Советы по GHT

Впечатления, отчеты, фотографии, блоги из путешествий и трекингов по Непалу, Тибету, Бутану. Отзывы туристов о поездках, турах и отдыхе в Непале, Тибете, Бутане. Как недорого посмотреть Непал, Тибет, Бутан. Что посмотреть в Непале, Тибете, Бутане, Катманду, Лхасе.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Советы по GHT

Сообщение: #1

Сообщение belousov » 06 мар 2018, 13:36

GHT2017.pdf
Основные моменты
1. Самостоятельно оформить все пермиты практически не возможно – есть районы, куда пермиты может оформить только аккредитованное агентство.
2. Следует заранее озаботиться о забросках и выбросках снаряжения, продуктов, медикаментов и денег.
3. Желательно заиметь GPS треки всех участков тропы а так же выделить наиболее сложные районы, перевалы, и так же подготовить варианты Б и Ц для обхода в случае непредвиденных обстоятельств.
4. Я бы выделил в отдельный пункт средства обеззараживания воды, так как в Непале вода из ручьев и речек несколько вредна для бледнолицых.
5. Просчитать бюджет на питание и ночлег и взять запас. При этом деньги лучше располовинить а может и разделить на три части, одну взять с собой (половину скажем), а остальное в заброски.
6. Определить для себя какие районы вы сможете пройти без пермита. Это как никак экономия денег.
7. Продумать аптечку, так как все что застанет вас на тропе, нужно будет лечить самостоятельно. Опять же аптеку разделить на части (по заброскам).
8. Решить (это весьма критичный вопрос) в какую сторону идти – с запада на восток или с востока на запад. В обоих случаях есть за и против.
9. Определиться с сезоном. Так же – прояснить для себя все ньюансы выбранного сезона.
10. Страховка

Пройдемся по пунктам

Пункт 1
Ну, с этим все более менее понятно. Если вы хотите уложиться в какие то сроки, либо что еще круче – поставить рекорд, то надо конечно пермитную часть возложить на агентство. Выбрали агентство, рассказали им примерные строки. Оставили деньги на пермиты и вперед. Да, еще они заберут паспорта, но нужно будет сделать копии страниц с фотографией и с визой – этого будет достаточно для внутренних перемещений. Они делают пермит на район, высылают его оговоренным способом вам. Все довольны. Если же у вас есть время и нет цели идти без возвращения в катманду, то часть пермитов конечно можно сделать самостоятельно… Так как мы делали только критичные пермиты, то о простых пермитах я ничего не знаю. Вот на мой взгляд список основных критичных пермитов:
a. Канченджанга
b. Макалу (мы его не делали, так как обходили все по верхам – это было в плане)
c. Манаслу, тут еще нужен гид.
d. Долпо

Остальное можно было делать по дороге, ну либо как то просто решать этот вопрос. Мы пользовались агентством Marson Wilderness Treks and Expeditions. Стоимость пермитов не привожу – актуальную информацию нужно узнавать непосредственно перед поездкой. Отмечу только, что Верхний Долпо – с человека 500 долларов на 10 дней.

Пункт 2
Про заброски, думаю один из самых важных пунктов. Буду описывать ситуацию исходя из того что мы шли с востока на запад. Думаю в обратную сторону – можно будет тоже подогнать..

Итак для начала надо понять, что и где нам будет нужно в треке.

Бивак нужен будет в первой части до Ганеш-Химала, а дальше он понадобится только в Долпо. Классическим раскладом, один раз минимум переночевать нужно будет между Гунзой и Олангчунг Голой. Затем пара ночевок при прохождении перевала Лубма Самба. Затем ряд ночевок от Чамтанга до Баз лага Макалу. Думаю примерно 4-5 ночевок. У нас было 3. Затем переход через высокие перевалы, там тоже раза 2-3 нужно заночевать. Затем перевал Таши Лабста – там пара ночевок по классике. Дальше низы Ролвалинга – там одна ночевка в палатке. И Лангтанг. Там 4-5 ночевок. У нас было 3. Дальше большой кусок трека, где можно и нужно ночевать в лоджиях. Затем приходит очередь Долпо. Если идти верхний Долпо, то нужно расчитывать примерно на 2 недели автономки. Временами будет возможность ночевать и закупаться у местных. После Верхнего долпо, а точнее после Гамгадхи – можно уже обойтись без бивака.
Если же идти Нижний Долпо, то ориентироваться нужно примерно на 7-8 ночевок в палатках. Опять же часть из них при желании можно заменить ночевками у местных дома. Так называемый хоумстэй.

Снаряжение альпинисткое будет нужно начиная с района Макалу, и заканчивая районом Лангтанг (перевал Тилмана). При этом если надумаете не идти Тилмана – то соответственно от тяжелого снаряжения, а возможно и от бивака, можно будет избавиться еще раньше.

Более конкретно, перевалы Шерпани (Ист) Кол, Вест Кол и Ампу Лапча проходятся с использованием снаряжения.
Минимальный набор снаряжения: 2 веревки по 30-40 метров 7 мм (половинки), легкие обвязки (системы), спусковые устройства (их можно заменить знанием узла УИАА), по 2-3 карабина муфтованных на брата. Расходный шнур метров 10. Можно кусками по 4-5 метров. Ледобуры 2-3 шт на группу. Ледорубы – как минимум 2 на группу, а лучше каждому. Но в целом 2 на группу хватит. Кошки. Этот набор практически полностью будет использоваться на первых 3х перевалах, так как и подъем и спуск так или иначе нужно проходить со страховкой.

Следует отметить, что пользоваться старыми «прошлогодними» веревками нужно крайне осторожно. Я бы полностью не доверял бы вес тела такой веревке, так как на ней нигде не написан срок годности – а в горах за пару лет веревка теряет большую часть своих прочностных характеристик из-за воздействия среды. Грубо говоря, придерживаться при подъеме нормально, а жумарить в «космосе» по старой веревке я бы не стал. На спуске так же – можно придерживаться при спуске лазанием, но дюльфер я на такой веревке бы не стал делать. Только в моем опыте было два обрыва старых перил – оба раза чудом живы. Опять же история с Лешей Болотовым. Да, таких историй думаю много – не о всех знаем.


Будет не лишним иметь кошки на перевале Чола Пас

Дальше идет Таши Лабста. На нем набор снаряжения такой же. Часто говорят, что этот перевал ходится вообще без использования снаряжения. Я бы согласился, если бы сам на спуске не дюльферял с ледового сброса 30-метрового. Без возможности обойти. Когда казалось бы все трудности позади. Но и на подъеме есть участок, и если он без снега (как это было у нас) то там возникают небольшие лобики, где нужно лезть двумя руками. Висят какие то старые перильца, но как я уже говорил – им мы не очень то хотим доверять. Тут как раз такой момент, что лучше запас снаряги, зато не нужно будет разворачиваться и отступать.

Дальше идет перевал Тилмана. В моем рейтинге самый простой и самый «гадкий» перевал. И по сумме ощущений – один из самых тяжелых. Почему так – подходы длинные, перевал потенциально стреляет камнями как на подъеме так местами и на спуске. То есть можно удачно проскочить, а можно и получить. По снаряжению – достаточно одной веревки 30 м, кошек, ледорубов (желательно всем), парочки ледобуров. Веревка нужна в основном для прохождения закрытого ледника с трещинами (перевальное плато). На подъем нужно выходить оооочень рано, пока солнце не начало растапливать лед, иначе полетят камни. Проверено на себе. На спуске – осторожно в нижней части. Возможно если там будет снег, то не так все и страшно – но у нас снега было мало – и было плохо – очень крутые конгломераты, и постоянные обсыпания верхних кромок конгломератов. Угадать когда сыпанет – невозможно.

Больше нигде снаряжения не нужно.

Исходя из вышеразложенного я бы резюмировал:
- бивак нужно везти с собой сразу, так как он нужен будет уже после Гунгзы. При этом еду можно закупать по ходу, не обязательно тащить из катманду. Газ так же можно купить в Гунзе. Газом можно так же затариться в ущелье Макалу, в Як Кхарке, Лангмале Кхарке и Баз лаге Макалу. Возможные пункты закупки продуктов: Гунза, Олангчунг Гола, Чамтанг, Хонгон (мы его не проходили), Як Кхарка, Лангмале Кхарка или Баз лаг Макалу. Дальше еду можно покупать практически везде, где есть поселки. То есть лапшу, сахар, и чай, а иногда и шоколад вы купите. Поэтому про бивак мы не заморачиваемся до Сябрубези. Именно туда мы спускаемся после прохождения перевала Тилмана.

- что касается снаряжения, то до базового лагеря Макалу оно нужно не будет. И поэтому всеми правдами и неправдами следовало бы отправить снаряжение в БЛ Макалу. Нам этот фокус не удался и мы таскали все железяки с веревками с собой через Канченджангу и Макалу.

- в Кхумбу есть вариант облегчить себе жизнь – отправить снарягу из Чукунга(или Динбоче, смотря где вы ночуете после Ампулапчи) в Намчи или сразу в Таме (или что еще лучше Тянгбо). Пока вы будете идти часть трека через Чола и Ренжо, ваша снаряга и бивак левитируют в Намчи или дальше, докуда договоритесь. Закупать еду лучше в Намчебазаре, там так же можно купить и газ. Хотя газ думаю можно купить в любой деревне в Кхумбу.

- В Четчете или Джагате (то что после Симигаона) можно автобусом в Катманду отправить то, что считаете не нужным из снаряжения. К примеру, лишнюю веревку, буры.. Вроде мелочь, но таскать лишние килограммы тоже удовольствия мало. Просто созваниваетесь с агентом и просите забрать вещи на автостанции в Катманду – сообщаете номер автобуса и тп. Этот вариант сработает без проблем.

- В Сябрубези неплохо бы скинуть всю снарягу и бивак, и отправить это все в район Анапурны (Кагбени или Муктинат). Кроме того в Сябрубези удобнее всего получить от агентства пермит на Манаслу. Сюда ходит траспорт и нет проблем добраться из Катманду. То есть смело можно избавляться от газа, горелок, палаток, спальников и тп. Я уж не говорю про снарягу – ее можно совсем в Катманду.

- В Кагбени или Муктинате мы снова должны встретится с агентом или его человеком, так как нужно забрать у них пермит на Долпо, и забрать бивак, газ и какие нибудь ништяки из еды,которых уже давно не купить на треке. Всякие сублиматы и тп самое время отправить сюда из Катманду. Еда типа лапши будет уже стоять поперек горла – поэтому какая нить гречка восприниматься будет на ура!

- Если идти по нижнему долпо, то при желании (а такое желание скорее всего возникнет), из Джумлы можно отправить самолетом часть вещей – типа бивака. Просто договориться с тем, кто летит, может дать ему немного за услугу – и договориться с агентом чтоб его встретили. Тогда на финальный рывок у вас будет просто рюкзачек с личными вещами.

Итак по заброскам резюмируем:
1. БЛ Макалу – желательно, но достаточно сложно, особенно если нет групп которые в это время туда собираются из Катманду. Да и вообще контролировать доставку заброски сложно – можно ее там не найти. Можно дублировать это возможностью купить все в Базлаге. Мы боялись что не сможем что то купить и поэтому тащили все на себе.
2. Кхумбу – вариант переправить груз из Чукунга до Намчей или Таме. Докупить газ и еду.
3. Четчет или Джагат – выбороска лишнего снаряжения в Катманду на автобусе. Опять же можно докупить еды.
4. Сябрубези – получение пермита и выброска бивака и всего снаряжения.
5. Кагбени или Муктинат – получение пермита и бивачного снаряжения и еды с газом.
6. Джумла – возможность выброски бивачного снаряжения самолетом через местных.

Так же очень неплохой вариант, которым пользуются солисты. С собой никакого снаряжение не берется. Все технические перевалы проходятся с гидом, которого нужно нанимать непосредственно перед перевалом. Или вписываться в группу. Снаряжение арендовать. Это вполне приемлимый вариант, если есть деньги и есть время, чтобы искать гида. Зато можно серьезно сэкономить по весу.

Кроме того, бывает желание на треке продать ненужное снаряжение. Думаю на это особо расчитывать не стоит. Скажем так - это может быть актуально в Кянджин Гомпа - это самое верхнее поселение в Лангтанг. Там в целом можно попробовать продать кошки, веревки и тп, и выручить за них какие то деньги. Там у местных с деньгами неплохо, да и гидов полно - кому то может пригодиться. В районе Эвереста думаю тоже можно попробовать продать. Но нужно понимать что денег вам скорее всего заплатят в несколько раз меньше чем это реально стоит в Москве или в Катманду. Так что на продажу можно рассчитывать как на приятный бонус скорее, чем на какую то статью пополнения бюджета во время трека.

Пункт 3
GPS треки. Тут все достаточно просто – гуглим интернет, находим треки ребят, которые ходили все это. Треки есть, хотя бы частично можно найти. Заливаем в навигатор и вперед. Так же хорошо бы подготовить и залить карты в навигатор. Этого добра тоже хватает на просторах интернета. Путевые точки ребят что ходили трек – так же облегчат жизнь – к примеру мы пользовались треками Насти и Володи из Риги, а они отмечали все свои ночевки – и мы не задумываясь приходили в лоджи, отмеченные у них на треке.
ссылка на те треки которые я готовил из открытых источников

Пункт 4
Фильтр для воды. Надо иметь на протяжении всего путешествия. Не знаю стоит ли заморачиваться на то чтобы фильтровать воду для того чтобы почистить зубы (жена у меня так поступала), но пить однозначно стоит только фильтрованную воду. Так как пить нужно много и желательно не просто воду, то стоит озаботиться о всяких изотонических напитках. Кажется не так важно – но по факту – сильно облегчит жизнь и снизит утомляемость истощение и авитаминоз.
Про то какой ну нас был фильтр – можно посмотреть в разделе про снаряжение в посте, который я писал про наше прохождение.

Пункт 5
Про деньги. Бюджет надо конечно просчитывать еще из дома.
По еде я за основу брал 20 долларов в день на человека. У нас было 60 дней по плану из которых по идее только 50 примерно были расчитаны на лоджии – соответственно я насчитал 2т долларов, плюс взял еще 300 долларов запас, но так как мы брали портера два раза и купили спальник за 100 долларов, то этих денег хватило очень впритык. И еще я бы сказал что мы не экономили совсем. То есть мы не брали один далбат на 2оих. Это не работало, так как я бы брал 3 далбата на 2оих – так хотелось есть. Ну кроме обычных далбатов ели мы все что захочет душа. Тут не было каких то ограничений – просто по практике – самое объемное блюдо – далбат. А это как раз и нужно чтобы набить живот.

Кроме еды нужно не забыть, что возможно придется к примеру в Манаслу нанять гида. Расчет идет 30 долларов в день. И оплачивается дорога назад. У нас на 2 дня вышло 120 долларов. Причем там вы находитесь не в очень выгодном положении для торга. Опять же не забываем про портеров. Портер это 15 долларов в день. Но тут надо смотреть где и какой район. Если есть вариант торговаться – нужно добиваться этой ставки – они часто хотят слишком много.
Опять же если возникнет желание проехаться на джипе, чтоб не идти по пыльной дороге – это удовольствие не из дешевых. Речь идет о районах Ганеш-Химал, Анапурна, Мугу.

Банкомат есть только по моему в Намчебазаре. Обменять денег вплоть до Долпо можно практически в любой крупной деревне, но в целом лучше не рисковать – можно напороться на сюрприз. Поэтому все обмены лучше планировать в районах где есть дороги – там уж точно меняют. Исключение – популярные туристические районы – там поменяют везде.

Пункт 6
Про «бесплатные районы». Изучив опыт ребят за прошлые годы мы пришли к выводу, что все пермиты покупать смысла нету. К примеру Макалу и Кхумбу на ура проходятся без пермита, так как все чекпосты ниже нитки маршрута. Конечно,если обходить перевалы через низ, то тогда придется раскошеливаться.

Кроме того, по ходу дела выяснилось, что Ролвалинг и Лангтанг (возможно это был уже сильный несезон) – были тоже индеферентны к нам – мы спрашивали где тут чекпосты, но нигде их не нашли, а трекеры которых мы спрашивали – говорили что пермит покупали в Катманду, а тут на месте никто ничего не проверяет.
Ганеш-Химал – та же история. Нигде не видел ни одного чекпоста и ни один местный не спросил о пермитах.

Так как мы шли нижний долпо, то могу прокоментировать район после Джумлы. Там нет чекпостов. Есть полицейские посты – там ты просто вписываешься в журнал и все. Никаких пермитов там не требуют. И так было до Симикота.
Затем для того чтобы пройти до Хилсы –нужен пермит – это точно и там его усиленно проверяют, но местный дядечка, хозяин лоджа «Кайлас» готов был показать нам секретную тропку.

Пункт 7
Аптека – коментировать не буду. На эту тему много в интернете.

Пункт 8
Выбор. В какую сторону идти. Откуда начинать. Эта тем весьма интересна. Есть и за и против. Причем я для себя до сих пор не решил, что из них перевешивает.

Но тем не менее нами был выбран вариант с востока на запад для того чтобы гарантировано со свежими силами пройти все технические перевалы, рассчитывая, что остальную «линейную» часть мы уж хоть на бровях но выползем. В целом подход себя оправдал. Я не очень себе представляю как бы мы в истощенном состоянии пытались пройти все эти перевалы, таща с собой железки, веревки и тп. Да и если посмотреть статистику – то успешных прохождений гораздо больше с востока на запад чем наоборот.

«за» то чтобы идти с запада можно считать доводы – наборы высот происходят более плавно. То есть на 5-7 день не нужно лезть на 5 тысяч. Если начинать трек в сентябре – то я бы наверно все таки выбрал идти с запада – потому что тогда мы застали бы еще очень хорошие условия в Верхнем Долпо – там как раз сезон.
Я бы резюмировал по этому пункту следующее – если не идти сложные перевалы – можно и с запада начинать – разницы особо не будет – даже я бы сказал – будет плюс – то, что во второй половине – еда будет более разнообразная и вкусная и вы будете лучше восстанавливаться.

Пункт 9
Выбор сезона. Дело серьезное. Итак, давайте думать. Весна vs Осень. Очертим границы.

Весна в Непале думаю можно считать – начинается с конца февраля, и более менее нормально ходить думаю до начала июня. Осень же – это начало октября и до середины декабря. Осенний сезон более короткий. Но у осени есть расширение – первая часть зимы – более холодный сезон, но погода стабильная.
Весна – плюс в том, что с каждым днем увеличивается светлое время и с каждым днем все теплее и теплее. Погодка как мне кажется – менее стабильна чем осенью и в марте-апреле много осадков.

Осень – вероятность осадков в октябре. Более стабильная погода - ноябрь и декабрь. С каждым днем день короче. Ну и понятное дело – к декабрю становиться холоднее.

Общее соображение – технические перевалы лучше не ходить в начале сезона, так как если были снегопады то придется серьезно тропить, и то, что можно по тропе или без снега – проскочить за день –придется идти 2 а то и больше дней. Опять же веревки – все же в сезон их как то заменяют и порой, в сезон можно технические перевалы проскочить с какой нибудь попутной группой.

Пункт 10
Немаловажный момент – страхование. Медицинская страховка, эвакуация в том числе вертолетом и тд и тп. Это все нужно. Пробовали наши отечественные предложения. Нам насчитали больше 30 тыс рублей. Сказать дорого, ничего не сказать. И это с учетом того что у нас есть какая то скидка в федерации альпинизма России. Поэтому вежливо поблагодарив, отказались.

Спасение пришло из-за рубежа. Австрийский альпийский клуб – их годовое членство включает в себя страховку по всему миру, куда включена эвакуация вертолетом. Небольшая доплата позволяет расширить страховка для высот выше 5 тыс метров. На двоих обошлось 120 евро членство + 100 евро по моему – расширение.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
belousov
новичок
 
Сообщения: 29
Регистрация: 09.11.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.
Возраст: 46
Страны: 14
Отчеты: 4
Пол: Мужской
Непал отзывы

Re: Советы по GHT

Сообщение: #2

Сообщение margowaster » 13 мар 2018, 15:36

тоже пользуем уже 2 года страховку австрийского горного клуба :0)
и все таки непонятно: вы заплатили за пермит Верхнего долпо (по 500 баксов) или только за пермит Нижнего Долпо?
был ли у вас с собой спутниковый телефон для связи?
Аватара пользователя
margowaster
полноправный участник
 
Сообщения: 308
Регистрация: 27.02.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 20 раз.
Поблагодарили: 28 раз.
Возраст: 38
Отчеты: 2
Пол: Женский

Re: Советы по GHT

Сообщение: #3

Сообщение belousov » 14 мар 2018, 12:56

margowaster писал(а) 13 мар 2018, 15:36:тоже пользуем уже 2 года страховку австрийского горного клуба :0)
и все таки непонятно: вы заплатили за пермит Верхнего долпо (по 500 баксов) или только за пермит Нижнего Долпо?
был ли у вас с собой спутниковый телефон для связи?


Мы передали агентству сумму, покрывающую пермит на Верхний Долпо, но по стечению обстоятельств он нам не потребовался и поэтому они нам сделали только Нижний Долпо. То есть там нужен или тот или другой.
Остаток денег нам вернули.

Спутниковый был конечно. Турая. Куда ж без него. 30 процентов территории не покрывается мобильной связью, и нет одного оператора который бы работал везде - чуть ли не в каждом районе есть свой оператор. у нас была симка Н-целл, но оно работало только вначале в Канченджанге, чуть чуть в Намчах и в Анапурне. И где то уже в конце была связь. Причем другие операторы часто работали, когда Н-Целл не работало.

Кстати, есть такой интересный термин FKT - Fastest Known Time - применимо к ГХТ оно составляет около 30 дней. Сейчас насколько я знаю, народ пытается побить рекорд и пробежать это то ли за 28 то ли за 23 дня. Правда суть в том что они оббегают все сложные и не совсем перевалы - к примеру из 5тысячных они захватывают чать в Нижнем Долпо, потом Торонг и Ларке - остальное бегут по низу... В целом это скорее Cultural Trail нежели GHT. Что же касаемо FKT для маршрута, который мы прошли - то у нас пока что лучшее время))
Аватара пользователя
belousov
новичок
 
Сообщения: 29
Регистрация: 09.11.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.
Возраст: 46
Страны: 14
Отчеты: 4
Пол: Мужской

Re: Советы по GHT

Сообщение: #4

Сообщение Sokotra » 14 мар 2018, 13:07

А какие сотовые сети ловились лучше нселла? Думаем какую симку лучше брать.
Sokotra
участник
 
Сообщения: 185
Регистрация: 11.01.2010
Город: Сочи
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 32 раз.
Возраст: 46
Страны: 16
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re: Советы по GHT

Сообщение: #5

Сообщение belousov » 14 мар 2018, 22:34

NTC вроде бы так называлась!
Аватара пользователя
belousov
новичок
 
Сообщения: 29
Регистрация: 09.11.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.
Возраст: 46
Страны: 14
Отчеты: 4
Пол: Мужской




Список форумовАЗИЯ форумТИБЕТ, НЕПАЛ, БУТАН форумОтзывы о Непале, Тибете, Бутане



Включить мобильный стиль