ноябрь-декабрь 2009
12 ноября
7.00 – Вылет из Домодедово Люфтганзой. Регистрация началась за 7 часов до вылета. Никакой толкотни, очень спокойно. А321 взлетел к Франкфурту. Через полчаса покормили, а еще через два часа мы сели в Германии. Вышли из самолета и показав паспорта полицейским у начала трапа (видно без паспорта нельзя спускаться на немецкую землю) нас отвезли в зону после паспортного контроля аэропорта. Рейс на Каракас задержали на 45 минут и в 10.30 по местному времени мы готовы были взлететь на А340 по направлению к Каракасу в разношерстной компании латинских братков, мачо, семейных пар и большого количества простых немецких граждан. Длина пути более 8000 км. Высота полета около 11000 метров с температурой ниже 50 градусов. Через час, когда не имея возможности для более-менее нормального сна третьи сутки, я с большой благодарностью оценил возможность одеть выданные наушники и вытянув ноги провалиться в музыку от детского крика наполняемого салон самолета. Вот что я забыл на этот раз в поездку, так это плейер, совершенно необходимый для дальних переездов. На часах по прежнему около десяти часов, местного времени, которое остановилось для нас, мы зависли в нем. Но наконец 15.30 по-венесуэльски наступило.
Каракас
Приземлились точно по расписанию. Пока стояли в очереди на паспортный контроль, познакомились с Настей, летевшей на Маргариту. Решили поменять доллары вместе, так как рассказов об оригинальных местных менялах начитались много. Из-за этого потеряли около часа времени. На самом деле никаких сложностей обмен не вызвал и поменяли у самих же сотрудников аэропорта в синих рубашках, которые следят за тележками, а у таксистов курс оказался хуже. В итоге, с учетом падения доллара поменяли 1:5 200$. После этого с Настей мы расстались и пошли искать автобус, но так как время было уже около пяти часов и вот-вот должно было начать темнеть, решили ехать на маршрутке до Парк-Сентрал за 18Bs с человека. Там пересели на такси. Причем интересно, что когда мы отказались ехать за 40, объяснив, что хотим за 20, нас перенаправили к старичку на машине типа форд, такой же потрепанной, как и сам дедок, лязгающей и грохочущей. В итоге доехали до отеля Tanausu и заселились в двухместный номер на три ночи за 105 за ночь. Время было около восьми вечера. Помылись, переоделись, прогулялись по окрестностям, купили воды. Вода у них, если не в супермаркетах, дорогая – пятилитровая бутылка стоит 12BS (72 рубля или больше двух долларов), в супермаркете в два раза дешевле. Все было в диковинку и необычно – первый раз в Латинской Америке.
13 ноября
Проснулись от свистков и гудков за окном в 7.00. Час пик.
Около девяти сходили в интернет, написали что долетели и поехали в район Эль Коче на местный рынок. Рынок как на Ладожской в начале девяностых. Думаю он в таком состоянии находится долго и будет находиться еще долго, здесь время не такое быстрое как в Европе. Здесь вообще много чего как в России начала девяностых и нас, детей перестройки, трудно этим удивить. После конечной остановки автобуса идти еще полчаса по барио или можно на маршрутке, но мы пешком. Опять никто не напал и не ограбил. Купили лайма, дыни (оказались пресноватыми), бананов (дорогие) и рома. Вот что здесь действительно дешево при изумительно высоком качестве, так это ром. Стоимость этого напитка составляет около 30Bs (150-180 руб.) за бутылку 0,75. Есть в два раза дешевле и чуть похуже, есть в два и более раз дороже и чуть получше. Я предпочел середину. Больше всего понравилась марка Cacique. Продавцы на рынке все поголовно то ли пьяные, то ли обдолбанные, пытались обсчитать, но как только говоришь, что это неправильная модель поведения, деньги отдают сразу. Лучше крупные купюры не брать и давать без сдачи, а то с сотни устанешь на жаре считать на сколько тебя обсчитали. Недалеко от рынка присели на край дороги попили холодного пива наблюдая неторопливую дневную жизнь простого барио Каракаса. Обратно поехали также. Автобус стоит 1,5Bs. А метро в Каракасе почти бесплатное – 0,5Bs (3 руб. или 0,1 американский цент), очень чистое, похоже на метро в Барселоне, только облицовкой стен здесь себя не обременяют, видно считают непрактичным. Вообще такое понятие как эстетика в Латинской Америке как-то не приживается.
На станции El Valle есть торговый центр, где можно купить косметику, репелленты и еще много чего, дороже чем в супермаркетах, но дешевле чем в центре. Также перед центром можно купить фрукты недорого. Вечером пошли в местную пивную, на дискотеку нас не пустили – дресс-код – нужны брюки и рубашка, а я ходил в бриджах и майке. Правда звали на дискотеку для геев, но я не стал изменять жене. Вернулись около полуночи.
14 ноября
Поменяли деньги у «дома с колоннами» на Казанова стрит. Обмен прошел спокойно, без нервов. Курс удалось поднять на 0,1, больше не получилось и в итоге поменяли по 5,1Bs к 1$. Купили карту страны и города в торговом центре где City Bank на той же улице. Поехали искать автовокзал. Перепутали станции метро и долго (больше двух часов) блуждали по трущобам в поисках вокзала. Поднялись на гору и поняли что смотреть надо еще ширше, а копать глубже, короче нет у них в барио автовокзалов. Поднимались сюда по дороге не имеющей тротуара и были единственные кто шел пешком. Такой экстрим.
Вернулись к станции метро и у полицейских в палатке, кстати все полицейские молодые ребята, не знаю с чем это связано, может не доживают до среднего возраста, спросили об автовокзале. Было тяжело общаться, знаний испанского было недостаточно, но в конце концов жестами и рисованием картинок они поняли что нам нужно и подсказали куда ехать. Автовокзал у них называется «терминале», а мы спрашивали «эстасьон», а это станция метро и никак иначе. Вообще, венесуэльцы, если не слышат знакомые слова, не напрягают свой мозг чтобы попытаться понять чужие жесты или проникнуть в смысл незнакомой речи. Они скорее ответят вам неправду, чем попытаются помочь. Ленивый народец, даже в этом. В итоге нашли автовокзал компании Родовиас возле метро Colegio De Ingenieros и выяснили расписание на Сьюдад Боливар.
Пошел ливень и все поплыло. Пришлось два часа сидеть в отеле и пить ром. Потом не выдержали и вышли, провалился чуть ли не по колено в воду. Продлили комнату на день. Сходили в церковь.
15 ноября
Сегодня у них никаких пробок – воскресенье. Чуть не проспал. Встал полдевятого. Пошли искать канатную дорогу в нац. парк Авилла. На карте ее нет, на ресепшене сказали, надо брать такси иначе не доехать. Спустились в метро, проехали одну остановку до Coledio de Ingeneros, дошли до улицы Augusto C.Sandino и по ней в гору минут пятнадцать пешком до канатной дороги Телерифико. Проезд стоит 35Bs. Наверху делать в общем нечего, разве что попить горячего шоколада и сфотографироваться на фоне огромного флага Венесуэлы в тумане, но сам путь наверх завораживает и своих денег полностью оправдывает. Желающие могут спуститься обратно на тук-туке (пикапе со скамейками).
Фотографировать мыльницей или на телефон можно спокойно где угодно. На зеркалку народ смотрит как на дорогую машину. Не очень приятно. Обратно пошли по другой улице, Trujilo, через barrio Punto Salinas. Если не носить на себе золото и дорогую фото и видеоаппаратуру, то можно ходить и по барио. Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать в любом городе мира помогут не омрачить путешествие. Возможно, Каракас и сильно криминальный город, но не настолько, чтобы об этом истерично кричать. Преступность есть везде и везде необходимо принимать меры безопасности, где-то большие, где-то меньшие.
Затем мы ездили в зоопарк, который оказался бесплатным, не знаю, всегда ли он бесплатный или только по воскресеньям. Народ использует его как парк отдыха – валяется на лужайках, которых много, поет песни, возится с детьми, играет в бейсбол. Сам зоопарк весьма скудный, но имеет обширную территорию.
Пепито – самая популярная еда местного населения, похожа на шаверму, продается с тележек – на станции Zoologico оказалась самой дешевой и большой – 12Bs. В центре Pepito Pollo стоит от 16 до 20.
Канайма
16 ноября
Проснулись в шесть и поехали на автовокзал. Сначала сдается багаж на автобус и у нас это заняло пятнадцать минут, затем можно садиться. Едем в глубь страны, на юг. Автобус сделал только одну остановку, где можно было сходить в туалет и посмотреть настолько ободранного кота страшнее которого я в жизни не видел, а видел я очень много котов, этот был как зомби.
Писал я эти строки в несущемся со скоростью больше 100 км\ч автобусе. Окна плотно занавешены, отодвигать занавески не разрешают. Температура в салоне комфортная. Часто встречаются посты полиции и особенно необычно выглядят полицейские с дробовиками. Дорога не широкая, но водитель лихой, шустро уворачивается от ползущих пикапов и банановозов. Поставили по телевизору фильм «Робинзон» с Томом Хенксом и смотрели его три раза. Приехали в Ciudad Bolivar в пять вечера. Я так и не понял почему высадили не всех пассажиров и куда автобус поехал дальше, хотя, как я понял, это была конечная остановка. Как только мы вышли, к нам подскочил человечек говорящий по английски, который воспринимался как родной, после пяти дней только испанской речи. И начал рассказывать про Канайму. После некоторого времени, мы выяснили, что из Канаймы нас могут перевезти самолетом в Санта-Елену, за плату входящую в стоимость тура. Решив, что так будет удобнее, мы взяли тур на Канайму к водопаду Анхель за 1700Bs (330$) на каждого после небольшой торговли с Карлосом. Нас привезли в посаду Dona Karol на ночевку, пообещав утром в семь забрать в аэропорт. Поели мы в ближайшем условно говоря ресторане с названием Tropical Food. На самом деле это была квартира с ободранными потолками и стенами, с очень вкусной местной едой, где нам приготовили много и дешево (47Bs на двоих). После отеля в Каракасе эта посада показалась райским местечком.
17 ноября
Хорошо выспавшись, мы попили бесплатного и плохого кофе (почему-то местное население почти не пьет кофе) и были готовы к новому, едва не ставшему для меня последним, дню.
7.00 забрали из посада на такси отвезли в аэропорт.
9.00 взлетели на шестиместном самолете в компании еще двои русских попутчиков из Москвы, Ивана и Ольги, и двух француженок.
Через час с небольшим приземлились в аэропорту национально парка Канайма. Взяли сбор за вход в размере 35Bs с человека. Поселили в комнаты.
Дали время ознакомиться с местностью, которая представляла из себя небольшую индейскую деревню.
Искупались в реке, пообедали и на длинной лодке нас повезли к водопадам.
Водопады впечатлили. Огромные потоки воды с ревом несутся вниз в пену, в облака брызг, неутомимо, бешено, в изумительном совершенстве, создавая сферу таинственного притяжения взгляда, сотнями лет шлифуя каменное обрамление, неутомимо фыркая, вниз и дальше спокойно, рекой, водой для питья, жизни, среды обитания, питанием корней и облаков и снова каплями, росой, дождем в горы и вниз.
Со второго водопада на острове Анатолия я решил нырнуть.
Спросил у проводника с именем Питер, если поменять две буквы, так будет его настоящее имя, можно ли здесь прыгнуть, он ответил что можно.
Проводник более-менее сносно говорил по английски. Нырнул с высоты метров десять. Хорошо что не головой вниз. На глубине меньше метра встретил ногами плоский камень. Удар был такой, что чуть не выбил мозги. Сначала ничего не чувствовал, а через несколько минут понял, что надолго отпрыгался. На пятку было не наступить. Позднее выяснилось, что обошлось без перелома, к врачу правда так и не ходил, но наступать болезненно даже сейчас, спустя месяц. Как только добрались до комнаты, Иван принес лед, благодаря этому удалось избежать опухания, и нанесли йодную сетку. Перемещения были сильно осложнены. Утром увидел три лиловых синяка, на самой пятке, сбоку пятки и один посередине стопы. На носке ходить мог, хоть и было больно.
18 ноября
Поехали на водопад Анхель. Немного пешком,
потом на лодке, еще немного пешком, много на лодке.
Около трех часов на лодке.
Вотер трип, через пороги и камни, где-то волоком. Если взять с собой надувную подушку, то удастся избежать отбивания задницы. До самого водопада нужно идти около часа по корням и камням через джунгли.
Лучше иметь хорошую обувь с поддержкой стопы, много солнцезащитного крема, потому что на лодке легко сгореть до мяса, учитывая, что ехать приходится в самое жаркое время. Москитов почти не было, были пауки и скорпионы. Спали в гамаках с противомоскитной сеткой. Ночью было очень тихо и очень темно, так темно, что я не видел даже собственной руки. Так что без фонарика ночью даже в туалет не сходить без риска для жизни.
19 ноября
Сплавились без приключений. Ребята из Москвы уехали почти сразу, а нам пришлось ждать еще день, так как самолета на Санта-Елену в этот день не было. Я просидел на пляже, был бы пластиковый стул, похомячил бы. Попил рома. Самая большая экскурсионная контора тут это Cavac. С подгонкой времени тут большая беда. Все делается не спеша, орать бесполезно, кричать глупо, остается только расслабиться и получать удовольствие от жизни. Из связи тут присутствует только Movestar. Digitel, который я подключил в Каракасе за 70 Bs (из них только сорок кладется на счет и стоимость минуты у меня составляла один боливар, уж не знаю какой мне выдали тариф, я едва смог объяснить, что мне нужна симка, а уж тариф…) в большинстве районов страны не ловил, тут тем более.
Рорайма
20 ноября
Вылететь должны были в 9.00. Самолет прилетел спустя три часа, еще час его заправляли.
Все это время я сидел и смотрел на прибывающих туристов. Русских не было. Поговорить было не с кем. Так как нога болела, провалялся в стационарном состоянии на скамейке. Смотрел на окружающую действительность полубезразличным взглядом.
При посадке в самолет рюкзаки никто не взвешивал и не спрашивал что везем, а в двадцатикилограммовых рюкзаках помимо обычных вещей мы везли: три литра спирта, охотничий нож, спички, ром, воду. Загрузились и полетели.
Красиво. Много водопадов и рек.
Через полчаса джунгли сменились прерией. Еще через час приземлились в Санта-Елене.
Очень чистый аккуратный новый аэропорт. Городских автобусов здесь нет. Таксисты заламывают цену в 60Bs. Скинулись на двоих с бразильянкой, которая летела с нами на самолете по тридцать и поехали. Ехать недолго. Таксист подсказал посаду Mishelle с ценой комнаты на двоих 70Bs. Пошли выяснять насчет автобуса до Сан-Франциско. Автовокзал находится за городом, идти от отеля оказалось около трех километров. Причем для местных такси стоит пять боливаров, а для белых десять у всех без исключения таксистов. Едва удалось объяснить что нам нужно в Сан-Франциско. На вокзале много контор автобусов и вроде бы все едут в сторону, которая нам нужна, только некоторые отказываются говорить время, некоторые отправляют к другим, а кто-то говорит, что автобусы не ходят. Трудно с ними говорить на плохом испанском, на английском невозможно, на русском бесполезно. В итоге выяснили, что в 11.30 идет автобус Los Llanos Expresso. Пошли назад. Стемнело. Прохладно. Пиво здесь по три боливара, вода как везде по пять за полуторалитровую бутылку. Ходить в Санта-Елене можно везде и в любое время, очень спокойный опрятный (по латиноамериканским меркам, конечно) городок. Валюту меняют также как и в Каракасе у дома с желтыми колоннами у центральной площади. Меняют до темноты, курс не спрашивал, так как поменяли все в столице.
21 ноября
Оставили лишние вещи в посаде, которой останавливались, совершенно бесплатно. Собрали только самое необходимое. Сели на автобус, который отправился на десять минут раньше времени. Билеты обошлись 50Bs на двоих. Ехать примерно час. На посту наши паспорта смотреть не стали. Автобус был очень комфортный, на таком ехать бы и ехать, большой, удобный, полулежа можно смотреть кино. В салон пришел второй водитель и поставил DVD с фильмом Хэнкок, там очень прикольно Уилл Смит щебетал по испански. Вышли в Сан-Францизко и прошли назад полкилометра, до поворота на Паратепуй. Встретили огромную змею свернувшуюся на асфальте на краю дороги, казалась неживой, пинать не стали, прошли мимо. Километра через два бешено заработало потоотделение, отозвавшийся на жару нагруженный двенадцатикилограммовым рюкзаком организм стал постанывать в том окружившим москитам. Воды взяли мало, полтора литра. Репелленты помогали плохо. Ветра не было. Температура за тридцать. Если честно, мы рассчитывали что нас кто-нибудь подвезет, но машин не было. Примерно одна за три часа и то от турфирм, они не останавливались. Прошли около семи километров, забрались на холм, я сдох, сильно болела нога. Принял обезболивающее, пошли бодрее. Быстро стала заканчиваться вода. За полчаса до заката остановились. Попытался закрепить крючки палатки за почву и тут понял почему в прерии нет деревьев, потому что очень тонкий слой земли, где-то сантиметр, да и то местами, а остальное камень. Кое-как поставили палатку, кинув внутрь рюкзаки, чтобы не унесло поднявшимся ветром. Через час ветер внезапно прекратился, также внезапно, как и начался. Наступила ночь. Звездная, с кусочком луны, совсем не похожая на свою сестру в джунглях. Было тихо, так тихо, что я слышал как скапливается роса на палатке. Рядом я разложил штормовую накидку, придавив ее камнями, в надежде собрать воды ночного дождя, но дождя не было. Воды оставалось не больше пол литра. За день мы преодолели половину пути до деревни. Оставалось еще столько же по сухой грунтовой местами глубоко проеденной дождевыми ручьями трещинами.
22 ноября
Как только начало рассветать, я вылез из палатки.
Спалось плохо. Ночью временами налетал ветер, трепал палатку, будил играя болтающимися частями. Роса на палатке имела отвратительный вкус пропитки. Капли на траве были очень маленькие, собирать их не стал. Быстро собрали палатку и вышли, пока не наступило пекло. Через пять километров вода закончилась. Еще через пять рот был высушен, мы молчали, говорить было тяжело. Наконец-то остановили попутную машину с туристами и нам отлили пол литра холодной воды. Кайф. Вскоре дошли до ручья и искупались.
Пока мылись и стирали, змея, судя по всему, семейства гадюковых, заползла в тень рюкзаков. Отгоняли камнями. Дошли до Паратепуй.
Я выпил за раз полтора литра воды, полную бутылку, которую набрал из торчащего в земле крана. Пристала пара проводников с вопросами а с кем мы, да куда мы. Стали узнавать цену в небольшой, как я понял, официальной конторе, не понравилось – шесть дней с проводником стоило 1800Bs независимо от количества человек в группе, хоть один, хоть десять.
В общем получается такой расклад по ценам: допустим, четыре человека решили пойти на Рорайму, сэкономив при этом денег (наверно это будут русские), иностранцы идут в основном все включено за 1450Bs. Тур из Санта-Елены будет стоить 2800 на четверых (правда это цена при условии, что в группе будет не менее пяти человек). При самостоятельном путешествии, машина из Елены обойдется где-то 400 (пешком идти никому не советую) и на проводника можно сторговаться за 1500 на всех, итого 1900 на четверых. Наверно, все это того не стоит и проще взять тур в Санта-Елене, но у каждого свой путь и каждый сам решает как идти, кто-то идет совсем один и не потому что хочет сэкономить. Кстати, идти без проводника вполне реально, запретить никто не может, ну да, они говорят что нельзя, но после того, как пошлешь их самих дальше Рораймы, добавив что-нибудь по английски, чтобы закрепить так сказать предложение, спокойно уходят. Тропа одна, с единственным ответвлением влево на Кукенан при первом переходе. Сложности состоят при проходе рек в дождливый сезон и при поиске места под палатку на самом плато. Только нам проводник был необходим потому что мы шли на Ла Проа. Оказалось, что в деревне всего двое, кто знает дорогу до Ла Проа, один был на Рорайме в это время, оставался только один. А еще оказалось, что на Ла Проа они водят не за шесть дней, а за восемь. Мы хотели идти за 1400.
Торговались полчаса, проводник ни в какую. Тогда мы сказали что пойдем сами, дошли пешком из Сан-Франциско, дойдем и до Рораймы. Тогда проводник сломался и уступил эту цену.
До заката удалось дойти до первого лагеря на реке пройдя двенадцать километров.
Палатку ставили уже в сумерках.
В реке помылись и постирали. Готовить не стали. Уснули.
23 ноября
Второй день пути.
Третий день без полноценной пищи из-за отсутствия аппетита дал себя знать. Почувствовал сильное измождение.
Подниматься по холмам было тяжело. Прошли семь часов.
Итальянцев, которые шли двумя группами по восемь и десять человек в дороге кормили. На стоянке им ставили палатки и готовили еду. Все включено стоит брать, если вы совсем не зажаты в средствах или не заядлый турист. При переходах рек проводник говорит по каким камням можно проходить, упасть в воду легко, а с рюкзаком это сильно чревато. Приготовили горячую еду. Макароны с бульонным кубиком. Готовили на шведском котелке со спиртовкой.
Раньше дела со спиртовкой не приходилось иметь и как оказалось, что даже 70-процентного спирта она потребляет очень немного (менее 100гр. На одно приготовление полуторалитрового котелка). По моим расчетам 98-процентного спирта на неделю нужно не более литра. По весу спиртовка сильно выигрывает у керосинки, а вес очень даже имеет значение, если идете без носильщиков. Заварили чай из местных ягод с названием морра.
Узнали, что можно есть листья кустарника, который растет повсюду. Длинные листья нужно выдирать у основания и это основание съедать вместе со слизью, которая обильно выделяется.
24 ноября
Встали с восходом.
Сварили бульон. Собрали палатку. От воды из ручьев развился стойкий понос. Вышли. Подъемы достигают 80 градусов, почти отвесные участки. Вот где ощущается каждый килограмм веса. Итальянцы в большинстве идут с альпенштоками. На спуске он сильно помог бы. Когда мы вошли в облако, начались джунгли. Поверхность земли и корни деревьев здесь покрыты мхом, сильная влажность.
Если дотронуться до дерева, падают капли с листвы. Много бамбуковых деревьев. Идти очень тяжело даже с хорошим уровнем физической подготовки. Огромные нагрузки на ноги. Вторая половина пути самая сложная. Изматывающие подъемы по камням.
До вершины я добрался на четвереньках. Разбили лагерь, поели и только тогда стали осматривать этот космический пейзаж, нас окружающий. Пошли фотографировать.
На плато наш проводник предложил воду пить из луж. Она, конечно, дождевая, но что-то желтовато подозрительная.
Пришлось кипятить, другой воды здесь нет. Кристаллы кварца все выломаны туристами и раскиданы. Скорпиона видел только на подъеме, ближе к вершине.
25 ноября
Ночевали в расщелине в скале. Ночью был сильный ветер и дождь. Все углубления заполнило водой. Утро на Марсе. Туман здесь надвигается широкой полосой быстро стремительно и накрывает все плоскогорье. Напоминает рассказ Стивена Кинга. Наш проводник не берет с собой керосинку, основная его еда копченая курица, но с удовольствием соглашается поесть горячего. Имя его мы повторить не смогли и прозвали просто близким по звучанию именем Инокентий, правда он не отзывался на него. С утра были в облаке. Моросящий дождь сменялся кратковременными просветами. Пошли на экскурсию по Рорайме. Дошли до одного и другого края. Сидя на самом краю казалось что сердце останавливается.
Много фотографировали.
Ловили лягушек, крохотных черных, во мху.
Потом пошел сильный дождь. Прятались под навесами камней. Затем вышло солнце, стало лучше, но температура все равно не поднималась выше восемнадцати.
Набрали ягод для чая и придя в лагерь заварили. Выпили рома, жизнь стала еще лучше. Накрыло облакам так, что в десяти метрах ничего не было видно, осталось только сварить горячего да спать.
26 ноября
Встали в 5.20, как только начало светать. Спиртовка обладает, пожалуй, только одним минусом – долго разогревает. Пока сварили суп было уже 6.30. Вышли на La Proa в 6.50. Это был марш бросок. До Трипл-Пойнта идти более-менее сносно. Камни, прыжки, ползанья.
Обежал три страны за пару секунд.
На этом вся прелесть закончилась. Дальше начался путь для настоящих, продвинутых мазохистов. Дожди, прошедшие вчера и позавчера подняли воду в ручьях настолько, что приходилось снимать ботинки и брюки, а в болотах приходилось искать пути через колючие кусты и чавкать, утопая по щиколотку, а то и проваливаясь в жижу всей ступней.
В конце ждала радость посидеть на полукруглом камне над пропастью, правда только 10 минут, так как не было больше времени, нужно было успеть назад до темноты. Ощущения, что летишь на облаке над землей. Только мне показалось, что все же не стоит такого перехода.
Мне он дался особенно тяжело, потому что нога еще болела, приходилось пользоваться пенталгином по две таблетки, кетанов помогал слабо. Признаться, ходить я стал нормально только спустя две недели, когда шел на Рорайму, надеялся, что пройдет значительно быстрее. Обратно мы торопились настолько, что вернулись за 4,5 часа, на 1,5 часа быстрее, чем дошли туда.
К лагерю подходили при свете луны. Я едва мог шевелиться. Глоток рома улучшил самочувствие, но есть я не смог, уснул. Одиннадцатичасовой марафон закончился.
27 ноября
Пришло время спускаться. Не торопясь снялись и не спеша стали спускаться. До второго лагеря (если не ошибаюсь, на реке Кукенан) спуск занял 3,5 часа, вместо шестичасового подъема. Придя в лагерь еще до двенадцати, решили идти в следующий. Так за день мы сделали двухдневный переход, что, судя по всему, делают и все остальные. Остановились в первом лагере. На этот раз мы были одни.
28 ноября
Последний день трека. Прошли до Паратепуй почти без остановок за четыре часа.
Там взяли какое-то случайное такси и доехали за 400Bs до Санта-Елены. Наконец-то нормально помылись. Сильно раздуло руки, как насосом. На следующий день у меня раздует ноги так, что я едва смогу ходить. Захотели поесть, но днем это не так просто, все заведения открываются вечером. В конце концов нашли что-то полуевропейское. В среднем нормально поесть стоит 25Bs на человека. Купили арбуз, агавы, сувениров и стали собираться на девятичасовой автобус до Порто Ла Круз. Автобус был компании Sitssa. Все вещи из Санта-Елены должны пройти формальный контроль из-за близости границы с Бразилией. Фактически, этот контроль заключается в том, что в рюкзак засовывают руку и, если он не забит пакетами с кокаином, наклеивают скотч с надписью «досмотрено». Итак, мы уселись в автобус. Одной кофты на двоих не хватило и на первой же остановке мы попросили достать из багажа спальный мешок. Стало намного комфортнее, а то кондиционер работал так, что даже стекла запотели. Два раза национальная гвардия устраивала шмон. Первый был жесткий. Всех вывели из автобуса и что-то искали, оружие и наркотики, очевидно. Несколько человек с багажом увели на досмотр. Отпустили всех.
Автобус кидало и кренило на поворотах и все же я заснул очень крепко.
29 ноября
Ночью, часа в три, мы встали, заглохли. Ремонтировали два или три часа, точно не могу сказать, был в коматозе. Потом поехали. Часов с десяти стали останавливаться один-два раза в час – стал перегреваться двигатель. Народ был спокоен.
А водители сливали горячую воду и заливали холодную.
В 12.30 остановились у кафе и простояли около двух часов. В итоге все же поехали дальше. Маурин не похож на Каракас, чище и опрятнее. Не все поголовно дома закрыты решетками и обнесены колючей проволокой. Есть кварталы благополучные, с уютными домиками и благоустроенной территорией. Дальше доехали без приключений до Puerto La Cruz. Отошли от автостанции на двадцать метров и взяли такси до парома Conferry на Маргариту за 20Bs (на самой автостанции нам предлагали доехать за 40). Из-за того, что мы ехали на автобусе 22 часа вместо шестнадцати, на восьмичасовой паром мы не успели. Сели на паром в два часа ночи. Билет стоит 44Bs на человека.