01.01 - перелет Хельсинки – Мюнхен, ночь в Мюнхене
02.01 - Мюнхен и еще одна ночь в Мюнхене
03.01 - Нойшванштайн + Хоэншвангау, ночь в окрестностях замков (Хальблех)
04.01 – Линдерхоф + Этталь + Обераммергау, еще одна ночь в Хальблехе
05.01 – Вискирхе + Ингольштадт (аутлет), ночь в Ингольштадте
06.01. – Траусниц с утра + перелет Мюнхен – Хельсинки
Путешествовали вчетвером + пара постоянно проживающих в Германии друзей + еще двое присоединились к нам в середине путешествия.
1 января
Перелет в Мюнхен Люфтганзой из Хельсинки, до Хельсинки из Питера на машине, оставляли как всегда на самой недорогой парковке в аэропорту за 39 евро на 6 дней. В Мюнхенском аэропорту перешли в терминал 1, где находятся все прокатные конторы (мы прилетели в терминал 2), оформили документы, долго искали свою машину (ох и замороченная там система паркинга, привыкли мы к маленьким аэропортикам, где все просто и понятно), потом возвращались и фиксировали царапины. Но, как оказалось, увидели не все Машину бронировали в компании Global Drive. Когда мы ее возвращали, проверяющий указал на незамеченные нами царапины возле колеса (точно не мы ). Царапины причем были ну не самые ужасные. После продолжительного диалога выяснилось, что коллега проверяющего наш земляк. Хороший человек помог нам избежать указания на подозрительные царапины – это раз, порекомендовал подойти к небольшой будке на территории паркинга чтобы сделать отметку в квитанции об отсутствии повреждений – два, затем порекомендовал потребовать от представителя компании закрыть договор и выдать нам соответствующие документы – три. Так мы и поступили, и 1000 евро залога вернулось через 2 дня на карту. И в четвертых, земляк порекомендовал в дальнейшем держаться подальше от этой прокатной конторы , хотя лично у нас в итоге претензий к ним ну совсем никаких.
В Мюнхене у нас было забронировало две ночи в Leonardo Boutique Hotel Munich. Почти в центре, до Мариенплац 15 минут пешком. Достаточно бюджетно получилось, номера, конечно, совсем небольшие, ремонт не вчера делали, но в целом очень даже рекомендую. Да, у нас были самые дешевые номера, расположенные во флигеле, вход со двора. Друзья позже бронировали по более высокой цене номера в главном здании, так у них вообще все было на высшем уровне.
Парковка на Amalienstrasse, где расположен наш отель, вполне гуманная для Мюнхена. Кажется, мы платили по 6 евро за сутки.
2 января
Прошли те времена, когда туристу приходилось бродить по незнакомому городу, руководствуясь не всегда понятной бумажной картой. Задаем нужный пешеходный маршрут умному гаджету, и вперед! Идем в сторону Odeonsplatz по Ludwigstrasse:
И вскоре перед нами появляется конная статуя в честь короля Людвига I, руководившего строительством Лювигштрассе:
Людвиг I – король Баварии из династии Виттельсбахов с 1825 по 1848 годы, был большим любителем театра, искусства и женщин, потратил на них львиную долю государственной казны и вынужден был отречься в пользу сына. Однако (а, может, именно поэтому) жизнь он прожил долгую, пережил не только правление сына, но и внука, названного в его честь Людвига II (того, который строил замки). Конная статуя воздвигнута еще при жизни бывшего короля, в 1862 году.
Мы пересекли площадь Одеона и прямо перед нами оказалась большая лоджия - Галерея полководцев (Feldherrnhalle):
Галерея полководцев, возведенная в 1841-1844 годах, как и все подобные сооружения должна была прославлять победы баварских войск. В глубине по центру находится скульптурная группа, изображающая военного, который одной рукой крепко прижимает к себе женщину, а в другой держит знамя, но на некотором отдалении, будто бы даже протягивая его кому-то:
Мюнхенцы шутят, что там изображен истинный баварец: «Знамя отдам — женщину никогда!».
Галерея полководцев печально прославилась во времена нахождения нацистов у власти. К ней прикрепили мемориальную доску с именами погибших нацистов, а рядом поставили почетный караул СС, и каждый, проходя мимо, обязан был отдать честь в нацистском приветствии. Мюнхенцам этот ритуал сильно не понравился, и они стали обходить это место.
Идем дальше по Rezidenzstrasse – пешеходной улице с дорогими магазинами:
Оборачиваемся назад, перед нами панорама Одеонплац, переходящей в Людвигштрассе, справа боковая часть Галереи полководцев:
Слева вдоль улицы возвышается здание Резиденции. Очень быстро выходим на MaxJosefPlatz:
Площадь Макса Иосифа (Max-Joseph-Platz) названа в честь короля Баварии Максимилиана I Иосифа. Площадь была заложена на месте снесённого францисканского монастыря в 1802 году. Главное здание на площади - национальный баварский театр:
Слева от театра видно здание Резиденции мюнхенских правителей, вдоль которого мы шли раньше и куда так и не смогли попасть, увы, потому что слишком радовались баварскому пиву:
Вдоль площади прилепились уютные симпатичные домики:
А в центре – памятник самому королю Максимилиану Иосифу:
Продолжаем идти в сторону Мариенплац, и вот уже перед нами Marienhof (впереди – Новая ратуша, в правой части в тумане купола Фрауэнкирхе):
Новая Ратуша со стороны Мариенхоф:
Мариенплац сравнительно небольшая по своим размерам. Самое впечатляющее здание на площади – Новая Ратуша (вся левая часть фото), скромное крайнее здание справа – Старая Ратуша, в центре площади – Колонна Святой Марии:
Едва успели к 11.00, чтобы посмотреть знаменитое представление на центральной башне Новой Ратуши:
32 фигуры высотой в человеческий рост разыгрывают сценки из городской жизни. 15-ти минутное «шоу» состоит из двух частей. В первой части мы видим рыцарский турнир, который состоялся на Мариенплац в 1568 году в часть свадьбы герцога Вильгельм V и Ренаты Лотарингской. Перед женихом и невестой проходят герольды с трубами, знаменосцы и оруженосцы, закованные в доспехи конные рыцари. По сигналу герцога они мчатся друг на друга и рыцарь с баварским щитом конечно же выбивает из седла лотарингского рыцаря. Вторая часть – это танец бондарей в ярко-красных куртках, которые празднуют отступление чумы в 1517 году. Представление проходит зимой в 11 часов (и в 12?), а летом также в 12 и в 17 часов.
Здание Новой Ратуши (Neues Rathaus) было построено в период с 1867 по 1909 годы по распоряжению все того же короля-строителя Людвига I. Для того, чтобы расчистить место под строительство Новой Ратуши, пришлось снести 24 дома. Огромный неоготический фасад здания украшают фигуры баварских герцогов, королей династии Виттельсбахов, легендарных персонажей и святых:
Мы прошли во внутренний дворик здания Новой Ратуши:
А вот подняться на лифте на башню не получилось: было закрыто.
Напротив Новой Ратуши расположен небольшой супермаркет, где есть отдел с символикой ФК Бавария (купили там подарки старшему). И рядом можно подкрепиться в пекарне:
Колонна Святой Марии, благодаря которой получила свое название главная площадь Мюнхена:
Колонна Святой Марии была построена в 1638 году в благодарность Деве Марии за освобождение города от шведской оккупации и эпидемии чумы. Такие колонны со статуей Девы Марии позже появились и в других европейских городах (в Вене например), и их стали называть «чумной столб» или «марианский столб». Мюнхенский чумной столб считается первым из них.
Перед Новой Ратушей установлен Рыбный фонтан – Fischbrunnen:
Когда-то на этом месте находились рыбные рыночные ряды.
Говорят, если опустить в него пустой кошелек, это принесет благосостояние.
Перпендикулярно к зданию Новой Ратуши находится Старая Ратуша (Altes Rathaus):
Здание, в котором до возведения Новой Ратуши размещался городской совет, было построено в конце пятнадцатого века на месте прежней постройки 1310 года, которую поразила молния. Кроме заседаний государственного совета, в Старой Ратуше в те времена, когда она еще не называлась Старой, устраивались пышные балы.
Башня, которая сейчас является частью Старой Ратуши, когда-то стояла отдельно от нее и было сторожевой, но со временем утратила свое оборонное значение:
Здесь расположен вход в музей игрушек, который сейчас находится в здании Старой Ратуши. Рядом стоит Джульетта:
Старая Ратуша, вид с другой стороны:
Наступило время долгожданного баварского обеда мы направились в знаменитый Хофбройхаус - (Am Platzl 9):
Ресторан был основан аж в 1828 году, а сама придворная пивоварня появилась еще раньше, в 1589! Сваренное здесь пиво поставлялось ко двору, частным лицам и в трактиры, и даже на экспорт за пределы Мюнхена. Однако славится это место тем, что, по-легенде именно в Hofbräuhaus в феврале 1920 года Гитлер впервые огласил свою программу и учредил национал-социалистическую партию. Поэтому туристов здесь больше чем на Рыночной площади. Но свободный столик мы тем не менее отыскали без труда, правда, и время было дневное.
Надо сказать, что наши немецкие друзья, которые постоянно живут вблизи Кельна и приезжали в Мюнхен к нам на встречу, раскритиковали кухню в Хофбройхаус, а по поводу Августинера отозвались значительно теплее. Про Хофбройхаус сказали: развод для туристов, все эти блюда намного вкуснее и дешевле в других заведениях страны. Особенно картофельный салат им там не понравился.
После обильного баварского обеда выходим к расположенному напротив Старой Ратуши зданию Петерскирхе (Peterskirche):
Эта церковь считается старейшей приходской церковью Мюнхена: первую деревянную обитель на этом месте выстроили еще в VIII веке.
Башня собора высотой 91 метр, украшенная знаменитым куполом в форме фонаря – один из символов города. Жители Мюнхена называют ее «Старый Петер»:
Купол в форме фонаря:
На башню можно подняться пешком за 2 евро. Башня открыта с 9 до 18, в вс с 10 до 18. Виды с башни:
На Старую Ратушу:
На Новую Ратушу:
Новая Ратуша и купола Фрауэнкирхе:
В XVIII столетии внутреннее убранство Петерскирхе было выполнено в стиле рококо (фото с телефона):
Перед поворотом к Виктуалиенмаркт расположена Heiliggeistkirche (Церковь Святого Духа). Справа – Церковь Святого Духа, слева сбоку видно часть фасада Петерскирхе, вдали – Старая Ратуша:
Heiliggeistkirche (Церковь Святого Духа) была построена в 14 веке, принадлежала Приюту Святого Духа. Нынешний фасад выполнен в необарочном стиле в 19 веке. Типичная для Мюнхена форма купола башни в виде фонаря. Вид со стороны Виктуалиенмаркт:
Рынок Виктуалиенмаркт (Viktualienmarkt) возник в 1807 году, когда старый мюнхенский городской рынок на Мариенплац стал слишком узким для бурно растущего города.
Здесь видно цены:
Рынок работает ежедневно, я нашла информацию, что обычно он открыт с 10.00 до18.00, в сб с 10.00 до 15.00, кроме воскресений и праздничных дней. Но мы застали его вполне себе работающим в субботу 2 января около 20.00 или даже позже.
Ну и просто фотографии центральной части баварской столицы:
Дошли до Немецкого Городского музея, но внутрь заходить не стали. Рядом наткнулись на башню Lowenturm:
Как следует из информационной табличке на башне, это остатки первой городской стены. Дошли до Азамкирхе - Asamkirche (официально церковь св. Иоанна Непомука):
Барочная Азамкирхе получила свое название по имени своих создателей – братьев Азам (имена у братьев были очень непростые – Космас Дамиан и Эгид Квирин). Космас Дамиан был архитектором и художником, а Эгид Квирин – штукатуром и скульптором. В XVIII веке братья Азам являлись главными мастерами барочного стиля в Мюнхене, много работали в Баварии и за пределами столицы. Азамкирхе – их самое значительное творение. Изначально братья строили для себя капеллу на приобретенном Эгидом Квирином земельном участке рядом с его собственным домом. Но когда строительство было окончено, мюнхенцы возмутились запрету на посещение церкви, и братьям пришлось открыть ее для доступа публики. Вход свободный с 8.00 до 17.30.
Вернулись назад, ориентируясь на купола Фрауэнкирхе. Потерли нос кабанчику возле музея охоты и рыболовства, конечно.
В самом конце Neuhauser Straße находятся средневековые ворота Karlstor:
Ворота были построены в период между 1285 и 1347 годами (более точная дата не известна) для улучшения обороноспособности города. Здесь заканчивается «старый город», дальше мы не пошли, вернулись назад к Фрауэнкирхе.
«Луковичные» купола Фрауэнкирхе (Frauenkirche) видно издалека, найти эту церковь совсем не сложно. Фрауэнкирхе - самый высокий собор в Мюнхене и один из самых старых – его строительство было начато в 1468 году и закончено в 1525 году. Стиль, соответственно, поздняя готика.
Высота собора составляет 99 метров. С 2004 года в Мюнхене временно запрещено строить здания выше Фрауэнкирхе, то есть выше 100 метров.
У входа в Собор, в углублении, что напротив главного алтаря, на полу есть плита, вокруг которой толпятся туристы. Это так называемый «Черный след»:
В районе пятки есть пятно, похожее на отпечаток шпоры. Если стать ногой на этот след и посмотреть в сторону главного алтаря, по не видно боковых окон. В источниках встречаются различные трактовки легенды: говорят, что архитектор Хальсбах заключил сделку с дьяволом, чтобы тот не мешал строительству, за это дьяволу было обещано не строить в соборе окна. Когда же строительство было завершено, он вошел в собор, стал на том месте, где сейчас рассоложен «черный след», и радостно увидел, что окон в соборе действительно нет. Но, сделав шаг вперед, понял ,что его обманули, и в ярости топнул ногой, оставив отпечаток в полу. По другой версии, дьявол лично выступал прорабом при строительстве, а взамен потребовал душу первого, кто переступит порог этого храма, но когда строительство было завершено, архитектор Хальсбах отказался выполнить условие сделки из-за того, что в соборе нет ни одного окна. Обманутый дьявол в ярости топнул ногой и провалился в свой мир.
Собор Фрауэнкирхе изнутри:
Гробница Людвига IV Баварского из черного мрамора:
Рядом с Фрауэнкирхе находится одна из самых известных мюнхенских пивных – Августинер:
Августинер не так наводнен толпой туристов, как Хофбройхаус, хотя время уже близится к вечеру. Здесь уютнее, несмотря на металлические конструкции, использованные в отделке помещения. Столик находим без труда. Нашей компании показалось, что в Августинере вкуснее, чем в Хофбройхаус, но это дело вкуса, конечно.
А вечером просто гуляли по красивой и многолюдной Мариенплац: