Итоговый маршрут включал три города Рейнско-Рурской области: Хаттинген, Бохум, Золинген. Краткая справка для тех, кто не в теме. Рейнско-Рурская область, наряду с Сааром, стала тем мотором, который двигал индустриальную мощь сначала Второго, а потом и Третьего Рейха. Родина и ядро империй Круппа, Тиссена, Стиннеса, Дуйсберга. После падения Рейха пережила много потрясений, но осталась одной из крупнейших в мире городских агломераций с числом жителей более 10 миллионов и крайне призрачными границами между соседними городами. В общем, наверное не совсем то, зачем едет в Германию обычный турист, а не командировочный от какого-нибудь промышленного гиганта. А где же замки, фахверковые дома, крепости, церкви, мощенные улицы и прочий немецкий антураж? Да там же, просто надо внимательно приглядеться. Вот этим и займемся, а мое растянувшееся вступление считаю закончившимся.
День первый.
Как говорится, перелет прошел без особых происшествий, запомнился только диалог с погранцом. Он задал стандартный вопрос: “Цель вашего визита?”, и ответ: “Дюссельдорф” его озадачил. Пришлось пояснять, что прямых рейсов “Люфтганзы” в Дюссельдорф больше нет. А географическое наименование “Хаттинген” ни ему, не его коллеге ни о чем не говорило. Тем не менее оснований для не пропуска не было, и мы благополучно проследовали на землю Германии. Перелет до Дюссельдорфа вообще как в булочную съездить, и вскоре он уже встречал нас необычайно теплой и солнечной погодой, с температурой, доходящей до 20 градусов. Данный факт был отмечен пребывающим в прекрасном расположении духа пилотом, которому повезло значительно больше, чем пилоту борта во Франкфурт, садившемуся в густейшем тумане.
Вскоре уладились и формальности с получением автомобиля, и я стал временным владельцем Форда Фиесты, а он стал нашим Росинантом на ближайшие пару дней. Дорога до Хаттингена, по мнению планировщиков, должна была вполне уложится в 45 минут - час, в зависимости от того, как ехать. Мы поехали по небольшим, почти сельским дорогам, через маленькие вестфальские городки. Одной из причин этого было желание заехать в какой-либо магазин, купить пива и легкой еды. Но случился первый прокол - 1 ноября не только суббота, но и День Всех Святых. Большие буквы в каждом слове не только дань немецкому языку, но констатация факта, что это действительно большой праздник для Германии. В окнах ведьмы, а магазины закрыты. В такой печальке мы добрались до границ Хаттингена и сразу направились к первой его достопримечательности - руинам замка Изенберг. Ну, наверное, сейчас самое время для короткого рассказа о городе в целом и о замке в частности.
Хаттинген
Впервые упоминается в 990 году. В конце XII века на западе города построен замок Изенберг. Он расположен посередине пути между Кельном и столицей Вестфалии - Зостом, а также между графством Берг на юге и важными центрами ткачества на севере. Это значительно способствовало торговле. Около 1200 год была построена церковь Св. Георгия. В 1396 графом Дитрихом фон дер Марк поселению было дано право возводить стены. Считается, что именно с этого года Хаттинген приобрел статус города. В 1424 г. и позднее в 1429 г. город сгорал. Но он продолжает развиваться, вскоре он получил право проводить ярмарки, стены разрешили заметно укрепить. В 1554 Хаттинген вступает в Ганзейский союз. Во время Тридцатилетней войны он держится десять дней против войска шведов, но всё-таки сдается и горожане выплачивают большую контрибуцию. В XIX веке Хаттинген становится одним из промышленных центров Рурского региона вплоть до конца XX века.
Изенберг
История замка
Замок Изенберг расположен рядом с городом Хаттинген на реке Рур.
В конце 12 в. граф Арнольд фон Альтена построил здесь замок.
В 1200 замок впервые упомянут документально.
В 1209 Арнольд умирает, ему наследует сын Фридрих.
В 1210-е Фридрих значительно перестраивает и усиливает замок.
В 1217 Фридрих переноси в Изенбург свою главную резиденцию. С этого момента он называется в документах как фон Изенбург или фон Изенберг.
9 ноября 1225 Фридрих фон Изенберг убивает своего дядю архиепископа Кельна Энгельберта.
В декабре 1225 Фридрих объявлен вне закона, а его замки подлежат разрушению. В этом же месяце граф Адольф фон дер Марк, кузен Фридриха, разрушает Изенбург.
14 ноября 1226 Фридрих казнен в Кельне.
В последующие века замок так и не был восстановлен, а восточный склон горя использовался как каменоломня.
В 1858 развалины купил архитектор Мах Йозеф Кустодис. Здесь строится его усадьба.
В начале 20 в. обвалилась часть восточного склона. Каменоломня закрывается.
В 1969-89 в замке проводятся раскопки.
Описание
Замок расположен на окончании горного кряжа на левом берегу реки Рур. Плато, занимаемое замком, имеет перепад высоты ок. 25 м, снижаясь в сторону реки. Верхняя точка – бергфрид – расположен на высоте ок. 100 м над уровнем реки. Замок имел общую протяженность ок. 240 м и состоял из двух частей – нижнего замка длиной 120 м и шириной до 53 м и верхнего замка такой же длины и шириной до 37 м. Часть восточного склона обвалилась в начале 20 в.
От кряжа плато замка отделяет вырубленный в скале ров шириной 16 и глубиной 11,5 м. Ширина перешейка ок. 35 м. Напасть на замок можно было только с этой стороны. Поэтому она была защищена расположенной за рвом щитовой стеной толщиной 2 м и примыкавшем к ней U-образном бергфридом. Башня имеет размеры ок. 20 м в поперечнике и толщину стен до 7,5 м. Точная высота башни неизвестна, однако сохранившихся обломков хватило бы для высоты 20 м. Исходя из принятых в ту эпоху пропорций можно предположить, что ее высота была не менее 30 м. Не исключено, что верхняя часть имела меньшее сечение.
Вход в замок располагался на противоположном конце плато, у северной оконечности Нижнего замка. Чтобы пройти к воротам, надо было по узкой дороге обогнуть все сооружение. Ворота защищала расположенная над ним каменная башня, от которой после обвала осталась лишь одна стена. Кроме того их фланкировали стены Нижнего замка с обеих сторон.
За воротами начинался нижний замок, в котором находились преимущественно хозяйственные постройки, а также две плавильные печи – железо добывали в регионе издавна. В середине западной стены располагалась жилая башня. В восточной стене имелась калитка.
Попасть из нижнего замка в верхней можно было по наклонной рампе, заканчивавшейся скорее всего подъемным мостом. Со стороны входа в Верхнем замке стоял большой П-образный комплекс, часть которого теперь занимает дом Кустодиса. Рядом с входом находились помещения стражи, у восточной стены располагались жилые покои и замковая часовня.
В середине западной стены стояло еще одно каменное здание, в котором находились кузня и цейхгауз.
На внешних стенах замка и башен сохранились следы штукатурки. Скорее всего весь замок был оштукатурен и покрашен в белый цвет.
В начале 13-го века Изенбург несомненно был одним из самых крупных и впечатляющих замков региона.
У подножия замка парковка, от которой спиралью к вершине холма тянется дорога. Но, вооруженные навигатором, на коем отмечены даже горные тропы, мы всей семьей дружно ломанулись напрямик вверх по крутому склону. Тропа вскоре оказалась завалена упавшими деревьями, и нам уже ничего не оставалось, как просто упрямо карабкаться в высоту. Я еще был несколько отягощен сидевшей на моей шее непоседливой ношей. Но холм к восьмитысячникам не относился, и сравнительно быстро мы достигли неких развалин, обозначавших начало замка. Замок действительно сохранился неважно - в основном фундаменты и остатки строений, назначение которых можно угадать только по табличкам. Дом Кустодиса, занимающий центральное место в замке был еще открыт, но желания осматривать его скудную коллекцию не возникло. Гораздо приятнее побродить по руинам, наслаждаясь вечерним солнцем и роскошными видами на долину Рура. Обратно мы пошли опять по тропке и в этот раз не спасовали перед павшими деревьями, снова превратив простую прогулку в маленькое приключение.
Лес вокруг Изенберга. Внизу могучий полноводный Рур.
Руины замка. На дальнем плане так называемый дом Кустодиса XIX века, ныне музей.
Там что-то есть!
Там вдали за рекой...
С праздником!
Остатки донжона.
Суровые промышленные пейзажи.
Изенберг - это уже самая окраина Хаттингена, а отель наш был в его историческом центре, и ехать до него нам оставалось минут 10. В сам центр на машине мы соваться не стали, а бросили ее на бесплатной парковке у вокзала, от которой и погуляли со всеми вещами до отеля. Уже изрядно повечерело и в сумерках нам стали открываться некоторые знаковые места города.
Самое интересно, что в электронной карте я отметил наш отель, но все равно слегка заблудился. В поисках помощи я обратился к явно местным русскоязычным жителям. В процессе разговора мне пришлось немного повернутся, и вдруг я увидел картинку с сайта отеля. Но аборигены были уверены, что это просто ресторан, и никакого отеля там нет, но все же вежливо прошли к нему вместе с нами. И да! Это был он, отель “Zur alten Krone”.
Ох, не зря за полгода до поездки я списывался с персоналом и бронировал номер! Этот отель оставил самые лучшие воспоминания. Очень веселая и жизнерадостная девушка-официант, старинное здание, отличный ресторан внизу и превосходное место почти в центре старой фахверковой застройки. Даже цена в 90 Евро за ночь, по уже сумасшедшему ноябрьскому курсу, не слишком расстроила меня. Правда, думаю, при сегодняшнем курсе бы я всё-таки умер от асфиксии, причиненной мне жабой.
Наша комната была на третьем этаже, так что шумы ресторана нам не мешали. Но мы пока и не собирались сидеть дома. Хоть и стемнело, но погулять по новому городу надо было обязательно. Город в темноте выглядел очень старым, казалось, еще немного, и на улицах появятся бюргеры в старинных костюмах, из окон начнут выплескивать ночные горшки, а в подворотнях будут прятаться неприятные типы с длинными кинжалами. Но все прошло без происшествий, даже у ларька, где я все-таки нашел пиво, неприятных личностей замечено не было. Вскоре мы вернулись в наш отель-ресторан, чтобы поужинать и лечь спать.
Дома на Кирхплатц.
Кирхплатц и церковь Св. Георга.
Старая Ратуша с тыльной части.
Старая Ратуша, фасад
Площадь Нижний Рынок с Ратушей.
Знаменитый фахверковый дом "Утюг".
Дом "Утюг", деталь.
Отель-ресторан "Zur alten Krone".