Добраться до Хэмпшира можно различными путями, но изначально надо прибыть в Лондон. Оказывается, туда из Москвы летают много компаний прямыми рейсами, и без скидок Трансаэро предложил заплатить около 300 долларов за рейс туда в субботу и обратно в четверг. Нет спору, Аэрофлот более удобен в смысле времени прибытия, оставляя пол-дня на туризм и шоппинг, но цена, в свое время красовавшаяся большим плакатом на станции метро Октябрьская, сыграла свою роль. В конце концов, я же не на обед в самолете расчитываю! Внуково представлял собой пустынный комплекс в субботу днем, иногда разбавляемый мелкими группами интуристов и соотечественников, решивших отказаться от услуг госавиакомпании. Если вы решили сэкономить на гостинице в Лондоне и остановиться в Хитроу (чего я решительно не советую), то автобус довезет вас до любого из отелей за четыре с полтиной местных денег. Оплата кешем. Карты не катят. Добраться до центра потом придется или на метро (5.70) или на экспрессе (двадцатка). Последний вариант комфортнее, но после высадки на Паддингтоне придется снова платить деньги (4-70), чтобы оказаться в центре.
Хэмпшир - это местечко на западе от Лондона в полутора часах езды на электричке. С административной точки зрения - графство. В отличие от городов население здесь - англичане. Мужчины рослые, крепкие. Женщины работящие, стервы не выживают. Одной из главных достопримечательностей является шелковая мануфактура, единственная во всем Объединенном Королевстве (так было написано). Шелк-сырец приходит из Китая (исторически), его сортируют, обрабатывают, красят, ткут и получается сырье для нескольких дизайнерских производств в стране. Процесс выглядит впечатляюще даже в воскресение, когда станки стоят и работники на выходных. Все механизмы приводятся в действие водяным двигателем, через зубчатые и ременные передачи, осуществляющим вращение множества приспособлений. Самая первая (и нагруженная) пара зубчатых колес - деревянная. Чтобы отремонтировать разрушившиеся или стершиеся зубья достаточно их аккуратно выбить из пазов молотком, а на их мето вставить новые. Дубы, из которых изготовлены зубья, в Англии крепкие. Вода течет по рукотворным каналам, в ней плавают утки и угри. Подобной чистоты пресную воду я не видел никогда, потому что не был на Байкале. Да и вообще, в Хемпшире не сорят.
Все графство в смысле ландшафта представляет собой холмистую местность (холм - это еще не гора но уже не горка) прорезаемую моторвеями и оплетаемую множеством дорог, иногда однополосных. Когда перед новым годом вместе с Гольфстримом пришли осадки и ветер, все низины оказались затопленными водой. Множество народа пришлось эвакуировать. Но непогода - не единственная беда этих мест. Весь юг Англии подвержен наводнениям из-за близко прилегающих к поверхности водоносных слоев. Система подземных вод сложная и представляет собой единое целое. То есть если миль за сорок от вас идет сильный дождь, есть большая вероятность, что у вас под ногами давление выдавит пробку и вода хлынет бурным потоком. Заливаются все до последней низины. Смываются небольшие мосты и участки дорог. Если строители запоздали, есть шанс, что вас отрежет от внешнего мира (скажем корректно - физически) на несколько суток. Стихия однако. На интернет, впрочем, это не влияет, при наличии запасов еды и воды работать можно из дома.
Тем, кто не высовывал нос из Лондона, ландшафт пригорода кажется умиротворяющим. Коровы и овцы вдоль моторвея. Лошади. Зеленая трава (в ноябре и марте включительно). Перед и вдоль некоторых зданий вдоль дорог таблички "частная собственность. Проход запрещен и мониторится камерами. К нарушителям будут приняты меры". Мои соседи в Москве из шиномонтажа при входе в лес перефразировали сей опус по-своему, повесив рукотворную табличку за углом здания:"Сука, не лей на кирпич, отойди поссать три метра в лес". Политкорректность однако. С английской дороги, однако, не видно множество замечательных артефактов, сохранившихся за кустарником и пролеском. Например, часовня двенадцатого века. Например, заброшенная железнодорожная станция. Например, поле с фазанами. Я не вру, фазаны, раскрашенные во все цвета радуги, шастают по полю мимо лощадей и не боятся вышедших из авто двуногих. Некоторое время назад местным начали выдавать лицензию на отстрел фазанов.
Мазердей - это праздник один раз в году, когда все родственники собираются в доме матери (тетки, сестры, бабушки), чтобы поздравить друг друга и принять подарки от хозяйки, и вспомнить, что женщина - начало всему. В настоящей Англии праздник чтут и приглашают на обед еще и соседей. Меня как гостя из далекой заснеженной страны, где по городам ходят медведи, а меховую шапку снимают лишь в случае занятия сексом, посадили на почетное место и пытались разузнать как мистер Путин относится к собакам и почему такой дорогой газ. Я вежливо отвечал, что к собакам у нас в стране относятся хорошо, а про газ надо спросить у того, кто его экспортирует. Вежливые жители Альбиона отреагировали с юмором, предложив мне в следующий раз приехать с экспортером. Помнится, несколько лет назад меня спрашивали, почему мистера Абрамовича так волнует английский футбол и не интересуют другие отрасли экономики.
Мой друг купил в 1977 году железнодорожную станцию. По сходной цене. Недействующую. С тех пор у него хобби - строительство. В середине семидесятых Англия вообще и пригороды Лондона в частности были опутаны сетью железных дорог, позволяющих перемещаться по всей стране (естественно через хабы - например, Лондон), но экономически несостоятельных, потому что принадлежали они государству. Билеты стоили дешево, затраты на инфраструктуру не окупались, все больше жителей покупало автомобили и добирались до работы на авто, и было принято решение железные дороги национализировать. Таких умных и талантливых людей, как руководитель РЖД у них не нашлось, поэтому все хозяйство акционировали четыре (или пять - не помню) компаний, вызвшихся наводить порядок по географическому признаку. Кто-то озаботился северным направлением, кто-то занаялся востоком и т.д. Неэффективные ветки разобрали (рельсы вывезли, а не закопали), станции закрыли, персонал уволили (и не стали показывать мертвые души в ведомостях зарплаты). То, что нельзя было переплавить и переоборудовать продали на аукционах (странно, не правда ли - не менеджерам госкомпании, а совершенно сторонним людям). И счастливые обладатели недвижимого хозяйства с капиталистическим рвением начали наводить порядок. Рыть дренаж. Зсыпать гравием. Строить насосные станции. Возводить подсобные сооружения для гаражей и тракторов. Высаживать нарциссы вдоль подъездов. Покупать китайский фарфор и ставить в беседках. Настилать плитку и асфальт. Перекрывать металлочерепицей крышу. Менять двери и окна. Мало ли чего можно сделать за тридцать с лишним лет.
Несколько дней спустя, остановивщись на Трафальгарской площади и созерцая с холодным гневом синего двухметрового петуха на постаменте перед галлереей, подумалось - с удовольствием сниму шляпу перед владельцем раковины с двумя кранами. В жизни так много стало петухов и так мало кипарисов у входа.
Рукотворные каналы. Вид на английскую деревню.
Микроскоп для рассматривания шелка-сырца.
Ткут почти вручную.
Фантазия ткачихи - чветовая гамма.
Все приводится в действие одним водным колесом
Станка не менялись более ста лет
Срорость водного потока - где-то два метра в секунду
Часы как предмет коллекционирования. 19 век.
А это 18 век.
Гири. 19 век. Свинец.
Снова 19 век.
Личфилд. Англия.
Мода. Современные газовые лампочки.
Железодорожная станция. 35 лет спустя.
Английское семейство на дорогу вынесло хлеб-соль.
Паб не помню где. Вспомню - напишу.
Лондон - столица Великобритании.