09/08 Поздно вечером прилет в Берлин.
10/08 Переезд в Щецин. Обзор Щецина.
11/08 Выезд из Щецина. Краткий обзор г. Пазевальк. Прибытие в Грайфсвальд. Обзор Грайфсвальда.
12/08 Переезд в Штральзунд. Аренда автомобиля. Переезд на Рюген. Рюген.
13/08 Рюген
14/08 Штральзунд. Сдача машины. Обзор Штральзунда. Переезд в Росток. Прогулка по Ростоку.
15/08 Обзор Ростока. Речная прогулка в Варнемюнде. Переезд в Шверин. Прогулка по Шверину.
16/08 Дневной выезд в Висмар. Посещение Шверинского замка.
17/08 Прогулка по Шверину. Отъезд в Берлин. Вылет.
Да и прилетать в знакомый аэропорт тоже приятно. Немного жаль, что Тегель закрывается, я только начал к нему привыкать. Да и рядом с ним есть нормальный отель, вполне годящийся, чтобы скоротать ночь перед отбытием далее по маршруту.
Да, снова в нашем маршруте Берлин только транзитный ночлег, ведь на календаре август – значит, самое время выбираться к морю. А какие в Германии моря – Балтийское и Северное, вот к первому и лежит наша дорога, в историческую область с говорящим названием: Померания, Поморье по-славянски, ныне объединенную с другой исторической областью Мекленбургом в единую землю – Мекленбург – Переднюю Померанию.
Самыми известными знаниями об этих областях перед будущей поездкой для меня были нежелание Бисмарка отдавать за «весь Восточный вопрос» кости даже «одного померанского гренадёра» и рассуждения русского разведчика Исаева об особенностях произнесения тоста «Прозит» мекленбуржцами. Настало время узнать об этом северном крае что-то новое.
Щецин
Вот и Штеттин. Немного о грустном. Война не пощадила эти края. Восточная Германия жестоко пострадала не только от боевых действий между советскими и германскими войсками, но и была тщательно выбомблена союзнической авиацией, так, что даже Сталин возмутился столь варварским разрушением городов, которые должны были войти в сферу влияния Советского Союза. А пришедший на смену фашизму строй не очень собирался восстанавливать и воссоздавать уничтоженное средневековое наследие, предпочитая сносить сильно поврежденные здания и строить кварталы типовых панелек. В Восточной Германии лишь после объединения появилась возможность хоть частично восстановить былое великолепие северных готических городов, а Щецину и того не досталось.
Впрочем, кварталы вокруг вокзала вполне атмосферны. Хотя до гостиницы было идти минут 10, немного заблудиться мы всё-таки смогли, но времени потеряли совсем немного. Скинув вещи, мы отправились на поиски обменников в общем направлении Щецинского кладбища, поскольку именно оно было первым пунктом нашей обзорной экскурсии. Законный вопрос, почему кладбище? Дело в том, что в Щецине находится одно из крупнейших и «самое прекрасное» (утверждается на самом кладбище) кладбище Европы. Но и по дороге к нему можно осмотреть старинные и прекрасные строения, оставшиеся от прежних хозяев этой земли. Например, Королевские ворота
Королевские ворота - средневековая таможня.
На улицах Щецина
Одна из достопримечательностей. Многочисленные пожарные гидранты
Итак, центральное кладбище Щецина. Открыто в 1901 году и в настоящее время является третьим по величине кладбищем Европы, вмещая более 168 000 захоронений. «Самым прекрасным» его позволяет назвать то, что оно является «кладбищем-парком». Большую часть его 168 гектаров занимают газоны, водоемы, фонтаны, живые изгороди, широкие проспекты, образованные рядами редких декоративных деревьев.
Пруд на кладбище
Часовня на кладбище
Могилы советских воинов
Исторические немецкие захоронения
Кладбище используют для прогулок местные жители, мамы с колясками и туристы. По кладбищу проходит даже туристический маршрут, ведущей к самой старой, еще имперской его части, так называемому «Лапидариуму». Сравнивая с нашими погостами, я в очередной раз поразился такой разнице в организации захоронений между близкими народами. Прогулка разбудила наш аппетит, и в поисках приличного заведения мы в очередной раз прошли насквозь центральную часть города.
Портовые ворота
Портовые ворота
Разрекламированные в интернетах бары «Бостон» и «Таверна Паб» были закрыты, и, зажав в кулак желудки, мы осмотрели Собор Петра и Павла, старейший в Щецине, и Замок герцогов Поморских. Последний практически весь был закрыт лесами, и на наш взгляд, не представил ничего интересного. После него мы вышли на бульвар Велы Хороброго – парадную улицу, смотрящую фасадом на Одер. Многочисленные массивные здания эпохи Второго Рейха придают истинно прусский вид ныне польскому городу. В беседке с неожиданно обширными подвалами и был обнаружен ресторан с занимательным интерьером и вкусными польскими блюдами и пивом. В нем мы и утолили нашу потребность в еде.
Петропавловский собор
Башня
Бульвар Велы Хороброго
Ременной привод вентилятора в ресторане
От него мы двинулись в сторону Ратуши, расположенной на Сенной площади. На ней же расположен дом, где когда-то родилась Екатерина Великая.
Ратуша вид сзади
Сенная площадь
Еще один гидрант
Тихими переулками мы пробрались к центральной достопримечательности Щецина – базилике Св. Якуба, расположенной напротив нашего отеля. Сама базилика была уже закрыта, однако смотровая площадка на колокольне позволила осмотреть Щецин с высоты птичьего полета.
У Базилики св. Якуба
Вид на Замок князей Поморских
Вид на Ратушу и Сенную площадь
Вечером мы дегустировали блюда польской кухни в топовом заведении Щецине – «Корчме польской под когутем (петухом)». Это стало одним из самых трагических эпизодов поездки – супом и одной рулькой на двоих мы объелись так, что с трудом передвигались даже на следующий день. Всё вкусно, недорого, но порции такие, что даже две тарелки с трудом умещались на столе.
Как стемнело, мы перебрались к фонтанам у местного музыкального театра. Вскоре начались танцы, под музыку танцевали струи воды. Конечно, ничего сверхестественного, но вполне милое зрелище в хорошую погоду.
Танцующие фонтаны
Утром мы заскочили-таки в базилику, благо она была напротив отеля, но ее внутреннее убранство практически не сохранилось, и отправились на вокзал, на поезд в Северную Германию, землю Мекленбург-Форпоммерн.