Наш вояж в Непал мы сначала запланировали на конец апреля – начало мая. Но затем из-за свадьбы сестры срок поездки пришлось перенести на более раннее время. Как потом оказалось, благодаря этому обстоятельству мы успели вернуться домой до землетрясения.
Я всегда прекрасно чувствую себя, когда нахожусь в высокогорье, но вот у мужа проблемы с высотной адаптацией, поэтому мы выделили 3 недели на путешествие и идти решили не спеша, чтобы набирать высоту постепенно и иметь резервные дни на случай плохой погоды.
После штудирования многочисленных отчетов и путеводителей был выработан следующий план:
1 день – прилет в Катманду, заселение в отель;
2 день – Катманду, получение тимсов и пермитов в национальный парк Сагарматха;
3 день – вылет в Луклу, выход на трек, спуск в Пхакдинг, ночевка;
4 день – Пхакдинг - Намче Базар, ночевка;
3 день – акклиматизация в Намче;
4 день – Намче Базар - Тенгбоче, ночевка;
5 день – акклиматизация в Тенгбоче;
6 день – Тенгбоче -Периче/Дингбоче, ночевка;
7 день – акклиматизация в Периче/Дингбоче;
8 день – Периче/Дингбоче — Дугла, ночевка;
9 день – Дугла — Лобуче, ночевка;
10 день – Лобуче — Горак Шеп, ночевка;
11 день – Горак Шеп — Кала Паттар и обратно, спуск в Лобуче, ночевка;
12 день – Лобуче — Периче/Дингбоче, ночевка;
13 день – Периче/Дингбоче — Тенгбоче, ночевка;
14 день – Тенгбоче — Намче Базар, ночевка;
15 день – Намче Базар — Лукла, ночевка;
16 день – Резервный день;
17 день – Резервный день;
18 день – Лукла-Катманду;
19 день – Катманду;
20 день – Катманду;
21 день – Вылет в Ростов.
Этот план был скорректирован в ходе нашего путешествия.
Лететь мы решили компанией FlyDubai, так как из Ростова это самый бюджетный вариант по деньгам. Билеты брали через интернет в Озон-тревел, на двоих заплатили 54000 рублей. На сайте FlyDubai покупать не стали, потому что тогда в случае изменения планов сдать их можно было бы, только получив ваучер на билет, а не деньги. А при покупке на Озоне в случае сдачи билетов деньги возвращают не ваучером, а на карту. Плюс отпадает проблема предъявления при регистрации на рейс FlyDubai банковской карты, по которой был сделан платеж. Билеты Катманду-Лукла и обратно я покупала на сайте yetiairlines.com. Через интернет был забронирован отель в Тамеле.
Забегая вперед, скажу, что по окончании нашей трехнедельной поездки общий бюджет на двоих составил около 3500$.
Так как у нас обоих имеются определенные проблемы со здоровьем, нести рюкзак мы решили доверить портеру, надеясь нанять его непосредственно в Лукле. Вещей для трека собрали на двоих около 12 кг в большой рюкзак , 3 кг в маленький, и, как впоследствии оказалось, лишнего почти ничего не взяли. Ниже привожу список нашего скарба:
- легкий пуховик, флисовая кофта, ветровка-дождевик, термобелье- для каждого из нас;
- по 2 пары треккинговых брюк;
- 2 баффа, 2 балаклавы, 2 кепки, 2 теплых шапки;
- по паре флисовых ветронепродуваемых перчаток и велосипедных перчаток каждому;
- солнцезащитные очки с защитой от УФ-лучей 400;
- по 3 легких быстросохнущих футболки;
- шлепки для душа;
- термоноски и пуховые носки для сна;
- треккинговые палки;
- треккинговые ботинки с нескользящей подошвой;
- гамаши на липучках на случай снега или дождя( не пригодились);
- спальные мешки (у нас были с t комфорта 0);
- туристическкие быстросохнущие полотенца;
- солнцезащитный крем и солнцезащитная гигиеническая губная помада;
- гигиенические принадлежности, в т. ч. много влажных салфеток ;
- фотографии 6 шт. ( 3х4 ) для виз и тимсов;
- большие мусорные пакеты для расфасовки вещей в рюкзаке и маленькие пакетики с замком;
- сидушка- подпопник -2 шт;
-таблетки для очистки воды;
- зарядное устройство для телефона на солнечных батареях;
- наколенники для каждого;
- аптечка (лекарств брали много на разные случаи, кормили и мазали ими потом всех нуждающихся);
- термос 1-литровый;
- фотоаппарат;
- швейцарский нож;
- еда: суждук, козинаки, сникерсы, шоколад с орехами, чайные пакетики с разным чаем;
- распечатки брони отелей и билетов, путеводителей и карт.
День 1. Ростов-Катманду
25 марта мы сели в самолет авиакомпании FlyDubai и полетели через Дубай в Катманду. Полет был прекрасный, особенно понравился мультик с глазастой стюардессой, с помощью которого рассказывается о технике безопасности в полете. В самолете кормят только за деньги, но так как лететь до Дубая всего лишь 4 часа, за это время мы проголодаться не успели. Терминал 2, куда прибывают лоукостеры, мне не понравился, маленький и делать там совсем нечего. В Дубае была стыковка около 2-х часов, мы провели это время в Мархаба-лонже, там же и пообедали. До Катманду лететь было тоже примерно 4 часа, прилетели туда около 16-00 по местному времени.
В аэропорту нам наклеили в паспорта визы, и мы поехали в Тамель на машине, которую любезно и бесплатно прислал за нами отель. Сам Катманду на первый взгляд мне показался очень похожим на Ханой. Мы с интересом наблюдали за городскими пейзажами и армадой байков, проплывавшими в пыли за окном автомобиля.
Отель оказался вполне неплохим. Он порадовал нас горячим душем и довольно неплохим вайфаем в холле. Отписавшись, домой о нашем благополучном прибытии, мы пошли исследовать Тамель. Сходство с Ханоем стало просто поразительным, у меня было ощущение дежавю. Поужинав пельмешками-момошками и побродив по магазинчикам с туристическим снаряжением, мы поняли, что устали, и, вернувшись в отель, задрыхли без задних ног.
День 2. Катманду
На следующий день мы озадачились покупкой местной сим-карты. Интернет нам посоветовал оператора NCELL, и симка с 5 ГБ интернета была куплена за 3000 рупий. Мы понадеялись, что она будет работать на маршруте трека, но в реале устойчивая связь была только в районе Луклы и Горак шепа.
Затем мы отправились пешком в Nepal Tourism Board для оформления треккерских карточек и пермитов. Основательно поплутав по городу, мы, наконец, нашли офис NTB, и, заплатив в рупиях примерный эквивалент 100$ , получили карты TIMS и пермиты на посещение Sagarmatha national park. Оплату принимают только рупиями, поэтому лучше поменять нужную сумму заранее. Возле NTB мы обменники не нашли, пришлось идти менять деньги в банк, а это довольно далеко. Пока я заполняла карточки и анкеты, на улице пошел проливной дождь.
Сначала мы пытались подождать, пока ливень закончится, но прошло полчаса, а он и не думал становиться тише. Короткими перебежками мы достигли стоянки такси, сели в машину и, промокшие насквозь, поехали в Тамель.
Вечер был проведен в сборах. Сумку с вещами, не нужными в треке, мы решили оставить в отеле. Упаковав большой и маленький рюкзаки и поужинав в заведении японской кухни, которое нам посоветовали парни на ресепшн нашего отеля, мы благополучно отошли ко сну.
День 3. Неудавшийся вылет в Луклу
Проснувшись рано утром, мы отправились на такси в аэропорт. Катманду встретил нас туманом. Из-за такой погоды самолеты в Луклу не летали, и в аэропорту собралась куча народу, все надеялись на то, что погода улучшится, и ждали, сидя на чем попало.
Мы тоже присели на неработающую ленту транспортера. Через 2 часа ожидания было решено поменять билеты на следующий день, так как туман и не думал рассеиваться, а в Лукле в это время, судя по интернетному прогнозу, вообще шел снег.
Поменяв билеты, мы вернулись обратно в Тамель. Мест в нашем отеле не было, но администраторы отвели нас в соседний отель, где за те же деньги мы остановились на 1 день.
Муж предложил не терять время и, раз уж выпал свободный день, осмотреть какие-нибудь достопримечательности. На улице рикша предложил отвезти нас в Дурбар сквер за 10$. После торговли он согласился сделать это за 3$, и мы поехали.
Дурбар сквер произвел на меня огромное впечатление! Там была какая-то умиротворяющая аура. Я бродила по площади и снимала на камеру храмы, людей, обезьян, голубей… И как щемит сердце сейчас, когда я смотрю на эти фото: ведь многое из того, что на них снято, потеряно навсегда!
Когда мы вдоволь набродились и налюбовались всякими красивостями, рикша предложил нам поехать в Сваямбуднатх. На вопрос о цене поездки нам было сказано «same price». Мы поняли так, что это значит тоже 3$, как и до Дурбар сквер, а надо было уточнить. Забегая вперед, после возвращения в Тамель стоимость всей нашей поездки волшебным образом увеличилась до 100$, при этом рикша мотивировал это тем, что он типа нас долго ждал. После долгого препирательства и измерения расстояния на карте сумма упала до 20$.
По дороге мы увидели реку с тоннами мусора на ее берегах. Почему-то в Непале принято бросать мусор в реки, из-за этого они очень грязные и жители имеют проблемы с питьевой водой.
Сваямбуднатх – это очень красивая ступа на вершине холма. Чтобы дойти до нее, нужно подняться по 365 ступеням. На лестнице и возле ступы мы встретили обезьян, которые занимались своими делами и не обращали на нас никакого внимания. Наверху играла прекрасная музыка, и под звуки мантры ом-мани-падме-хум мы принялись созерцать Катманду, который простирался под нами. Обошли ступу, осмотрели весь храмовый комплекс, пофотографировали и поехали назад в Тамель.
Легли спать с надеждой, что завтра будет летная погода, благо интернет обещал хороший прогноз.
День 4. Катманду-Лукла- Пхакдинг
Проснувшись утром, мы поняли, что сегодня улетим! Погода стояла ясная, светило солнышко. Позавтракали и поехали в аэропорт.
Там уже не было такой толпы, как вчера. Самолеты летали и в Луклу, и в Покхару. Мы, как и остальные треккеры, быстро прошли регистрацию и стали ждать посадки, которая в итоге задержалась на полчаса. Потом мы еще ждали в автобусе, когда нам разрешат пройти в самолет, и ждали в самолете, когда разрешат взлететь. В общем, время вылета самолета в Непале, как мы поняли, было понятием относительным, никто никуда не торопился и ничем не заморачивался. Но и нам спешить было некуда, поэтому все происходящее мы наблюдали с большим интересом.
Я очень люблю летать на самолетах, и предвкушала предстоящий полет как интересное и захватывающее приключение. Муж был, как всегда, философски спокоен. А некоторые наши попутчики сильно волновались, судя по фразам типа «… small terrible airplane». Наш самолет был действительно совсем маленьким, но в нем были аж 2 пилота и стюардесса в длинном зеленом платье. Я заняла место в первом ряду сразу за пилотами. Дверь в кабину отсутствовала, и было хорошо видно приборную панель и пейзаж перед лобовым стеклом.
Мы легко взлетели и взяли курс на Гималаи. Весь полет я снимала горы через иллюминатор.
Попросила соседа сфотографировать снежники, которые были с его стороны:
Судя по приборам, мы летели на высоте около 3500 метров. И вот впереди показалась Лукла и ее знаменитая наклонная и короткая взлетная полоса!
Пилот виртуозно и очень аккуратно посадил самолет, и лихо зарулил на стоянку. Видно было, что для него это рутинная ситуация, и он делал это много-много раз. Все прошло настолько четко, что я даже получила некоторое разочарование, так как почему-то готовилась испытать при посадке какие-то особенные острые ощущения.
Нас быстро выпустили из самолета, выгрузили багаж и тут же стали загружать багаж вылетающих в Катманду. Потом в самолет зашли пассажиры, и он улетел. Все это заняло очень мало времени, по моим ощущениям, минут 15.
Не успели мы выйти из самолета, как к нам подошел потенциальный портер и стал предлагать свои услуги. По-английски он говорил довольно сносно, выглядел прилично. Посовещавшись и поторговавшись, мы приняли его в свою команду, и он торжественно пообещал нести наш рюкзак за 15$ в день. Половину суммы за весь трек он попросил отдать ему, когда придем в Намче, и сказал, что тогда чаевые по окончании трека ему не нужны.
Зарегистрировались на чек-пойнте, пошли. Солнце светит, вокруг красотища, рододендроны цветут ярко-красными цветами.
Идем под мелодичный звон ячьих колокольчиков. Тропа ведет под гору, шагается легко. Не спеша, останавливаясь и фотографируя, за 3 часа дотопали до Пхакдинга. По пути я потеряла крышку от объектива своего фотоаппарата. Наш портер привел нас в лодж, где мы остались на ночевку. Усталости мы не чувствовали совсем, но сон сморил нас почему-то очень рано.
День 5. Пхакдинг - Намче-базар
Утро началось опять с потери – не смогла найти свои очки. Перерыли всю комнату, перетряхнули рюкзаки – нет! Пришлось идти без очков с надеждой где-нибудь купить новые.
Сегодня нам предстоял путь в столицу шерпов с набором высоты 600 метров. Погода стояла прекрасная, и мы бодро двинулись в путь.
Примерно до Монджо мы шли довольно резво, тропа переходила то на один берег реки, то на другой, спуски чередовались с подъемами. В Монджо мы пообедали и часок отдохнули, а также отметились на чек-пойнте.
Среди камней паслась лошадь невиданной породы.
После Монджо до большого подвесного моста дорога идет с небольшим подъемом, а вот на подходе к мосту и после него начинается корячка. Нужно лезть на гору вверх. Когда шли по мосту, сильный ветер пытался сдуть с нас кепки, но мы придерживали их руками. А вот чехлу с нашего рюкзака не повезло, и он улетел в реку. Мы философски рассудили, что крышка объектива, очки и чехол – это наша плата за проход в горы.
Я невысокая и субтильного телосложения, а муж здоровый детина ростом 190 и весом 110 кг. Видно, поэтому его организм требует больше кислорода, и при нехватке быстрее устает. Перед поездкой в Непал я, собирая аптечку, натолкнулась в инете на описание препарата- антигипоксанта, который снижает потребление кислорода и увеличивают работоспособность организма в экстремальных ситуациях. Я купила его для использования в походе.
Перед подъемом заранее я накормила мужа этими чудо-таблетками. Испытание прошло удачно, идти стало гораздо легче. Впоследствии на треке при тяжелых подъемах и на большой высоте мы часто пользовались этим препаратом.
Дорога из Пхакдинга до Намче заняла у нас около 7 часов, включая остановку в Монджо. В 16 часов, замученные подъемом, мы ввалились в лодж и упали без сил. Наградой за подвиги стал реально горячий душ и обильный ужин.
День 6. Акклиматизация в Намче
Этот день мы решили провести с видом на Эверест, поднявшись на гору над Намче-базаром. Но погода отказалась показывать нам высочайшую вершину мира, а решила показать сначала туман, а потом и мокрый снег.
На гору мы, конечно, поднялись, попили горячий чай в отеле на вершине, но картинки, за которой сюда приходят толпы треккеров, так и не увидели. На обратном пути я поняла, что моя куртка, купленная в довольно приличном магазине во Вьетнаме, хоть и ветронепродуваемая, но совершенно не водоотталкивающая. Я промокла, пришлось сушиться в лодже у буржуйки. Лишний раз убедилась в том, что в странах типа Вьетнама и Непала покупать одежду для гор нельзя.
После того, как я высушила куртку, мы пошли по местным магазинчикам поискать новый чехол на рюкзак и новые очки. Самое интересное, что цены на это в Намче оказались даже ниже, чем в Катманду, да и выбор был довольно неплох, мы без труда нашли фирменные очки с защитой от UV 400.
Вечером на ужин мой муж захотел съесть такое же блюдо, как у портеров, сидящих за соседним столом. Эта еда называлась «дал бат», и очень понравилась мужу. Потом, когда это блюдо заказывалось в других лоджах, каждый раз вкус был разным, и он все время вспоминал «дал бат из Намче-базара» как самый вкусный.
Перед сном у мужа стали проявляться симптомы, которые бывали раньше, на Кавказе, на высоте выше 2000 м – головная боль и легкое недомогание. Проблему решила таблетка обезболивающего, выпитая на сон грядущий.
День 7. Намче-базар – Дебоче
Утром муж чувствовал себя как ни в чем не бывало. Ночью выпал снег, и, выйдя на тропу по пути в Тенгбоче, мы очутились в зимней сказке.Прошли мимо прекрасной заснеженной ступы:
Сначала было довольно прохладно, горы, накрытые серыми облаками, виднелись только наполовину. А затем погода стала проясняться и постепенно открылась потрясающая красота:
Ама-Даблам мы узнали сразу, а вот Эверест, Лхотце и Нуптце к стыду своему, нет.
Вышло солнышко, и снег на тропе превратился в кашу. С веток деревьев падали мокрые снежные плюхи. Тропа сначала шла довольно полого, траверсируя склон, а потом стала спускаться вниз к речке, к селению Пхунки тенга. Тут до мужа, который думал, что за весь день сегодня надо постепенно набрать всего-то 400 м, дошло, что на участке от реки до Тенгбоче подъем будет все 550! Вторая корячка на нашем пути почти как перед Намче-базаром! Осознание этого факта повергло его в уныние, но деваться было некуда, пришлось лезть в гору.
К двум часам дня мы достигли Тенгбоче. К этому времени небо опять затянули тучки, и гор не стало видно.
Наш портер предложил не останавливаться в Тенгбоче, а пройти чуть дальше, до Дебоче. Мы последовали его совету, и уже через полчаса принимали теплый душ в лодже.
День 8. Дебоче-Пангбоче
На следующий день наш портер посоветовал нам вместо того, чтобы провести акклиматизационный день, который был у нас запланирован по графику, совершить короткий переход в Пангбоче. Набора высоты на этом переходе нет, так как деревни находятся на одном уровне.
Мы сочли эту идею хорошей, и, не спеша, останавливаясь для фотографирования, направились дальше по маршруту. Виды были очень красивые, венчала пейзаж великолепная гора Ама Даблам.
Через полтора часа неспешного хода наша маленькая компания достигла деревушки Пангбоче. Мы остановились в лодже с видом на кусочек Эвереста, торчащий из-за Лхотце. Оставили вещи в комнате, и, взяв только треккинговые палки и фотоаппарат, полезли на гору, чтобы набрать высоты для акклиматизации и сделать панорамное фото красивейшего пейзажа. По пути набрели на участок горы, криво вымощенный камнями. Пока мы думали, что это такое, над нами появился вертолет и начал резво снижаться. Мы отбежали в сторону, сразу поняв назначение каменной площадки, и тут же на нее стал приземляться вертолет:
Встретили пасущихся яков:
Поднявшись повыше, увидели небольшой монастырь и сидящую под навесом статую Будды.
Стали подниматься дальше. Дул очень сильный холодный ветер. Муж нашел затишье за пригорком и, присев на нагретый солнышком камень, отказался подниматься дальше. А я решила подняться еще повыше, чтобы сделать еще несколько фотографий.
Спускаясь назад, заметила, что муж как-то странно машет мне руками. Тоже помахала ему в ответ. Позже выяснилось, что когда я возвращалась, надо мной стала низко кружить пара больших орлов. Муж смотрел на это зрелище снизу, и с такого ракурса ему казалось, что орлы находятся прямо надо мной, и им ничего не стоит унести меня на корм своим птенчикам. Я же, естественно, ничего не замечала, пока он не показал мне в небе моих провожатых. Смогла сделать фото:
Спустившись в деревню, мы предались ничегонеделанью до ужина. Спать опять легли рано, похоже, это уже входит в привычку – ложиться в 8 вечера и просыпаться в 7 утра. В Пангбоче по сравнению с предыдущими деревнями, где мы ночевали раньше, было заметно прохладнее, сквозило из оконных щелей. Надев термобелье и шерстяные вязаные носки, мы занырнули в спальные мешки, а сверху укрылись одеялами. Очень мерзло лицо, поэтому мы спали в балаклавах.