор пристанища был сделан в Новосибирске на основе отзывов туристов и карты города. Скажу сразу, что с выбором не ошиблись, хотя, конечное, мест, где можно поселиться в Катманду хоть отбавляй. Понравилось, что гостиница находится не в центре туристского района Тамель, а в самом начале его и на тупиковой улочке (там немного потише). Получаем ключи от номера 405 (со второго раза, в первый раз давали номер с тремя кроватями, отказался). Номер хороший (платили 14$ с налогами), окно выходит в садик, достаточно тихо. Небольшой отдых, потом поднимаемся на крышу гостиницы, чтобы охватить глазами город и сориентироваться. Впечатляющий вид! Но рассматривать времени нет, нужно успеть выйти на разведку в город до темноты. За 20 минут доходим до площади Дурбар. Там мы в первый раз обходим будочку с билетами для бледнолицых (в дальнейшем стараемся поступать также). На площади многолюдно, торговля, туристы. От незнакомой культурной среды, красивых памятников, храмов, шума и возни вокруг вдруг возникает ощущение праздника. Поднимаемся по ступенькам вверх на храм, осматриваемся. Прогуливаемся по площади. Здесь же на площади ходят коровы. Они священные животные и им в Непале можно все. Темнеется. Идем обратно. Недалеко от гостиницы находим ресторанчик, где ужинаем. Ощущение праздника заметно укрепляется!
Расходы. Визы – 200$. Ужин – 860 NPR, мелочи – 100 NPR.
Продолжение следует