Маршрут: Буэнос Айрес – Монтевидео – Пуэрто Игуасу – Эль Калафате - Мар дель Плата – Буэнос Айрес.
Обычно путешествуя, мы стараемся покрыть территорию одной страны, а не по 1-2 места в нескольких. Тем более в такой большой стране, как Аргентина, есть что посмотреть. Смущало одно – все интересные места находятся в разных уголках страны и для того, чтобы побывать везде за 3 недели, нужно было много перемещаться.
Перелеты Aerolineas Argentinas.
Самолеты новые и чистые, однако они часто задерживаются (иногда была более чем на час).
Независимо от дальности перелета (даже более 3 часов) на внутренних рейсах дают сухой паек (крекеры, батончики мюсли, сок и чай/кофе). Поэтому не садитесь в самолет голодными))
Перелеты не самые дешевые – за перелеты Буэнос Айрес – Монтевидео (позже объясню, почему все таки попал Уругвай) – Пуэрто Игуасу – Эль Калафате – Буэнос Айрес мы отдали порядка 27 000 рублей на человека. Я не рискнул покупать через аргентинский сайт (argentina espanol или ingles), что несколько дешевле, т.к. в правилах тарифа ЧЕТКО написано, что он действителен ТОЛЬКО при наличии аргентинского резиденства, и его (резиденство) нужно подтвердить документом. По советам форумчан попробовал связываться с несколькими местными тур.агентствами (в надежде, что это может быть дешевле), они предлагали купить эту же цепочку перелетов, но каких-либо выгодных условий по деньгам я не увидел. Так что билеты покупали через американскую версию сайта (US English). Кстати, при выборе версии US Europe нет возможности оплатить банковской картой Visa, что очень удивило!!
Рассматривали вариант путешествия некоторых участков поездом. Но железнодорожное сообщение не так развито, как в России. Это у нас можно практически везде попасть поездом. Вот самый helpful и useful сайт по ж/д сообщению. Английской версии нет.
http://www.sateliteferroviario.com.ar/horarios/
Именно в разделе horarios есть активные линки на ж/д маршруты, расписание и разными цветами обозначена активность маршрута на настоящий момент. Цена на сайте актуальная, а вот время и день не всегда…
Мы рассматривали возможность путешествия на поезде из Барилоче в Пуэрто Мадрин. Не рекомендую. Поезд ходит только 1 раз в неделю (нужно подгонять маршрут под этот день). Несмотря на то, что на сайте пишут про спальный вагон и вагон ресторан, пока в наличии их нет (я получил это подтверждение по e-mail от представителя ж/д в Барилоче), однако появятся они «в ближайшее время», которое тянется уже около года. Время в пути занимает порядка 19 часов и до Пуэрто Мадрин еще нужно будет на чем-то добираться (300 км), т.к. поезд идет только до San Antonio Oeste.
Итак, маршрут был разработан таким образом:
15/12/12 (вечер) – Прибытие в Буэнос Айрес (Qatar Airways в 20:50). Ночевка в отделе рядом с аэропортом Ezeiza.
С 16/12/12 по 19/12/12 - Аренда авто. На авто до водопадов Игуасу. С остановкой на речных пляжах Gualeguaychu, остановкой в заповеднике Estero del Ibera. Ночевки по пути. Возврат авто в Пуэрто Игуасу (т.к. дальше путешествие должно быть самолетом).
Но когда я увидел поиск за аренду авто в одном городе и сдачу в другом – у меня чуть глаза не выпали!! Вообще, аренда авто очень дорогая!! Напр., авто 1.4 на механике (самый простой тип) стоил бы 300 долл за эти 3дня путешествия. За то, чтобы взять авто в БА и оставить Пуэрто Игуасу нам пришлось бы выложить 1000 долл!!! Я сталкивался с тем, что есть комиссия за возврат в другом городе, но не в таком размере… Про аренду авто еще будут подробности ниже в части Мар дель Плата.
В общем, эту часть маршрута пришлось менять и добираться до Игуасу на самолете. Но т.к. билеты на самолет уже были куплены по всему маршруту, пришлось впихнуть какую-то активность в эти 3 дня. Из того, что хотелось бы посмотреть за эти 3 дня - Монтевидео или Сальта с неподалеку имеющимся поездом в облака. Сам поезд в облака (1 дневная экскурсия) уже перетягивала бюджет со своими 185 долл на человека + еще перелет в Сальту стоил дороже, чем в Монтевидео. В общем, решено было слетать в Уругвай. Если бы я знал, что нас там ждет, мы бы переплатили за Сальту )))
О Монтевидео чуть позже, а сейчас про то, как еще можно добраться до Игуасу из БА.
Автобус идет порядка 16 часов. И если вы хотите комфортно доехать, то можно попробовать взять первый класс (это полноценно раскладывающееся кресло, где можно занять горизонтальное положение). Цена на такую поездку стоит столько же, как и на самолет. Дешевле будет semicama (кресло полулежа). К сожалению, цену не зафиксировал, т.к. такой способ передвижения мне физически не под силу…
Поезд. Мне пришлось перелопатить массу инфо на английском и на испанском, чтобы понять, что ж/д линия существует, но движение по ней было приостановлено до, как говорится, «дальнейших распоряжений»))).
Таким образом, 16/12/12 мы полетели в Монтевидео. Самолет летит около часа и в Монтевидео мы были уже в 12:40. Про цену на отдельный билет до Монтевидео нет смысла говорить, потому что мы брали составной билет по всему маршруту, и в итоге получилось немного дешевле. Можно добраться на кораблике, что интересно (мы познакомились с теми, кто так путешествовал – им понравилось) и дешево. Билеты можно купить на сайте http://www.buquebus.com Обратите внимание, что несмотря на значок $, цены указаны в ARS… Почему полетели самолетом – потому что хотелось провести 2 полных дня в Монтевидео, а не один. А кораблик бы (туда-обратно) съел 1 световой день.
За 2 дня пребывания в Уругвае мы решили уделить время только столице. Первый день (16/12/12) прошли по городу и думали, что умрем со скуки(( Из того, что было более или менее интересно - центральная площадь (Площадь Независимости) и центральная улица (18 июля).
А то, что пишут про местных людей – правда - они действительно прекрасные и дружелюбные!!
На второй день (17/12/12) была замечательная погода, и мы провели на море. Море в Монтевидео - это смесь пресной воды с соленой приблизительно в пропорции 80/20 из-за впадающей огромной реки Параны. Вода мутная, но не холодная.
В общем позагорали и на след.день (18/12/12) улетели в Пуэрто Игуасу (возможно только с пересадкой в БА).
Перелет занял весь световой день и в Пуэрто Игуасу мы были уже вечером (18/12/12). Это хорошо, т.к. позволило тут же навести справки про то, как лучше посетить парк с водопадами.
Игуасу (18/12/12 – 21/12/12)
19/12/12 - Проснулись утром, не торопясь позавтракали и часов в 10-11 были в парке. Надели шорты и футболки, которые не жалко (важно, чтобы получить приятные водные ощущения!) До 18.00 мы посмотрели абсолютно все, что можно было:
- на поезде доехали до верхнего круга, прошли его полностью;
- доехали до глотки дьявола, дошли до нее по мостикам пешком и еще помокли под брызгами водопада мин 20;
- вернулись на нижний круг, пообедали там, отдохнули;
- прошли по нижнему кругу;
- прокатились на лодке к водопадам!!!!! Это была кульминация, которую просто не рекомендую пропустить!!!!! Пожалуйста, не пожалейте денег на это. После этого пешком прогулялись по джунглям до выхода из парка.
После того, что мы видели на аргентинской стороне, даже не захотеть ехать на бразильскую на след.день. Говорят, что на бразильской стороне вы сможете просто посмотреть все водопады под другим ракурсом. Однако погулять по мостикам, над и около водопадов там не получится. Так что полностью насладиться водопадами достаточно 1 дня.
Рекомендую именно такой маршрут. Если сразу пойдете кататься на лодке, смажете все остальные впечатления и не получите должного удовольствия от прогулок по остальным частям парка.
Чтобы как-то заполнить второй день (20/12/12), взяли велосипеды, покатались по Пуэрто Игуасу и съездили в Бразилию )) не особо интересное занятие (к тому же учитывая качество велосипедов), но как-то нужно было заполнить это день. Было весело все равно) Напомню, что специальная виза россиянам не нужна. На границе просто ставят штамп в паспорт. Однако, если бы мы проехали мимо и не попросили печать (ни на аргентинской, ни на бразильской стороне), никто бы даже и слова не сказал…
21/12/12 – Перелет Пуэрто Игуасу – Эль Калафате (возможно только с пересадкой в БА)
21/12/12 – 25/12/12 – Эль Калафате
Прилетели вечером уже поздно из-за того, что самолет задержали на несколько часов. Поэтому организовывать экскурсионную программу уже не получалось. Просто не было сил и желания. К тому же надеялись, что можно будет утром все сделать.
Оказалось, что экскурсии начинаются в 7-8 утра, а мы только проснулись и закончили завтрак часов в 12…
Пришлось как-то думать, как заполнить этот день (22/12/12). Взяли машину в аренду и поехали в Эль Чалтен (ок.250 км от Эль Калафате). Дорога хорошая, но по ней постоянно бегают животные (особенно сложно было в темноте на обратном пути). Ландшафт в основном равнинный. Ближе к Эль Чалтену начинаются горы.
Эль Чалтен – маленький туристический городок для любителей треккинга. Из достопримечательностей – гора Фитц Рой.
Симпатичные виды, но в целях экономии не рекомендую для этого брать машину. Можно доехать на автобусе (выходит из Эль Калафате утром и возвращается вечером).
В этой части Аргентины вообще достаточно видов активности для треккинга разной сложности. Но то, зачем еще сюда едут туристы - это ледники. Я не любитель треккингов, поэтому 2 дней на ледники было достаточно.
Стоит заметить, что в Аргентине хорошая организация экскурсий. Все вовремя и никто нигде не намекает, что всем вокруг нужно оставить чаевые. Везде есть качественное сопровождение на англ.языке. Однако экскурсии достаточно дорогие. Напр., экскурсия на 1 день на ледники стоит 5000-6000 руб на человека. Обе наши экскурсии начинались в 7-8 утра и обратно в отель нас привозили в 7-8 вечера.
23/12/12 – 1 экскурсия. Трансфер из отеля в порт недалеко от Эль Калафате (оз.Lago Argentino). Прогулка на лодке по озеру, где плавают небольшие, но красивые айсберги разных цветов.
Высадка возле небольшой эстансии и обед на эстансии.
Поездка на джипах по живописной горной дороге к одному из ледников (Упсала).
24/12/12 - 2 экскурсия. Трансфер из отеля к крупнейшему леднику Перито Морено. Свободное время на смотровых площадках у ледника.
Прогулка на лодке к леднику. Высадка на ледник и "восхождение" на ледник.
По окончании виски со льдом (лед прямо из ледника), сидр и закуски.
В итоге, за 2 дня осмотра ледников мы потратили 11000 руб на человека.
Конечно, на ледник Перито-Морено можно съездить одному на маршрутном автобусе из Эль Калафате, но подняться на сам ледник, или проехать на лодках меж айсбергов, или прокатиться по красивой горной местности на джипах и доехать до ледника Упсала просто так на маршрутных автобусах у вас получится.
25/12/12 – Перелет Эль Калафате – БА. Аренда авто БА – Мар Дель Плата.
Про аренду авто.
Как я уже писал, аренда очень дорогая!! Самый просто тип авто (1.4 механика и очень уродливый внешний вид) стоит 100 долл в сутки. Если хотите автомат, он может обойтись в 200. Много где нет страховки гражданской ответственности. Так что если что случится с авто не по вашей вине, платить нужно будет все равно вам. Причем везде франшиза, кот они замораживают на кредитке в день получения авто. У меня была франшиза 1500 долл. Так что имейте доступные средства на кредитке.
Дороги между городами в основном качественные.
Если вы забыли дорожные знаки, не расстраивайтесь - они вам в Аргентине не понадобятся )) там их либо нет вообще, либо они выставляются по усмотрению местных властей ))
Особое внимание обратите, что знак устанавливается ПОСЛЕ перекрестка, а не перед ним. По той же логике ставятся светофоры))
Особенно никто никому не уступает (даже при явном вашем приоритете или даже если у них перед лицом знак «уступи дорогу») и не благодарит на дороге. Но все водят спокойно (иногда раздражающие спокойно).
Итак, 25/12/12 мы на машине доехали до Мар дель Плата (400 км до БА) вечером. Разместились в отеле.
Я не послушал предыдущих путешественников, и мы остались в Мар дель Плата на 5 дней (до 31/12/12) - огромная ошибка!!!!
Была главная идея отдохнуть на море и пляжах после плотного графика переездов. Тут этого сделать не получилось: вода холодная; очень сильный и холодный ветер; если удается спрятаться от ветра, то сильнейшее солнце сжигает кожу (нужно наносить крем достаточно часто) и становится очень жарко; из-за ветра песок выгребали изо рта ложками ))) но самое главное - холодно!!! В общем, далеко от идеального пляжного отдыха... Хотя местные купались – мерзли, стучали зубами, синели от холода, но купались )) напоминало мультик «а я ем клюкву и не морщусь!» ))
С точки зрения достопримечательностей, то это курортный город без каких-либо интересных для посещения мест. Вокруг пампа, поэтому природных (ландшафтных) достопримечательностей тоже никаких нет. Соседние городки на побережье (Pinamar, Villa Gesel, Miramar, Necochea) - скучноватые места, где только отели с пляжами и немного магазинов с ресторанчиками.
Сделал вывод, что Аргентина - не то место, куда можно ехать отдыхать на море. Так что я бы вообще исключил Мар дель Плата из маршрута.
31/12/12 – переезд на авто Мар дель Плата – Буэнос-Айрес. Возврат авто в аэропорту AEP. На такси (за 40 ARS = 260 руб) добрались до нашего отеля (остановились в Реколета).
Сколько уделить времени в Буэнос-Айресе? Я обычно следую маршрутам, которые рекомендует путеводитель. Мой путеводитель (Дорлинг Киндерсли) разбил город на след.части: Палермо+Бельграно, Реколета, Микроцентр+Плаза де Майо, Сан Тельмо+Ла Бока. Для спокойного пешего обхода всех достопримечательностей (без посещения музеев и театров) у нас вышло по 1 дню на каждую из этих частей. Т.е. 4 дня. Не обязательно посещать все места в путеводителе. Но как же узнать, какие более важные, а какие менее. В общем, для составления более полного впечатления о городе 4 дня абсолютно достаточно! Пешком! (было 2-3 переезда на метро и 1 на такси). Взяли танго-шоу – it’s OK.
05/12/13 – вылет из Буэнос-Айреса (Qatar Airways в 22:50) в Доху и далее в Москву. Очень удобный вылет, потому что последний день можно потратить на осмотр недосмотренных достопримечательностей, покупки подарков и не только, сборы чемодана и спокойную дорогу до аэропорта.
Кстати, добраться из города до аэропорта EZE можно только на такси (30 км). В нашем отделе нам предложили такси за 200 песо (1300 руб). Хорошая, комфортабельная и большая машина (типа бизнес класса). Заранее в день отъезда я уточнил у таксиста, который нас подвозил где-то по городу «сколько приблизительно будет стоить поездка на такси до EZE». Он назвал цену в 300 песо. Воспользовались трансфером отеля. Общественный транспорт - как нам сказали – это только автобус, который будет идти «вечность» и с чемоданами будет неудобно.
Хотел бы коротенько затронуть вопрос питания.
Завтраки. Практически во всех отелях завтрак состоит из огромного кол-ва выпечки (слойки, булочки и тд), есть соки, чай и кофе, можно сделать бутерброды с ветчиной и сыром (только один вид каждого). Есть хлопья для завтрака. Ничего из горячего на завтрак не подают. Яичница была только в одном отеле. Часто не хватало чего-то горячего на завтрак...
Аргентина - одно из лучших мест, где я пробовал говядину. Говядина в любом виде!
Реже курица и свинина, 2-3 вида рыбы. Совсем нет супов. Насколько я люблю пробовать все новое, но в этот раз очень быстро наскучило некоторое однообразие меню в местных ресторанах.
Все вкусно, обслуживание нормальное. Практически везде включают cubierto - это что-то типа плата за салфетки, соль и перец на столе, хлеб, вилки, ложки и скатерть))) величина cubierto зависит от уровня ресторана и составляет 7-20 песо с человека (40-130 руб). Cubierto не включают, если вы только пьете (кофе, алкоголь, соки и тд). Если есть хотя бы сэндвич, придется платить. Местные сказали, что если есть cubierto, на чай оставлять необязательно.
Что хорошо – мы ели только завтрак, который включен в отлеле и следующий раз обедали приблизительно в 4-5 часов вечера. На обед брали основное блюдо (как правило - мясо или рыбу) + салат + напиток. Этого было вполне достаточно. Средний чек при таком меню (конечно в зависимости от ресторана и выбранных блюд) выходил около 600-800 руб. на человека.
В общем, удачно съездить!
Пока в памяти все свежо, смогу дать какие-то подробные объяснения, если будет интересно.