Летел из Амстердама КЛМом. Пересадка на Сен-Мартене, до Тортолы (крупнейший остров БВО) добраться можно только на небольшом двухмоторном самолете (чем-то неуловимо напоминающем автобус). Полоса у них маленькая, полноразмерные самолеты (не говоря уже о трансатлантических лайнерах) не принимают.
На подлете к Тортоле. Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги...
В "автобусе" добрая шоколадка раздает пассажирам бумажки - таможенную декларацию и анкету на въезд. Заполнять надо аккуратно и внимательно. Отличительная черта местного населения - въедливый, неукоснительный и тупой бюрократизм. Сотрудник таможенной службы натренированным взглядом типа "солдат на вошь" мгновенно стирает с лица туриста беспечную улыбку.
Такси прямо на выходе из здания аэропорта. Прайс до Роад-Тауна почему-то 27 долларов (ездил несколько раз, все время именно эта цифра) Обратно по тому же маршруту, что интересно, 30. Такси представляет собой маршрутку, в которой ты являешься единственным гордым пассажиром. Приезжаю в гостиницу - гостиница в центре города, у самого моря. Никаких наворотов, самый средний бизнес-отель. Впрочем, все, что мне сейчас (после дня в пути и 10 часов в воздухе) надо - душ и постель. Как же. Стандартная регистрация - паспорт, кредитка. Девочка на ресепшене тут же чарджит мою кредитку на полную сумму стоимости отеля за три недели (3,5к баксов). Там таких денег нет. Ставят вопрос ребром - как платить будете? Я говорю - а чо, я ещё въехать не успел, а уже платить? Я платить не буду, принимающая сторона платит, чеком. Нет, говорят, это не дело. Если чеком, то давайте чек сразу, а если нет чека, платите как-нибудь ещё.
Сговорились на том, что первую ночь я оплатил наличкой и в растроенных чувствах ушел спать.
Город.
Маленький. Очень маленький. Буквально две с половиной улицы. На две трети состоит из банков, юридических контор и офисов офшорных агентов. В заливе - лес мачт.
Утром просыпаешься от того, что за окном орут петухи. Петухи повсюду, как в деревне. Впрочем, это и есть деревня. Я сначала думал, что здесь рядом процветает какая-то птицеферма, но нет. Курицы all around. Так и не понял, принадлежат ли они кому-то или являются местным аналогом голубей - гордой свободной птицей. Знаю только, что половина мясных блюд в меню аборигенов - курятина.
Город (как и вся страна) производит довольно странное впечатление. С одной стороны, 50-долларовую бумажку местные за деньги не считают. Ценник тут - как в Европе, а местами и побольше. Прямо напротив отеля магазины "Ролекс" и "Колумбийские изумруды". С другой стороны - типичные негритянские бардак, срач и всеобщее запустение. Петухи дополняют картину.
Почти каждый день в порту "паркуется" один (а то и несколько) круизный лайнер. Каждый из них по размерам составляет примерно треть города, а по числу "населения", не исключаю, что и превосходит его.
Бодрый поток американских старичков в шортах растекается по округе.
Светофор в городе, кажется, один.
Из техники местные предпочитают джипы. Других тачек почти что и нет. Хаммер на улицах - не в диковинку. Местные зашибают неплохое бабло на финансовых услугах и офшорном секторе. Туристы полируют это дело длинным долларом. Страной руководит непомерно раздутый бюрократический аппарат, который резво и весело пилит некислые поступления в зеленой валюте.
Остров.
Почему именно джипы, становится понятно после первого же знакомства с местными дорогами (то есть, ещё на пути из аэропорта). Больших гор на острове нету (большого тут нет вообще ничего, кроме джипов и бюрократии), но рельеф крайне пересеченный, поэтому все время "по долинам и по взгорьям". Так вот, если в нормальной стране, прокладывая дорогу через гору, стараются построить серпантин, тут все проще. Дорога идет прямо в гору (под углом градусов так 45), переваливает через неё - и под таким же углом идет вниз. А в конце Вас ждет какой-нибудь живописный поворот. А чо? У джипа движок мощный, он вытянет и не в такую гору. Главное, чтобы на спуске тормоза не отказали.
Выезжаешь на такую дорогу и думаешь - как? Серьёзно? То ли я сошел с ума, то ли те люди, которые эту дорогу проектировали и прокладывали.
Движение, само собой, левостороннее - территория под патронажем Британской Короны, все дела. Пикантность этому факту придает то, что все машины на острове - с левым же расположением руля. Ибо завозятся напрямую из США.
Дороги, левосторонее движение и левый же руль позволяют БВИ уверенно лидировать в номинации "самое шизанутое дорожное движение в мире".
Пленэр - так себе. Возможно, когда-то тут цвели буйные джунгли, но они давно пали под топорами предков нынешних жителей БВИ, которые расчищали место для плантаций сахарного тростника под веселое посвистывание кнута надсмотрщика. Теперь горы покрыты кустарником и невысокими деревцами. Лезть в кустарник я бы не советовал. На острове обитают довольно неприятные ядовитые твари.
Природа довольно сухая. Буйного цветения и тропических запахов не замечено.
Много упитанных и довольных собой ящериц. Чаек здесь заменяют пеликаны, которые с веселым шлепком пикируют в воду с высоты, в надежде поймать рыбку. Помимо пеликанов есть какие-то большие красивые чайкообразные птицы темного цвета - фрегаты или кто они там. Размах крыльев - ого-го!
Остров славится неплохим дайвингом и снорклингом. Но кое-какой сам себе злобный Буратина, взяв с собой кучу ненужного барахла, забыл взять маску. Поделом.
Туристы.
Больших красивых отелей на острове нет. Туристический сектор представлен старичками в шортах, которых лайнеры выгружают и загружают обратно в строго определенные часы, и владельцами огромного количества яхт, барражирующих в прибрежных водах. Благодаря приятному климату и близости к Штатам, от яхтсменов здесь отбоя нет. Владельцы так и живут, видимо, на своих яхтах.
Еда.
В рестораны не ходил. Ценник здесь неслабый, а оставить сто баксов за ужин в ресторане, по внешнему виду напоминающему столовку... как-то не тянет. В этом все БВО - прайс европейский, перформанс - африканский.
Успешно питался все это время вкусными и лимонадными тэйк-эвеями, приобретаемыми в супермаркете в центре города. Ребрышки в меду - это ммм.
Что делать на острове?
Делать тут нечего. Кроме как валяться на пляже и купаться в море. На выходных взял напрокат роллер (ибо правами так и не удосужился обзавестись) и поехал исследовать остров. За шесть часов объехал добрую (и наиболее интересную) его половину - западную. Южное побережье (то, где Роад-Таун и аэропорт) особого интереса не представляет. Пляжей почти нет, даже и не искупаться, зато дорога прямая и ровная (не считая многочисленных "лежачих полицейских", которые не дадут заскучать).
Единственный нормальный пляж, обнаруженный на южной стороне, радует тем, что находится только в 10 минутах езды от города:
По дороге к пляжу можно посмотреть на то, как яхты хранятся на берегу - их ставят на такие интересные подпорки (хотел бы я знать, каким образом... краном, что ли, поднимают?).
Кстати, поговаривают, что на острове - забористая трава (если тут есть интересенты до этого дела). Сам не пробовал, врать не буду. Однако, поздно вечером, стоя в очереди в местный аналог МакДональдса в компании нескольких проституток (ничего не хочу сказать плохого, может, это были добропорядочные матери семейств... но у нас так одеваются только жрицы любви), воочию наблюдал, как два паренька, отойдя в тень, дилили этим самым...
Пробовать не рискнул. В первую очередь, потому, что не дай Бог попадешься каким-то образом на глаза ментам - пиши пропало. При их фапе вприсядку на соблюдение законов, "Бангкок-Хилтон" покажется детским мультиком.
Кстати, как я слышал, на острове вполне можно садиться за руль в легком подпитии - никто этим не запаривается.
Впечатляющее зрелище представляют собой местные менты, патрулирующие улицы на чопперах. Эдакие черные Шварцнеггеры (прошу прощения за каламбур) в эсэсовских касках... Внушает.
Большинство пляжей - на северной стороне острова. Пляжи красивые, вода - невероятных цветов, туристов там почти нет.
Типичный пляж северного побережья, Cappoons Bay:
Находится сразу за ресторанчиком "Что-то там у Себастьяна" (точнее не помню). Ресторанчик же дислоцируется почти сразу у спуска с перевала через горы (на западной оконечности острова).
Момент переваливания через горы, благодаря местным дорогам, является нетривиальной задачей даже для джипов, а для двухколесного роллера, на котором ещё и о равновесии надо думать... Честно скажу, в паре мест я просто останваливался и долго стоял на обочине, собираясь с духом, прежде чем решиться на очередной спуск. Но было весело.
Такая вот щемящая душу картина. Я туда приехал на таком же.
Кстати, цена роллера - 20 баксов в час, если кому интересно. Рассчитана на пассажиров лайнеров. Я договорился о 40 баксах в сутки. Тоже не алмаз, но терпимо.
Единственное место, которое я бы искренне рекомендовал посетить, находится на соседнем острове - Вирджин Горда. Называется место The Baths, Ванны. Представляет собой небольшой, но в высшей степени живописный пляж, а также туристическую тропу. Маст си. Если будет время - опишу поподробнее.
Мастсишное местечко:
Ну и напоследок. Для того, чтобы покинуть остров, в аэропорту придется заплатить... налог на вылет. =) 20 долларов. Честно говоря, не имея богатого опыта путешествий, с такой интересной практикой сталкиваюсь впервые. Любопытно, а что будет, если турист, скажем, поиздержался, и не припас в кулаке заветные 20 долларов? Все? Долговая яма и фильм "Терминал" в местном исполнении?