Со всеми тезисами ТС согласен, кроме этого:
по идее, должно то быть наоборот. Даже если в вашей семье случилось именно так, зачем подрывать авторитет отца? Оказывается он не добытчик, защитник, рулевой и мозг семьи, а так, просто зашел посуду помыть, сортиры почистить. Какое мнение сложится у ребенка, особенно при общении с другими детьми, которые рассказывают с восторгом о своём отце (самый сильный, самый умный и т.д. и т.п.). Ребенок почувствует себя обделенным, всё то у него не так, как у всех, и в жизни ему не повезло...
А по поводу вранья, всё зависит от того насколько тонко это делается и с какими целями. С 3-х летними говорят совсем не так, как с 7 или 15-летними. Если родители этого не понимают, им самим надо бы подлечиться. Говорить нужно на языке респондента, доступным языком, так чтобы на его уровне понимания тема была действительно закрыта. Вернуться к теме через несколько лет ничто не мешает.
Кто перечитывал классику через 10, 20 лет после 1-го прочтения знает, что текст воспринимается по другому. Это что, автор нам прошлый раз врал, странички из книжки вырывал? Нет, это мы стали другими, и слава Богу, что доросли до нового уровня понимания. Новые открытые грани вызывают радость, а не обиду на автора текста за подлое сокрытие информации прошлый раз.
Врать можно от слабости и от силы. Когда сознательно борешься с какими-то недостатками ребенка ради его же блага. Например, ребенок крутит педали, а ты придерживаешь велосипед. Он спрашивает "держишь?", отвечашь "да", хотя ребенок уже едет сам.