Маршрут получился такой: СПб – Турку – паром – Стокгольм – Эребру – Осло – паром – Копенгаген – остров Мён – Нюборг – Оденсе – Egeskov slot – Орхус – Фредериксхавн – паром – Гётеборг– Грэнна – Линчёпинг – Стокгольм – паром – Турку – Котка − СПб.
В пути пользовались навигатором TomTom Go 750, взятым мужем у своего коллеги. Карты в навигаторе были не самые последние, так что кое-где пришлось пользоваться пролетарским чутьем, потому что бумажные карты были благополучно забыты дома вместе с парковочными часами.
Чистый пробег машины составил 3025 км. В пути заправлялись 5 раз, выбирая заправки, где на автомате есть специальная кнопка Kassa, и платили наличными в кассах магазинов у заправок. Инструкции в каждом случае указаны на табло – некоторые заправки требуют предоплату, а другие нет. На заправках, как правило, разные виды бензина подаются из разных шлангов, но встретилась и такая, где шланг всего один, а вид бензина нужно самому выбрать кнопкой. Цены на бензин можно прикинуть на сайте http://www.aaireland.ie/aa/motoring-advice/petrol-prices.aspx .
Перед поездкой накупили всяких крон – шведских, норвежских и датских, плюс было две карты Visa, без которых никак не обойтись.
Путеводители Томаса Кука по Дании, Норвегии и Швеции вроде перечисляли основные достопримечательности и предлагали маршруты прогулок по городам, но нам не понравились. Хотя именно с купленного по случаю Томаса Кука по Дании и возникла идея всей поездки. Афиши по Стокгольму и Осло были скачаны из Интернета, вот там оказались очень любопытные вещи. Интересные факты нашлись в отчетах форумчан. Честно говоря, информации было так много, что даже вопросов для обсуждения не возникло. Тем не менее, хочется также рассказать о нашем автопробеге по Северным странам: и поездку вспомнить приятно, и наш опыт, возможно, кому-нибудь пригодится.
Итак, вечерний Viking из Турку прибыл на свой терминал в самый центр Стокгольма в пасхальное воскресенье в 6-30 утра. Всего 5 минут потребовалось, чтобы доехать до старинной части города, и можно наслаждаться Стокгольмом. Мы запарковались на соседнем с Гамла Станом островке Riddarholmen. Парковка здесь платная всегда, в том числе и ночью, в выходные и в праздники. Паркомат принимает монетки или карты. Нужно кидать монетки по одной, и на дисплее будет показываться время, до которого оплачена парковка. Мелочи у нас не было, и мы заплатили по карте, при этом нужно нажимать кнопки 1 SEK, 5 SEK, 10 SEK – смысл тот же, как при оплате монетами. У нас получилось за 3 часа с 7 до 10 утра 60 SEK. От парковки открывается потрясающий вид на ратушу.
В симпатичном Гамла Стане мы пробродили 3 часа, обращая внимание на упомянутые в Афише интересные места и местечки – не только королевский дворец, Storkyrkan (здесь готовились к проведению пасхальной службы – телевидение и все такое, короля, наверное, тоже ждали), любимца русских туристов железного мальчика Jarnpojken во дворе Финской церкви и самую узкую улочку Стокгольма, но и рунический камень XI века, и птицу феникс на фасадах домов, и сторожевую башенку Bartizan, в общем 3 часа прогуляли и даже не заметили.
а потом перебрались к музею корабля Васа (http://www.vasamuseet.se) и грустной истории создания боевого корабля, его гибели сразу после выхода в первый рейс и подъема через 333 года после того, как он затонул. 24 апреля музей праздновал свой пятидесятилетний юбилей, ожидалось посещение королем и королевой. Густава II Адольфа с супругой мы не встретили, да и других праздничных мероприятий в музее не заметили. Посетителей очень много, и хотя он просто огромный, постоянно находишься в толпе. Огромный корабль восхищает, и музей очень интересный. Детально показана работа реставраторов, которая ведется и сейчас. Много разных экспозиций, рассказывающих о работе верфей XVII века, показывающих историю судоходства на таких кораблях, как Васа, реконструирована одна из палуб корабля, представлены найденные личные вещи моряков, описан состав экипажа корабля. Реконструируются отдельные детали корабля, в цвете, в натуральную величину.
Даже учитывая вес каменного балласта, все равно непонятен расчет конструкторов – надстройка очень большая и сильно возвышается над ватерлинией. Как он должен был держаться на воде? Даже сейчас кажется, что он был просто обязан сразу перевернуться.
Недалеко от музея есть парковка (30 SEK за 1 час, оплата только картами).
Отметившись в Вазастане, на Dalagatan, 46, где жила Астрид Линдгрен (и Карлсон, видимо, тоже обитал где-то в этих краях) мы поехали в Норвегию.
Örebro
Примерно на полпути до границы с Норвегией (2,5 часа от Стокгольма) на шоссе E20 мы заехали в Эребру – один из семи крупнейших городов Швеции с населением 135 тысяч жителей. На въезде в город (Dalbygatan 4, 703 69 Örebro, Sverige) стоит водонапорная башня Svampen в форме гриба. Высота башни 58 метров, она вмещает 9 миллионов литров воды и поставляет питьевую воду для всего города. На лифте можно подняться на смотровую площадку, там же работает кафе с видом на город и окрестности. Мы успели на ланч типа "шведский стол" - разные салаты, рыбные и мясные закуски, несколько горячих блюд, кофе и т.д., все свежее и очень вкусное. Ланч был до 15 часов, 135 SEK, дальше работают по меню. Парковка у башни бесплатная.
Забегая вперед, скажу, что это была единственная встреченная нами в Швеции бесплатная парковка, и наш лексикон обогатился шведскими «alla dagar» («все дни») и «avgift» («платно»), в общем, ПЛАТНО в любое время дня и ночи»).
Вообще, Эребру оказался весьма симпатичным городком. История города начинается в XIII веке, правда с тех пор мало что сохранилось. Кроме башни Svampen здесь много интересного - замок ХIV века, старинный квартал Wadköping – традиционный музей под открытым небом с колоритными домиками в национальном стиле и лавочками со всякими вкусняшками и сувенирами, старинная железная дорога и множество маленьких музеев. Много парков. Да и просто симпатичная застройка XVIII-XIX веков.
Нам, к сожалению, долго задерживаться здесь было некогда, но не полюбоваться замком было просто невозможно. Замок ХIV века (Kansligatan, 701 35 Örebro) со всех сторон классически окружен водой. Этот оборонительный замок-крепость был построен в 1240 г. при Биргере Ярле, перестроен и расширен при Густаве Васе. В замке частенько жили короли. И, наконец, именно здесь состоялось заседание шведского парламента, где наполеоновский маршал Жан-Батист Бернадот был избран приемным сыном короля и наследником престола Швеции, получил имя Карл Юхан, и положил начало нынешней королевской династии.
Сейчас в замке работают государственные учреждения города, часть его занята исторической экспозицией. Можно попасть на экскурсию в башню. Но во время нашего посещения (праздник, Пасха) работала только табличка «Welcome» с указанием времени работы музейной экспозиции и медитировал мужичок под мостом.
Норвегия
До границы с Норвегией ехать около 3 часов, вокруг дороги скучные шведские пейзажи. На границе никто нами не заинтересовался, видимо, пограничники тоже люди, и отмечали Пасху. Мы проехали, не останавливаясь. Пейзаж сразу изменился. Вместо равнинной Швеции появились симпатичные горушки. Дорога стала уже (но не хуже). На одном из полей у дороги в девятом часу вечера копошился одинокий норвежский трактор.
Ближе к Осло наш навигатор потерял дорогу и показывал движение в чистом поле. Хорошо, что сворачивать никуда не нужно было – там в город одна дорога (E18).
Мы знали, что до Осло будут два пункта оплаты – за проезд по платной дороге и за въезд в Осло. Причем второй, судя по сайту http://www.autopass.no полностью автоматизирован, его нужно проезжать, не останавливаясь. Видеокамера считает номер, а потом норвежская служба дорожных сборов будет разбираться, как выслать счет в Россию.
С первой оплатой все было понятно. Дорога разделилась на несколько полос, заранее можно определиться – или едешь, не останавливаясь, если кто заранее озаботился покупкой autopass, или выбираешь полосу в соответствии с нужным способом оплаты – картой, монетами, есть и будка с кассиром, где мы и разменяли первую норвежскую купюру. Проезд стоит 25 NOK.
Дальше навигатор сориентировался и уверенно щелкал километры, перед въездом в город появились указатели на следующий пункт оплаты. По указанию навигатора перед тоннелем мы свернули направо и поверху поехали к отелю. В общем, так я ничего и не поняла по поводу платного въезда в город.
Мы пропустили первый тоннель на въезд в Осло, но мы не пропустили другие тоннели Осло.
До отеля оставалось ехать буквально 3 минуты, когда навигатор завел нас в тоннель, тут же потерял спутники, но «по памяти» некоторое время показывал наше предполагаемое движение. А дальше - караул! На экране навигатора видна одна труба тоннеля, а перед нами тоннель разветвляется. Скорость 70 км. Понятных указателей нет. Мы заметили таблички «Центр» и «DFDS» и выехали из тоннеля непонятно куда. Развернулись обратно. Навигатор ожил, и бодро показал направление к гостинице обратно в тоннель. После того, как мы проехали под всем городом несколько раз туда-обратно, муж, переругиваясь с навигатором, поехал в гущу улиц подальше от Осло-фьорда и коварного тоннеля, и мы почти случайно наткнулись на свой отель.
Мораль – полагаясь на навигатор, проверяйте актуальность карт. Или разбирайтесь в бумажных картах. Или остерегайтесь тоннелей (ведь можно проехать и сверху).
Отель Park Inn в самом центре Осло, добротный сетевой отель. На стойке регистрации умилила фотография Санкт-Петербурга (у нас тоже есть свой Park Inn). Мы приехали в Осло в 9 вечера, и, планируя маршрут, заранее выбирали парковку, потому что у отеля своей парковки нет. Присмотрели парочку платных на расстоянии 10-15 минут от отеля, но все оказалось намного проще. До 8 утра муниципальные парковки бесплатные, и мы поставили машину прямо напротив отеля на выделенное для парковки место. Здесь же на улице паркомат, где можно оплатить стоянку днем, но учитывая то, что следующий день был Пасхальный понедельник (праздник) стоянка весь день была бесплатной. Подробно о правилах парковки и карта муниципальных парковок в Осло - в справочнике http://img7.custompublish.com/getfile.php/722686.967.daddbqxubx/Parking-guide_ENG.pdf?return=www.visitoslo.com .
Номер уютный, WI-Fi быстрый, электрический чайник и все для вечернего чая имеется. В душе новенькая сантехника, все блестит. Красота!
На следующее утро с самого утра мы пошли гулять по Осло. Столица, надо сказать, не разочаровала, видно, что в нее вложены немалые деньги. Конечно, не Роттердам, но очень современный город, а сеть тоннелей – так вообще сказка.
Наверное, самая старая постройка в Осло - замок Акерсхус – всего в пяти минутах пешком от отеля. Построили его в начале XIV века по указанию короля Хокона V для защиты города, выбранного им новой столицей вместо Бергена. Похоже, что от того старинного замка ничего не осталось, хотя он и с честью справлялся со своей задачей, в разное время противостоял осадам и штурмам. После пожара в 1527 году, сгоревшие руины восстановили и расширили, а в середине XVII века вокруг замка возвели крепость. Позднее, в XIX веке, как и в большинстве подобных случаев, в крепости была организована королевская тюрьма.
Очевидно, была проведена обширная реставрация крепостных сооружений, все выглядит очень аккуратным и ухоженным. Сейчас гулять вдоль башен и равелинов не опасно и очень приятно. Особенно ранним солнечным утром, когда в крепости только мы и гвардейцы его величества короля. Старые пушки по-прежнему смотрят на Осло-фьорд, а ярко раскрашенные лафеты кажутся игрушечными.
За всем хозяйством в крепости присматривают гвардейцы. Мы наблюдали за утренним разводом караула. У гвардейцев очень потешная форма – на голове котелок с конским хвостом, который кажется очень тяжелым, непонятно, как они умудряются при таком головном уборе держать выправку. В карауле совсем молодые ребята, не думаю, что у них есть инструкция сохранять серьезность. Даже при разводе караула они хихикали.
Сейчас замок Акерсхус используется норвежским правительством для приемов в особо торжественных случаях, а в крепости Акерсхус есть несколько музеев (в пасхальный понедельник все было закрыто). Зато со стен крепости открывается красивый вид на Осло-фьорд.
А еще среди прочего со стен крепости хорошо виден знаменитый Холменколлен, самый новый лыжный трамплин в мире и один из первых дизайнерских трамплинов. Ехать туда из центра всего минут 20 сначала по кольцевой Ring Road 3, съехать у Smestad и следовать указателям на Holmenkollen. Впихнуть в наш маршрут поездку к трамплину, лыжный музей и что-то там еще рядом интересное есть, к сожалению, не получилось. Все-таки на осмотр Осло полдня крайне мало.
Центр города легко обойти без карты – он просторный и хорошо просматривается со стен крепости. Вот, например, огромное приземистое здание ратуши, которое, наверное, до сих пор вызывает противоречивые мнения. Не то чтобы оно было некрасивым, нет, просто уж очень оно комодистое по сравнению с низкими светлыми зданиями-соседями, с элегантными силуэтами яхт, скорее оно должно было бы принадлежать миру троллей, больших и неповоротливых. Внутри ратуши ежегодно в декабре счастливые участники награждения Нобелевской премией мира и круглогодично в часы работы ратуши простые любопытствующие могут увидеть фреску Мунка «Жизнь» и множество потрясающих воображение скульптур и гобеленов. Это я теоретически, из достоверных источников, ведь в пасхальный понедельник все порядочные учреждения закрыты, так что внутрь ратуши нам попасть не удалось. Как и в музей Мунка… Придется в Осло еще приехать.
Как ни крути, королевский дворец очень напоминает Смольный. Утром вокруг никого нет, только по парку бегают за здоровьем спортивные норвежские девушки.
Уважаемый составитель путеводителя Томаса Кука предлагал отвести полдня на прогулку по главной улице столицы – улице Карла Йохана. Мы прошли ее за полчаса, останавливаясь у каждого красивого дома. Улица действительно красивая, охотно верю, что при наличии свободного времени можно посвятить ей полдня, и даже больше, если учесть сколько на ней и на соседних улицах магазинов и магазинчиков, но на этот раз мы торопились в собор Осло.
На сайте собора http://www.oslodomkirke.no на английском информации немного, в разделе Программа вся информация на букмоле, а с букмолом даже всезнающий Google справляется с трудом. Изучив программу мероприятий на букмоле, я обнаружила подходящую дату и время, а также волшебные слова «Бах» и «оргАн». На самом деле анонсировалась месса с музыкой Баха, но я почему-то посчитала ее концертом, вот так получилось, что мы в конечном итоге приняли участие в мессе. Впрочем, на сайте собора есть такие слова: «Высота потолка велика, и идея проста: Вы все приглашаетесь» (авторский перевод Google с букмола). Поэтому мы и не чувствовали себя воришками впечатлений.
А впечатления совершенно потрясающие. На входе в собор всем раздавались тексты и ноты мессы. Вела мессу священник Элизабет Торсен, низким тихим голосом она читала слова евангелия. Пел хор, и музыку подхватывали присутствующие в соборе, кто тихо, кто в полный голос. Я даже не думала, что норвежский язык звучит так красиво. Не покидало стойкое ощущение, что я понимаю, о чем шла речь. Канонический Бах заполнял собой весь светлый строгий собор, искрился в витражных окнах. И была вся месса очень жизнеутверждающей.
По понятным причинам, ничего в соборе мы не фотографировали. Он не очень древний, и не такой богатый, как католические соборы. Построенный в XVII веке, собор реконструирован в середине прошлого века. Из древностей там сохранились алтарь и кафедра проповедника. Справа от главного входа у основания стены башни размещен старинный камень (датируется 1100 годом), найденный при раскопках в старом городе, предположительно это камень из церкви St. Hallvard, самой первой церкви города Осло.
Спустившись с небес, мы вернулись к суетливой туристической беготне. Посетив прямо у собора один из немногих увиденных нами в Осло сувенирных магазинов (на сувениры тоже оформляют чеки Global Blue), и заскочив в Sweater Shop недалеко от вокзала (как ни странно, он работал), мы поехали на Бюгдой. По поводу норвежских свитеров должна сказать, что ассортимент магазина представлен на сайте http://www.sweater.no, цены также даны на сайте. И хочу добавить, что, как позднее выяснилось, норвежские свитера выгоднее покупать в Дании.
На Бюгдое несколько интересных музеев, хотелось побывать во всех, но из-за крайне ограниченного времени выбрали самый маленький – музей кораблей викингов Vikingskipshuset (http://www.khm.uio.no/vikingskipshuset/index_eng.html, сайт очень информативный). Памятуя вчерашние приключения в тоннеле, муж ухитрился обмануть навигатор и проехать поверху. Районы в этой части Осло фешенебельные, очень красивые дома и особняки.
Рядом с музеем платная парковка (она всегда и для всех платная). Вдоль дороги припаркованы машины с местными номерами, вокруг ни запрещающих знаков, ни паркоматов, и никаких чеков в машинах не лежит, вот и мы встали рядом.
В музее две целые ладьи викингов (Осебергский и Гокстадский корабли) и фрагменты Тюнского корабля, все они сохранились в погребальных курганах, найденных на территории Дании. Также представлены различные предметы быта, посуда и т.д., найденные в этих же курганах, отдельные экспонаты особенно интересны тем, что непонятно их назначение (можно пофантазировать). Ладьи были построены для прибрежного судоходства, а потом послужили последним пристанищем знатных викингов. Содержимое курганов хорошо сохранилось под слоями торфа, хотя в средние века все ценное (золото, драгоценности, оружие и т.п.) было разграблено. Экспозиция рассказывает о технологии создания кораблей, показаны маршруты походов викингов, рассказывается о работе археологов. Пытаются разобраться, кого же именно похоронили в этих погребальных ладьях. Полной реконструкции лиц, как в музее Васа, не производилось, но кое-что об этих людях удалось узнать. Музей интересный.
В сувенирном магазинчике при музее среди прочего продаются украшения, скопированные с предметов эпохи викингов, найденных в курганах. Каталог украшений есть на сайте музея. Есть интересные модели, но размер изделий нужно заказывать заранее.
Дальше в нашей программе был знаменитый парк Вигеланна. Работа Густава Вигеланна, безусловно, вызывает уважением и восхищение – человек 40 лет, практически всю жизнь посвятил созданию парка скульптур, правда мысль, которую он пытался донести своим творением, я не очень поняла. В парке 670 гранитных и бронзовых скульптур. Очень всеми расхваливаемый, на нас парк произвел впечатление, сравнимое с посещением Пискаревского мемориального кладбища. Вигеланн, учившийся в Дании, совершенствующий мастерство в Париже, Берлине, Флоренции, долго путешествующий по Италии, казалось бы, должен был ваять что-то очень жизнеутверждающее. Но вот чего нет, того нет. Впечатление довольно гнетущее.
Замысел парка трактуется как «человеческий темперамент». Особенность в том, что все представленные работы – обнаженная натура. Действительно мастерски переданы подробности строения тел, мимика, движения. Все это так. Но работы Торвальдсена почему-то вызывают намного более светлые чувства.
Однако, наше мнение остается нашим мнением. И его не разделяли сотни жителей столицы, гуляющие по парку с детьми и с собаками, парами и в одиночестве, сидящие на парапетах, валяющиеся на травке, жующие, хохочущие – в общем, счастливые и довольные. И еще тут толпы туристов с фотоаппаратами наперевес – бегают от шедевра к шедевру или стоят в очереди, чтобы сфотографироваться со «Злюкой».
Вот и «Злюка»
«Мужчина, прогоняющий детей» - Вигеланн выразил таким образом отношение к собственным детям. С юмором был скульптор.
Вот, пожалуй, одна из самых позитивных скульптур
Напоследок покрутившись по городу, мы достаточно быстро нашли терминал DFDS и погрузились на паром Pearl Seaways, бывшая Жемчужина Скандинавии, бывший Водолей, и т.д., 1989 года постройки. В прошлом году на пароме горела автомобильная палуба, но обошлось без жертв, судно переименовали и оно снова работает на линии Осло-Копенгаген. Паром комфортабельный, народу немного, и здесь очень вкусный шведский стол и вечером, и утром.
Раз уж я упоминула еду, позволю себе цитату из «Афиши»:
«Козий сыр/Geitost Сыр бежевого или коричневого цвета со сладковатым привкусом. Внешне бывает похож на шоколадное масло. Норвежцы очень любят бутерброды с козьим сыром, помазанным сверху клубничным джемом. В первый раз это неожиданное сочетание кажется чрезмерным, но стоит распробовать — и вот вам, пожалуйста, еще одна гастрономическая привязанность на всю жизнь.» Вот. Подтверждаю – очень-очень-очень вкусно. И на пароме это вкуснющий продукт тоже есть, и им можно наесться напоследок, уже уехав из Норвегии.
Про аквавит распространяться не буду. Но нам он тоже понравился. :-)
До свидания, Осло!
Осло-фьорд
Дания ворвалась в наш день неожиданно и удивительно. Проснувшись за полтора часа до прибытия парома в Копенгаген, мы открыли занавески окна и прямо перед собой, буквально в двух шагах увидели настоящий замок с остроконечными башнями. Замок был ярко освещен утренним солнцем и выглядел подозрительно знакомым. Это казалось невероятным, но перед нами определенно был замок принца Гамлета, знакомый по фотографиям из путеводителя знаменитый Эльсинор (он же Кронборг).
Паром медленно-медленно прошел мимо замка и постепенно стал от него удаляться. Позже выяснилось, что замок был целенаправленно построен в самом узком месте пролива Эресунн между Данией и Швецией (всего 4 км), и помимо оборонительных целей занимался сбором пошлины с кораблей, проходящих по проливу.
Зачарованные увиденным, мы вспомнили про фотоаппарат только, когда замок оказался уже далеко.