Старый город Иерусалима интересен в любое время суток, но я считаю, что нужно хотя бы один раз увидеть его ночью и ранним утром. В Старом Городе жизнь существует в любое время суток - я разумею еврейский квартал, хотя, некоторые, говорят, бродили и по мусульманскому, но мне там после заката не по душе. А в еврейском квартале даже в два часа ночи на улицах довольно народу, чтобы чувствовать себя уверено, город же имеет совершенно другой вид, чем в разгар дня.
Целью этой поездки был осмотр ранним утром Масличной Горы, что напротив стен Иерусалима. С этой целью (чтобы в горку не ходить и чтобы дешево платить) была выбрана гостиница Jerusalem Panorama в квартале Рас-эль-Амуд.
Кто видел мечеть по ту сторону Кедронского ущелья, на уровне Гефсиманского Храма - так это вот там. Гостиница в арабском владении, половина персонала на иврите не говорит то ли потому что в школе не учили , то ли из идеологических побуждений (подозреваю второе), но этим ее особенности и ограничиваются. Зато панорама оттуда открывается воистину стоящая.
Это, граждане, вид, открывающийся прямо с кровати в номере
У гостиницы, однако, есть один недостаток: к ней не ходят израильские автобусы (рядом с ней есть остановка, но она относится к арабскому автобусному сообщению - маршрутки в неведомых арабских направлениях и по неизвестному расписанию), поэтому до нее нужно добираться либо на машине, либо на такси, либо пешком. Я добиралась на машине, прокатившись волей Аллаха через весь арабский квартал на Масличной горе, который изначально планировала объехать-упаси-боже-ночью-туда-соваться ), дважды заблудившись и выбравшись лишь с помошью местного населения. Нормальный путь, конечно, был много проще.
Приехала я в 9 вечера и около полуночи направилась в Старый Город. Я хотела посетить Стену Плача, зная из предыдущего опыта, что это не позднее время для этого места
По дороге: Храм в Гефсимании
Раскопки у внешней городской стены:
Оттуда я видела как на бастион около мечети Аль Акса вышел [s]стражник[/s] некто и светил фонарем со стены по развалинам, проверяя не прячутся ли там какие-то [s]оборотни[/s] диверсанты. Был первый час ночи.
В Стене Плача, над молящимися, сидели традиционные голуби:
Эту же комбинацию я видела еще месяц назад, когда была здесь вечером.
А вот Площадь с тех пор расширили: этих боковых стен я не помню - раньше там было заграждение:
Люди кладут и в эти стены записки с просьбами Богу, хотя, по-моему, это остатки стен арабских домов, примыкавших к Стене и снесенных в 1967-м.
От Стены я пошла вверх, в еврейский квартал, куда глаза глядят.
Иерусалимское уличное кошко. Особая порода.
(нелишне упомянуть, что гуляла я не с пустыми руками, а с заранее взятым пакетиком кошачьего корма, что всем и рекомендую: сие богоугодно и душеполезно)
Городская стена времен Первого Храма. На стене дома изображено, до куда она доходила.
Синагога Хурба ("Развалина"). Не так давно на ее месте были развалины синаноги, разрушенной во время боев за Город в 1948м (следует отметить, что тогда ее разрушили во второй раз, в первый же раз это сделали турки за неуплату долгов). В 2010-м году она была восстановлена.
А это ее прежний вид:
(из Википедии)
Когда ее восстанавливали, обнаружили схрон с оружием под местом, где стоял арон кодеш (священный шкаф со свитками Торы). Его запрятали люди Эцеля в 1942-м, готовясь к возможному вторжению немцев. Вышло так, что к моменту боев за город во время Войны за Независимость, в осажденном квартале не осталось никого, кто знал бы об этом тайном складе, и потому о нем забыли до наших дней.
Кот. Кто догадается, на что он смотрит?
Гуляющие на ступенях, ведущих к Стене. Пол-второго ночи.
Эти молодые религиозные что-то праздновали (может, Хануку, а может какое-то личное событие), и гремели на всю Площадь (акустика там дай боже). Плясали и играли на музыкальных инструментах в лучших городских традициях.
Мне, однако, уже хотелось спать, так что я поехала в гостиницу. В этот раз я дорогу уже знала, так что добралась за несколько минут. На следующий день я собиралась встать на рассвете и осматривать Масличную гору.
* * *
На следующее утро я встала с первыми лучами солнца (шесть утра) и отправилась по окрестностям.
Восход над Кладбищем:
(надпись на плите: Эзра Шимон Коэн)
Восход окрасил стены и здания Города в розовые тона. Очень красиво. Вид с порога гостиницы:
Возле гостиницы (на фотографии не гостиница, а какое-то другое здание):
Кладбище расположено по всей масличной горе. Иерихонская дорога разрезает его напополам. Я повернула за мечеть, откуда открывался вид на восток.
Долина, спускающаяся к Иерихону и Мертвому морю.
На воротах Кладбищ, что ниже Иерихонской дороги висит табличка: если дверь закрыта - звоните Абеду. Интересно, кто такой этот Абед. Имя арабское.
Западная сторона. Кладбище у подножия масличной горы. Возможно, арабской деревни Шилоах:
На Иерихонской дороге все еще никого не было, не считая мимопроезжающих машин. Когда я там оказалась снова к 11 утра там творилось настоящее столпотворение туристов и их автобусов.
Сестра моя, невеста.
Мечеть Эль Акса. У подножия стен - ступени, некогда ведшие ко Второму Храму.
Между светом и тенью.
Кедронская долина.
(на заднем плане в нижней части фотографии - гробница Авшалома)
Отсюда видно, что возле Кедрона расположено на самом деле два кладбища, долина их разделяет. На Масличной горе - еврейское, под стеной Старого Города - арабское.
Вот как они тут восстанут, по обоим сторонам долины, так, возможно, место Армагедона и переместится
Врата Милосердия. Заделаны нафиг, чтоб даже не совалось.
Википедия сообшает, что сооружение ворот старше стены и относится к 7-му веку, а под ними обнаружены основания врат, относящихся еше ко временам Второго Храма. Сейчас в здании ворот (вход со стороны Храмовой горы) расположена мусульманская школа и дом молитвы. Ворота были заложены еще в 16-м веке в рамках строительства городских стен, проводимых султаном Сулейманом.
В эти ворота, как известно, въедет Мессия. Что послужит недурным доказательством его истинной сущности, поскольку ему придется не только их открыть, но и как-то решить проблему с кладбищем, по которому ему, как еврею коэну, нельзя проехать (другие, впрочем, говорят, что это все глупости, ибо Машиах - не коэн, а из колена Иегуды, а через нееврейское кладбище можно ездить, если покойников не трогать).
Вообще я в это утро планировала полазить по Масличной горе в районе церквей. Но после такого количества еврейских и мусульманских ценностей я поняла, что не гоже мешать все в одну кучу, и эту часть я не потяну. Хочу приехать для этого отдельно. В планах: осмотр церквей Масличной горы, Храма Гроба (я там уже была, но это здание с исторической и культурной точки зрения меня очень интересует: все мечтаю найти ученую книжку, где будет подробно разъяснятся, какая колонна и стена когда построена) и всего прочего, что попадется в ходе исследований.