На работе очередной завал, дома ремонт, времени на отчет почти нет. Но я обязательно допишу его, только уйдет на это чуть больше времени, чем я думал.
Спойлер для людей с антиклерикальными взглядами: в этой части будет некоторое количество религиозного дурмана, рассказ пойдет с точки зрения верующего, как я ее (точку зрения) ощущаю.
Понятно, что нынешний Старый город к Иерусалиму начала эры имеет весьма опосредованное отношение, что все на 20 раз перестраивалось. Но все равно, даже если самые важные в мировой истории события (с точки зрения христианина, конечно) происходили не именно в тех местах, куда указывает церковная традиция, все равно они происходили где-то рядом. Совсем рядом. Может на сто метров левее или правее, но где-то здесь.
И еще, обращаться к Богу можно откуда угодно, но есть места, где настроить себя на молитву чуть проще. Святые места.
Когда оказываешься в таком месте, как Иерусалим, один из главных вопросов – с чего начать. Решили, пойдем в Храм Гроба Господня, но сначала попытаемся пройти по Крестному пути. Все, что я прочел о Виа Долороса, говорило, что найти все станции будет сложно. Некоторое представление о старых городах мы уже имели, так что на карту тоже особо не рассчитывали. Но попробовать надо было.
От ворот Ирода улочка изгибается налево, потом направо. На третьем повороте идем направо (налево будут Львиные ворота). Вот впереди видна арка Ecce Homo,
значит первая и вторая станция где-то здесь. Находим часовню Бичевания.
Там уже какая-то группа паломников из Африки, католики. Поют гимны, молятся. Решили отпустить их вперед, чтобы не мешаться.
Идем дальше, сразу у арки конвент сестер Сиона, место темницы Иисуса, вход платный. Пока не пошли туда, а потом так и не собрались. Рядом греческая православная церковь, тоже с темницей, но уже в православной традиции. Там еще закрыто, опять оставляем на потом и опять потом не случилось.
Доходим до перекрестка, поворачиваем налево. Третья
и четвертая станции – место падения Иисуса и церковь Богоматери скорбящей, там опять встречаемся с темнокожими католиками. Опять приостанавливаемся, но пятая станция совсем рядом, они переходят туда. Решаем, что надо не отделяться, а идти с ними. К этой же группе пристроилась еще корейская пара, а потом еще и пара явных англосаксов.
Нужный настрой мы уже поймали, но рядом с этими африканцами он еще усилился. По-настоящему верующие люди, несли крест, некоторые плакали. Предложили и нам понести немного крест. Идти вместе с этими людьми было удивительно хорошо. Да и не нашли бы мы наверно все станции, если бы не встретили их, так что спасибо вам, наши африканские братья и сестры, за встречу на Святой земле.
Меня опять понесло на излишние детали, исправляюсь :-)
Пятая станция – Симон Киринеянин берет Его крест, Иисус касается рукой камня и в камне остается след Его руки.
Здесь Виа Долороса поворачивает направо. Идем вперед. Шестая станция, где Вероника отерла платком Его лицо. Еще вперед, седьмая станция, место очередного падения. Продолжаем двигаться прямо, восьмая станция, место обращения к дщерям иерусалимским.
Здесь мы развернулись и спустились обратно, до перекрестка, где повернули направо. Проходим еще чуть вперед
и в месте, которое я совершенно не отследил, какой-то разрыв между лавками, поворачиваем направо и поднимаемся по лестнице.
Несмотря на все религиозные переживания, не смог не сфотографировать кошку Старого города. В отличие от тель-авивских, кошка худая и грязная.
Девятая станция, место очередного падения Христа, Он видит Голгофу, а нам уже виден Храм Гроба Господня.
Здесь начинаются церкви коптские и эфиопские, дорогу описать не смогу – повороты, спуски, какие-то дворики,
прошли через 2 церкви
и как-то незаметно, через небольшой проход вышли во двор. Даже не сразу поняли, что храм – вот он, перед нами.
Наши африканские друзья в храм пока не заходят – слушают гида и священника. А мы подходим к колонне, из которой в свое время вышел Благодатный огонь.
Не могу говорить, про свои ощущения, но они были. Сильные. Очень.
Сразу после входа в храм – Камень Миропомазания, освящать на нем нам было нечего – не мобильные же, в самом деле, а кресты и так освящены. Гид группы (они, как мы выяснили, были из Зимбабве) позвал сначала в Кувуклию. Она налево от входа.
Народу немного, стояли всего минут 20. За нами пристроилась русская группа, но не паломники, а явные туристы. Громогласные рассказы гида настрой несколько сбивали, ну, паломники (мы себя в тот момент ощущали паломниками) должны ведь хоть какие-то трудности переносить.
После Кувуклии меня затрясло еще сильнее, чем после прикосновения к колонне, пришлось даже посидеть и перевести дух немного.
Понял, что не могу описывать храм подробно, расскажу только, куда попали мы и как туда попасть. Подъем на Голгофу сразу справа от входа, место обретения Креста Еленой равноапостольной тоже справа, но не сразу, а чуть дальше от входа и потом вниз. Там же остатки элементов храма средневекового и византийского времени.
И стена с кучей крестиков на ней – место, где неграмотные рыцари оставляли следы своего присутствия здесь. Наверное о храме все. Скажу еще, что храм оставил о себе самые яркие впечатления из всей нашей поездки. Не красотами, а именно тем, что мы в храме пережили.
После храма мы пошли искать Стену плача, решив посетить главные святыни в один день. От группы из Зимбабве мы уже отделились и искали Стену самостоятельно. Все же ориентироваться в Старом городе очень трудно. Вроде вижу, что надо от храма идти прямо по улице Давида. Но как нам было понять, не спросив, что вот этот рыночный ряд – и есть искомая улица? По карте надо идти прямо, но улица упирается в тупик. Повернули естественно не туда, но это опять же вышло к лучшему. Сделав круг, опять выходим на площадь рядом с Храмом Гроба Господня и натыкаемся на Александровское подворье – русский православный храм. Вход туда бесплатный для православных. Там находится порог Судных Врат. И еще проход через старую стену – то самое игольное ушко, через которое проще пройти верблюду, чем богатому попасть в Царствие Небесное. Скорее всего, это все реставрированное, специально не изучал этот вопрос.
Снова пытаемся найти стену плача (по-английски называется Western Wall). Снова идем по улице Давида, опять тот же тупик, но в этот раз, уточнив дорогу, обходим тупик справа и оказываемся уже на том, что похоже на настоящую улицу, а не рынок. До Стены идти недалеко, есть указатель. На входе контроль безопасности. Здесь фото с камеры жены, вроде фоток мужской части стены достаточно, а женской я особо не видел.
Впрочем, особой разницы нет.
Таких переживаний, как в храме тоже нет – да, святыня, но так не цепляет. К Стене нельзя мужчинам подходить с непокрытой головой, стоит емкость с пластиковыми кипами. Некоторые забывают кипу положить на место и уходят в ней. Рядом со стеной в мужской части молельный зал, стоят книги, верующие подходят, берут книги, читают по ним молитвы, потом возвращают.
У Стены времени провели немного, да и нечего там наверно долго делать, если вы не пришли помолиться по иудейскому обряду.
Рядом выход из Старого города – Мусорные ворота. Здесь же археологический парк, место наверно интересное, но мы его оставили на потом, которое так и не случилось.
Впрочем, парк мы частично осмотрели сверху, когда шли уже вне стен Старого города к Масличной горе.
Масличная гора видна от Мусорных ворот очень хорошо, шли к ней вдоль стен Старого города, мимо мусульманского кладбища с запечатанными Золотыми воротами, по правой стороне – Кедронская долина со столпом Авессалома, гробницей Захарии, туда можно спуститься, но мы проходим по верху.
Подходим к Церкви Всех Наций, вижу указатель на информационный центр, идем туда. Здесь впервые к нам привязался араб-таксист, зазывал поехать с ним в Иерихон, Вифлеем или еще куда-нибудь. В инфоцентре нам говорят, что Гефсиманский сад не работает, там перерыв с 12 до 14, а время полпервого. Мы на ногах с 8 утра, возвращаемся в отель, до него минут 25, чтобы передохнуть и перекусить.
К половине третьего подходим снова к Масличной горе уже знакомой дорогой, в этот раз шли через Львиные ворота. Пытаемся по указателям найти Гефсиманский сад, из головы у меня совершенно выпало, что он рядом с Церковью Всех Наций.
Немного поднялись по левой дороге, зашли в какой-то парк, но это явно не то. Спускаемся опять к подножию и наконец-то находим искомый сад, мимо которого мы прошли, не обратив внимания на таблички.
Вроде бы некоторым деревьям в этом саду действительно около двух тысяч лет. Сад совсем небольшой и дорожка ведет по его периметру в Базилику Агонии Господней, она же Церковь всех наций. Здесь Иисус молился «Да минует меня чаша сия» в ночь перед арестом. Церковь католическая, камень Моления перед алтарной частью,
в церкви всегда полумрак, как напоминание о том, что события эти происходили ночью.
Наверху на горе нас ждало еще много всего интересного. Идем наверх уже по правой дороге. Проходим мимо православного монастыря Марии Магдалины. Монастырь открыт для посещения по вторникам и четвергам с 10 до 12 вроде, сейчас туда не попасть.
Проходим мимо самого дорогого кладбища в мире – старого еврейского кладбища.
Хотя только денег недостаточно, чтобы быть там похороненным, надо быть верующим евреем, а места там действительно самые дорогие в мире.
Доходим до храма Dominus Flevit. Там нам опять попадаются чернокожие паломники, на этот раз из Нигерии. С ними мы немножко пообщались, сфотографировались на память,
тоже очень приятные люди, звали нас в гости. Выше по горе были еще обзорная площадка и место Вознесения, но мы туда уже не пошли, очень хотелось еще успеть до закрытия (а закрывается в Старом городе практически все часов в пять вечера) успеть попасть и Гефсиманский грот и в усыпальницу Богородицы. Поэтому сделали несколько снимков панорамы Старого города и пошли вниз. На этот раз в компании то ли паломников, то ли просто туристов из Венесуэлы.
ЦерковьУспения Богородицы
и Гефсиманский грот
находятся через дорогу от Гефсиманского сада. Церковь православная, а грот уже не помню, чей. Здесь уже почти сплошь русские паломники. Грот – место, где Иуда предал Христа поцелуем, с церковью Успения и так все понятно. Оба сооружения – пещеры фактически, на входе в грот специальная табличка с просьбой соблюдать тишину. В грот кстати, при нас практически никто не заходил. Очень хотели еще успеть в православную церковь рождества Богородицы, она находится уже в Старом городе, в паре кварталов от Львиных ворот. Вроде бы она должна быть открытой до 17 часов, но когда мы подошли туда в 16-45, все было уже закрыто.
Вифезида находится совсем рядом, но мы на ногах уже семь часов, пусть и с перерывом. Сил на осмотр чего-либо уже нет.
Этот день был самым пиковым во всей нашей поездке. По эмоциональной, информационной насыщенности. Самый яркий день, к его концу мне уже казалось, что в Тель-Авиве мы были по меньшей мере полгода назад, так много всего мы увидели и почувствовали в Иерусалиме в среду 13 ноября 2013 года.