Турция, Египет и Таиланд — тройка наиболее популярных направлений пляжного отдыха россиян в последние годы, но, в связи с фактическим запретом первых двух, остался только последний. Таиланд не особенно нас манил, и, поэтому, оказался лишь в четвёртом десятке посещённых нами стран.
Перелёт
• Приехали в Шереметьево, вышли из такси, погрузили вещи на тележку, входим в здание аэропорта, где сразу у входа находится пункт досмотра вещей. Чемоданы идут по ленте через аппарат просвечивания, люди — через рамку, а тележку просто проталкивают под ограждением! В неё же можно набить столько взрывчатки, что мало не покажется. В ту же ручку! А ещё можно привезти — на любом большом джипе или минивене — заранее подготовленную тележку с собой — ведь никто их не осматривает внимательно.
• Впервые летели авиакомпанией AirChina из соображений бюджета — с 6-ти часовой стыковкой в Пекине на обратном пути. AirChina даёт возможность по предварительному бронированию воспользоваться бесплатным lounge на время стыковки. Правда, информация про это есть только в китайской версии их сайта. Но мы прочитали про это и забронировали по телефону. Найти в аэропорту транзитный lounge AirChina было непросто, сотрудники AirChina не знали, где он находится, отправили нас в бизнес lounge, и уже только там сказали искать у ворот № 10.
В lounge оказалась комната для отдыха с креслами и диванами и затемнённая комната с креслами-кроватями, подушками и пледами, на которых мы превосходно и поспали. Кроме того, были бесплатные чай/кофе/какао, банки газировки в холодильнике, кексы, печенье.
★ ★ ★
Бангкок, улица Khao San — маленькая улочка в центре старого Бангкока, которую ни один турист не обходит стороной — здесь расположены отели, турагенства, продают недорогую еду и вещи
Транспорт
• Для перемещения в Бангкоке удобно и недорого пользоваться такси — это машины разных цветов (цвет обозначает принадлежность компании, отличий между которыми не выявлено) со значком Taxi Meter крыше. Если на лобовом стекле в правом нижнем углу горит красное табло, значит такси свободно.
Стоимость посадки составляет 35 ฿ и включает в себя первые 2 километра поездки, далее тариф составит 5 ฿ за километр. В пробках — при движении со скоростью ниже 6 км/ч — счётчик автоматически переключается в режим поминутной тарификации и прибавляет 1,25 ฿ каждую минуту.
По счётчику всегда ехать выгоднее, чем по договорённости. Однако, в туристических районах стоящие у обочин таксисты захотят ехать только за фиксированную плату, ссылаясь на пробки. Не стоит пытаться договориться с ними, нужно просто ловить проезжающую машину.
• Открытые такси тук-тук считаются более диковинными, чем обычная машина, и поэтому стоят дороже. Как по мне — в них неудобнее сидеть и нет кондиционера.
Бангкок, такси различных компаний
Массаж
Ещё одним притягательным для туристов моментом Таиланда является большая распространённость массажных салонов, предлагающих различные виды массажа за небольшую по нашим меркам цену (150-400 ฿ за час в зависимости от салона).
В нескольких салонах мы испробовали на себе три вида: традиционный тайский (делается через выдаваемую ими одежду), с ароматическим маслом (привычный нам массаж), с горячим маслом (то же, что предыдущий, только масло разогрето). Каждая массажистка (даже в рамках одного салона) делала его по-своему, из чего у нас сложилось мнение, что массажные салоны в Таиланде — это массовое развлечение для туристов, не несущее никакой лечебной нагрузки. Возможно это и не так в салоне старейшей школы массажа при храме Лежачего Будды в Бангкоке, который очень хвалят в интернете. Но мы пришли туда в самом начале путешествия, когда ещё не было выводов о туристическом массажном аттракционе, поэтому очередь из восьми человек отпугнула, и на себе их массаж мы не испробовали.
Исторические памятники
• В основном это буддийские храмы и монастыри. Я составила программу с координатами и описанием, по которой мы и осматривали их. Писать здесь про них смысла не вижу, в интернете информации предостаточно. Если кому что интересно — спрашивайте.
• Билеты во все достопримечательности для иностранцев не очень дорогие. Исключение (из того, что мы видели) королевский дворец — 500 ฿ (960 ₽) на человека, и находящийся внутри него храм Изумрудного Будды — ещё 300 ฿ (580 ₽) на человека.
Бангкок, Ват Пхо (храм Лежащего Будды). За 20 ฿ можно получить много мелких монеток, которые нужно бросить в 108 (в знак 108 добродетелей Будды) металлических горшков, расположенных вдоль стены храма. Такой ритуал ведёт к чему-то хорошему, правда, источники расходятся во мнениях, к чему именно…
Бангкок, Ват Пхо (храм Лежащего Будды)
Бангкок, Ват Арун — буддийский храм на западном берегу реки Чаупхрая. Известен своей 79-метровой пагодой, украшенной керамической плиткой и разноцветным фарфором
Бангкок, Ват Арун
Бангкок, Ват Траймит (храм Золотого Будды), статуя сидящего Будды — самая большая в мире золотая статуя весом 5,5 тонн. Была отлита из чистого золота предположительно в 13 веке, зрачки глаз выполнены из черных тайских сапфиров, белки — из натурального жемчуга. В 18 веке, во время войны с Бирмой, статую скрыли внутри другой такой же, сделанной из гипса. Ват Траймит закончили строить в 1957 году и решили не делать для него статую Будды, а взять в одном из заброшенных храмов на севере страны. Выбранная статуя упала при погрузке, часть гипса откололась, явив свету сокровище.
Бангкок, Ват Траймит (храм Золотого Будды), денежное дерево
Бангкок, ворота монастыря Ват Бенчамабопхит — ослик надежно защищён от желающих на нём посидеть
Бангкок, фруктовый рынок Saphan Khao — он для местных, соответственно, цены на нём тоже для местных
Бангкок, один из видов общественного транспорта — лодочки и паромы
Бангкок, парк Люмпини — 6 часов вечера, весь парк забит занимающимися спортом людьми
Чиангмай, люди запускали китайские фонарики в честь праздника Лой Кратонг (Loi Krathong), который проходит в Таиланде каждый год в ночь 12-й полной луны
Чиангмай, парк цветов Royal Flora Rajapruek
Чианграй, Ват Ронг Кхун (Белый храм), спроектированный тайским художником Chalermchai Kositpipat и построенный на его же деньги. Автор и владелец храма очень гордится тем, что не взял ни копейки у государства и не привлекал спонсоров, благодаря чему имеет возможность создавать храм своей мечты и не зависеть от мнения окружающих. Хотя храм и буддийский, его убранство и окружающее пространство нетипично. Сам храм символизирует нирвану — место, где живет Будда. Но чтобы попасть туда, надо пройти по мосту — дороге к просветлению, преодолев при этом человеческий мир (маленький полукруг прямо перед самим мостом), а затем пройти через Ад с тянущимися руками грешников (большой полукруг, заканчивающийся клыками — это уста демона Раху).
Мае Салонг (деревня на север от Чиангмая), чайная плантация
Мае Салонг (деревня на север от Чиангмая), магазин чая
Tha Pai, горячий источник. В нижнем бассейне вода настолько горячая, что Саша сидеть не смог и купался в верхнем
★ ★ ★
Автомобили
• В Бангкоке и Чиангмае на улицах, естественно, преобладают японские машины, по моим прикидкам: Toyota — 67%; остальные — японцы по мере убывания: Isuzu, Honda, Nissan, Mazda, Suzuki — 17%; BMW — 7% (на Пхукете BMW поменьше); Mercedes — 3%, Chevrolet — 3%; остальные европейцы: Renault, Volkswagen, Audi (в Бангкоке за 5 дней видел A6 C4 и Q3, в Чиангмае — A4 B5 и Q5, на Пхукете — R8), Porsche (во всех трёх местах видели раза 3 всего).
• Наверное, половина ездящих здесь легковых машин — пикапы. В их открытой части перевозят не только вещи, скутера и тому подобное, но и людей. Мы видели и 10 человек, едущих куда-то в кузове.
• Таиландцы не чужды тюнинга, причём они ставят красивые диски и временами занижают не только легковушки, но и пикапы (!).
• Каждый день в часы пик на городских магистралях собираются многокилометровые пробки; всякий раз радовались, что мы на скутере, и вместе с местными едем между рядов стоящих машин.
• Хотя Таиланд и подписал Венскую конвенцию ООН о дорожном движении от 1968 года, по которой можно ездить в другой стране по национальным правам, он не ратифицировал её. Поэтому официально нужно МВУ. И для скутера нужна категория А. У нас не было ни того, ни другого, мимо полицейских Саша старался проезжать, не слишком выделяясь из потока, и, таким образом, общения с ними избежал.
• ПДД (в нашем представлении) соблюдаются очень условно. Например, проехать по обочине встречной стороны 4-х полосной дороги — широко распространённая практика. Развернуться на такой дороге (через нарисованную сплошную) — тоже без проблем. На светофорах, оборудованных таймером, все двухколёсные стартовали, когда индикатор показывал, что до зелёного ещё 4 секунды.
• Бензин и ДТ стоят 0,6 $, цена на заправках колеблется вместе с ценой нефти.
Также, как и в Гоа, на Пхукете в придорожных магазинчиках широко продаётся бензин, разлитый в стеклянные бутылки 0,7 л из-под виски, по цене в два раза дороже, чем на бензоколонке. Мне кажется, что единственной причиной его покупки может быть неумение соотнести запас бензина в скутере и предстоящее расстояние поездки.
• Аренда скутера обходится 150-300 ฿ (290-580 ₽) в сутки, за 150 ฿ будет с объёмом двигателя 110 см³.
Навигация
Поскольку для Navitel, которым мы пользуемся в России, нет карты Таиланда, пришлось искать что-то другое.
Сначала поставили Sygic, но, запустив, увидели, что все надписи на карте на тайском языке, и нет поиска по GPS-координатам.
Пошли дальше, поставив HERE Maps — названия на карте написаны на английском языке, есть поиск по названию места в большой базе POI, но также нет возможности ввода GPS-координат.
Пришлось идти дальше, установив OsmAnd — в нём есть поиск по gps-координатам, однако, программа сырая и часто зависала.
Toyota Hilux Vigo
Скутер хорош для небольших пробегов в черте города, дальние расстояния и высокие скорости – не его стихия. Поэтому для поездки из Чиангмая в Чианграй и к горячему источнику Tha Pai мы брали на прокат автомобиль. Остановились на очень популярном здесь пикапе — Toyota Hilux Vigo прошлого поколения (2010 года выпуска).
В Budget аренда стоила 1300 ฿ за сутки, но мы взяли у местного прокатчика за 1500 ฿, так как до и от Budget такси вышло бы дороже разницы.
Нам достался заднеприводной автомобиль с двойной кабиной и дизельным двигателем 2.5 л 144 л.с., агрегированным с МКПП. Машина была в минимальной комплектации, заглушек кнопок было больше, чем самих кнопок.
Магнитола без USB или карты памяти в 2010 году за гранью, как мне кажется.
Повеселила печка, в которой был только режим охлаждения, а подогрева не было.
Как показала дальнейшая езда, дороги здесь хорошие, особого смысла брать такую махину не было.
Только один раз съехали на слоновью тропу, где Hilux смог похвастаться огромным клиренсом.
★ ★ ★
Пхукет
• При планировании поездки из пляжей Пхукета выбрали Карон — он удобен как отправная точка для поездок по всему острову, народу не слишком много, и сам пляж чище. По итогам посещения других пляжей не пожалели.
Пхукет, пляж Карон
• Ещё Карон славится своим 'поющим' песком, который из-за преобладания в его составе кварца особым образом поскрипывает под ногами.
• Неприятно поразили некие крохотные существа (в интернете их называют по-разному — сальпы, морские блохи), которые чувствительно жалят находящихся в воде. Причём происходит это не всегда (слава богу!), а в произвольное время. Следов не остаётся, но достаточно неприятно. В Гоа, на Бали, Шри-Ланке, Кубе, Бразилии, Мексике, Турции, Египте и Европе с ними никогда не встречались.
Пхукет, храмовый комплекс Big Buddha — самое приятное с точки зрения климата место на Пхукет, очень приятно дует ветер
Пхукет, смотровая площадка у Big Buddha
Пхукет, Monkey Hill (обезьянья гора)
Пхукет, Monkey Hill (обезьянья гора)
Еда
• На улицах можно встретить макашницы – это велосипед или мотоцикл с приделанной к нему тележкой, на которой расположен прилавок-кухня с грилем на углях или газовой конфоркой. С них продают пад тай, различные шашлычки и колбаски, а также блины с разными начинками. Само название "макашница" было выдумано первыми русскими туристами, так как все мясные продукты продаются с соусом, в который их макают.
Бангкок, улица Khao San, макашница, с которой продают пад тай и блинчики
• У тайцев очень популярны рынки. Такое впечатление, что они могут создаваться на время на любой свободной площадке. Рынок делится на зоны – вещи, фрукты, множество палаток с готовой едой.
• На большинстве рынков встречается один торговец, который продаёт жареных червей и тараканов. Очередей к нему, в отличие от других лотков, не замечали.
Пхукет, Ночной рынок, лоток с жареными червями и тараканами
• Кроме фруктов и различных морепродуктов, мы ели 2 традиционных тайских блюда: том ям кунг — суп на основе кокосового молока с креветками и пад тай — жареная в воке лапша с яйцом, ростками, курицей и или креветками, посыпанная сверху орехами.
Том ям кунг
Пад тай
Здесь тоже готовят пад тай
• Вся сдобная выпечка (в герметичной заводской упаковке) – потрясающая.
• В Раваях каждый день работает рынок морепродуктов. С одной стороны дороги морские цыгане продают свои уловы — можно купить все, что пожелаешь. На другой стороне дороги — кафе, в которых любым выбранным вами способом готовят то, что вы купили (цена 100 ฿ за 1 кг). Цены на рынке не так чтобы маленькие, но продукция вся свежая, многие гады ещё шевелятся.
Однако, этот рынок — далеко не самое дешевое место: в один из последних дней заехали на рынок для местных (примерно в середине пути (не вдоль берега) от Раваев на Карон, расположен прямо рядом с дорогой), там точно такие же креветки, как на Раваях за 650 ฿, были за 240 ฿.
Пхукет, Раваи, прилавки рынка
Пхукет, Раваи, прилавки рынка
Пхукет, Раваи, а вот как это выглядит в готовом виде
• На Пхукете встретили пару кафе, в которых за фиксированную плату (189/199 ฿) предлагается обширный шведский стол с неограниченными подходами. Необычно для нас, что еда лежит сырая (свежее и маринованное мясо, свежие креветки, свежая рыба, маринованные куски рыбы), и готовить надо самостоятельно — либо на установленном на каждом занятом столе большом чане на углях (сверху покрытие для жарки), либо на общей для всех решетке мангала, установленного у входа. Также присутствуют свежие овощи, готовая выпечка с овощными и фруктовыми начинками, свежие фрукты и мороженое. Напитки за дополнительную плату.
Суп с традиционными мясными шариками. Также эти шарики продают на вертеле
Варёные яйца на палочке
Ролы и суши, продаются поштучно, в зависимости от размера 5 или 10 ฿. Дешево, но мне мешало отсутствие мягкого сыра и малое количество рыбы