Желание поехать в разгар лета на север Европы, то бишь в Скандинавию, возникала у меня давно. Особенно такие мысли одолевали летом на даче – когда в тени + 34 С., или более того – в транспортной душегубке по дороге на работу и с работы.
Но вот сотрудники поехали в командировку в Стокгольм, затем некоторые знакомые покатались автобусным туром по Дании-Нрвегии-Швеции, а дочь моей подруги так вообще вышла замуж за норвежца и поселилась в Ставангере, тем самым добавились рассказы ее мамы о прекрасной стране Норвегии.
Окончательное решение ехать на север было принято в связи с затруднительной ситуацией с получением справок с работы мужа для оформления шенгенской визы «строгих» в этом отношении стран Европы.
В итоге решили посмотреть Стокгольм (уж очень впечатлили открыточные фото этого города), проехать с некоторыми остановками страну, а затем 8 дней поколесить по Норвегии. Даты путешествия - с 06 по 20 августа. Визу получили в Шведском посольстве по предварительной записи через 7 дней после подачи документов.
Билеты были куплены у Люфтганзы по акции за 360 евро на двоих с удобной пересадкой в Мюнхене. Кстати, в аэропорту Мюнхена нам не удалось воспользоваться вай-фай – куча заморочек то с паролем, то какие – то глюки в сети. То ли дело в Борисполе – все работало предельно быстро и четко.
Карты брали разные (на всякий случай), но пользовались кредитной Сбербанка для аренды машины, оплаты кемпингов, а также дебетовыми картами двух украинских банков для разных платежей. Наличными взяли с собой 2 тыс норвежских крон и 5 тыс шведских крон, т.к. отель в Стокгольме просил, по отзывам с http://booking.com?aid=325219;, оплатить проживание именно наличными. Т.е., за 4 ночи мы сразу отдали 2500 шведских крон.
Для справки: 100 шведских крон - 10 евро
100 норвежских крон – 12 евро
Наш отель в Стокгольме - типа хостел, расположен довольно удобно - в 20 мин ходьбы от Ратуши, с кухней, интернетом, в 5-ти минутах пешком от метро синей ветки (1 остановка метро от вокзалов города).
День 1. Прилет в Арланду в 15 час. В туристическом центре аэропорта взяли некоторые карты города и страны. Там же купили единый билет в Стокгольм на автобус, который везет к электричке, направляющейся на вокзал Стокгольма – 150 крон на двоих. А потом за 72 кроны! проехали 1 остановку метро к отелю. После заселения пошли прогуляться в центр города – погода радовала!
День 2. С утра - отличная погода. Решили поехать в Упсалу – 60 км от Стокгольма, посмотреть старинный собор, где захоронены многие представители династии Васа – первых шведских королей. Да и сам городок очень славненький. В соборе послушали небольшой концерт органной музыки. Билеты туда-обратно покупались перед поездкой на автовокзале. В комфортабельном автобусе нас ехало всего около 10 чел. Кстати, в Швеции не действует опция, подобно в Германии, Бельгии и др. странах, когда билет туда-обратно стоит дешевле, чем покупка отдельных двух билетов.
Приехав с Упсалы, решили пройтись по магазинам, купить сувениры-подарки. Однако, находясь под впечатлением увиденного в первой шведской столице, а также окружавшей тебя со всех сторон своеобразной строгой и величественной архитектуры нынешней столицы, совсем чего-то не хотелось заходить в бесчисленные магазины с распродажами летних коллекций и что-то на себя напяливать, типа – «авось влезу».
А вот что-то привезти внуку – дело святое. Искали машинку Вольво. Прямо замучились. В итоге купили, но не ту модель, что искали, да и то, сделанную, естественно, в Китае (могли не тратить время и в Киеве тож самое купить…).
Кроме сувениров купили в туристическом инфоцентре вокзала (там, кстати, работает русскоязычная девушка) Стокгольмкарт на 2 дня, вернее на 48 часов, отсчет которых начинается после ее активации. Сейчас стоимость такой карты 650 крон и дает она возможность посетить около 80 музеев города и пригородов, 2 небольших круиза на катере вдоль островов столицы, а также бесплатного проезда на всех видах транспорта, включая проезд в аэропорт таким способом, как мы ехали в наш первый день. Активировать мы ее решили завтра после просмотра смены караула у королевского дворца. Опыт использования подобной карты мы имели в Париже – она себя окупила дважды.
День 3. После раннего завтрака идем пешочком вдоль залива по парковой алее с бегунами и велосипедистами в направлении Гамластана – острова с самыми древними домами – соборами. Кстати – в Швеции не так все дружно едут на велосипедах, как, например, в Голландии, как огромное количество столичных жителей занимается бегом. Бегут как вечером, после работы, уже с 17 часов, так и утром. Причем, одеты, невзирая на погоду, в соответствующем открытом спортивном одеянии, с различными приборами для контроля ритма, времени и проч. И это мы наблюдали не только в столице, но и в других маленьких и больших городках страны. Молодцы, шведы, занимаются спортом. Я тут же вспомнила фильм Георгия Данелия – «Осенний марафон». Только в фильме герой Басилашвили бегал «за компанию» с иностранцем (если не ошибаюсь, со шведом), а здесь все бегут себе в радость и во здоровье.
Итак, гуляя по узким улочкам Гамластана, дождались смены караула у королевского дворца. Вся процессия началась в 11-45 и длилась около 30 минут. Сама смена караула была какой-то комичной. Во-первых, караульные мальчики были разного роста и разной комплекции. Шагали не всегда в ногу!. Но особенно смешил парнишка, которому доверили нести и торжественно развевать, то бишь махать в разные стороны флагом страны. Рост у него был на вскидку не более 160 см. При этом древко флага почти касалось земли. Но он делал это так серьезно и гордо, что нам самим было неловко за смешки в рядах присутствующих тут зевак с разных стран. Ну а китайцы, само собой, все происходящее фильмовали с неописуемым восторгом.
Я, наверное, так строго сужу по здешней смене караула, поскольку мы, дети совка, привыкли к безукоризненному вышколю наших почетных караулов при проведении торжественных президентских мероприятий. Да и свежо еще в памяти восторг от процедуры смены караула в Афинах, и особенно от подбора тамошних ребят – все под 2 метра роста. Жаль, что для Греции это все в прошлом.
А вот что касается военного оркестра – это было действительно очень профессионально и торжественно. Не услышала ни одной фальшивой ноты (позволяю себе это утверждать, имея некое музыкальное образование), и это притом, что им приходилось играть, маршируя туда-сюда на королевскому плацу. Кроме военных маршей оркестр исполнил пару джазовых композиций.
Как только закончилась вся церемония, на небо наползла огромная черная туча, предвещая дождь. Решили быстренько, пока нет дождя, поехать трамвайчиком в этно-музей Сканс. Сошли с трамвая прямо возле недавно открывшегося музея АВВА. Этот музей не входил в перечень музеев карты Стокгольма, да и время тратить на осмотр личных вещей еще живых участников группы как-то не хотелось, поэтому банально пофоткались на выставленных перед входом в музей фигурах АВВА (вставив свое лицо в ихнее) да и потопали в Сканс.
Мне лично музей под открытым небом понравился, несмотря на многие закрытые дома-экспонаты. Полноценные впечатления получить не удалось, поскольку начал накрапывать дождь. Мужу явно было скучно осматривать внутренности жилых домиков прошлых столетий, оживился он только в домике, где можно было попробовать только-что испеченную лепешку по-шведски с солененьким топленым маслом – «голод не тетка». Сели на какую-то лавку 18 столетия с видом на такие же старинные постройки, привезенные местным меценатом со шведской глубинки, и перекусили припасенными бутербродами с чаем в термосе. Эх, романтика!!!
Территория музея большая, есть тут и юрты, и олени, и выдры, и старая кирха. Беда в том, что многие музеи рано закрываются, а посмотреть хочется побольше.
А дождь пустился во все тяжкие. Муж узнал от меня, что на этом же острове, совсем рядом, есть музей злощасного корабля Васа, до закрытия которого осталось 2 часа, ну мы и направились к нему. Только теперь уже на трамвайчике. Хорошо то как – хоть одну, хоть две остановки едешь – все оплачено!!! Браво карте!!!
Музей неожиданно, после многих критических замечаний форумчан, впечатлил. Ведь кораблик действительно почти полностью уцелел - деревянные скульптуры, лев на корме, узорная резьба – все сохранилось, 350 лет пролежав под водой. Ну а тупость кораблестроителей – это уже дело третье, это их печальный исторический факт.
День закончили катанием по синей ветке метро – самой необычной, я бы даже сказала – экзотичной. Впечатляет тамошняя безлюдность в часы пик (правда, по Киевским понятиям).
День 4. С самого утра направляемся в музеи королевского дворца. Наиболее интересной показалась королевская сокровищница в подвальном помещении. Кстати, в королевских палатах фоткать нельзя, эти фотки сделаны тайком
Стоит посетить также единственное сохранившееся в Швеции аббатство, находящееся на островке возле Гамластана. Там также хоронили с 15 века знаменитых горожан, королей и сейчас хоронят представителей королевской семьи. С водной террасы рядом с аббатством – чудесный вид на городскую ратушу.
К обеду выбрались с музеев на свет ясный – погода заметно улучшилась. На площади Гамластана перед самыми старыми домами столицы на каком-то интересном круглом инструменте, звук которого напоминает арфу, играла и пела нежным голоском симпатичная девушка. Посидели, послушали, отведали местного (то бишь итальянского) мороженного и поехали на метро в Глобен.