-Куда в этот раз побежим-то, жена?
Она хочет к Алисе.
Алиса – одноклассница, подруга детства. Живет на ПМЖ в Нижней Саксонии. Подруга жены это нормально, а эта подруга - так вообще очень хорошо.
Даже при таком раскладе, в провинциальной Германии больше трех дней – скучновато будет, да еще и не в первый раз, к тому же зимой...
Город Оснабрюк - почти граница с Голландией. А что если через Амстердам? Там всего-то 250 км и прямой берлинский поезд.
Уже греет. Решено, летим через Схипхол. Дня на четыре зависаем в Амстердаме. Смотримся в него, как в зеркало. В конце концов, путешествие - это верный способ заглянуть в самого себя.
Прокатиться по Рандстаду на поездах, побродить по голландским насквозь историческим городкам -Утрехту, Дельфту, Лейдену. Заманчиво?
А уж потом - в Оснабрюк. Подруги будут дружить дня три. Я тоже найду, чем заняться. Там до вольного ганзейского города Бремена, родины знаменитого пива Бэкс, всего то - час на север. До древнего Мюнстера – полчаса на юг.
В конце путешествия возвращаемся в Амстердам, переночуем и утром двенадцатого - в Питер, домой. Как раз Новогодняя ночь на Родине, наверное, заканчиваться будет.
В Амстердаме выбор пал на отель «Double Tree by Hilton». Чтобы хоть какая реальная полезность была читателю от этого поста – поделюсь впечатлениями: отельчик неплохой, новый совсем, от Центрального Вокзала метров двести.
Удобно, от аэропорта считай прямо до номера на электричке – полчаса. Главное, чтобы номер был не «окнами на порт», это на самом деле значит «на железную дорогу». «На город» и «во двор» - нормально. И не под рестораном на предпоследнем этаже. В самом ресторане, он на последнем 12, весьма пейзажно: и на город, и на порт. Жаль, зимой открытая терраса недоступна.
Прилетели мы на самом деле вечером четвертого января, в Амстердаме пятница была. Ни снежинки и плюс восемь по Цельсию. Все не как у людей. Пока в Хилтоне быт устроили, совсем уже ночь подкралась. Но как-то же надо прибытие отметить, подышать амстердамским воздухом свободы. Поужинать, KLMы кормят то плохо.
Выходим, наконец, из отеля. Набережная Ooserdok. Налево – музейно-развлекательный комплекс «Немо» закрыт, направо кипит жизнью Центральный Вокзал. Наискосок напротив – Старый Город и район Красных Фонарей – полкилометра. А в двух шагах, прямо вот у пирса – плавучий китайский ресторан «Sea Palace» трехэтажными огнями завлекает, во всю еще открыт. И что тут судьбу искушать? Никуда красные фонари не денутся.
Устроились мы в занимательно декорированном зале, чисто Поднебесная, с видом на акваторию старого дока. В черной воде небо звездное отражается, городские огоньки мерцают. Хайнекен холодный...
И тут осознаю – начал в меня амстердамский дух проникать. Реально так почувствовал. В Амстердаме-то я уже не в первый раз, и раньше на себе его притягательную силу испытывал. Но чтобы так сразу началось, и почти что не выпивал еще…
Точно, он это и есть – амстердамский «Genius Loci», «Гений Места». Древние верили: Дух, Хранитель местности. Сейчас «Genius Loci» – модный тренд такой, англосаксы именуют его «Spirit (soul) of place» - дух или душа места - суперпозиция уникальных свойств и ярких особенностей территории – от климата, ландшафтов и пейзажей, - до местных обрядов, легенд, музыкальных традиций, архитектуры, живописи, бла-бла-бла, и местных самых-самых авторов. Кому-то в это надо вникать глубоко, а кто и так чувствует, сразу...
Но хотелось бы, все-таки, систематизировать, структурировать ощущения. И местного духа понять, и себя.
Принесли китайские специалитеты: сладкую свинину по-сычуански, лапшу дан-дан под соусом из сушеных креветок. Настоящее кулинарное откровение…
А что если местного Духа попробовать структурировать, руководствуясь древней китайской мудростью, раз уж так все складываться по-восточному начало? Воспользоваться, скажем, мудростью учения У-Син о циклах взаимопорождения и взаимопреодаления пяти универсальных стихий мироздания: воды – дерева – огня – земли – металла. Китайцы древние легко таким вот образом свои жизненные проблемы решали: болезни распознавали и лечили, воинские стратегии изобретали а в жилищах устанавливали полный фен-шуй. Попробуем.
Итак, стихия «Земля»: центр мироздания, ось циклических преобразований энергии Ци. С этим ресурсом в Амстердаме напряженно, да и вообще у голландцев. Если кому-то где-то он и достался даром, то не здесь, в Нидерландах. «Низкие Земли» в дельте Рейна и Мааса созданы, считай, рукотворно, местными, не Богом.
Атрибуты элемента «Земля» в Амстердаме очевидны: дамбы, плотины, шлюзы, мосты с хитрыми затворно-запорными механизмами. То есть, все, что преодолевает стихию Воды. Центр стихии «Земля» – площадь Дам, прямо на старой дамбе, где Королевский дворец на 13659 сваях и Обелиск свободы с хранилищем двенадцати урн с землей местных провинций.
Но первоначало всего в Амстердаме - стихия «Вода» Хотя и покоренная и обузданная стихией земли и местными жителями, - она доминирует, насыщает и соединяет все. Здесь и живут-то буквально на воде. Более-менее приличный плавучий дом стоит от 250 тысяч евриков, место швартовки – полтинник в сутки. Бесчисленные кирпичные домики немыслимой геометрии в три этажа и в два окна поперек, тоже, кажется, растут прямо из воды. На их фоне – непропорционально высокие, как и сами голландцы, колокольни соборов. Упираются в небо, отражаясь в зеркале нескончаемой паутины каналов. Две стихии переплетены неразрывно, отрицая, продолжая и дополняя друг друга.
В учении У-Син стихия «Воды» объединяет любые жидкости. Странно было бы здесь, в Амстердаме, за символ стихии не посчитать пиво Heineken. Не потому, что водянистое, нет, это в Питере Хайнекен местного розлива – дрянь, а в Амстердаме вот даже супруга не отказывается пробовать. Хайнекен абсолютно доминирует здесь как жидкость – сразу после собственно воды каналов. И красная звездочка в соседстве с зелеными буковками светит с каждой третьей городской вывески.
Кроме всего прочего, стихия «Вода» - проводник энергии Ци и символ пассивной силы Инь. Не той примитивной, так нам хорошо знакомой и родной силы, которая, чтобы проявить себя, напрягается и ломает, и в итоге ломается сама или истощается, а скрытой, внутренней, постоянно ищущей выход и стремящейся продолжить путь. Истинно голландской силы, той, например, что позволила морским гезам преодолеть немыслимое превосходство стальных испанских батальонов герцога Альбы. Или же той, что определила феномен голландского тотального футбола времен Йо́хана Круиффа с гениально простым механизмом искусственного офсайда. Да и Хайнекен - примерчик нормальный, по крупному счету ведь ординарный лагер, а в мире – третий…
Стихию воды продолжает первоэлемент «Дерево», символ роста, развития, творчества. Леса свои голландцы извели еще во времена Золотого XVII века при строительстве сильнейшего на тот момент в Мире флота и на сваи под дворцы и храмы на болотистых почвах.
Но стихия объединяет все растения, не только деревья, но и кусты. Поэтому с символикой стихии «Дерево» тут все элементарно и банально, она в Амстердаме на каждом шагу, символика эта, в самых разнообразных формах.
В том числе и в виде замысловатых инсталляций или же веселых кустиков прямо на крыше плавучих домов. Вообще то, можно выращивать не больше пяти кустов конопли на семью и только для личного пользования.
Эта вот конопляная символика - на фоне занимательного места - церкви Ноурдеркерк в Йордане. Район располагается западнее Пояса Каналов, за Princengracht. Название «Йордан» обычно производят из французского «jardin» - сад. Считается, некогда садов и цветников здесь было в изобилии. В «Золотом» веке район стремительно вызрел как эмигрантский очаг, где селились все «понаехавшие тут»: испанские и португальские сефарды, антверпенские беглые евреи, и прочие инакомыслящие гугеноты, диссиденты, враги антинародного режима соседних Испанских Нидерландов и раздираемой реформаторскими войнами Германии. Так что, может быть «Йордан» и значит именно то, что слышится, то есть «joden», а никакой не «сад».
Веселенький такой получился в итоге райончик. Еще в конце XIX века числился в Амстердаме первым по хулиганству и преступности. Веселые застолья легко сменялись пьяными драками с поножовщиной. Но уж ежели что, так и полицию били всем миром. Как в 1886 году, во время «Бунта угря». Некий блюститель порядка попытался, непонятно с какого перепугу, пресечь местную пьяную забаву, когда извивающегося угря, подвешенного на веревке над каналом, надо было сорвать, балансируя на несущихся по каналу лодках. Злосчастного полицейского в итоге грохнули, а с его коллегами, подоспевшими на помощь, затеяли мясорубку. Погибло по факту 26 человек…
Или же, совсем уж недавно, во время депрессии 30-х, местные устроили неслабое побоище с полицией, протестуя против уменьшения пособий по безработице. В массовых беспорядках, как чаще всего это и бывает, зажигали тетки. У стен главной церкви района - Ноурдеркерк, стоит памятник кровавому событию. Скульптурная группа дам, замотанных единой простыней и с завязанными глазами. Называется «Союз придает силу». Не боялись местные, в общем, раскачивать лодку, а История их как то за это и не осудила.
Сейчас Йордан замечательно тихий живописный райончик, – считается в меру модным, чуть богемным, креативным. Не шумным таким, домашним, не туристическим. Сам я сюда добрался только с третьей амстердамской попытки. Классно тут утром побродить. А вечером по кабачкам прогуляться.
Сразу за границей Йордана, уже в буржуйском Поясе Каналов, – церковь Вестеркерк. Ее так и строили, - роскошную, с самой высокой в городе колокольней 85 метров, как антитезу Ноурдкерк, которая скромная и для бедных эмигрантов Йордана. Это сейчас у голландцев эгалитарное общество, но не тогда. Тогда жестко было, почти как у нас сейчас.
Рядом с Вестеркерк, на одноименной площади в доме номер шесть жил Рене Декарт, автор метода радикального сомнения в философии и много еще чего. Это он про этот город еще в XVII написал: «Где еще в мире все удобства жизни и все мыслимые диковины могут быть достижимы так легко, как здесь? В какой еще стране можно найти такую полную свободу?...»
Прямо за церковью, уже на берегу канала Keizersgract, - монумент жертвам гомофобии (по нашему – памятник пидора..., пардон геям с лесбиянками) – внушительных размеров треугольник из розового гранита. Так и называется – гомомонумент. Keizersgract – значит «царский канал», а тут монумент извращенцам. Вот наш питерский милонов-депутат узлом то завязался бы, от негодования. А местные мамочки внимания не обращают, нормально тут с колясками гуляют…
Что то я отвлекся.
Следующая стихия – Огонь. Жесткая такая стихия. Активная. Концентрация силы Ян. Напор, страсть. Символы – открытое пламя, свечи, костер, лампы, фонари. Главный орган – сердце. Наверное, не только. Цвет – красный и всевозможные оттенки. В Амстердаме время огня - не полдень, а ночь. В целом она оранжевая, ночь голландская. «Доброй ночи» у них символично звучит, знаково - «хуенахт».
С центром стихии Огня – очевидно. Приходишь, к примеру в кабачок. Персонал общительный:
- Как Вам нравится наш город замечательный? Очень нравится? А Вы уже в районе «Красных Фонарей» были? Да? И как?
Да, были мы в этом райончике. Вечером, ближе к ночи в «красных фонарях» людно невообразимо. Туристы любопытствуют. Семьями. Папа-мама-дети. Свекровь, теща, тесть. Вместе. Это же, как бы Эрмитаж или Лувр. Были и не посмотрели?
Он – в самом сердце Старого города, вдоль каналов Oudezijds у древней церкви Ауде Керк. Старейшая церковь города, памятник и святыня.
А в двух шагах сидят девчонки в витринах в красно-розовой подсветке. Есть реально симпатичные. Богатые телом, стройные, совсем толстые, белые, тощие, цветные. Всякие, на любой вкус. Цены приемлемые: fuck-suck, без изысков – полтинник. Греческий секс, если договоришься, – сотня. Время ограничено, но надо торговаться и согласовывать детали, и все получится. Сам я не пробовал, друзья рассказывали.
Под утро толпы рассасываются, район пустеет, а красные огни остаются, в воде узких центральных каналов отражаются. И мусора полно на набережных каналов валяется. Как тут без мусора.
Светает. Хуеморген, то есть «Доброе утро».
Оно в Амстердаме действительно доброе, уже не оранжевое, а скорее голубое.
И на каналах, где знаменитые «Бульдоги», и особенно - на площади Rembrantplein. На высоком постаменте - персонифицированный «Genius Loci» Нидерландов - Рембрандт Харменс ван Рейн. Кто же, как не он, ведь не Дик же Адвокат.
У ног Мастера – скульптурная группа «Ночной Дозор», безусловный символ идентичности в стиле «dutch». Сейчас старший отдаст приказ, знаменосец поднимет знамя, дробь барабана разорвет утреннюю тишину. Бронзовые кловениры оживут и, проникнувшись замыслом командира, капитана Франса Баннинка Кока, придут в движение и развернувшись чуть влево, двинутся вперед - на специфический сладковатый аромат, ко входу в кафешоп «Smokey». Курить будут. Тоже в тему символики: без огня и дыма нет.
Осталась последняя замыкающая кольцо первоэлементов У-Син стихия - «Металл». Олицетворяет изобилие, богатство и финансовый успех. С этим у голландцев все супер. Особенно если Золотой век вспомнить – Амстердамский Банк, Вест-Индийская, Северная и Ост-Индийская компании: торговля по всему миру, а все денежки - в дом. Формы, олицетворяющие стихию – округлые, цвет – белый, серебряный или золотой. Символы – изделия из металла. Деньги, наверное.
Нет, деньги – не катят как местный символ стихии «Металл»…
Вот он, верный образ, так прямо живо встает перед глазами, или вкатывается: платиновая блондинка, по-голландски длинноногая, стройная, в длинном черном пальто. Такие барышни у нас на бомбах или мерсах ездят, не иначе как с водителем. А здесь спицы колес слились в серебряное сияние, шины сладко шуршат по сырому асфальту, независимо и заманчиво сверкают из-под пальто в непрерывно круговом движении круглые капроновые коленки и выше. Нет, вот он, истинный амстердамский символ стихии «Металл» - кругло катится, под барышней. Велосипед это. Он здесь почти неизбежен повсюду, или стоит прикованный к чему-либо цепью, или кто-то стремительно на нем в кадр въезжает, или выезжает из.
Вот как то так с символикой Амстердама получилось. Сыровато. А как еще может быть, когда стихия воды доминирует. Впрочем, это еще и не конец путешествия.