Статья на Газета.ру в тему:
"Новая безалкогольная кампания"
Алкогольный рынок уже три дня живет по новым правилам, а у покупателей старше 30 лет при взгляде на полки магазинов начинается дежавю.
На полках ровными рядами стоит один и тот же, или в лучшем случае два-три напитка. Теперь не надо ломать голову, что взять - классическое бордо или модное новозеландское Все просто: сухое, полусладкое, шампанское (советское), коньяк (просто коньяк), или же водка с пивом, чтобы не бросать деньги на ветер. Что же произошло?
История
Началось все в прошлом году, когда был принят Федеральный закон 102-AP от 21 июля 2005 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции". Рынок начало лихорадить с начала 2006 года, когда из-за отсутствия акцизных марок нового образца остановились отечественные производства. Не прибавил стабильности запрет на импорт и продажу грузинских и молдавских вин, которые вместе составляли 57 процентов всего импорта в Россию.
Апофеозом стал запрет на оборот продукции с акцизными марками старого образца и введение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) для учета алкогольной продукции. Несмотря на то, что эти изменения были запланированы еще год назад, российские власти катастрофически запаздывали с принятием подзаконных актов и с обеспечением базы для проведения изменений в жизнь.
Так, акцизные марки нового образца появились лишь в апреле, то есть за три месяца до запрета оборота.
При этом, одна операция по импорту алкоголя занимает не меньше трех месяцев. Согласно требованиям нового закона, вся продукция со старыми акцизными марками запрещена к обороту с 1 июля и должна быть возвращена импортеру для перемаркировки, поэтому импортеры вынуждены собирать продукцию от своих клиентов со всей территории России. Товара с новыми марками все еще было очень мало, и винные полки в магазинах стали пустеть, а склады дистрибьюторов - забиваться товаром.
Разработка и внедрение ЕГАИС также идет с огромным опозданием.
Импортеры и дистрибьюторы вынуждены устанавливать дорогостоящее оборудование, которое до сих пор не работает в полном объеме и, как считают эксперты, в ближайшее время не заработает. Без отражения в ЕГАИС операций с товаром его оборот запрещен, следовательно, после 1 июля ни одна бутылка не может покинуть склад. Сейчас все ожидают развитие ситуации по одному из двух сценариев.
Согласно первому и наиболее оптимистичному прогнозу, правительство отложит требования по обязательному использованию системы или вовсе отменит.
По пессимистическому прогнозу из-за недействующей системы поставки вин в регионы и розничные сети полностью прекратятся на неопределенное время. Пока реализовывается пессимистичный сценарий, и весь алкогольный рынок оказался в кризисе.
Подсчеты
В результате непродуманных действий властей пострадали и продолжают страдать все участники алкогольного рынка от производителей и импортеров и до потребителей. Производители, импортеры и дистрибьюторы лишь свои прямые убытки, выражающиеся в транспортных, складских и прочих расходах, оценивают в миллионах долларов. Розничная торговля еще испытает на себе эффект от снижения продаж алкоголя. Нарушена работа ресторанов, основного канала продаж элитных вин. Сегодня рестораторы не могут предложить своим гостям даже небольшой выбор вин. Более всего пострадали рестораны и винные бутики, обладающие собственными винотеками.
Нормативные акты, сопровождавшие изменения в законодательстве, совершенно не учитывали специфику торговли элитными винами, поэтому собрания винных раритетов и редких крепких спиртов оказались вне закона.
Во-первых, в коллекциях, создававшихся многие годы, оказались вина, импортеры которых прекратили свое существование, соответственно перемаркировку производить некому. Во-вторых, многие редкие старые вина, нуждающиеся в специфических условиях хранения, наверняка будут утрачены. Каждая транспортировка для такого вина - шок, а склады импортеров в большинстве своем не оборудованы необходимыми климатическими установками. Не разрешен и вопрос с открытыми бутылками с редкими спиртами.
Старые коньяки и арманьяки продаются порциями по 25 миллилитров, и что теперь делать с остатками, неизвестно.
Потребители пострадали как минимум дважды. Прежде всего, покупателям в магазинах и гостям в ресторанах просто не из чего выбирать. Когда же вина вернутся на полки, импортеры будут вынуждены покрывать свои убытки и издержки, и цены на алкоголь пойдут вверх.
В различных сегментах алкогольного рынка рост цен ожидается в размере от 10 до 30 процентов.
Что будем пить?
В ближайшие дни, а может быть и недели, россиянам придется довольствоваться в основном пивом и водкой, а широкий ассортимент элитного алкоголя будет доступен только в Duty Free. Правительство уже показало, насколько оно оперативно в решениях вопросов алкогольного рынка, выпустив постановление о продлении срока перемаркировки алкогольной продукции 30 июня в 20.00 дня, то есть всего за несколько часов до окончания этого срока.
Элитные вина вероятнее всего в ближайшее время не вернутся на полки, а магазины и бутики, специализирующиеся на них, уже закрылись на неопределенный срок. Многих участников рынка ждет банкротство.
А российские потребители будут испытывать алкогольный дефицит, и продлится он от одного до трех месяцев, пока власти будут в очередной раз перекраивать нормативные акты. Но что же пить сейчас? Можно посоветовать обратить внимание на французский сидр и итальянское игристое Asti spumante. Из-за низкого содержания алкоголя эти напитки не облагаются акцизами, поэтому они неплохо представлены в продаже. Да и летняя погода располагает.
источник здесь
http://www.пиздит.ру/style/2006/07/a_688974.shtml