Решение вашей проблемы очень простое: при покупке авиабилетов (а равно как и всего остального) нужно пользоваться кредитными (не дебетными!!) картами. И стараться покупать товар (в данном случае – авиабилет) напрямую из «первоисточника» (у авиакомпании), исключая агенства-посредники.
При оплате товара/услуги кредиткой между вами и продавцом появляется «прослойка» в виде банка. В результате, в случае конфликтной ситуации (как ваша) формат разборок резко меняется. Вместо попыток докричаться до руководства авиакомпании по прилете вы звоните в банк, обслуживающий вашу кредитку, и говорите им, что отказываетесь оплачивать транзакцию по покупке билетов, так как «обещанный товар/услуга не был вам предоставлен или был предоставлен не в полном объеме».
Это запускает в действие определенный механизм. Ваши деньги забираются у авиакомпании и «подвешиваются» в банке до выяснения обстоятельств.
Далее и у вас, и у авиакомпании есть 30 дней, чтобы обосновать свою позицию и предоставить подтверждающие документы. Личного заявления (по форме банка, есть на сайте) и копий билета и посадочного талона вполне достаточно с вашей стороны (хотя заявление о размере шага кресел, подписанное другими пассажирами самолета, будет являться несомненным плюсом). После чего уже авиакомпания должна доказываться банку, что значит «премиальный эконом» и какие типы кресел установлены у нее на самолете № ###, следовавшем в тот день из Бангкока.
Прелесть ситуации заключается в том, что время на все эти разборки строго ограничено – 30 дней.
Если на 31-й день у банка не будет информации из авиакомпании касательно данного инцидента, то деньги вам вернут автоматически (нечто вроде «срока давности», работающего в вашу пользу). С учетом бардака и бюрократии, творящегося в большинстве крупных компаний (не только в авиации), вероятнее всего так и случится. Просто представьте: получив уведомление из банка, бухгалтерия (они занимаются финансами) перешлет это дело в юридический отдел (они занимаются претензиями, судами и проч.). Те, чтобы понять, что произошло, должны будут как минимум направить запросы в операционный отдел (чтобы узнать, какой тип самолета использовался в тот день и где вы сидели), отдел продаж (данные по вашему билету) и отдел маркетинга (чтобы узнать, что конкретно рекламируется в качестве «премиум эконома»). После получения всех запросов, начальство юридического отдела должно сформировать какую-то позицию, зафиксировать ее на бумаге (со ссылками на соответствующие законы и правила) и переслать все это в банк.
На практике редко какая контора справляется с этим в срок. Юристов обычно не хватает. А суммы в тех делах, которыми они занимаются (задержки оплаты, суды с контролирующими органами, и.т.д.), на несколько порядков выше вашего случая. Поэтому вероятнее всего, что на возню с вами просто плюнут, по принципу «овчинка выделки не стоит».
И здесь наступает самое интересное.
Вышеописанная схема не предусматривает варианта частичной компенсации: либо все, либо ничего (поэтому «умные» авиакомпании решают проблемы, подобные вашей, «на месте», пересадив Вас в бизнес-класс или предоставив какие-то компенсации/скидки). Соответственно, если авиакомпания не уложится в срок (30 дней) или если выяснится, что в самолете действительно не было «премиум» кресел, вы получите назад всю сумму, заплаченную за билеты. Тот факт, что вы все-таки как-то долетели до Москвы (читай – услуга была оказана частично), волновать никого (кроме, разумеется, авиакомпании; а ей – поделом) не будет. И на эти деньги вы сможете съездить в отпуск еще раз. И даже, возможно, той же авиакомпанией. Более того, если они опять продадут вам билеты на несуществующие кресла, то вышеописанную процедуру можно будет повторить, ведь если они настолько не организованы, что рекламируют то, чего нет в природе, то пусть и платят за это пока сумма убытков (от возвратов таким, как вы) не заставит их пересмотреть свою политику...
P.S. Вышеописанное относится к любой авиакомпании, а не только к отечественной. Несколько лет назад я получил две цены билета от Alitalia за отмену вечернего рейса и отказ селить меня в гостинице.
И комментарии:
Эта услуга называется "гарантия удовлетворения покупкой" и является абсолютно стандартной для системы виза - мастеркард - американ экспресс. Правда, не во всех странах. С одной стороны, услуга хорошая и позволяет пригрозить нерадивым продавцам и прочим "предоставителям услуг" на месте (типа, у меня гарантия удовлетворения, либо вы меня сейчас удовлетворите, либо я сейчас стоп-транзакцию накладываю, и будете разборки крутить с мастеркардом). Но задним числом устраивать разборку не так-то просто и в данной конкретной ситуации может и не сработать. Да, как только вы заявите - деньги вам возвращают. Но если в 30-дневный срок авиакомпания пришлет формальную отписку - деньги опять снимут, да еще и с процентами (если срок прошел). А авиакомпания может просто включить тупого: дескать, мужик слетал, деньги заплатил, че еще надо? Кредитная компания перешлет эту отписку вам со словами: "по данным авиакомпании, вас довезли до точки назначения и вы обязаны заплатить" - и снимут деньги с причитающимися процентами. И на всю вашу дальнейшую переписку уже кредитная компания включит тупого: "вы не предоставили исчерпывающих сведений о том, что услуга вам не была предоставлена, поэтому для возврата денег не видим оснований". Это, конечно, не означает, что не имеет смысла попробовать (если есть время и азарт): может случится так, что они в своем бардаке вообще забудут ответить. Или какой-нибудь менеджеришка из отдела PR захочет прогнуться и вернет вам деньги и еще бесплатный билет пришлет (частенько в этой жизни скрипучее колесо получает смазку). Просто относитесь к этому реально: скорее всего не выгорит, но может и выгорит. Билеты покупать по кредитке разумеется надо: там не только гарантия удовольствия, но и страховка путешественника, и т.п. А процент первые дней 30 -- нулевой.