В прошлый раз мы жили на курорте «Сонеста Махо», всё включено, за 1495 канадских долларов с человека + аренда машины. На этот раз поселились с другой стороны аэропорта, с террасой, выходящей на ВПП, и это нам обошлось в… 1900 канадских долларов на четверых + перелёт по 600, машина в аренду 300, бензин 50 и еда около 400, итого 1262.5 CAD на человека.
Летели на WestJet Оттава – Торонто – SXM. На стыковку в Торонто в пределах одного терминала было 2 часа 15 минут по расписанию, но… усевшись в самолет в Оттаве, мы услышали обрывки невнятного объявления… вышли обратно в аэропорт и прождали там 2 часа. В Торонто – туман. Черт бы побрал зиму с дождями поверх снега, либералов и их всемирное потепление. Тётечка-капитан профессионально притёрла Боинг 737 в Торонто, а туман, и вправду, был такой, что законцовка
крыла еле виднелась.
В чрево 3-го терминала аэропорта «Пирсон» мы вышли в аккурат в 10.15, во время вылета нашего основного рейса на юг. И на табло рейс проходил со сноской «по расписанию». 10 минут кросса по пересеченной местности аэропорта донесли нас до выхода на посадку – мимо 200-пассажирной очереди на стойку пропущенных рейсов, мимо пассажирских электрокаров, которые могли бы нас быстро домчать до места посадки, ну, хотя бы не нас, а подпирающегося палкой старикана, тоже спешащего на этот рейс… но в электрокарах индусского вида тётки болтали друг с другом, не обращая внимания на свое гуманное предназначение. Тем не менее, на посадке нас дожидались, и продолжали дожидаться еще немного, так что даже тот старикан с палкой успел доковылять, хватаясь за все части тела.
– Успели – подумали мы – и сразу начали переживать за багаж. В багаже ехали жидкости… продукты… купальные принадлежности… режущие и колющие предметы… и за багаж было уплачено отдельных 25 долларов. Теперь всё за деньги. Еда в самолете… почти 5 часов лететь… бутерброд за 12 долларов. Багаж. Аренда «таблетки» вместо экранов на местах. Интернет. Наушники. Пледы. Правда, попить наливали щедро, а по случаю задержки даже предлагали бесплатно выпить.
Мы уже несколько лет берём еду с собой в самолет – и бутербродики, и индивидуальные упаковки порционных салатов. К нашему удивлению, багаж прилетел вместе с нами – плюс ВестДжету и его приветливым работникам.
На Сен-Мартене ликвидировали процедуру заполнения всяких таможенных и пограничных бланков, мгновенно проштамповали паспорта и выдали багаж. Забегая вперед, скажу, что процедуру взимания сбора за вылет из страны тоже отменили. Это плюсик Сен-Мартену. Еще заметно сократилось поголовье бездомных животных. Собачки бегают по улицам в гораздо меньшем количестве, и почти все носят тряпичные ошейники. После наших интенсивных поездок на острова Британского содружества – Барбадос, Антигуа, Ангилья – приятно обрадовали дороги нормальной ширины. Хотя и без обочин, но и без бетонированных арыков, в которых через каждый километр валяется машина с оторванным колесом.
Продукты в магазинах, опять же по сравнению с британскими владениями, порадовали ассортиментом и ценами. У британцев заметна попытка что-то вырастить самим, и поэтому дикие налоги на импорт, а Сен-Мартен – безналоговая территория, все привозное и относительно недорогое. Хотя рестораны недешёвые. Но готовят на Сен-Мартене получше, чем на том же Барбадосе, рыба вполне себе съедобная, а не подметка пересушенная, вымоченная в настойке специй.
На острове, как и прежде, 3 валюты: евро на французской части, гульдены на голландской части, но везде принимают доллары США и 1 евро = 1 доллар при оплате наличными. Гульдены (или флорины) сокращение NAF идут по курсу 1 USD = 1.8 NAF.
Цены в магазине (усреднённо) примерно такие (немного различаются цены на французской и голландской частях, но незначительно): в долларах США
Спиртное крепкое: 11 за литр приличного барбадосского рома (конечно, есть дороже и дешевле)
Приличное франц. вино (розовое анжуйское) 4.5 – 5.5 за 0.7 л;
Сигареты: 18 за блок
Вода в бутылках негазированная: 1 доллар за литр;
Вода газированная: 1.4 доллара за литр;
Куры – 10 за кг,
Рыба свежая – от 18 до 30 за кг;
Варёный омар карибский – 25 за кг;
Масло 250 г, французское – 1.50
Масло 250 г. ирландское – 3
Сыр «гуда» 10-13 за кг,
Хлеб – от 1 доллара (багет) до 5 долларов – «ватный» с семечками круглый;
Помидоры – 4-5 за кг,
Салат Romain штатовский 2.5 за 3 кочанчика;
Яйца – 2.99 за дюжину.
Плюшки слоёные и круассаны – очень приличные, по 90 центов.
Пиво… забыл… но кому нужно пиво, если есть ром? Вроде недорогое.
Одним словом, вполне канадские зимние цены, только сыр, конечно, дешевле значительно. Сыров европейских много, включая «Эпуаз», запрещенный на американском континенте. Но «эпуаз» стоит около 10 долларов за 250 г, а рядовой камамбер – около 2 долларов.
Мы пользовались 2-мя супермаркетами: «Carrefour» на голландской части и «Super U» – на французской.
На подлёте можно было рассмотреть Ангилью, точнее, ее северно-восточную часть, остров Тинтамаре, вдалеке Сен-Барт и Сабу. И, конечно, Сен-Мартен заманчиво проглядывал сквозь реденькую тучку. Саба выглядывала из-за яхты Абрамовича.
Жильё наше называлось «SXM spotters paradise» и вправду, наблюдать за самолетами оттуда было неплохо. Я наснимал всякие мелкие «шнявы», которые прыгают между островами и возят бизнес-пассажиров. Старый знакомый «Лиат» заметно уступает мелкопоместному «Винду», расширяется «Инсел», добавивший к старым MD-82 и 83 Фоккеры 50 и 70, появилась доминиканская PAWA, и стало не видать «горбатых» Боингов 747 из Амстердама. Вместо них сейчас летает А-330. А из городу Парижа, как и встарь, летит А-340. Кроме того, летает новое для меня чудище XL, и Дримлайнер фирмы TUI. Америкашки остались в прежнем составе: JetBlue, American, United и Delta. И даже прилетают Американ в старой ливрее, которую я очень любил, и которая исчезла при слиянии с US Airways. Из Канады летают Air Canada, WestJet и Air Transat. Сейчас засветим несколько картинок.
Жилье нам досталось приличное, без особых изысков, но было все необходимое, включая кондиционер, парковку и Wi-Fi. Холодильник, кухня, газовка, посуда. Куча полотенец. Жили на 2 уровнях: спальни и терраса наверху, кухня и столовая внизу. Правда, обедали мы все равно на террасе. Несмотря на близость аэропорта, шум и запах нам не досаждали. Ветер был в другую сторону и относил керосин, а шум двигателей в светлое время суток был своеобразным сигналом о том, что пора выглянуть с балкона. В темное время полётов практически не было. Несколько кукурузников с островов и последняя лошадь из Майами в 21.59 ежедневно.
На острове мы – купались и загорали, днем +27, ночью +22, вода +27. Несколько дождей продолжительностью 5-10 минут. Один дождь продолжительностью около 2 часов. Прекрасные пляжи, с волной и без волны. Растительности в воде нет. Прозрачная бирюзовая водичка. Сноркелинг немного присутствовал, но лучшие места на острове достигаются с лодки. Мы опробовали новую маску (на всё лицемордие) и в ней я, наконец, впервые почувствовал себя комфортно для подводного осмотра.
Посетили пик Парадайз – высшую точку острова с прекрасными видами. Дорога туда слегка экстремальная и узенькая. И крутенькая. Интересно, как они в гололёд по ней ездят?
Побывали во французской столице – Мариго. Там имеется морской порт, откуда идут рейсовые катера на Сент Барт и на Ангилью, имеется таможня и пограничники. Парковку в Мариго сыскать сложно, но с утра может повезти. В прокатной конторе была объява, что, дескать, в Мариго стоянки платные, но никаких знаков я не увидел, как и не видел, чтобы кто-нибудь платил. Еще в Мариго большой рынок прямо на площади перед портом, и мы там закупились сувенирами. Русской тётечки, которая 5 лет назад торговала ювелиркой из морских раковин, не было. Но ее помнили другие продавцы и сказали, что она уже 2 года назад уехала. Неужто обратно в Красноярск?
И в голландской столице – Филипсбурге
Прибарахлились сувенирами и дешевым алкоголем.
На острове построили новый мост через лагуну в 2015 году и разгрузили напряженную магистраль с разводными мостами. Но все равно трафик приличный.
Взяли прогулку на лодке с заходом на остров Тинтамаре (там на дне пасутся черепахи), остров Пинель (пляжи, игуаны), Креольскую скалу – охраняемый риф с множеством рыб, и вообще прокатились вокруг острова с ланчем и выпивкой.
Под конец позволили себе пойматься на таймшерскую удочку: пожалели французскую девочку, которая всех уговаривала поиграть в «соскреби монеткой карточку» и выиграли 5 дней-4 ночи в 5-звездочном отеле, которые надо использовать в течение года. Не знаем пока, будем ли использовать, а передать другим лицам по правилам, вроде бы, низзя. Но посмотрели хороший дорогой курорт, выпили коктейль и поиграли в кошки-мышки с местной агитирующей тётечкой. На её вопрос: «Как вы думаете, отчего все эти люди вокруг вступили в наш клуб?» я ответил: «I think they are stupid», чем поверг тётечку в состояние шока, после чего она уже слабо дергалась на крючке.
Улетали с желанием остаться еще… но уже безо всяких задержек и приключений.
А! Опробовали новую фичу для парковки в аэропорту Оттавы. 40 долларов на неделю. Оставляешь машину в условном месте в аэропорту, а по прилёте забираешь ее там же. Мальчики отгоняют машинку на охраняемую парковку в 3 км от порта. Очень удобно. Называется Mr.Parking, Рекомендую!