На построение маршрута повлияли три обстоятельства: а) не любовь к «групповому» туризму, б) желание встречи со старинной знакомой, благодаря которой поездка из разряда «мечт» переросла в реальность, в) стремление объять необъятное и впихнуть невпихуемое.
Подготовка прошла с помощью форума, чтения путеводителей, художественной литературы, исторических источников и мемуаров, «изучения» иврита — естественно на уровне разговорника.
С учетом пожеланий принимающей стороны поездку назначила на период праздника Песах: прилет 24.03.13, до 30.03.13 проживала у подруги в городке Мигдаль-а-Эмек, затем переезд в Иерусалим (3 ночи) и Тель-Авив (2 ночи). На этот период пришлось 2 праздничных дня и шабат, что означало проблемы в передвижении.
Планировала посетить: Цфат, Акко, Хайфу, Рош-а-Никра, Кейссарию, Назарет, Галилею, Иерусалим, Вифлием, Мертвое море и Тель-Авив.
Сразу скажу — удалось почти все, за исключением посещения Рош-а-Никра и некоторых объектов в Иерусалиме. Поездкой в Рош-а-Никра пришлось пожертвовать ради спокойствия принимающей стороны — боялись за кране хрупкую жизнь туристки в условиях полного вымирания транспорта накануне первого дня празднования Песаха. Поменяла этот маршрут на прогулку по Мигдаль-а-Эмеку и близлежащему кибуцу. Сравнить не могу, но было очень интересно и познавательно. Экскурсионными турами воспользовалась дважды: по христианским местам Галилеи и на мертвое море. Поездка на Мертвое море была чисто «отдыхной». Учитывая, что она пришлась на шабат, думаю что посещение Масады и заповедника Эйн-Геди было бы невозможным. Во всяком случае такого тура на этот день я не нашла. С экскурсоводами в обеих поездках не повезло. В поездке по Галилее было мало не только информации, но и простой заинтересованности, эмоциональной окраски в изложении материала, не говоря уж просто об ошибках. Возможно, поездка на Мертвое море экскурсионного, в смысле познавательного, обслуживания просто и не предполагала, но этот недостаток был хотя бы сглажен массой рассказанных экскурсоводом анекдотов и рассказов с типичным местечковым акцентом и филосовско-искрометным еврейским юмором.
Немного основной бухгалтерии: билеты на самолет компания «Эль-Аль» 14574 руб., гостиница в Иерусалиме (3 ночи)-240$, гостиница в Тель-Авиве (2 ночи) -182$, путевки с выездом (заездом) в Мигдаль-а-Эмек по 175 шек.
Билеты на внутригородской транспорт по 6,6 шек., действительны на 1 пересадку в течении 1,5 часов с момента продажи. Исключение — Тель-Авив. Или мне не повезло и я пыталась пересесть с автобуса одной компании на автобус другой, или там это правило не действует, или я чего-то не поняла. Разбираться особо было некогда — последние два дня в Израиле, хотелось успеть все по максимуму.
Из междугородних передвижений: поезд Бен-Гурион — Хайфа (Леф-а-Мифрац) 45 шек, автобус Хайфа-Цфат — 37,5 шек, автобус Цфат-Акко — 30 шек, автобус Хайфа-Акко — 14 шек,
автобус Хайфа — Ор-Акива (Кейсария) — 18 шек, автобус Иерусалим-Тель-Авив — 18 шек.
Автобус Хайфа-Назарет — около 18 шек., точнее не скажу,т.к. выходила чуть раньше — в Мигдаль-а-Эмеке.. От Мигдаль-а -Эмека до Тель-Авива доехала за 37,5 шек.
С учетом постигших меня трижды всеобщих выходных, естественно, первый вывод — для умеющих водить авто и пользоваться навигатором — это жизненно необходимо в Израиле. Будем над этим работать...
Валюту меняла 3 раза в обменниках, в том числе в Бен-Гурионе, и 1 раз в Назарете на арабском рынке. Курс был везде одинаковый: за 100$ давали 350-360 шек. Разница не принципиальна.
Питание: естественно, что в первую неделю, проживая у подруги, я об еде просто не думала, если, что-то и покупала в поездках, то только из желания попробовать местной экзотики в виде фалавеля, свежевыжатых соков и мороженого. И если фалафель стоил от 10 до 20 шек, то соки «кусались» -25-30 шек., мороженое — 15-20 шек. В Иерусалиме я, как истинная раба желудка, постаралась посетить максимум топовых мест и нигде больше чем на 75 шек. поесть просто не смогла — порции действительно нереально большие.
Совместить туризм с посещением святых для православного человека мест с той степенью благоговения, с какой хотелось бы, естественно, не удалось. Хотя и хотелось... Естественно, очень хочется вернуться. И даже не однажды: досмотреть на Севере и в Центре, что не досмотрела, повторить Галилею и Мертвое море уже самостоятельно, обследовать Юг, и отдельно, именно как паломник — по православным святыням... Будем жить, надеяться, верить и воплощать!
Ну, а теперь, о самой поездке.
Компания «Эль-Аль»: пусть цена была не самой дешевой, пусть рейс был не самым удобным по времени, пусть пугали проверками, но для меня — панически боящейся как самого полета, так и террористов основой выбора была безопасность. Я была согласна на любой шмон себя любимой и рядом летящих, лишь бы … Самое страшное, что я везла туда — было зарядники для телефона, фотиков и электронной книжки, сало и сушеные грибы, а вот обратно — и грязь, и крема, и специи, и, о ужас, целых три шишки ливанского кедра. Кстати, как я подозреваю, именно они вызвали легкое недоумение на рентгене багажа.
Люди, не верьте басням, что единственной целью службы безопасности «Эль-Аль» является унижение пассажиров! При посадке «туда» - несколько вопросов, сразу на русском, без выяснения моих лингвистических познаний. Вопросы, как я поняла, стандартные: куда, зачем, кто собирал багаж, не везу ли передачек от незнакомцев. В отношении ручной клади — легкая проверка, как уехал чемодан — не помню, по приезду следов взлома и обыска не обнаружила. Даже если и досматривали — все было аккуратно. Заметила в зале ожидания, что в отгороженном уголке стоит несколько сумок. Туда пригласили человек 10-15. Обысков с пристрастием не увидела. Несколько вопросов, 3-4 сумки как мне показалось дополнительно проверили на каком-то аппарате. У нескольких человек помазочком провели по обуви. Ни одного инцидента.
Процедура на обратном пути была, по-моему, еще проще.
Думаю, хам — не профессия и не национальность, с российским хамством мы сталкиваемся не реже, возможно, есть хамы и в «Эль-Аль», но мне повезло.
А как же мои познания в иврите? Пригодились, пригодились! Не считая первых слов в самолете, как то «шалом» и «тода», первый практикум состоялся на на паспортном контроле. Естественно, я, как и любой человек после бессонной ночи и перелета, слегка волновалась, впереди была неизвестность. Поэтому на вопрос по-английски на каком языке я говорю, пограничник услышал, что «ани мэдаберет англит ве русит». Улыбнулся. А уж когда на вопрос, о том где буду жить прозвучало, что «ва шавуа ришона ани гарет бе хаверим ве Мигдаль-а-Эмек, ва щавуа шния ани гарет бе мелон бе Ерушалайм ве Тель-Авив», я услышала добрый смех, слова приветствия и пожелание хорошей поездки. Это доброе приветствие сопровождало меня обе недели пребывания на Святой земле...
Кстати, для планирующих в дальнейшем посещение арабских государств — штамп в паспорте мне не ставили безо всякой на то моей просьбы, хотя я таких посещений пока и не планирую.
На выходе из аэропорта меня встретила менора и восходящее солнце. Шолом, Исраэль!
Мне предстояло добираться самостоятельно до Хайфы и далее до Мигдаль-а-Эмек. Поезда и автобусы уже ходили в этот ранний час, все прошло прекрасно и, бросив чемодан в квартире подруги, которая в этот день была на работе и категорически протестовала по телефону, в 12 часов я уже снова была в Хайфе.