Есть ли другая такая страна на Земле, где концентрация достопримечательностей на метр квадратный столь же велика, как в Израиле? Где столь разнообразна природа? Где так тесно переплелось культурное наследие весомой части человечества? Вращая глобус Google Earth, я еще и еще раз убеждался – таких стран не много и в Израиле побывать стоит! Нужно решаться! Прикладные моменты организации поездки так же к этому подталкивали: отсутствие визы для граждан Украины, хорошая сеть общественного транспорта внутри страны ( автомобиль я не вожу), относительно недорогой перелет в Тель Авив из моего родного города Харькова бюджетной турецкой авиакомпанией Pegasus.
Только приступив к проработке маршрута путешествия, я выяснил, что проживание в Израиле стоит не дешево. Посему продолжительность поездки сразу же планировалась незначительной: 7..10 дней или около того. Я не считаю себя верующим христианином, ко всем религиям отношусь с равной долей интереса – прежде всего как к культурному явлению. Поэтому фанатичной тяги к святым местам у меня нет, и кроме церквей и мечетей я обязательно хотел увидеть современные города, природу, моря – благо в Израиле их целых четыре (если считать озеро Кинерет морем).
Моей верной попутчицей, моей неделимой половинкой и моим естественным спутником Земли в этом путешествии по Израилю была моя жена Наташа, впервые испившая чашу вольных путешествий на такие расстояния. Вместе мы согласовали следующий маршрут:
1) Переезд Тель Авив – Хайфа. Три ночи проживания здесь. Знакомство с самой Хайфой. Поездка в Назарет. (1 день)
2) Акко и Нагария (1 день)
3) Тверия, Табха, Капернаум (1 день)
4) Переезд в Иерусалим и далее в Вифлеем (Бетлехем). Остановка здесь на 4 ночи. (1 день)
5) Собственно Иерусалим (2 дня)
6) Поездка на Мертвое Море (1 день)
7) Возвращение в Тель Авив. Осмотр Яффо. (1 день)
Как видите, все места донельзя туристические и уже сотни раз описаны как в серьезных изданиях путеводителей так и в отчетах этого форума. Чтобы привлечь внимание форумчан к моему скромному труду я постараюсь свести к минимуму описание самих достопримечательностей, а сосредоточится на бытовых и прикладных моментах перемещений и жизни в Израиле, а также описать свои личные впечатления от страны и ее жителей.
В названии отчета слово «прогулка» указывает на наше предпочтение перемещаться пешком где только возможно, и только по крайней необходимости на общественном транспорте. Наверное, кто-то назовет это пустой тратой времени, но мне нравится гулять по незнакомой стране! Мне кажется, так я ее лучше узнаЮ, нежели из окна автобуса или такси. Саму же страну я назвал восточной в память разбившихся иллюзий моей супруги, которая до поездки представляла Землю Обетованную ухоженной и аккуратной сродни Версальского сада, местом «где течет молоко и мед». К экзотике восточных базаров, улиц, домов из песчанника нужно привыкнуть. Не в обиду местным жителям, но наш Харьков выглядит опрятнее.
Билеты на международный перелет были забронированы за три месяца до вылета. Перевозчик – турецкая компания Pegasus, выполняющая транзитный рейс Харьков-Тель Авив через Стамбул. Стоимость одного билета туда-обратно составила 282$. За два месяца до вылета были забронированы отели, вернее гостевые дома: в Хайфе на три ночи отель Eden (189$) и в Вифлееме Saint Elias Guest House на четыре ночи + завтраки(160$). Как видите, стоимость проживания на Палестинской территории существенно ниже самых дешевых израильских предложений. При этом условия проживания в Вифлееме оказались лучше (об этом более подробно расскажу далее). Так что мы ни разу не пожалели о том, что расположились в Вифлееме а не в самом Иерусалиме, который был основной целью на данном этапе поездки.
До выезда было беспокойство относительно отношения израильских пограничников к бронированию отеля на палестинской территории. Специально для паспортного контроля сделал бронь отеля в Иерусалиме на те же даты (с возможностью бесплатной отмены). Заставил побеспокоиться и такой нюанс: у моей жены загранпаспорт был все еще на девичью фамилию. Хотя все бронирования были сделаны согласно паспорта, но я допускал возможность лишних вопросов, как на украинской, так и на израильской стороне. К счастью, все предварительные волнения оказались напрасными.
Также я оформил медицинскую страховку для выезжающих за рубеж: самую простую и дешевую (около 10$ на двоих) исключительно, на случай если спросят на пограничном контроле. Как в дальнейшем оказалось - она нам не потребовалась. Итак, хватит вступления! Перехожу к рассказу о путешествии.
5-6 мая
Денек выдался солнечным и не по майски теплым. Можно было отказаться от лишних одежек, тем более едем ведь в жаркий Израиль! Вылет из Харькова точно по расписанию в 16-00. Пересадка в Стамбуле на второй рейс после 4-х часов ожидания. И вот около полуночи мы в аэропорту Бен Гурион. Напрасно я ожидал, что в это время тут будет пусто. К стойкам паспортного контроля выстроилась очередь: слева из владельцев израильских паспортов и справа из иностранных граждан. На некоторых правосторонних стойках гордо красовалась надпись по-русски - «паспортный контроль». В принципе я мог бы объяснить цель своего визита и на английском, но моя попутчица с иностранными языками «не дружит», поэтому выбрали именно «русскую» стойку. Ожидание (более часа!) погранконтроля оказалось страшнее самого контроля. Начитавшись страшилок на форуме я был готов к полному допросу о маршруте поездке, о родственниках до третьего колена, о моей профессии, о вещах в багаже и о ранее посещенных странах (самая «подозрительная» из них - Египет). На самом деле оказалось достаточным назвать цель поездки – туризм – и показать обратный билет. Ни страховку, ни брони отелей не попросили. Подходили к стойке вместе с женой – на нее вообще внимания не обратили, будь-то ее и нет! Девушку даже расстроило такое невнимание. Но, стоя в очереди, мы были свидетелями, как чем-то не приглянувшихся кандидатов на посещение страны уводили в «застенки» аэропорта, очевидно для более детального допроса. В моем паспорте никаких отметок не сделали, хотя я об этом и не просил специально. Получил вот такой вкладыш (позднее я его все таки вклеил в паспорт – на память) и добро пожаловать в Израиль!
Добираться до Хайфы из аэропорта можно различными способами. Я выбрал поезд. Во-первых, потому что знал: станция находится где-то под самим зданием терминала, можно сказать в двух шагах; во-вторых поезда ходят и поздней ночью, а на часах было начало второго и, в-третьих, дешевле только автобусом и то не намного. Поплутали чуток по зданию терминала. Поменял 30$ на шекели в обменке аэропорта. Прокатались на лифте, в надежде, что он привезет на подземную ЖД станцию. Нужно было выйти из здания терминала через стеклянные двери и далее по указателю спустится на станцию.
Вход на станцию через турникет. Нужно купить билет. Рядом возле турникета есть автоматы продажи билетов. Наверное, есть и кассы, на других станциях я их видел, здесь же не искал, да в такое время они могли и не работать. Покупать билет не сложно, английский интерфейс в автомате присутствует. Всю процедуру уже описывали на форуме не раз. От себя добавлю, автомат принял к оплате карту Visa украинского УкрСибБанка. Стоимость двух билетов до Хайфы составила 79 шекелей. Мы были удивлены, что одноразовые билеты печатаются на качественной плотной бумаге типа картона. После поездки их выбрасывают. Никакой экономии! Впрочем «расточительство» наверняка включено в стоимость проезда. Над платформами висят электронные табло. Вот такого плана (фото уже из Хайфы).
Информация на табло на английском и на иврите. Указывается время прибытия поезда и конечная станция его следования. Нам нужен был поезд, идущий в Нагарию. Несколько минут ожидания и вот уже поезд мчит нас сквозь израильскую ночь вдоль побережья средиземного моря на север страны. Впечатления от железнодорожного сообщения в Израиле крайне положительные. Составы современные, вагоны просторные и чистые, с кондиционерами, удобными сидениями. Учитывая небольшие (по нашим меркам) расстояния следования поездов, мы с Наташей тут же окрестили израильские поезда «электричками». Вот только такой толкучки, как в наших украинских электричках, я в Израиле не наблюдал ни разу. Частота следования поездов достаточная, чтобы не создавать перегрузки вагонов. Касаемо транспорта мое титульное замечание о «азиатскости» страны не имеет силы.
Табло в вагонах также сообщает о конечной станции следования и о следующей остановке. Снова английский и иврит. В дополнение к этому следующая остановка объявляется по громкоговорителю. В Хайфу на центральную станцию Мерказит Ха-Шимона прибыли еще затемно. Только шагнув из вагона на платформу, почувствовал теплый морской воздух! На первой платформе бесплатный чистый туалет, кофе-автоматы, скамейки – все что нужно, чтоб привести себя в порядок и взбодрится уставшим путешественникам.
Светать начало около 5-30. Солнце всходит так быстро! Очень непривычно для жителей наших широт. Пора покидать станцию, для этого нужен купленный ранее билет, так что сохраняйте его во время поездки. В GPS-навигатор я своевременно залил карты Израиля и отметил на них основные путевые точки. Попросил провести нас к нашему отелю Eden: понятное дело, что разместить нас в такую рань не смогут, но я хотел просто оставить рюкзак и потом налегке гулять по Хайфе. Расстояние до отеля 2,5 км. Отлично! Начали утро с прогулки.
Дорога все время шла вверх от моря. Приближаясь к отелю, проходили мимо всевозможных магазинов, которые только начинали открываться. На перекус приобрел большой бублик с кунжутом (2,5 шекеля) – только испеченный и невероятно вкусный! Вообще в Израиле ну очень много небольших пекарень, всевозможная выпечка продается буквально на каждом шагу! Причем на витринах она выложена в таких количествах, что поневоле удивляешься: неужели это все съедают? И, если нет, то куда девают черствый хлеб?
Отель представляет собой жилой подъезд. Поднявшись по лестнице на второй этаж, обнаружил закрытую металлическую дверь (запираются на ночь) со звонком. Двери открыл сонный менеджер и проводил нас в первую от двери комнатку, выполняющую функции ресепшен. Я пояснил, что хотел бы оставить вещи. Говорить пришлось на английском, хотя, как потом выяснилось, среди персонала есть и русскоговорящие.
Освободившись от рюкзака, я почувствовал себя бодрее, однако усталость бессонной ночи давала знать о себе. Но время терять нельзя! Пошли к Бахайским садам. Навигатором можно было не пользоваться: купол храма Бахайских садов мы заприметили еще когда шли к отелю. Неспешная прогулка в несколько минут с осмотром окрестных улиц и вот мы у ограды садов.
Вход еще закрыт, слишком рано. За то красота садов не разбавлена туристами. Сделав несколько фото через решетку ограды, решил вернуться сюда на обратном пути. Невдалеке от входа в сады круто вверх забирает улица Стелла Марис, ведущая к одноименной церкви и великолепной обзорной площадке с видом на нижнюю Хайфу.
Направились по ней. По левую сторону обрывистый склон, напоминающий пейзажи южного берега Крыма. По правую руку жилые кварталы. Дома построены на склонах, так что вход в подъезды похож на мост к воротам цитадели.
Неспешно прошли более 3 км, осматривая окрестности. Как оказалось рядом с церковью расположена армейская база, куда я по ошибке стал стучаться. Вежливо объяснили –сюда нельзя. Церковь осмотрели, а также небольшую капеллу на склоне. И, конечно же, сидя на скамеечке, полюбовались видом Хайфы.
Где-то здесь должна была располагаться пещера пророка Ильи. Но ее найти я так и не смог. Спустились обратно к Бахайским садам. Вход уже был открыт, но на самую верхнюю террасу можно попасть только с экскурсией, которая хотя и бесплатная, но проводится строго по расписанию. До начала экскурсии (в 11-30) нам пришлось бы ждать около 2 часов. Решил не терять времени и, сделав еще несколько фото, озадачился вопросом проезда в Назарет.
Центральная автостанция Хайфы находится далеко от центра города. При всем желании добраться туда пешком затруднительно. Поэтому мы воспользовались услугами городского транспорта. Билет на автобус стоит 6,30 шекелей и дает право кататься на автобусах до указанного на билете времени (около 2 часов с момента приобретения). От отеля Эден на центральную автостанцию идут автобусы №115 и 114. А уже с нее в Назарет следует автобус №332. Как выяснилось в дальнейшем, этот же маршрут автобуса отправляется и с остановки около ЖД станции, которая гораздо ближе – можно было бы ехать без пересадок.
Дорога в Назарет занимает около часа. Билет стоит 15 или 17 шекелей, точно уже не помню. Полуденный зной добавил усталости нашим и без того уставшим телам. Не верьте метеоцентру! Температура в Хайфе по данным интернета была около 25 градусов. Но солнце пекло так, что по ощущениям казалось, что жара стоит далеко за 30. Наверное, поэтому должных впечатлений от посещения Назарета мы не получили. Хотя церковь Благовещения, безусловно, достойна внимания. Добраться не сложно, от остановки автобуса несколько минут пешком – не заблудитесь! Именно здесь я впервые проникся чувством, которое не покидало меня в дальнейшем у всех святых мест – вернее его отсутствием. Не было какой-то торжественности или скорби, если хотите. Все впечатления заглушало ощущение азиатского базара, восточного колорита улиц. Иногда просто дежа вю – как будто я снова в прошлогоднем путешествии по Индии.
Вернулись в отель часов в 17. Проспали весь вечер. Посмотрели новости по телеку (есть русскоязычный канал) и проспали всю ночь.
Продолжение следует! Надеюсь интересно?