Двигаемся от врат Яффо Старого города. Кругом чистота и порядок. Недалеко от древней стены за дорогой раскинулся торговый центр с бутиками и кошерными ресторанчиками (молоко/мясо отдельно), неприметный впрочем со стороны мест туризма и паломничества трёх религий. Не то что наши московские стеклянные уродцы у метро, увешанные рекламой, всем своим видом кричащие и зазывающие аки придорожные девки. Проходим тихие уютные улочки.
Тут спокойно. Даже граффити на стенах в переулках миролюбивы и умиротворённы.
Стальные звери и чудовищно громадные (*для насекомых) Жуки содержатся в клетках.
В старых кварталах Иерусалима сохраняют не перестраивая исторические здания. Потому, все коммуникации, все провода и трубы выведены наружу, на стены. Но здесь ещё всё неплохо выглядит. А вот на тесных улочках Старого города, к слову, ситуация куда хуже – все коммуникации так же на стенах, но в жутком беспорядке и изрядно портят виды. Периодически попадаются пресловутые водопроводные краны. И достаточно аккуратно выглядящие счётчики к ним.
В Иерусалиме запрещено облицовывать здания чем-либо кроме иерусалимского камня. Известняк такой местный, приятного кремового цвета. В лучах заката он становится золотистым. “Под небом голубым есть город золотой” - это об Иерусалиме в лучах заката. Благодаря общему стилю, город выглядит очень органичным, гармонично вплетая в свою древность и старые дома и новостройки. Помянутый мной торговый центр в двух шагах от крепостной стены исторического Иерусалима с пятиэтажным подземным паркингом тому пример.
А вот достаточно редкое зрелище: перестройка (возможно – перенос) старого здания. Кирпичик к кирпичику, всё пронумеровано. Кто как, а я вспомнил кума Тыкву из “Чипполино”.
Мастер по отделке увековечил свою работу памятной табличкой с самопиаром.
Проходим мимо “итальянской больницы” с церковью и колокольней, построенной в начале 20 века архитектором Антонио Барлуцци. Это первый проект знаменитого и много работавшего впоследствии на Святой земле итальянца. Нетипичный для этого города проект, я б сказал.
При подходе к Меа Шеарим, город вокруг преображается. Совсем недалеко от него можно увидеть даже “колючку” на ограде. Тому есть причины.
На входе в квартал висит табличка: “Соблюдайте нормы приличия в поведении и одежде!” И ниже: “Вход сионистам – строго воспрещён!”. Я б написал ещё: “Опасно! Входите на свой страх и риск!”. Девушки со мной оделись прилично, но без фанатизма – всё ж, чтоб закутаться с головы до ножек, в городе таки жарко. Сопровождавшая нас израильтянка Лена рассказала, как однажды местный поборник посконности, проходя мимо, обругал её нецензурно и даже плюнул ей на плечо. Несмотря на то, что одеты девушки на мой взгляд были вполне прилично (а Лена даже вооружилась ребёнком), местные ортодоксы старались переходить на другую сторону улицы подальше от нас. А кто не успевал, просто закрывался от нас ладошкой или святой книгой. Всё-таки не вписывались мы в местную моду и нормы. Может, я ещё поспособствовал в своей джинсе и майке с Дартом Вейдером.
И вот мы внутри. Когда-то Меа Шеарим был вполне себе светским районом, где нерелигиозные люди мирно уживались со святошами. Но в середине прошлого века всё изменилось: ортодоксы начали активную борьбу с “бездуховностью”, вначале добившись запрета работать в шаббат, затем всё больше расширяя влияние своей идеологии и требуя всё большего соблюдения обычаев. Сюда не стоит ехать накануне религиозных праздников и в шаббат: народ изрядно на взводе и может дойти до рукоприкладства. Или устроят вам фирменный массаж камнями – надо?
Название района переводится как «сто крат» и представляет собой выражение из Библии (Быт. 26:12): «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.»(с) Вики.
Пешехода – кирпичом!
Духовность обитает в достаточно стеснённых и некомфортных, на мой взгляд, условиях. Я конечно в курсе, что ультраортодоксам предписано лишь Писание изучать и запрещено работать, но улицы-то в чистоте держать, ужель нельзя? Мусор, грязь и глухое средневековье. Тут даже дети, а детей здесь много, играют в мусорных кучах. “Польша, 19 век” – называют это место израильтяне.
Мне напомнило Солженицина:
«Во время продолжительной, двухвековой агонии Польши... еврейство обнищало, морально опустилось и, застыв в средневековом обличье, далеко отстало от Европы». Г. Грец пишет об этом так: «Ни в какое время не представляли евреи столь печального зрелища, как в период от конца Семнадцатого до середины Восемнадцатого веков, как будто это было задумано, чтоб их подъём из нижайших глубин выглядел как чудо. В трагическом течении столетий бывшие учителя Европы были унижены до детского состояния или, ещё хуже, старческого слабоумия» (с) “200 лет вместе, Т.1”.
Израильтяне местных жителей недолюбливают, и не только за их неопрятность и агрессивность в отношение гостей квартала. Ведь например, проживающие в Меа Шеарим члены общины Нетурей Карто, отвергают существование государства Израиль и яро ненавидят сионистов. Они могут в течение всей жизни не покидать границ райончика, а уж за пределы города выбираются лишь их лидеры, ездящие на свои религиозные конгрессы или в арабские страны убеждать антисемитов уничтожить безбожное государство. По их мнению, в Иудею еврейский народ должны были внести на руках, а не так как оно вышло – сами вошли, с огнём и мечом. Ортодоксы успешно вытесняют из района и окрестностей не соответствующих их идеологии и иноверцев. Общаются почти исключительно на идише, снисходя до отрицаемого ими современного иврита лишь когда нужно отчитать случайных прохожих не из местных и туристов. “Уходите, здесь вам не рады!”, “Вам сюда нельзя, прочь!” и т.д.
Большинство жителей квартала Меа-Шеарим – ультраортодоксы (митнагдим – евреи, придерживающиеся «литовской», «классической» ортодоксии и хасиды – последователи разных «учителей», основавших свои религиозные общины 2-3 столетия тому назад на Украине, в Белоруссии, Галиции…). О принадлежности жителей квартала к той или иной конфессиональной группе можно судить по их одежде: одни ходят в белых чулках, другие – в черных, одни носят черные халаты, другие – белые или полосатые… Немало могут рассказать о религиозных взглядах своих владельцев и их головные уборы. (с) Меа Шеарим, статья.
Магазинчики здесь не блещут разнообразием. Основные товары на продажу - религиозная литература и предметы культа. Техникой торгуют тут мало, всё подержанное, сплошь 10-20 летнее. Телевизор здесь запрещён как рассадник порока. Что в-общем, правильно.
Здесь много детей. В среднем по десятку на семью, и плодовитей ортодоксов лишь палестинцы. Но детей не встретишь на главной улице – всё больше по домам и в грязных внутренних двориках под присмотром зыркающих на вас исподлобья мамок. Дети тут чумазы и пейсаты, их лица нечасто посещают улыбки.
Угрюмые мамки, укутанные с ног до головы – частое зрелище. Не прячут под одеждой всё без остатка тело лишь случайные прохожие тётки. Девушки со мной были такими прохожими. Даже их весьма скромные наряды, ярко выделялись среди строгих чёрных с белом нарядов местных дамочек. И ещё непокрытая голова… Это отдельная тема, да.
Местные порядки запрещают замужней женщине показывать волосы кому-либо кроме мужа. Считается, что любая причёска очень эротична и заставляет местного мужика-святошу думать всякое и грешить. Потому, ортодоксальная иудейка носит платок или… парик. Здесь нашли лазейку в Писании. Не запрещено же носить чужие волосы? Как черепаха становится кошерным орехом, так и пышные чужие косы становятся целомудренной шапкой. Вот на этой листовке – проповедь. Что-то в духе “Все мы знаем, что волосы грешны. Богомерзкий парик – тоже волосы! Еврейская женщина, не греши и не доводи до греха. Прекрати носить парик!”. Надо попросить точного перевода у израильтян. Как метко успела отметить моя знакомая: "Теперь я знаю, кто автор выражения "побрей **зду!" И это не Шнур".
Такой полиграфией здесь оклеены все улицы. Строгой чёрной по белому, мрачной белой по чёрному, кричащей о непотребстве кислотно-зеленой. Но всё без единой картинки, это грешно. Картинку я видал лишь один раз, без слов – фотографии каких-то именитых деятелей из местных равов. Что это значило, проводили ли они выборы или ещё чего – не знаю. Листовки и объявления пышат нравоучениями и предупреждениями, а так же являются своего рода новостными СМИ первобытнообщинного уровня.
К сожалению(?) я не столкнулся с местной полицией нравов. Израильтяне рассказывают, что есть несколько групп мощных плечистых бородачей с пейсами до колен, патрулирующие в подобающие дни и часы местечковые улицы. Следящие, чтоб все вели себя прилично и богоугодно. А несогласных с такими порядками - по мордасам (хорошо если не камнями), да и выкинуть прочь из квартала! Вообще, мрачноватый такой райончик. Первоначальный интерес и удивление сменяются недоумением и желанием поскорее район покинуть. Погостили, а теперь прочь из этого заповедника. Израиль – он всё ж таки разный. И в последнюю очередь, такой.
По дороге из Меа Шеарим к Старому городу, это уже достаточно светские места:
Напоследок, несколько фоток из моего прошлого посещения Меа Шеaрим. На первой фотке - молодая парочка, как мы их звали, "комсомольцы". Так уж вышло, что они двигались в одном направлении с нами долгое время и мы смогли понаблюдать за их поведением. Парочка мило беседовала, толкая перед собой коляску. Останавливались перед каждой помойкой по пути. Рылись в ней, что-то находили, складывали находки в припасённый пакет. И шли дальше.
Помянутые мной редкие в Меа Шеарим картинки:
И моя спутница жизни, после счастливого спасения из гнезда духовности – на фоне золотого Старого города.
Вот и всё, что я хотел написать про Меа Шеарим.