СРОКИ: с 1 по 30 апреля 2017
УЧАСТНИКИ: мы с мужем.
МАРШРУТ:
1 апреля: вылет из Москвы
2 апреля: прилет в Катманду
3 апреля: оформление TIMS, пермита, покупки снаряжения в Тамеле и билетов на джип
4 апреля: переезд на джипе до PHAPLU
5 апреля: PHAPLU-NUNTHALA
6 апреля: NUNTHALA-BUPSA
7 апреля: BUPSA-SURKE
8 апреля: SURKE-MONJO
9 апреля: MONJO-NAMCHE BAZAAR
10 апреля: акклиматизация в NAMCHE BAZAAR
11 апреля: NAMCHE BAZAAR-TENGBOCHE
12 апреля: TENGBOCHE-DINGBOCHE
13 апреля: DINGBOCHE-CHUKHUNG
14 апреля: акклиматизация с подъемом на CHUKHUNG RI
15 апреля: CHUKHUNG -перевал KONGMA LA
16 апреля: LOBUCHE-GORAK SHEP
17 апреля: акклиматизация с выходом в EBC и подъемом на KALA PATTHAR
18 апреля: GORAK SHEP-DZONGHLA
19 апреля: DZONGHLA-DRAGNAG
20 апреля: DRAGNAG-GOKYO
21 апреля: GOKYO-LUNDHEN
22 апреля: LUNDHEN- NAMCHE BAZAAR
23 апреля: NAMCHE BAZAAR-SURKE
24 апреля: SURKE-KHARIKOLA
25 апреля: KHARIKOLA-TAKSINDU
26 апреля: TAKSINDU-PHAPLU
27 апреля: переезд на джипе до Катманду
28-29 апреля: Катманду
30 апреля: вылет в Москву
ПОДГОТОВКА: в этот раз мы начали готовиться к поездке как никогда заранее. Основной причиной была пришедшая мне в конце июля рассылка от Этихадов, об «аукционе неслыханной щедрости. Зашла на сайт, посмотрела Катманду: 24 600 рублей на человека туда-обратно (Москва-Катманду-Москва). А ведь и правда - ну очень дешево! Стыковки в Абу-Даби, правда, длинные, 14 часов туда и 7 обратно, но это уже мелочи, за такую-то цену. Примерный маршрут к тому времени уже был готов, «добро» на работе получено, поэтому без особых раздумий купили билеты. До вылета оставалось 8 месяцев.
У мужа хороший разговорный английский, поэтому с изучением языка заморачиваться не надо было, прививки в Непал никакие специфические не нужны, поэтому оставались тренировки и закупка снаряжения.
Изначально с тренировками проблем не предвиделось, вроде и так в спортзал регулярно ходим. Но за пару месяцев до вылета, как-то именно с этим стало сложно: мы то болели, то сидели на работе до поздней ночи, и не до тренировок было. В итоге, к началу трека мы подошли не на пике физической формы, как рекомендуется, а на том, что от этой самой формы осталось. Забегая вперед скажу, что каких-то непреодолимых проблем это не повлекло. Да, нас на тропе обгоняли все, кому не лень, но в свои сроки мы нормально уложились, а цели с кем-то соревноваться в скорости у нас не было.
СНАРЯЖЕНИЕ. Сначала то, что было взято и пригодилось:
- рюкзаки. У меня была TATONKA ISIS 50, у мужа - безымянная модель, купленная мною по случаю лет 5 назад. О Татонке могу сказать только хорошее: ну все продумано, и все предусмотрено, ни добавить, ни убавить, носить – сплошное удовольствие. К рюкзакам чехлы, для защиты от осадков и пыли. Еще один рюкзак (маленький, для радиалок) брать не стали, в радиалки с Татонкой ходили;
- спальники. У мужа мой старый, безымянный. Я в нем мерзла везде, от Крыма до Байкала. А ему нормально было, всего пару раз дополнительно к спальнику одеяло использовал. Себе я специально к треку покупала MARMOT TRESTLES 0. Да, он весил 2.4 кг., места занимал в два раза больше, чем первый, но зато в нем мне весь трек было тепло. Длинноват на мой рост, но это был самый маленький размер;
- треккинговые палки. Одна из тех вещей на треке, без которых не представляю, как шли бы;
- оффлайновое приложение MAPS.ME, установленное в сотовые телефоны. Отлично видело нас абсолютно в любой точке Непала и подсказывало куда идти. Разок, правда, крайне неправильно подсказало, но это на самом деле не так и много на общем фоне, без MAPS мы бы больше накосячили;
- питьевая система на 3 литра. Очень удобная штука, особенно с учетом того, что в Татонке предусмотрен для нее специальный карман внутри, отверстие для вывода шланга наружу и крепления для этого шланга с внешней стороны;
- 2 безымянных фонаря-налобника, купленных в электричке за какую-то смешную сумму. Муж грозился, что они «насветят» ровно на столько, сколько я за них заплатила, но его мрачные прогнозы не оправдались, фонари исправно светили на протяжении всего трека, там, где это было нужно (а было это не так уж и редко);
- туристические полотенца из микрофибры. Места занимают крайне мало, сохнут очень быстро. У нас были размером 42 на 92 см., этого вполне достаточно;
- мыльно-рыльные принадлежности. В свете проблем с горячей водой обошлись минимумом, а именно, зубными щетками с пастой и твердым шампунем (он же и как мыло использовался). Этого вполне хватило, но тут стоит учитывать, что перед треком я подстриглась «под мальчика», а муж налысо. Возможно, с длинными волосами этого маловато будет;
- ремнабор. Ну, тут что-то новое сложно придумать: нитки, иголки, булавки, запасные шнурки;
- крем от загара. У нас был 50 spf. Мне хватало, муж дополнительно баффом весь трек лицо прикрывал (один раз снял – сгорел до пузырей, несмотря на крем);
- санитайзер;
- фотоаппарат и 4 комплекта батареек. Хватило 2-х комплектов, так как в основном на телефон фотографировали. На маршруте с фотоаппаратом сложновато возиться, только в радиалки, в итоге, его доставали. Но мы не фотографы, так что для тех, кто фото серьезно занимается, это, конечно, не ориентир;
- бутылка полиэтиленовая. Претензий к ней нет, но в целом была лишняя, питьевой системы вполне хватало;
- горелка и два баллона газа к ней. Ну, поскольку это все-таки был лодж-трек, а не автономка, второй баллон был лишний. Кипятили мы воду в итоге в разы меньше, чем планировали, о причинах ниже расскажу;
- титановая кастрюля с крышкой. Почти ничего не весила, что компенсировало тот факт, что в итоге довольно редко использовалась;
- хозяйственное мыло;
- влажные салфетки – 6 пачек по 15 шт. (хватило);
- энергетические батончики – 6 шт., пакет сухофруктов. На перевалах и на завтраках неплохо шли;
- термос. Использовали, но только потому, что он был. Сильных холодов во время нашего трека не было и горячего особенно не хотелось;
Не пригодилось:
- фильтр. Куплен был перед самым вылетом, протестировать его дома в горячке сборов не успели. При попытке использовать уже на месте, выяснили, что он не работает. Но, справедливости ради стоит сказать, что реальной необходимости в нем и не возникло;
- котята. Было несколько мест, где их можно было бы и надеть, но это были достаточно небольшие участки и в итоге их даже не доставали. Но вообще это такая вещь, которая лучше пусть лежит в рюкзаке и не пригодится, чем в нужный момент ее не окажется;
- фляга перцовой водки. Нет, мы ее в итоге выпили, конечно, ну не в Москву же назад тащить, в самом-то деле. Но острой необходимости (то есть какой-то лютой холодищи, под которую мы ее, собственно и брали) не было;
- солнечная батарея. Ну ее мы протестировать успели, вроде работала. На месте пару дней тоже работала вполне исправно, а потом, за целый день на солнце, заряда банки, которую мы к ней подключали, стало хватать только процентов на 5-7 телефон зарядить. Сделали вывод, что проблема скорее не в солнечной батарее, а в банке, но другой-то у нас все равно не было, поэтому заряжались в лоджах в итоге;
- марганцовка и перекись водорода (для обеззараживания воды в самом крайнем случае планировали пользовать). Таких крайних случаев не возникло, там все-таки нет таких уж сложностей с водой;
- сублиматы. Взяли немного Гала-Гала на случай, если на перевалах проголодаемся. Проголодаться случалось, но времени возиться с готовкой не было, обходились батончиками. Почти все назад привезли.
ОДЕЖДА:
Пройдясь по магазинам и посмотрев цены на гортекс слегка прослезились, а я вспомнила, что всю свою походную юность проходила в брезенте, потому как сначала гортекса просто не было, а когда появился – был не по карману. Посмотрели, что сейчас есть хорошего, и выбрали костюм Горка-4 полевой для спецподразделений (брюки и анорак). От ветра защищал идеально, от дождя чуть хуже.
Остальное примерно как у всех: термобелье ходовое (MARMOT) и для сна;
пуховые куртки «ультралайт»; флисовая кофта (только у меня), укороченные спортивные леггенсы у меня (одевала их на маршрут, когда не холодно было) и шорты у мужа; баффы (по 2 штуки, один на волосы, второй для защиты лица от солнца); флисовые шапки; очки: у меня CEBE-хамелеоны со степенью защиты от 2 до 4, у мужа JULBO SHERPA, 4 степень защиты; по 4 футболки (хватило бы 2-х); гамаши (фонарики); перчатки теплые флисовые и легкие без пальцев; носки треккинговые по 2 пары теплых и тонких (по одной паре теплых и тонких покупали в Москве за довольно дорого и по одной в Тамеле за 3 копейки – разницы в ношении не заметили никакой); носки для сна шерстяные; дождевики.
ОБУВЬ: ботинки GARMONT TOWER LITE GTX. Внешне вроде все нормально, высокие, удобные, голеностоп хорошо держат, подошва с хорошим сцеплением, в том числе на камнях, снаружи не промокали. Но после уже где-то полудня ходьбы стельки изнутри всегда были влажные. С ботинками с GORE-TEX, которые раньше носила (SALOMON, RICHLE, ECCO) такого не было. Также брали легкие спортивные сандалии, но в них на маршрут не ходили, только в лоджах носили, чтобы ноги отдохнули.
АПТЕЧКА:
Для профилактики горной болезни: фенотропил, гипоксен, диакарб + панангин (диакарб вымывает из организма калий, могут быть проблемы с сердцем, поэтому пить его надо с препаратами, содержащими калий);
Обезболивающее и жаропонижающее: нурофен;
От проблем ЖКТ: имодиум, левомицетин, активированный уголь;
Антибиотик: сумамед;
Антивирусное: арбидол;
От насморка: ксимелин, колдакт флю плюс;
От кашля: АЦЦ, омнитус;
Антисептик: банеоцин, перекись водорода;
Заживляющее - мазь спасатель;
Витамины: аскорбиновая кислота, магний, шипучие растворимые витамины С и группы В
Прочее: пластыри, бинт обычный, бинт резиновый, суппорты на колени; панавир (от «простуды» на губах), супрастин (от аллергии). Еще метронидазол брала (начиталась в ветке про воду про амебную дизентерию), но это было уже лишнее, не настолько там все печально в плане санитарии.
МЕДСТРАХОВКА: обычно я покупаю в путешествия самый простой базовый вариант из соображений "пусть будет на всякий случай". Мы в целом оба на здоровье не жалуемся и проблемы с ним могут только если как-то случайно образоваться. Но в горах все-таки и риск травматизма повыше, чем на равнине, плюс высота и горная болезнь возможна. Я сначала слегка заморочилась по этому поводу: почитала ветку по поводу страховки с эвакуацией вертолетом, но потом посмотрела стоимость таких страховок и сделала как обычно: взяла самую недорогую в Согласии, только не базовую, а расширенную, куда входит оплата медпомощи, необходимость в которой возникла при активном отдыхе. Спортивный и самодеятельный туризм, по правилам страхования, входил в этот самый активный отдых. Мне, правда, в колл-центре Согласия так и не смогли сказать до какой высоты возможен подъем и предусмотрена ли эвакуация вертолетом, но поскольку у других страховых цены были в разы выше "взяла не глядя", решив, что проблемы будем решать по мере поступления. Здоровье нас обоих не подвело, поэтому может ли такая экономия повлечь проблемы и какие, мы, к счастью, так и остались не в курсе.
1 апреля:
зарегистрировались на рейс заранее (у Этихад регистрация начинается за 48 часов до вылета) и в аэропорт Домодедово приехали уже с посадочными талонами. В прошлом году летали на Шри-Ланку EMIRATES, очень все понравилось. Так вот ETIHAD ну как минимум ничуть не хуже, а по мне даже чуть и получше: обслуживание на борту побыстрее и летели аэробусом, они просторнее, чем Боинги EMIRATES. В полете все очень понравилось: еда, алкоголь, комфортное расстояние между креслами – и время перелета пролетело незаметно. Чего не скажешь о времени стыковки. 14 часов, это все-таки, ну немало, как минимум. До последнего думали, выходить в город или нет. С 1 февраля у нас для граждан РФ безвизовый режим въезда в ОАЭ и можно бы. Но когда мы билеты бронировали, то режим еще был визовый и в город мы выходить не планировали. Я и выбрала вариант с ночными стыковками. Кто же знал-то? А теперь хотя и можно, но чего там делать ночью, в том Абу-Даби? В 19-00 только прилетаем. Знатоки этого города, несомненно, придумали бы, чем занять это время, но поскольку мы к их числу не относимся, в город решили все-таки не выходить.
О том, что слип-капсула нам не положена, мы еще до вылета знали. Когда я звонила, в колл-центр авиакомпании по поводу этой самой капсулы, мне вежливо сказали, что мы билет покупали по настолько низкой цене, что кроме самого билета туда вообще ничего не входит. Поэтому, когда на стойке для транзитных пассажиров нам сказали, что талоны на питание по нашему тарифу тоже не предусмотрены, мы особо не удивились. На всякий случай дошли до второй стойки, но там сказали тоже самое. Прошлись по терминалам, с первого, куда мы прилетели, до третьего, откуда у нас завтра вылет. Выяснили, что в третьем кондеры очень уж сильно охлаждают. Прямо даже не охлаждают, а замораживают. А в первом очень даже комфортно. И есть кресла, в которых можно полулежа устроиться. Выяснив это, пошли поесть в Бургер Кинг, в третий терминал. Кстати, по пути из одного в другой есть коридор с диванами и креслами. Поспать там не получится, висит объявление, что это места только для чтения, а посидеть можно. В Бургер Кинг оказалась длинная очередь и не было свободных столиков. Зашли в другую едальню. Цены выше конечно, но все с местами зато нормально. Две порции пасты с курицей, пиво и кофе, обошлись в 2600 рублей (оплачивали картой). Недешево, но порции большие, должно хватить до утра. Вернулись в первый терминал, чтобы уже на ночь устроиться и выяснили, что ушли мы зря: свободных мест, где можно прилечь, уже не было. Вспомнили, что рядом со второй транзитной стойкой (между 1 и 3 терминалом), где слип капсулы, такие места тоже были. Кондер там вроде не такой лютый как в 3-м терминале и народу почти не было. Пришли туда, места были, но было не так тепло, как в первом. Там и устроились. В целом, конечно, не сказать, что сильно удобно, но терпимо. Единственное, что ночью начинает довольно ощутимо холодать. Поскольку у нас с собой были пуховики, мерзнуть я начала только под утро. Часов в 6, мы перебрались досыпать в 1-й терминал. Места уже были. Там теплее, но постоянный гомон стоит. А там где мы спали до этого, было очень тихо. В аэропорту есть бесплатный вай-фай, довольно быстрый. Покупали ночью воду, пить хотелось, 100 рублей бутылка 0,5. В общем, не самая приятная ночь, конечно, но и ничего ужасного в стыковке такой продолжительности нет. При адекватной стоимости билетов вполне рабочий вариант.