Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

впечатления от побывавших в Израиле. Израиль отзывы. Отдых на море в Израиле. Путешествие по Израилю

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #1

Сообщение ПУ2 » 18 апр 2015, 11:59

В Израиле мы уже были, но давно, лет пять-шесть назад, во времена, когда я о Форуме ничего не знал, рассказиков про путешествия не сочинял, а безыдейно убивал время в пакетных турах, фотографируя родственников на фоне обязательных достопримечательностей китайской мыльницей. Изъездив тогда всю небольшую страну вдоль и поперек в экскурсионных автобусах от Акко до Эйлата и от Яффо до Масады, я считал личный план по Израилю выполненным и никаким образом больше сюда с туристическими целями не собирался: Мир большой, а жизнь короткая.

Однако, весной нынешнего, пятнадцатого непростого года, племянница наша, Маша, уже несколько лет как проживающая на ПМЖ в Иерусалиме, внесла принципиальную корректировку в планы путешествий.
Маша решилась замуж со свадьбой по месту жительства, то есть там, в Иерусалиме.
Жена была категорична: однозначно, надо ехать!
Родная кровь, одна девочка в далекой стране и все такое. Ну, кто бы возражал.

Но просто так сгонять туда - обратно за три моря на свадебку в условиях нездоровья рубля - как то это не рачительно. Правильнее за раз провернуть сразу два дела: Торжество совместить с Путешествием.
А у настоящего Путешествия должен обязательно быть свой собственный внутренний смысл, пружина интереса.

Повспоминал я предыдущие посещения Святой Земли, геологическую карту Ближнего Востока повертел, почитал Ветхий Завет и отзывы на соответствующей ветке Форума и интерес обозначился.
А пускай-ка этим интересом будут чудеса Мертвого моря и ближайших пустынных его окрестностей. Соляные диапиры, эрозионные кратеры, карстовые воронки, пещеры и каньоны, неземные пейзажи пустынные. Все это, конечно, не только как занимательные природные аттракции, но и как места бурления нешуточных ветхозаветных страстей , ну например, времен Лота, его жены и дочерей, испепеления Содома и Гоморры. Библейская же земля…

Домашних я в подробности плана не особенно посвящал.
Едем, говорил я, в приличный отель не ниже четверочки на полу-пансион на знаменитый израильский курорт Эйн-Бокек. Еврейская Ривьера. Море уже теплое, ну, никак не меньше +22, в крайнем случае +21.
В общем, убедил, хотя они первоначально нацеливались опять на Эйлат. А что такое Эйлат на Красном море? Тот же Египет, только со звездами Давида, тем более, что уже были.

Таки поехали.

Эйн-Бокек.

С десяток отелей, полторы улицы, два магазина, три ресторана. Макдоналдс как главный культурный центр.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Рядом на флагштоках флаги Израиля и США. Американский – драный, в клочья. Случайно ли? У местных сейчас с ними тоже не очень, обидки, если верить нашему телевизору.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Кстати о телевизоре. В отеле нашем было широкое разнообразие русскоязычных каналов на любой вкус – от РТР с пронзительно вездесущими Соловьевым-Киселевым до Дождя с неожиданной уже Ксюшей Собчак.

А вот Клубов и Дансингов - никаких, шопинг нулевой, молодежь вся больше как я – ближе к шестидесяти.

В меру провинциально, но почти все и почти везде говорят по-русски. И восхитительное израильское красное сухое по акции: сто шекелей за три бутылки, то есть по мартовскому курсу что-то около пятисот рублей за одну. Для кошерного чуда с Голанских высот это вообще даром.
Конечно, бывают Ривьеры и пореспектабельней. Но пустыня же вокруг, а тут цветы цветут...

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

То, что кажется горной грядой вдоль береговой линии за отелями, – на самом деле скалистые борта Иорданской тектонической впадины. За изломом обрывов вертикаль сменяется плавно- холмистой поверхностью Иудейской пустыни, полого поднимающейся на запад и превращающейся постепенно в отроги Иудейских гор.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Зимой в горах бывают дожди. Временные, но бурные водные потоки режут в пустынных склонах каменистые долины, иногда весьма глубокие, прямо-таки ущелья. По-арабски они называются «вади», а на иврите - «нахаль». Нахаль – это скорее то, что течет, объяснили друзья, местным языком владеющие. Поток бурный, стремнина. Кстати, добровольческая пехотная бригада Армии Обороны Израиля, сформированная во время Первой ливанской войны, тоже называется Нахаль. Считается - очень боеспособное соединение. Пехотинцы носят светло-зеленые береты и красные ботинки, а на гербе у них – серп и меч. Меч в бою наверное лучше, чем молот, а красные ботинки это вообще супер.

Прямо за нашим отелем «Oasis Dead Sea» в скалистый борт врезается глубокое ущелье Вади Бокек. Занятно в нем прогуляться в неожиданной тени, под ногами ручеек узенький журчит меж известняковых скалистых стен.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

В начале я подумывал по каньону подняться до самого верху, до пустынной равнины и полюбоваться оттуда вниз с обрывов на все вокруг. Так здесь все энергичные неравнодушные путешественники поступают.
Но потом лениво передумал и отправился, как солидный человек, неспешно прогуливаться по безупречной прямой линии шоссе № 90 на юг - до соседнего поселения Неве-Зоар, где развилка на Арад, до горы Содом рукой подать и вообще красиво. Монстры-бабочки у дороги запомнились и дорожный знак «А Вам туда вообще надо?».

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

В глубине души я надеялся обнаружить по дороге хотя бы какую-нибудь захудалую карстовую воронку, «sinkhole». Но не повезло. Карстовых пещер в скалистых отрогах в достатке, а воронок – ни одной.
Карст, если кто не помнит – это когда вода грунтовая растворяет податливые горные породы, известняки, например, еще лучше – каменную соль. В результате образуются в земле пустоты-полости, разные причудливые формы рельефа.
В местных карстовых пещерах кто только пристанище не находил. И Лот с дочками, и царь Давид с тестем, и сектанты ессеи со своими свитками, даже Иисус на Сорокадневной горе, диаволом искушаемый.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Если пещеры в местных скалах - явление привычное, то карстовые воронки – тема здесь новая, модная. Это такие весьма глубокие круглые дыры в земной тверди, ими побережье изрядно изъедено – даже люди в них проваливаются. Четверть века назад их и в помине не было, сейчас – больше трех тысяч. Море отступает, а грунтовые воды в обнажающихся соленосных толщах вдоль береговой линии карстовые полости вымывают. Грунт, что сверху, в эти полости проваливается – дыры и образуются.

Я сам эти дыры с шоссе видел, когда из аэропорта ехал, из окна автомобиля. Остановиться, подобраться поближе, пофотографировать - времени как бы не было. «Потом» - решил. Не получилось «потом», теперь жалею.
Но несколько фотографий я из Интернета умыкнул: уж больно впечатляющий природный феномен. В общем, какой-то такой агрессивный феномен природы, опасный. «Мертвое море умирает» и «Дыры съедят море» - пишут тревожные местные журналисты.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Однако хорошо, что рядом с Эйн-Бокеком таких дыр в земле пока не обнаружилось, как-то без дыр спокойнее...
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской
бюджетный отдых в Израиле

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #2

Сообщение ПУ2 » 18 апр 2015, 12:48

Море соли.

Курортная полоса, Ривьера, тесно прижавшаяся к отвесным скалам, замечательно мирно отражается в идеально спокойном море.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

В Мертвом море. В очень соленом мертвом море.

Плотность воды - где-то под полтора грамма на сантиметр кубический, ну или чуть поменьше. Вязкость при двадцати градусах Цельсия – не меньше пяти сантистоксов, как у дизельного топлива класса «ЕВРО».

Входишь в этот густой рассол, а он липкий и щиплет нещадно, если что где вдруг на теле потерто.
Но потом привыкаешь.
Ну и выталкивающая сила необыкновенная. Пытаешься перемещаться в этой жидкости, - осознаешь себя поплавком со смещенным центром тяжести. Тут главное не делать резких движений руками-ногами, не поднимать брызг. Не дай Б-г, рассол в глаза кому попадет или, еще хуже – самому себе.

Словом, интересные ощущения. Стоит испытать хотя бы раз в жизни.

Женщины в этом рассоле очень красиво плавают. Как бы даже не в нем, а на нем. Или даже над ним.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Восходы здесь красивые. Романтичные. Многоцветные. Когда такие восходы – сердце благодатью наполняется. Умиротворение и покой, прямо таки, растворены в воздухе и в организм входят. Наверное, это из-за солей брома, которые в местных водах в избытке. А кто в советской армии служил, или, хотя бы на сборах бывал, знает, зачем бром в компот служивым добавляли.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Вдоль моря организован замечательный променад. Отдыхающие, кто в силе еще и энергичные, вдоль берега трусцой бегают по утреннему холодку, кто поспокойнее будет - просто пешком гуляют.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Прямо от берега в море уходят рукотворные дамбы. Есть старые, полуразрушенные, есть новые, вот только что насыпанные.
В качестве строительного материала – соль с морского дна. Дамбы делят море на сектора, соляные пруды, в которых вода соленая лучше прогревается и соли разных ценных металлов добровольно в осадок выпадают. Их потом на заводах специально обученные люди отдельно отжимают в особо ценный концентрат.

По дамбам можно гулять в сторону Иорданской границы, она в двух шагах напротив, ровно посередине моря. Вроде бы еще территория Израиля, а телефон пищит обеими симками: «Мегафон поздравляет Вас с прибытием в Иорданию», а через три секунды поздравляет с возвращением в Израиль. И так до полутора десятков эсэмэсок подряд. При этом ни одного пограничника или сотрудника хоть какого таможенного органа.

Идешь по чисто белой соли, как по снегу. Она и на дне, под неглубокой насквозь прозрачной водой - соляные косы и отмели, повсюду - мелкой россыпью и различимыми кубическими монокристаллами галита.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

А в прямой видимости возвышается над рассолами Мертвого моря глыба горы Содом.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Гора Содом, соляной купол. Длинная ось - в десять километров с севера на юг, при ширине в три. Высота всего-то двести с небольшим метров над поверхностью рассолов Мертвого моря. Не так уж и высоко, но чистая ведь соленая соль, с макушки чуть лишь прикрытая терригенными отложениями.

И ведь не просто себе соляной диапир, каких много прет из недр земных наружу под действием банальной выталкивающей силы, но этот - сцена таких былых страстей и трагедий, что просто – ух!
Все же Ветхий Завет читали, или Тору.

В общем, надо внимательно знаменитую гору смотреть, в упор. Ну, и окрестности конечно, особенно те, что на юго-запад, в сторону пустыни Негев, где знаменитые эрозионные кратеры - махтешим. Очень интересно посмотреть.
Для этой цели я изначально задумал однодневный тур «4х4» по местным бездорожьям. Чтобы времени не терять даром – с гидом, опытным знатоком местной топографии.
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #3

Сообщение ПУ2 » 18 апр 2015, 16:20

Гора Содом.

Нашего гида звали Шолом, Шломо.
У нас это имя часто произносят как Соломон. На иврите значит - «мир», в смысле «не война». Все знают библейского Соломона – третьего еврейского царя эпохи максимального расцвета, миротворца и строителя Первого Храма. Был весьма позитивным руководителем, не равнодушным, в том числе и к дамам – семьсот жен, триста наложниц, в том числе царица Савская. Прожил, правда, всего шестьдесят два года.
Для царя шестьдесят два - это очень мало.

Наш Соломон был бодр, вид имел грозный, отчасти походил на Карабаса Барабаса, был исключительно любезен и виртуозно водил Ленд Крузер по пересеченной местности. Русским не владел, мучил нас по-английски.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Маршрут начинался у северной оконечности Содомской горы, и проходил по каньону, прижавшемуся к ее западному борту, и поднимающемуся со стороны пустыни на юг.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Вот на этой карте можно местную топографию посмотреть:

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Над узенькой дорожкой, местами только и пригодной для формата «off-road», обрывистые склоны горы Содом изъедены эрозией и выщелачиванием, как бы присыпаны местами чисто белой солью. Конечно, это не сам соляной диапир, он глубже, уходит на несколько километров в земные недра. Это «кепрок» - его верхушка, своеобразная предохраняющая шляпа купола, сформировавшаяся в зоне выветривания и воздействия поверхностных вод.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Здесь полно карстовых пещер, знаменитых тем, что в них некогда нашли пристанище Лот с дочками, когда Г-дь уже спалил Содом и Гоморру, а супруга лотова в соляной столб превратилась.

В одну из пещер я залез, но не далеко. Действительно, под землей заковыристый лабиринт, темно, холодно, таинственно и фотографии не получились.

«А может это быть той самой пещерой Лота?» - спросили мы нашего Соломона.

«Легко!», сказал Соломон. «У нас тут все пещеры – пещеры Лота».

Арабы, однако, уверены, что настоящая пещера Лота - с той, иорданской, стороны Мертвого моря.
Но мне кажется, что евреям, все-таки как-то виднее.

Марк Шагал знаменитую сцену «Дочери Лота» определенно видел где-то именно здесь, у горы Содом.
Правда, на его картине происходящее больше походит на пьянку в стогу где-то в Малороссии.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Зато у голландского маньериста Иоахима Эйтвала все по серьезному, детали старательно прописаны: Лот пьяный уже, а женщины, дочери его, уже на все решились.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Женщины, они такие, умеют угадать веление времени, выбрать момент и понимают энергетику места.

Мои тоже.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Поедем-ка отсюда от греха подальше. Хоть на вершину, что ли.



Поднялись на вершину. Пейзаж, да…

Смотришь на восток и вниз – Мертвое море, дальше уступом встает высокий иорданский борт тектонической впадины.
На север и на юг уходит бесконечность Великого трансформного разлома – самой впечатляющей морщины на континентальном теле Земли. Протянулась на тысячи километров из Азии в Африку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Панорама – дух захватывает.
Особенно у геолога, даже если и бывшего.
Впрочем, это же, вроде бы, наш президент кода то говорил: «бывших разведчиков не бывает».
Наверное, бывших геологоразведчиков тоже не бывает. Это я о себе.

Смотришь – и сходит на тебя в этом святом месте чисто геологическое откровение о движении тектонических плит. Реально ощущаешь, как они, плиты эти, – Африканская, Аравийская и совсем маленькая Синайская, друг относительно друга терлись и смещались. От этого взаимного их движения плоть Земли глубоким рубцом взрезал Синайско-Африканский рифт, одновременно открывалась и росла его составная часть - щель Мертвого моря, глубокий сдвигово-раздвиговый бассейн, грабен.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

С геологической точки зрения это недавно началось, в олигоцене, а с общечеловеческой - уже после Потопа.

И на фоне этой почти нереальной выразительности – Маша, наша невеста.
Действительно, пора бы ей уже и появиться в рассказике.
Ведь мы тут не в геологической экспедиции, а путешествуем берегом соленого моря через каменистые пустыни не просто так, а к ней на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Но пока Маша лишь невеста, миква и хупа еще впереди, то есть, есть еще возможность поучаствовать в замечательной джип-экскурсии. Тем более, что она ее и организовывала.


На запад от горы Содом – плато Амиаз, пограничье двух пустынь. Иудейская заканчивается, Негев - начинается.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Спускаемся уже с горы. В пустыню!
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #4

Сообщение светуленыш » 19 апр 2015, 12:48

А свадьбу покажите?
светуленыш
полноправный участник
 
Сообщения: 380
Регистрация: 12.02.2014
Город: Владивосток
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 41 раз.
Возраст: 48

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #5

Сообщение ПУ2 » 19 апр 2015, 20:54

светуленыш писал(а) 19 апр 2015, 12:48:А свадьбу покажите?


Обязательно.

Все будет.

Раввины будут.
И хупа.
И ктуба.
И даже, типа свадебный генерал, но это из другой традиции.
Все буде супер.
Но пока надо потерпеть, попутешествовать по пустыням.
Торопиться не будем.
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #6

Сообщение ПУ2 » 19 апр 2015, 21:12

Нахаль Працим.

Спустившись с соляного диапира вниз, в пустыню - попадешь на нереально ровную поверхность – плато Мишор Амиаз.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Идеальная пустынная равнина как-то неожиданно рассекается глубокой извилистой расщелиной.
Изначально расщелина воспринимается какой-то возмутительно неприемлемой, нагло чужой этому абсолютно плоскому горизонтальному миру.

Заглянув же вниз за обрыв плоскости, понимаешь – надо туда, вглубь. Там непременно есть нечто, что необходимо увидеть.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Расщелина имеет имя собственное: Нахаль Працим, переводится как-то типа «ущелье ураганов».

Начинается ущелье неглубоким оврагом, но стремительно превращается в замысловатый каньон с высокими отвесными стенками, неожиданными отворотами.
Чем дальше - тем глубже. И шире. И интереснее. Общая протяженность – несколько километров.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

В устье Нахаль Працим напоминает широченную улицу заброшенного города с причудливыми зданиями-башнями и резными изваяниями сфинксов на крышах.
Не иначе - это пустынный мираж того самого города Содома, изничтоженного судом Создателя.

Кажется, что за любым скалистым отворотом запросто можно столкнуться с затаившимися призраками развратных жителей, так и норовящих «познать» незванного путника. Начитаешься Ветхого Завета и мерещится всякое…

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Конечно, нет здесь никаких руин греховного Содома и призраков доисторических педиков.

Лишь мы, туристы российские, и толщи светлых желтовато-серых осадочных пород свиты Лисан – терригенных и карбонатных отложений древнего Мертвого моря.
Породы нежно рыхлые, почти несцементированные.
Так и хочется написать что-нибудь патриотическое на память.
«Зенит – чемпион», например. Или что-нибудь политическое, популярное.
Но воздержался.

Уж больно красиво все вокруг, и вообще, и чисто геологически : тонкая слоистость карбонатно-глинистых пород прерывается полосами с замысловатой волнистой текстурой, когда слои скручены в причудливый рисунок крутых валов, гребней и брекчий.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.


Дальше идет скучный фрагмент геологических измышлений. Я его выделил жирным курсивом, чтобы было сразу видно где не читать, если кому вдруг про геологию не интересно.

Я литологией никогда не занимался и не сразу сообразил, как осадочные породы здесь так заколбасило, что образовался такой своеобразный текстурный рисунок?
Поразмыслив, однако, осознал – это следы землетрясений в морском бассейне. Ну, представим себе: тишина-покой, идет осадконакопление. Жарким летом отлагается светлый слой, карбонатный (преимущественно, арагонит, иногда с солью и гипсом), дождливой зимой – темный, глинистый (мергель). И так, за годом год, лето сменяется зимой и образуется скучная тонкая слоистость.
В общем, застой.
Нижние слои, постарше, слеживаются, слипаются и консолидируются.
Верхние же – совсем еще свеженькие, пластичные и податливые, как студентки-первокурсницы.
А тут удар стихии, землетрясение, цунами. Неистовая сила деформирует то, что не сопротивляется и само готово деформироваться, то есть верхние полужидкие слои. Нижние конечно тоже ходят ходуном, но как единое целое, со дном вместе, то есть без видимых последствий.
Рано или поздно все успокаивается и устаканивается. Заколбашенные стихией пласты перекрываются тонкой слоистостью следующего застойного периода.
Ну, а потом – опять тектоническая встряска.


Словом, в осадочной геологии тоже все не просто, прямо как у нас, у людей.
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #7

Сообщение ПУ2 » 21 апр 2015, 22:58

Малый кратер.

Едем дальше. В планах – Махтеш Катан. Малый кратер. Безусловное местное природное чудо, главная цель нашего джип-тура.
Дорога от каньона Працим к кратеру проходит мимо знаменитых Заводов Мертвого моря.
На подъезде к заводам есть специальная смотровая площадка, с которой можно издали поглазеть на это чудо израильской химической индустрии. Нельзя не остановиться.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Площадка оборудована специальной аудио-установкой с двумя кнопками «English» и, очевидно, «Иврит». Наш гид нажал «English», головой кивнул: слушайте, это обязательная программа.
Я слушал. Как-никак передо мной - один из флагманов местной экономики. Надо уважать.
Честно пытался вникнуть: соляные бассейны, экстракция, эвапорация, хлорид магния, карбонат калия, переработка, отгрузка на экспорт, успешная охрана окружающей среды…
Круто.
Мои спутницы заскучали, им про поташ и соли магния и по-русски - смертная тоска.
Но поблизости к счастью оказался занятный монумент в стиле ТехноАрт, отвлек внимание женщин.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Двадцать пять метров смонтированных воедино ржавых рельсин взметнулись в небо напряженной вертикалью.
Экспрессивно.
Автор - местный скульптор, житель пустыни, Эзра Орион.
Композиция называется – «The condition of man».
Перевод - «Состояние мужчины», напрашивается автоматом, со всеми вытекающими аллюзиями на сей счет.

Мне же лично представляется, что название - цитата из тринадцатой главы трактата Томаса Гоббса «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», где говорится о войне всех против всех и о том, что пока государство не надает гражданам по голове – война не прекратится. Помните: «The condition of man... is a condition of war of everyone against everyone…»? Ну, во всяком случае, фильм то все смотрели или о нем на Форуме дискутировали.
Что подразумевал сам автор, философию, политику или эротику, мне не ведомо. Возможно, и то, и другое, и третье – много у них общего.

Однако, отвлекся.
Продолжим движение.
Пустыня Негев. Каменистое плато. Почти безжизненное бескрайнее пространство под бесконечно высоким небом. Небо, впрочем, сейчас весеннее.
Что здесь летом при плюс пятидесяти - представлять не хочется.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

И ведь преимущественно эту крайне неплодородную иссушенную территорию, составляющую в целом не меньше половины всей Земли Обетованной, Создатель завещал евреям, избранному своему народу, в лице патриарха Авраама. Произошло это именно где-то конкретно в этих местах, не так далеко от Беэр Шевы.
Почему не Тоскану, например, или же хотя бы Прованс – это вопрос.
Но ведь точно же неспроста.

Под такие глубокие размышления и доехали. Проселочная дорога, покрутившись по склонам, въезжает с востока, со стороны Иорданской впадины, в короткое ущелье – единственный естественный доступ в кратер. Здесь пласты осадочных горных пород круто вздыблены, поставлены «на попа».


Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.


На выезде из ущелья, где оно открывается в пространство кратера, дорога прерывается валунной осыпью. Все. Дальше – только пешком. Мы в Малом Кратере, Махтеш Катан. Махтеш – переводится как «ступа».
На интернетовском аэрофотоснимке выглядит так:

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Стоишь на дне, крутишь головой по сторонам - действительно, похоже на ступу, или на глубокую кастрюлю с поперечником километров семь. Вокруг правильным цирком поднимаются крутые обрывистые полукилометровые скалы: известняки, доломиты, песчаники.
Песчаники преимущественно цветные, почти всех оттенков – от багровых до нежно желтых.
В лучах заходящего солнца красиво.
По донному аллювию ручеек журчит, цветочки цветут.
В общем, не марсианский космический пейзаж, как я ожидал, а скорее – пастораль, веселый такой затерянный цветной мир.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.


Считается, что кратеры пустыни Негев образовались без всякого там вулканизма или метеоритных ударов, а в результате пустынной эрозии под влиянием заложения и развития Иорданской впадины, грабена Мертвого моря. То есть, кратеры - это гигантские карстовые воронки, типа sinkhole, которых по берегам Мертвого моря полно. Только там они - карлики, а эти - гиганты. У меня по этому поводу есть свои оригинальные мысли, но я их еще не додумал.

В общем, джип-тур удался.

Я опасался, что барышни мои заскучают по пустынным просторам весь день колесить. Но нет – в восторге.

Зачет пустыне Негев. Отлично. И еще хочется.

Ну и групповой портретик участников на память. Я - второй слева.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #8

Сообщение ПУ2 » 24 апр 2015, 21:44

На этом, собственно, и заканчивается часть путешествия, задуманная как своеобразный «разгон» перед свадебными торжествами.
Всего-то три дня, но впечатлений масса и все позитивные, яркие.
При такой успешной прелюдии и главное событие должно пройти на «ура». Осталось лишь добраться до Иерусалима – и за свадебный стол.

Поехали на такси. Шестьсот шекелей за сто десять километров, если берегом моря по шоссе №90, через палестинские территории по зоне «С», где все под абсолютным контролем ЦАХАЛ.
«Совершенно безопасно» - заверили на ресепшн в отеле. Шестьсот шекелей было все равно жалко. Шекели такие красивые деньги – яркие, разноцветные. Почти как швейцарские франки. Франки было бы еще жалче, потому, что они дороже.

До конца моря мы домчались мигом.

Здесь, на его северной оконечности, я почувствовал – нет не отпускает запросто чудо природы. Взять и вот так вот просто съехать левым поворотом с шоссе № 90 на шоссе № 1 и сразу наверх, в Иерусалим, – невозможно. Нужно притормозить, сделать паузу. Остановиться. Оглядеться. Может быть, не пристально. Но обязательно.

А столица подождет, и свадьба еще только завтра.

Места, откуда мы только что уехали, – начало всех иудейских начал, земля Патриархов.

Здесь же, в устье Иордана, в самом сердце пустыни Иудейской, - помимо всего прочего - истоки христианства. Я хоть человек и не сильно воцерковленный, но крест ношу православный. Стало быть, истоки христианства меня должны волновать.

Вот, например, пещеры Кумран. Кстати, карстовые, конечно же, пещеры. По существу – пещерный монастырь, где обитала древняя община ессеев, прообраз христианской коммуны. Здесь обнаружили те самые Свитки Мертвого моря – самые ветхие тексты Ветхого Завета на древнееврейском и арамейском. Они очень ценные: сейчас хранятся в Иерусалиме в специальном подземном бункере на случай ядерной войны. Даже если всех поубивает, то свитки целые останутся. Это не я придумал, - водитель рассказал.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Не так вдалеке святыня другого рода: гробница и мечеть Наби Муса. Здесь, уверены местные мусульмане (а это, на секундочку, территория Палестинской автономии), – могила пророка Мусы. Древние ессеи тоже это место почитали.
Но пророк Муса - у евреев Моисей. И покоится он не здесь вовсе, они считают, а где-то в Моавитских горах. Там, по левому берегу Иордана, с той стороны Вифавары, брода, через который Иисус Навин перевел евреев на землю Ханаанскую.
Здесь же, ровно на этом месте, у брода, Иоан Предтеча крестил Иисуса Христа, сына божьего. Но это сильно позже было.

Вот как все запутано, но взаимосвязано.

Теперь в Вифаваре граница между Израилем и Иорданией. Раньше была милитаризованная зона, но не так давно к месту крещения разрешили свободный доступ. Но колючка осталась и таблички «Мины». Есть ли сами мины, мы конечно не проверяли.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сам Иордан здесь сильно мутный, коричневый. Но для паломников – место жутко популярное. Мы пока на окрестности любовались, автобус подъехал и в считанные минуты река наполнилась женщинами сильно азиатской внешности в состоянии предельного восторга. Оказалось, христианки из Южной Кореи, специально прилетели за тридевять земель, в подлинное место крещения Иисуса.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Раньше, когда Вифавара была закрытой военной зоной, паломников и просто туристов возили в Ярденит рядом с озером Кинерет. Тоже, конечно, река Иордан, но вы же понимаете: одно дело подлинный маузер Дзержинского, другое дело – муляж.
Я сам шесть лет назад в Ярдените в Иордан окунался в январе, в специальной крестильной рубахе.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Вокруг Вифавары масса культовых сооружений. И маленьких часовенок, и больших храмов. На том, иорданском берегу, и на этом, палестинском. Большинство из них греческие православные.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Некоторые были основаны еще во времена византийские. Например, монастырь Святого Герасима. Мы в него даже заехали. Конечно, сейчас в пустыне стоит здание почти современное, 19 век. Древние лишь фундамент и руины поблизости, но послушницы в обители натуральные, аскетичные.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Подальше от Иордана на запад, в ущелье Вади Кельт – монастырь Георгия Хозевита. Как игрушка между скал. Пятый век, между прочим. Посмотрели лишь издали.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Иерихон, наконец.
Это уже зона «А». То есть полный контроль, в том числе и военный, администрации Палестинской автономии. И хотя бы кто при въезде-выезде поинтересовался хоть каким документом или что везем.

Для еврейского самосознания Иерихон - место знаковое: первый город земли Ханаанской, взятый штурмом на седьмой день после осады под волнующие мелодии духовой музыки специальных юбилейных труб, получивших впоследствии название «иерихонских». Оказывается, для традиционного свадебного ритуала подробности осады Иерихона тоже имеют сакральное значение, но об этом позже.

Хотелось обнаружить какую-либо мемориальную отметину бурных событий тех далеких дней, хотя бы дом иерихонской блуднице Раав, поспособствовавшей осаждающим. Нет, не удалось.

Зато почти в центре города обнаружилась улица имени Д.А.Медведева с надлежащей табличкой, а рядом мужской греческий православный монастырь пророка Елисея с той самой смоковницей, на которую залез местный начальник департамента по налогам и сборам Закхей, чтобы лицезреть Иисуса Христа.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

В монастыре местный батюшка очень душевно наставлял на путь истинный заблудшего палестинца.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Бесспорно - самое впечатляющее место в Иерихоне - Монастырь Искушения на Сорокадневной горе. Здесь Христос постился сорок дней в пещерах после крещения и отвергал диавола от себя.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.


Отсюда, с Сорокадневной горы вид на Иерихон и на всю долину Иордана выразительный.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Все!
Обязательная программа по Иудейской пустыне выполнена.
Поднимаемся в Иерусалим.
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #9

Сообщение Меши » 25 апр 2015, 11:00

А дальше??????
Тишина испорченной землечерпалки.(с)
Аватара пользователя
Меши
участник
 
Сообщения: 109
Регистрация: 03.04.2014
Город: Иерусалим
Благодарил (а): 148 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 55
Страны: 19
Пол: Женский

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #10

Сообщение yane4ka » 26 апр 2015, 15:23

ПУ2 писал(а) 18 апр 2015, 11:59:лет пять-шесть назад, во времена, когда я о Форуме ничего не знал, рассказиков про путешествия не сочинял, а безыдейно убивал время в пакетных турах, фотографируя родственников на фоне обязательных достопримечательностей китайской мыльницей.

жалко, что Вы раньше не писали...Такой урон для форума
yane4ka
активный участник
 
Сообщения: 982
Регистрация: 04.11.2011
Город: israel Beer Sheva
Благодарил (а): 34 раз.
Поблагодарили: 114 раз.
Возраст: 54
Страны: 6
Пол: Женский

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #11

Сообщение ПУ2 » 26 апр 2015, 22:31

Уважаемые дамы, Меши, Амстердамка, yane4ka!

Душевное спасибо, что приняли участие.

По поводу продолжения
Меши писал(а) 25 апр 2015, 11:00:А дальше??????


конечно, "дальше" будет, но позже.

Про свадьбу-то я бы быстро написал, но она не просто так, а в Иерусалиме.

Тут мысли и чувства собрать надо воедино: уж больно ответственный город...
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #12

Сообщение ПУ2 » 28 апр 2015, 01:01

«Подняться в Иерусалим» - фигура речи.
«Лаалотле-Йерушала`им». Не банально «поехать», «съездить» или «добраться», а именно так: подняться – в смысле «возвыситься».

Правильность этой формулы особенно ясно осознаешь, когда движешься с востока, из Иерихонской долины, с уровня ниже минус двести на высоту почти восемьсот. Километр вверх за двадцать минут.
Монотонно желтовато-охристое скудное каменистое пространство пустыни на перегибе рельефа Иудейских гор волшебно превращается в зеленый глубокий простор западных склонов.

Другой мир.

Иерусалим – в центре.

В самом центре - Храмовая Гора и Купол Скалы светит золотом.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

О такой примерно панораме с Масличной горы у Игоря Губермана гениально, как и все остальное:

«…да, это был восход. И первые лучи взошедшего за нашими спинами солнца. И сразу вспыхнувшие золотым светом иерусалимские камни. И этот свет, и этот чистый засиявший город в одно мгновение смыли с наших душ липкую грязь, унижение и обиду…»

Когда мы приехали уже отнюдь не рассветное утро было с волшебным мягким светом. Но обид и унижений тоже не было – никто нас, как тогда юного Гарика, в хищении шекелей не подозревал, смывать с души было нечего. Она просто возликовала, возвысилась.

А как зажигается ранним утром удивительным светом «иерусалимский камень» - плотный мраморизованный кремово-золотистый известняк, из которого построен почти весь город, я все же понаблюдал после рассвета, но не с Масличной горы, а в центре, у горы Сион.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Этот золотистый свет Иерусалима замечательно умеет передать Алекс Левин, художник. Как на этой картине, например.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Все есть: и город золотой под небом голубым, и свадьба под хупой, в тему, на фоне Западной стены. Но без Купола Скалы.

Иерусалим у Алекса такой – без арабских символов, по принципиальным соображениям. Идейным. Даже его страничку с картинами в Фейсбуке закрывали из-за этого, по жалобам арабской общественности.

Потом открывали, сам Марк Цукерберг звонил Алексу, извинялся.

Мне картины Алекса нравятся, особенно из старой еврейской жизни.

Но Иерусалим без Купола Скалы – какой-то и не совсем Иерусалим. Как Эдинбург без Замка или Казань без Кремля.

Я ради эксперимента затер Купол в Фотошопе – получилось скучно.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Нет, с Куполом гармоничнее. Во всяком случае, пока Третий Храм чудесным образом не материализовался на Храмовой Горе.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сейчас на Храмовой Горе арабы и мечети.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

А внизу, под Горой, у Западной стены – евреи.
Молятся.
И просто так туристы, дети разных народов, - с просьбами-записочками Богу. Многие в записочки верят, особенно женщины.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Храмовая Гора, Харам аль-Шариф, - перекресток цивилизаций, как и весь Старый Город, все его четыре квартала. Полный микс. Базары, соборы, мечети, синагоги. И люди: все такие разные-разные.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #13

Сообщение ПУ2 » 30 апр 2015, 00:46

Старый город, прямоугольник неправильной формы, километр на километр, - закрыт по периметру от внешнего мира неприступной крепостной стеной османского императора Сулеймана Великолепного (неспроста Сулейман سليمان
и Соломон звучат так похоже, и воспринимаются славянским ухом почти как одно имя. Как Юджин и Женя, например).

Замкнутый контур густо начинен сакральными святынями мусульман, христиан и иудеев, и в добавок усилен армянскими реликвиями. Такая плотная концентрация нетленных традиционных ценностей неизбежно вызывает у части посетителей помутнение сознания - «Иерусалимский» синдром. Он в литературе хорошо описан.

Штука, в общем, не смертельная, лечится.

Но я опасался: женщины мои - существа впечатлительные и эмоциональные, а у меня возраст уже не комсомольский, увы. Ну, и первый звоночек уже был: не так и давно, оказавшись в галерее Уффици во Флоренции я испытал приступ синдрома Стендаля - эффекта, с «Иерусалимским», в целом, схожего, как считают психиатры.
Но нет, обошлось на этот раз...

Сказалось, думаю, мощнейшее воздействие блокирующего «рыночного поля» Восточного Базара, в который, собственно, и погружены сакральные ценности авраамистических религий Старого Города.

Термин «базар» - очень емкий («фильтруй базар!» кто-ж не помнит), происходит от персидского «бозор». В Израиле персидский термин, наверное, как-то не очень. Здесь рынок называют «шук» и считают, что арабский «сук» позаимствован из иврита.

Главный шук Иерусалима не в Старом Городе, где вся торговля - так, несерьезно, лишь аттракцион для туристов.

Главный шук – это городской рынок Махане Иегуда на улице Яффо.

Сюда хорошо прийти рано утром, когда посетители еще случайны, продавцы расслаблены и время течет еще медленно. Но рынок стремительно просыпается и дремотный, почти безмолвный, покой превращается в шумный бурный поток восточной жизни, где так важно продать, купить, поторговаться, хотя бы попробовать, или же посмотреть.

Фрукты, овощи, пряности, рыба, мясо, разные заковыристые специалитеты и деликатесы и просто местная еда: хумус, фалафель, халуми, рогалах…

Лучше всех, вкуснее, на мой взгляд, об этом рынке писал Марьян Давидович Беленький. Ну , например, вот это, ведь шедевр же, да:

«Но главное – это, разумеется, божественная Сельдь Матиас. Каждый раз когда я вкушаю этот дар Б-жий, мне приходит мысль о величии Г-спода. Ведь каждому понятно, что это чудо природы никак не могло создаться случайным сочетанием молекул, для создание Этого нужна целенаправленная воля Высшей силы. Стоит попробовать лишь маленький кусочек и вам сразу станет ясно – человек - это лишь промежуточный этап для создания Венца Творения в пряном маринаде.»

На рынке Махане Иегуда, кроме всего прочего, можно ознакомиться с богатым творчеством граффитистов, художников-энтузиастов. Их стараниями большинство металлических жалюзи рынка превращены в граффити- иллюстрации к Торе и еврейской религиозной жизни.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.


Уличная живопись в Иерусалиме богатая, нужно сказать.

Преобладают, как мне показалось, сюжеты из бытия великих библейских героев.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Но и наши современники тоже вниманием не обделены. Во всяком случае в центре.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Центр – это улица Яффо и вокруг. Правильно почувствовать его можно именно утром. Когда ты с городом один на один, почти без свидетелей.

Вот как здесь: первые еще пустые трамвайчики на Яффо, на пешеходной Бен Иегуда безлюдно, как и в соседних уютных провинциальных переулочках: все еще закрыто – и сувенирные лавочки, и кабачки.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.


И конечно же, на площади с легендарным минометом «Давидка», страшным оружием Войны за независимость сорок восьмого года. Производство кустарное, но хоть сейчас в бой, если что, враги-то не дремлют. И немолодой ветеран выразительно примостился отдохнуть у орудия, наверняка не одну войну за отечество отвоевал: ту вряд ли, но или Шестидневную, или Судного дня.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Я не могу точно определить, хотя бы для себя, что в этих ласковых провинциальных пейзажах центра города меня так завораживает. Но есть ведь нечто, однозначно.


Иерусалиму не хватает реки. Великому городу без реки трудно.

Люди об этом уже давно понимают. В частности, глубоко уважаемый мною Игорь Губерман.

Он так и заявлял, что хорошо бы прорыть канал прямо по центральным улицам города, Яффо например, и дальше вниз, по оврагам и ущельям в сторону Мертвого моря.

Но пока в Иерусалиме как не было реки, так и нет.

Зато есть долины. Они, долины эти, огибая Старый город, вместо воды насквозь насыщены пророчествами, символами, смыслами.

Например, Эмек ха-Мацлева, - долина Креста.

Вниз по долине – мужской Монастырь Святого Креста. Неожиданное такое раннесредневековое место среди городских кварталов. Оазис. Здесь некогда произрастало Дерево Креста Господня, патриархом Авраамом посаженное. Из Дерева потом соорудили крест Распятия.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Выше по долине – Кнессет, еврейский Парламент.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

В Парламенте у них не спокойненько, не как у нас: нет единства, как будто это место для дискуссий. Такие уж евреи люди – любят поспорить. Борьба, да. Наши, русскоязычные, из НДИ, на последних выборах получили всего шесть мандатов. Ладно, хоть у «Ликуда» - тридцать. Лично я за БиБи тоже болел, он мне симпатичен больше других (как политик, конечно).

Еще есть в Иерусалиме долина Еннома.
Не просто овраг - Геенна огненная.
О ней наши люди получше осведомлены, даже чем о партиях Ликуд и НДИ.
Геенна, это все знают, - врата Ада.
А про Ад мы конкретно представляем и почти всем есть чего опасаться.
Я когда по над этой долиной прогуливался – так сразу небо затянуло, подумал – нехороший, однако, знак.
Но кроме того ничего страшного не произошло. Наверное, я пока не в теме.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Но все же, если уж где в Иерусалиме реку и запускать, как Губерман планировал, – так именно здесь, среди крутых берегов долины Еннома, пускай бы река эта скрыла течением страшные места.

Ацкие, как теперь молодежь говорит.

Опять не удалось до свадьбы добраться.
В следующий раз – наверняка.
Остался один шаг.
Не прощаюсь...
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #14

Сообщение ПУ2 » 30 апр 2015, 21:19

Моя личная картина Иерусалима, та, которая отложилась в сознании по факту коротких и, в общем-то, поверхностных визитов в Вечный город, была бы неполной без фрагмента, назовем его так: «Иерусалим ортодоксальный».

Мы когда еще только въезжали в центр, я обратил внимание на райончик с не очень опрятными улицами, застроенными не сильно современными и мало аккуратными зданиями. Было уже прилично за полдень, солнце палило под тридцать по Цельсию, а тут все мужики в черных лапсердаках и черных шляпах перемещаются в неостановимом броуновском движении в ритме «туда-сюда».

Хасиды, понял я.

Очень много хасидов и, возможно, литваков.

Конечно, я о ультра-ортодоксальных иудеях раньше кое-что читал, но до этого видел их только в Антверпене, в «Золотом треугольнике» у городского парка, где центр бельгийского бриллиантового бизнеса. Там их не так много и было, и обстановка было респектабельная, без суеты.

Друзья наши местные объяснили потом, что мы проехали тогда через район Меа Шеарим, заселенный почти сплошь религиозным населением, и туда очень интересно сходить, но лучше утром рано, пока не людно. И барышень с собой не брать, особенно младшую – она по летней жаре ходит почти что топ лесс, а хасиды это никак не любят.

Я и пошел один. Утром.

И сам район, и население его придают Иерусалиму совершенно несравненный и ни на что не похожий колорит. В буквальном смысле аромат. Ну, например, как запах подгнивших водорослей и горького торфяного дыма обеспечивают сумасшедшую неповторимость островным односолодовым виски «Лагавулин», если кто понимает.

Вот здесь некоторые фото-результаты этой занимательной прогулки.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Я, к сожалению, совсем никакой уличный фотограф.
Снимать крупным планом людей, особенно когда они против, у меня никак не получается: рука не поднимается. А то бы да, был бы фоторепортажик из жизни ортодоксов. Какие типажи встречаются…
Но увы.
Надо, что ли телевик купить? Или быть резче.

Все.
Вечером едем на свадебную церемонию.
Молодые забронировали загородный комплекс «Шореш» под Иерусалимом. Панорамный вид на Иудейские холмы и шоссе №1 в Тель-Авив. Говорят, место достойное.

Там и встретимся.
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #15

Сообщение Меши » 30 апр 2015, 21:38

А мусорку зачем сфоткали?:-) Экзотика?:-)
Тишина испорченной землечерпалки.(с)
Аватара пользователя
Меши
участник
 
Сообщения: 109
Регистрация: 03.04.2014
Город: Иерусалим
Благодарил (а): 148 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 55
Страны: 19
Пол: Женский

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #16

Сообщение ПУ2 » 30 апр 2015, 21:57

Меши писал(а) 30 апр 2015, 21:38:А мусорку зачем сфоткали?:-) Экзотика?:-)


Не экзотика. Обязательный элемент конкретного местного пейзажика, его своеобразие.
Специально ассоциацию придумал про запах подгнивших водорослей или, если угодно портянок, в Лагавулине.
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #17

Сообщение Меши » 01 май 2015, 06:11

Вы в арабских деревнях не были - вот где "обязательного элемента местного пейзажика" просто навалом....))))
После арабских деревень мусор в Неаполе воспринимается гораздо "легче"....
Тишина испорченной землечерпалки.(с)
Аватара пользователя
Меши
участник
 
Сообщения: 109
Регистрация: 03.04.2014
Город: Иерусалим
Благодарил (а): 148 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 55
Страны: 19
Пол: Женский

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #18

Сообщение ПУ2 » 02 май 2015, 14:37

Меши писал(а) 01 май 2015, 06:11:Вы в арабских деревнях не были - вот где "обязательного элемента местного пейзажика" просто навалом....))))
После арабских деревень мусор в Неаполе воспринимается гораздо "легче"....


Засовестился я после комментария Меши, да.
Вдруг кого обидел ненароком из местных жителей...
А в арабских поселениях я бывал, вот например:

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

И утром в воскресенье в Палермо в райончике Виччурия тоже был.

Вот где колорит беспорядка, после субботней глобальной городской пьянки. Такой несравненный аромат, что позавидует Мадрид после мадругады или общественный туалет на вокзале Комсомольска-на-Амуре. Я в Комсомольске,
впрочем, давно не был, лет двадцать пять. Может и убрали уже.
Последний раз редактировалось ПУ2 02 май 2015, 14:54, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #19

Сообщение Меши » 02 май 2015, 14:50

Ну что Вы! Какие обиды.
А отчет замечательный, правда!
Да еще и с геологическими описаниями, мне не чуждыми - мой папа геолог....
Спасибо Вам!!
Тишина испорченной землечерпалки.(с)
Аватара пользователя
Меши
участник
 
Сообщения: 109
Регистрация: 03.04.2014
Город: Иерусалим
Благодарил (а): 148 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 55
Страны: 19
Пол: Женский

Re: Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Сообщение: #20

Сообщение ПУ2 » 04 май 2015, 10:15

Еще только вернувшись из этого израильского путешествия, я размышлял: писать ли рассказик, или нет.
И если писать, то как.

Свадьба – ведь дело такое личное, почти интимное. Так многие молодые думают.

Я на разных свадьбах бывал, знаю: на своих собственных, на свадьбах друзей, на свадьбах моих детей и детей друзей.

Это с одной стороны.

С другой – свадьба - что еще может быть ярче в рисунке идентичностей, если это кому интересно.
Разве, что похороны.

Как у Макаревича:

«Он играет на похоронах и танцах, вся наша жизнь одно из двух…»

Танцы, это - про свадьбы, однозначно.


В нашем конкретном случае жених, кроме всего прочего, - фигура, в общем, публичная. В Израильских масштабах - таки однозначно.

Политик.

Я лично, к политикам – очень как-то, как бы помягче сказать, - настороженно.

Но с Машиным политиком мы и за столом о том-о-сем посидели еще до того.

Нормальный, я понял, парень.
В общем, наверное, можно мне про их свадьбу, она же в данном случае символ, а не подробность.
Но, вдруг, если, ненароком, я все-ж-таки влез через чур в чье-то личное пространство или вообще политическое, например НДИ, чего и подавно никак не хотел, – извиняйте.


Еврейская свадьба – это событие с Большой Буквы «С».
Не гулямба в питерском ресторане с похищением невесты и дракой потом на Неве, кто-ж хоть раз не участвовал, я да.
Тут другое – квинтэссенция смыслов и символов: мистических, культурных, правовых и исторических.

Как учат еврейские Мудрецы:

«каждое свадебное торжество воспроизводит бракосочетание еврейского народа с Творцом, состоявшееся на горе Синай, и этот день - личный Йом-Кипур - День Очищения, самый святой и возвышенный день в жизни человека».

Безумный такой сплав ритуалов и безудержного веселья.

Первым делом про место.
Место – очень важно. Иудейские горы на склоне от Иерусалима на запад вдоль шоссе №1 на Тель-Авив. Шореш – так называется и кибуц и отель. Панорама безупречная. И сам комплекс и свадебный зал.
Респект.
У нас в таких залах новогодние корпоративы устраивают богатые фирмы.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Время - еще важнее. Нисан 5, год 5775 от Сотворения. По-нашему среда 25 марта этого года, 2015. Часов так около 18-00.
Мы первыми приехали, так получилось. Занятно было полюбопытствовать как гость накапливается на свадьбу в Израиле. Народ подтягивался, шведский стол богатый, все как положено. Гости не скучали, выпивали-знакомились: кто с чьей стороны и откуда. Наших, питерских, прямо скажем, было маловато.
Зал заполнялся, уже плотненько было, и время близко к кульминации.

Вдруг пошло движение. Люди, когда их много, чувствуют, когда что-то происходит: рой, как пчелы.

Тут как волна какая прошла. Чувствую: приехали из Правительства.

Я у новых знакомых полюбопытствовал: как узнать то? Я и своих-то не всех в лицо, а тут иностранный, считай.
«Ну какие сложности, я Вас умаляю», - сказала жена троюродного брата жениха – «наш же, обычный, кишиневский еврей. Ну и охрана, да.».

Парни из охраны пытались в начале нам, фотографам, противодействовать, лезли в кадр, закрывали собой патрона.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Потом, когда набежала толпа девчонок с айфонами, успокоились, сами позировали. На всякий случай я лицо бодигарда размыл – у него же работа, вдруг что.
В общем началась процедура массового фотографирования молодых с гостями. Не буду сильно утомлять этим.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Потом началась главная процедура. Свадебная церемония, Хупа.

Хупа, это такой балдахин, который держат за четыре здоровенных шеста и он образует купол. Символизирует дом. Над куполом в небе звезды горят и выше Б-г все видит. Мамы невесту приводят и она семь раз вокруг жениха кругом ходит. Раввин все это комментирует и идет синхронный перевод на русский.
Хождение крУгом символизирует, как оказалось, осаду древними евреями Иерихона и падение стен. В Иерихоне мы были.
Затем благословение над бокалом вина, кольцо невесте, жениху пепел Первого Храма на голову сыпят. Публично зачитывается Ктуба, брачный контракт. Серьезный документ. Там все продумано. Брак – это же не для утехи, а во исполнение Божественного предназначения и обретение целостности.
Все же знают:
«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответствующую ему...»

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Когда жених произнес сакральное, и это повторили по-русски, стало понятно, что уже все, обратного хода нет и эти двое навсегда муж с женой:

«Будь мне женой согласно закону Моше и Израиля. И, с помощью Б-жьей, я буду работать, уважать тебя, кормить тебя, заботиться о тебе, одевать тебя — так, как обычно ведут себя мужья в народе Израиля…».

Потом они выпили вина и разбили бокал. Оркестр исполнял бодрую еврейскую музыку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Очень было трогательно.
Женщины роняли слезы радости.
Или белой зависти.

После торжественной части под застолье грянуло веселье.
Муж со сцены пел песню собственного сочинения на иврите и русском о любви. У них, талантливых людей все так запросто в жизни получается – и песни, и стихи, и работа в удовольствие, и замуж по любви.
Молодая внимательно слушала и была красивой.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Ну и танцы.
Зал поделили на две части, мужскую и женскую, как пространство перед Стеной Плача.
И началось…

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Столько было искренней трезвой экспрессии, драйва, порыва. Круче всех были два пожилых раввина. И когда уже молодежь остановилась, даже муж, они стояли в танце плечом к плечу как в последнем бою.
Супер. Не передать.
Любуясь этим буйством светлой высокой энергетики, я грустил и завидовал мыслью:
«Почему ж я не еврей?»
Потом понял, что тоже уже еврей. Чуть-чуть. И не только по тестю, Михаилу Яковлевичу, но и по племяннице Маше. Которая теперь и не Маша, а Хила.

На женской части, как оказалось, было еще веселее.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.

Потом все счастливые вместе фотографировались на память.

Через пустыни берегом Соленого моря в Иерусалим на свадебку.
Последний раз редактировалось ПУ2 04 ноя 2015, 00:37, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ПУ2
активный участник
 
Сообщения: 947
Регистрация: 17.03.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 277 раз.
Поблагодарили: 473 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 26
Пол: Мужской

След.



Список форумовБЛИЖНИЙ ВОСТОК форумИЗРАИЛЬ форумОтзывы об Израиле



Включить мобильный стиль