На заметку собирающимся в Прагу: через Дрезден лететь дешевле! Открыв этот путь пару лет назад, мы успели уже несколько раз им воспользоваться. От Дрездена до Праги примерно 150 км, можно доехать на автобусе прямо от аэропорта http://www.studentagency.cz/, можно в здании аэропорта сесть в электричку до главного вокзала Дрездена и там пересесть на поезд до Праги. А можно договориться с турагентством, которое везет своих туристов в Прагу, и присоединиться к их трансферу (этот способ самый дешевый, если кто заинтересуется, координаты турагентства пришлю в личку).
Но надо же и осмотреть город, раз уж мы через него летаем! Так в план Римских зимних каникул был включен день на осмотр Дрездена. Так как по плану это был последний день после нескольких дней в Вечном городе, у меня были некоторые сомнения в целесообразности этой затеи: чем может удивить Дрезден после Рима, где шедевры на каждом шагу? Но Дрезден нисколько не разочаровал, а добавил свой колорит в наши впечатления от этого путешествия.
Немного о размещении. В первый приезд мы остановились в отличном апартотеле Aparthotel Am Schloss, 2 ночи за 132 евро (есть на http://sp.booking.com). Отель расположен в самом центре города, пешком до всех достопримечательностей, прекрасно оборудованные современной техникой номера, в ванной комнате «тропический» душ, есть даже весы! Единственный минус – на площади рядом с отелем идут ремонтные работы, которые начинаются достаточно рано, но ведь и вы не спать сюда приехали! А для любителей поспать в отеле выдаются беруши. А рядом в кафешке на углу на завтрак готовят потрясающий омлет с беконом.
В следующий раз без колебаний попыталась забронировать его же, но по сравнению с январем ценник на конец марта оказался существенно выше, порядка 100 евро за ночь. Хотела уже искать другие варианты, но тут очень удачно на электронную почту пришло приглашение оставить отзыв о предыдущем пребывании в отеле с обещанием скидки на следующую бронь. Ну что ж, оставить отзыв нетрудно, тем более что действительно все очень понравилось, а скидочку давали неплохую -15 %. Все равно, конечно, оказалось дороже, чем в январе, но одну ночь за 85 евро мы забронировали. И в этот раз нам достался просто огромный номер, размером с хорошую 2-комнатную квартиру!
После этого мы планировали съездить в Прагу и потом опять вернуться в Дрезден, но не знали точно, на одну ночь или на две, поэтому я решила разобраться с этим проживанием по прибытии. На ресепшене в полюбившемся апартотеле цена оказалась еще дороже, даже со скидкой около 100 евро за ночь, мы решили сэкономить и получившиеся в итоге 2 ночи провели за 158 евро в Motel One Dresden am Zwinger. На мой взгляд, этот отель заметно уступает по качеству, хотя расположен также отлично. Но номер оказался тесный и неудобный, нет даже тумбочек у кровати, а в ванной некуда пристроить полотенца. Плюс в номере чем-то неприятно пахло, особенно в первый день, возможно, какой-то ароматизатор, но меня запах сильно раздражал.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что для большинства соотечественников Дрезден ассоциируется, в первую очередь, с Дрезденской картинной галереей. И только начав готовиться к поездке, я обнаружила настоящую жемчужину Дрездена – сокровищницу Зеленые своды. Если выбирать между посещением Зеленых сводов и картинной галереи, я однозначно советую идти в сокровищницу!
Но перед нами такой дилеммы не стояло, я рассчитывала за день успеть все: и город посмотреть, и в Сокровищнице с картинной галереей побывать. С утра пораньше, пока все музеи еще закрыты, мы направились осматривать город. Сначала вышли на Театральную площадь (Theaterplatz), со всех сторон окруженную зданиями в характерном немецком стиле. Честно говоря, меня не очень вдохновляет этот стиль, он кажется мне несколько тяжеловесным и мрачноватым, но в целом площадь производит внушительное впечатление. Если стоять спиной к Эльбе, справа от вас будет опера Земпера,
слева Дрезденский кафедральный собор и одно из крыльев Дворца-резиденции,
а напротив – один из входов в Цвингер. Как раз у этого входа с правой стороны находится колонна со знаменитой надписью «Мин нет. Проверял Ханутин», сделанная советским сапером в 1945 году. К сожалению, надпись полустерта и видна уже плохо… А посредине площади находится конная статуя короля Иоганна Саксонского, известного как покровителя строительства оперы.
Осмотрев площадь, мы обошли собор слева и оказались на Дворцовой площади (Schlossplatz).
Пройдя под этой аркой, охраняемой двумя суровыми персонажами, вы попадете в переулок, в котором находится вход в кассы Дворца-резиденции.
Вот дверь во внутренний дворик, в котором находятся кассы; еще закрыто, поэтому мы пошли полюбоваться на панно «Шествие князей».
Это самое большое в мире фарфоровое панно! Оно составлено из 25 тысяч плиток и представляет историю дома Веттинов, правящего дома Саксонии. Веттины изображены на конях, в хронологическом порядке их правления, практически под всеми подписаны их имена, прозвища и годы правления. Некоторые прозвища весьма забавны: среди них есть «негодный», «бородатый» и даже «укушенный». Панно очень необычное и интересное, можно провести немало времени, рассматривая разные детали.
Пройдя вдоль панно и повернув направо, мы оказались перед зданием Иоганнеума (Johanneum), бывшего главного корпуса королевских конюшен. Сейчас в нем находится музей транспорта, в который вы можете попасть, поднявшись по двойной «английской» лестнице.
Перед Иоганнеумом находится один из старейших в Дрездене фонтанов - «Фонтан мира», позже переименованный в «Турецкий фонтан». Венчает фонтан фигура богини победы Виктории, после победы в Венской битве заменившая собой фигуру богини мира Эйрены (отсюда становится понятно, почему фонтан поменял свое название). Если обогнуть Иоганнеум слева и пройти по неприметному проходу, вы окажетесь в очаровательном внутреннем дворике. Это так называемая Длинная галерея (Lange Gang) , украшенная сграффито и 20 тосканскими колоннами.
Но приближалось время открытия сокровищницы, и мы поспешили к кассам. Очень удобно, что дверь во внутренний дворик открывается заранее, можно занять очередь в кассу и посидеть в тепле на лавочке. Кстати, оба раза, что мы покупали билеты в этих кассах, открывались окошки справа (если стоять к ним лицом). Хотя народу оба раза было немного, несмотря на то, что я читала о возможных проблемах с попаданием в сокровищницу и рекомендации бронировать билеты заранее через сайт.
Дрезденская сокровищница состоит из двух самостоятельных частей – Старые и Новые Зеленые своды. На всякий случай сайт, на котором есть информация по всем Дрезденским музеям, смотреть лучше на английском, т.к на русском информация не полная http://www.skd.museum/en/homepage/index.html Рекомендации «must see» касаются, в основном, Старых Зеленых сводов, которые мы и планировали посетить для начала, а потом оценить, «как дело пойдет». И уж не знаю, что со мной случилось, но я ошиблась, и купила билеты в Новые Зеленые своды. Поняли мы это, уже войдя вовнутрь, когда в гардеробе нас не попросили сдать сумки. Гардероб, кстати, небесплатный, чему мы были неприятно удивлены. Правда, рядом есть шкафчики по типу вокзальных камер хранения, где можно оставить вещи и одежду бесплатно, но их мы обнаружили только во второй приезд. Оплатив сомнительное удовольствие избавиться от верхней одежды, мы отправились знакомиться с дрезденскими сокровищами.
Почему сомнительное? Проведя час в сокровищнице, мы жутко замерзли! При этом я была одета в шерстяную водолазку! Пришлось выйти, спуститься в гардероб, надеть зимнее пальто, и только после этого мы смогли с комфортом продолжить осмотр. Так что совет посетителям сокровищницы – одевайтесь теплее, по крайней мере, в зимний период.
Теперь собственно о сокровищнице. В стоимость билета в Старые и Новые Зеленые своды входит аудиогид на русском языке, очень подробный и интересный. Осмотр только Новых Зеленых сводов с прослушиванием аудиогида занял у нас около 4 часов. И впечатление осталось совершенно потрясающее! В сокровищнице находится около 1000 экспонатов, и среди них есть самые настоящие шедевры. Это, конечно, вишневая косточка, на который вырезаны 185 лиц; большой фрегат из слоновой кости с резными парусами; фигурная композиция «Дворцовый прием в день рождения Великого могола», состоящая из 137 фигур, работа над которой длилась целых 7 лет.
Здесь и далее фото экспонатов сокровищницы не мои. В принципе я не сторонник размещать в своих отчетах чужие фото, но не могла удержаться, чтобы не показать хотя бы часть великолепия сокровищницы.
Описать все невозможно, да и нет никакого смысла, нужно просто приехать и увидеть самим. И наконец, венчающий всю эту коллекцию, перед вами предстает во всей своей красе уникальный зеленый бриллиант. До посещения сокровищницы я про него не читала, поэтому сначала приняла за какой-то блеклый изумруд. И только прочитав на табличке, что это бриллиант, мы смогли по-настоящему восхититься этим уникальным 41-каратным чистейшим камнем! В общем, резюме: ни в коем случае не пренебрегайте Новыми Зелеными сводами, они достойны посещения ничуть не меньше Старых!
Выйдя из сокровищницы, мы вернулись на Дворцовую площадь и поднялись на знаменитую Брюльскую террасу, которую Гете окрестил «балконом Европы». Ведущая на нее лестница украшена скульптурами, символизирующими четыре времени суток.
Брюльская терраса названа так в честь своего создателя графа фон Брюля, который превратил устаревшие крепостные сооружения в роскошный променад. Примерно посредине террасы расположен памятник бастионам семи планет, в центре которого находится большой разломанный шар, символизирующий Землю.
Люди увлеченно фотографируются, присев на разлом «Земли», благо на заднем плане открывается неплохой вид на Фрауэнкирхе.
Направимся и мы к одному из главных символов Дрездена, церкви Фрауэнкирхе. Но не тут-то было! Пока мы гуляли по городу и осматривали сокровищницу, церковь закрыли для посещений, а вокруг собрались толпы народа: намечался митинг против исламизации Германии. Так что осмотр церкви пришлось отменить, и мы по мосту Августа (Augustusbrücke) перешли на другой берег Эльбы.
С правой стороны моста, почти у его окончания, в небольшом сквере находится забавная скульптура шута с обезьяной.
Это памятник придворному шуту Августа Сильного, установленный на месте, где когда-то стоял его дом. Скульптура достаточно неприметная, ее легко пропустить. Зато памятник его хозяину сияет во всей красе и виден издалека.
Речь идет, конечно, о так называемом «Золотом всаднике», изображающем Августа Сильного верхом на коне. Во время реставрации памятника в 1956 году на золочение ушло почти 200 г сусального золота!
Времени на прогулку по Новому городу уже не оставалось, поэтому мы развернулись и вернулись на Театральную площадь, откуда направились во внутренний двор Цвингера. Если вы войдете в Цвингер со стороны Театральной площади, прямо перед вами окажутся Коронные ворота. Нетрудно догадаться, почему они называются именно так: сверху ворота увенчаны атрибутом королевской власти Августа Сильного – польской короной, которую поддерживают четыре орла.
Слева расположен павильон колокольчиков, главной достопримечательностью которого являются часы с колокольчиками, каждые четверть часа отбивающие определенную мелодию. Интересно, что для каждого времени года подобран свой набор мелодий.
А справа находится Павильон на валу, увенчанный статуей Геркулеса, несущего на плечах земной шар. Через этот павильон можно подняться на балюстраду, полюбоваться расположенными на ней скульптурами и отличным видом на Цвингер с другого ракурса.
Тем временем уже темнело, и мы отправились в Дрезденскую картинную галерею, она же галерея Старых мастеров. Вход в нее находится в арке со стороны Театральной площади. В галерее также предлагается аудиогид на русском языке, но, в отличие от сокровищницы, он не включен в стоимость билета. Но я советую не пожалеть 3 евро, смотреть картины с аудиогидом намного интереснее.
В первом же зале вас встречает главный шедевр Дрезденской галереи – Сикстинская мадонна Рафаэля. Огромное полотно сразу притягивает ваш взгляд и погружает в эпоху великих итальянцев. А если учесть, что мы только что провели неделю в Риме, впечатление стало, пожалуй, еще ярче. Дальше картины, знакомые еще по альбомам, которые я любила рассматривать в детстве: «Спящая Венера» Джорджоне; «Святая Инесса» Хосе де Риберы; «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта; «Шоколадница» Лиотара…
Из менее известного мое внимание привлекла картина Валантена де Булонь «Шулеры». На переднем плане попавший в сети шулеров молодой человек, напряженно смотрящий в свои карты. За его плечом один из шулеров, лицо которого полуприкрыто какой-то тканью, показывает второму шулеру два пальца – видимо, некий условный сигнал. Второй шулер, молодой человек примерно того же возраста, что и жертва, склонился над столом и подался вперед, в его позе видится что-то хищное. А в его руке, заложенной за спину – спрятанная карта. Человеческая алчность неистребима…
Осмотром великолепной галереи Старых мастеров закончился наш первый день в Дрездене. Но осталось осязаемое ощущение того, что мы многое не успели, одного дня на Дрезден оказалось катастрофически мало! Как минимум, мы не попали в Старые Зеленые своды и во Фрауэнкирхе!
Поэтому через пару месяцев, когда нам снова нужно было лететь в Прагу, мы запланировали еще 2 дня на Дрезден, чтобы без спешки посмотреть все оставшееся. В первый день, с утра пораньше прогулявшись по безлюдным Театральной и Дворцовой площадям, мы подтягиваемся к кассам сокровищницы. На этот раз я не ошиблась и купила билеты именно в Старые Зеленые своды. Здесь гораздо суровее с доступом, нужно оставить в гардеробе все, включая маленькие дамские сумочки. Так что если бы мы замерзли в Старых Зеленых сводах, вряд ли у нас был бы шанс вернуться за пальто; зато теперь мы, наученные предыдущим опытом, утеплились заранее.
В отличие от Новых Зеленых сводов, расположенных в залах с современной отделкой, в Старых Зеленых сводах немалый интерес представляют собой и великолепные барочные интерьеры, которые дополнительно усиливают впечатление от находящихся в них шедевров. В первом же зале не пропустите золотой ковш, принадлежавший в свое время Ивану Грозному.
Ковш был изготовлен в честь взятия Полоцка, входившего тогда в состав Литовского княжества. А спустя почти 150 лет Петр I подарил кубок курфюрсту саксонскому Фридриху Августу, таким образом он и оказался в сокровищнице. Далее по возрастающей – зал слоновой кости, зал белого серебра, зал позолоченного серебра, зал драгоценностей. Коллекция включает в себя множество кубков и ваз, изготовленных из различных, иногда весьма неожиданных материалов: страусиных яиц, кокосов, перламутровых раковин, горного хрусталя.
Как искусно выполнены перышки из перламутра на фигурках попугая и куропатки!
Интересны богато украшенные лохани и рукомои, с которыми слуги обходили гостей во время пиров. И кульминация всего этого великолепия, конечно же, зал ювелирных украшений. Потрясающие гарнитуры из сапфиров, рубинов, изумрудов, бриллиантов, просто дух захватывает!
Сложно представить, неужели когда-то всю эту красоту действительно использовали по прямому назначению: как пряжки, запонки или украшения для шляпы?
Уф-ф-ф… После такого удара нужно немножко охладиться, благо погода соответствующая: на улице холодно и дует сильный ветер. Кстати, все дни, что мы были в Дрездене, были очень ветреные, вплоть до того, что сдуло маленький чемодан. Интересно, это нам просто не повезло, или это такая особенность дрезденского климата? Хотя непонятно, с чем это может быть связано, море вроде далеко…
Выдохнув после посещения сокровищницы, мы направились к церкви Кройцкирхе (Kreuzkirche). Если идти к ней по маленькой улочке Weissen Gasse, то по пути вам встретится симпатичный фонтан – «Похититель гусей».
Интересно, что у юноши, который решил стащить парочку гусей, был вполне реальный прототип: Томас Платтер, будущий ректор латинской школы в Базеле. Сама церковь Кройцкирхе известна в основном тем, что уже более 700 лет при ней существует Дрезденский хор мальчиков, каждую субботу принимающий участие в богослужениях, а также концертами хоровой и органной музыки. Одним своим углом церковь выходит на площадь Альтмаркт (Altmarkt), на другой стороне которой располагается огромный торговый центр, где можно не только пошопиться, но и относительно недорого перекусить, выпить кофе, в конце концов, просто погреться.
Если встать спиной к площади Альтмаркт и пройти вдоль церкви, оставляя ее справа, вашему взору откроется здание Новой ратуши с куполом, увенчанным позолоченной скульптурой Геракла – покровителя Дрездена. И где-то на просторах Интернета я почерпнула информацию о том, что есть в здании Новой ратуши винный погреб, а перед входом в него скульптурная композиция под интригующим названием «Бахус верхом на пьяном осле» (Bacchus auf einem (trunkenen) Esel reitend). Конечно же, я не могла пройти мимо, и мы отправились на поиски этой скульптуры. Увы и ах, не удалось найти не только скульптуру, но даже сам погреб… Возможно, это потому, что в здании ратуши шел ремонт, и часть его была закрыта строительной изгородью. Но и немцы не знали, где находится эта скульптура, хотя у меня было название на немецком, которое я им старательно подсовывала! В общем, если кому удастся найти, выложите фото, хоть посмотреть на нее…
Потратив кучу времени на бесплодные поиски Бахуса, мы поняли, что пора выдвигаться в Прагу. Так, немножко бестолково, закончился второй наш день в Дрездене.
Но, как говорится, Бог троицу любит, и через пару дней мы снова были в Дрездене. С утра пораньше (как вы уже, наверное, догадались, мы оба жаворонки) направляемся в сторону одного из главных символов Дрездена – Фрауэнкирхе (Frauenkirche).
История церкви трагична и жизнеутвеждающа одновременно. После воздушной бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года по городу пронесся огненный смерч, который уничтожил практически весь центр города. Фрауэнкирхе стояла еще целый день, но потом обрушилась вовнутрь, превратившись в огромную груду развалин. Руины оставались нетронутыми до 1993 года: власти решили не восстанавливать Фрауэнкирхе, а оставить в качестве памятника жертвам войны (такая полуразрушенная мемориальная церковь Кайзера Вильгельма находится в Берлине, в начале, пожалуй, самой роскошной улицы города Курфюрстендамм). Однако в начале 90-х активисты стали агитировать за восстановление церкви, организовали сбор средств, и в 1996 году начались работы по реставрации. Архитекторы и реставраторы аккуратно разбирали развалины церкви на камни, фрагменты, осколки. Их помечали и сравнивали, определяя, где именно тот или иной фрагмент находился в разрушенной церкви. На длинных стеллажах, рядом с развалинами Фрауэнкирхе, было размещено около 10 тысяч пронумерованных фрагментов и камней! Восстановленная Фрауэнкирхе примерно на 40% состоит из оригинальных частей; эти потемневшие камни видны повсюду, их пока еще довольно легко можно отличить от новых, хотя со временем цвет должен выровняться. Теперь Дрезденская церковь Фрауэнкирхе не памятник жертвам войны, а символ примирения.
Подробный рассказ об истории церкви вы можете послушать внутри, воспользовавшись предлагаемым аудиогидом и расположившись на скамьях лицом к белому, какому-то воздушному алтарю.
Вообще Фрауэнкирхе внутри очень уютная, почти домашняя, чему немало способствуют ее относительно небольшие размеры и круговая форма. Кстати, алтарь на 80 % состоит из оригинальных частей, чудом сохранившихся во время огненного смерча: расплавившееся олово церковного органа послужило своеобразным «коконом», а деревянные части конструкции органа приняли на себя тяжесть падающих обломков купола.
Проникнувшись историей Фрауэнкирхе, мы поспешили к следующему пункту нашей программы. Помимо исторических достопримечательностей, было в Дрездене одно место, которое мы очень хотели посетить: это так называемая «Стеклянная мануфактура», завод Volkswagen в Дрездене, где с 2001 года вручную собирают VW Phaeton, а теперь еще и Bentley. Как-то так получилось, что на протяжении многих лет у нас перебывали почти все модели VW Passat: 1-я, 3-я, 5-я, 6-я и наконец CC. Можно сказать, что VW – это наша семейная марка, поэтому мы никак не могли упустить возможность познакомиться с ней поближе.
К сожалению, экскурсий на русском языке на заводе нет, поэтому мы решили присоединиться к экскурсии на английском, которые проводятся несколько раз в день. Информация о турах на всех возможных языках здесь http://www.glaesernemanufaktur.de/en/vi ... gual-tours
Погода была мерзейшая, лил дождь, дул пронзительный ветер. «Как бы не отменили экскурсии, если никто не придет», - подумала я. Как же я ошибалась! За полчаса до начала экскурсии купить билеты на 12:00 мы уже не смогли, купили только на 15:00, и то чуть ли не последние!
Но теперь нужно было чем-то занять эти освободившиеся 3 часа. К счастью, дождь кончился, сквозь облака пыталось пробиться солнце, и мы на трамвайчике поехали на другую сторону Эльбы, где находится парочка интересных мест. Между улицами Герлицерштрассе, 21-25 (Görlitzer Strasse) и Алаунштрассе, 70 (Alaunstrasse) находится любопытный Художественный пассаж (Kunsthof Passage). Это несколько дизайнерских дворов, в которых располагаются сувенирные и художественные лавки. Вход в пассаж неприметный, нужно ориентироваться на вывеску с изображением летящей коровы. Каждый двор имеет свое название, особенно мне понравился Двор воды с композицией из водосточных труб.
Вот тут нам повезло, что только что закончился дождь: с крыш еще капало, и мы действительно услышали музыку, сыгранную «на флейте водосточных труб». А это такой симпатичный Двор животных.
Побродив по лавкам (честно сказать, не очень вдохновляющим), мы направились к самому красивому молочному магазину в мире – это молочный магазин Пфунда (Pfunds Molkerei). Внутренние стены магазина полностью облицованы красивейшей плиткой, такое впечатление, что находишься в музее. Причем фотографировать в магазине запрещено, и сотрудники за этим бдят. Поэтому фото подпольное и не очень удачное.
Зато можно купить и выпить стакан свежего молока, у него даже вкус не такой, как у нашего порошкового. Как давно я не пила просто молока…
Обратно ехали другой дорогой на другом трамвайчике. Кстати, о трамвайчиках и вообще общественном транспорте. Вот если написано, что он пойдет в 13:41; то ровно во столько он и пойдет, ни минутой раньше и ни минутой позже! Немецкая пунктуальность в действии! По пути полюбовались колоритным зданием бывшей табачной фабрики Йенидце (Yenidze), своей архитектурой напоминающей мечеть. Кстати, это здание также отлично видно из электрички по пути из аэропорта.
На завод вернулись немножко рано, побродили самостоятельно в открытой зоне, и ровно в 15:00 к собравшейся группе вышла наша экскурсовод. Честно сказать, перед экскурсией я немного сомневалась насчет своего уровня английского, удастся ли понять ее рассказ. Но все опасения были напрасны, девушка говорила очень понятно (сразу видно, что английский для нее тоже неродной), и я даже успевала переводить для своего мужа.
Экскурсия включает прогулку вдоль главного конвейера, на котором происходит сборка автомобилей, для чего оборудован специальный подиум. Отсюда можно посмотреть, как производятся различные операции по сборке; как «голый» кузов постепенно обрастает различными деталями и становится похож на автомобиль; и конечно, кульминацию этого процесса – установку двигателя. Интересно, что на английском этот этап называется marriage (т.е. свадьба, рождение нового союза, вместе и навсегда, развод не предусмотрен!). Экскурсовод тем временем много рассказывала о том, каким образом происходит обслуживание клиентов; как клиенты проводят часы в специальной «Студии» с образцами различных материалов и цветов отделки, подбирая свой индивидуальный комплект; о том, что клиент может наблюдать за процессом сборки своего автомобиля; и как по просьбе одного из клиентов ему была предоставлена возможность самому нажать кнопку, запускающую процесс установки двигателя! К сожалению, смена уже заканчивалась, рабочие собирались домой, поэтому нам удалось увидеть в действии только первые этапы сборки. Как жаль, что не было билетов на 12:00, когда процесс в самом разгаре… После прогулки вдоль конвейера мы вышли в фойе, в котором находится макет двигателя и ретро-автомобиль «Audi», и завершается экскурсия в шоу-руме, где можно осмотреть готовые VW Phaeton и CC.
Оставшееся время мы хотели посвятить неспешной прогулке по полюбившимся местам, однако погода нам совсем не благоприятствовала. Поэтому мы решили посетить физико-математический салон, находящийся в одном из крыльев Цвингера.
Жаль, что здесь не оказалось аудиогида на русском, музей на самом деле весьма интересный. Особенно мне понравился зал глобусов, т.к. я с детства была неравнодушна к географии и любила разглядывать карты (впрочем, и сейчас люблю, особенно когда путешествия планирую!). Кроме того, салон может похвастаться богатой коллекцией часов и очень интересными зажигательными зеркалами. Солнечный свет концентрируется на зеркале и воспламеняет попадающие под его воздействие материалы. На некоторых зеркалах даже видны следы от отлетающих частиц, настолько велика энергия!
Ну вот и все, завтра улетаем в Москву. А Дрезден остается и ждет нас! Приезжайте и не пожалеете!