Как добраться: Имея опыт нескольких поездок на своей машине в Европу (Польша, Латвия), изначально рассматривали вариант ехать на машине. Посмотрели стоимость билетов: получалось около 30000 руб. Аренда великов в Голландии стоит около 120 евро на человека на 7-8 дней. Везти свои велосипеды авиакомпанией с собой? Почитал отзыв, людей которые так сделали: мало того что с них взяли еще по 160 евро за перевозку великов, так еще велосипед надо разобрать, хорошенько упаковать, но и после этого им умудрились в процессе перевозки велосипеды испортить, а на одном вообще восьмерку на колесе поставить. Сайт ViaMichelin показывал около 2500 км в одну сторону и 28 часов пути. Решили ехать на авто, тем более что евро на тот момент стоил 40 руб., а не 50 и два дня пути сулили тоже новые интересные впечатления. Автомобиль Honda CRV-2, расход бензина около 10 л на сотню. Получалось, что положив в него велосипеды, мы даже немного сэкономим по сравнению с авиабилетами и арендой великов в Голландии. Проживание получалось ровно в 2 раза дешевле, чем ехать через фирму.
Визы оформили сами через визовый центр. Просили мультивизу на год, но дали на полгода. И на том спасибо!
Что с собой: есть 2 обычных горных велосипеда. Для перевозки вещей был куплен багажник и рюкзак на багажник типа штаны, объемом 65 л фирмы ПИК-99. Рюкзак оказался очень качественный, продуманный, имел лямки, чтобы его можно было носить на спине и легко вмещал в себя вещей на двух человек, а также дневной перекус. Плюс небольшой рюкзак на спину, в котором ехали документы, фотик, всякая электроника, карты и прочее. Для решения проблем с картами купил базовый IPad Air, т.к. Ipad mini все таки был неудобен из-за маленького экрана. Поставил программу офф-лайн карты Gаlileo. Очень пригодилась! Прекрасные карты с велодорожками. Ставил на всякий случай еще офф-лайн карты MapsWithMe, но так и не пользовался: Gаlileo давал исчерпывающую информацию.
Еще из вещей, кратко: 2 запасные камеры для велосипеда, крем от загара, дождевики, второй комплект обуви (на случай если будут дожди), горелку + 2 баллона с газом для дневных обедов, 2 стальные цепи с замками (привязывать велики). Цепи и замки были куплены в Леруа Мерлене. Как я понял из отзывов, в Голландии периодически велики воруют и обычные стальные тросики не останавливают. Кража велика в Москве – это был бы просто печальный факт, а в Голландии перечеркнул бы все путешествие. Решили не рисковать. Хотя реально цепи понадобились пару раз, т.к. во всех отелях, где мы ночевали, хозяева любезно разрешали нам завозить велосипеды в отель и оставлять его внутри за закрытой дверью. Остальное как обычно, берется в поход, только с учетом того, что ночуешь в отеле, поэтому палатка и спальник не нужны + есть возможность при необходимости постираться.
Отели: В качестве опорных точек были выбраны следующие города: Пригород Амстердама Zaandam (Зандам) – Gouda (Гауда) – Delft (Делфт) – Noordwijk aan Zee (Нордвейк-ан-Зее) - Alkmaar (Алкмар) – Bavenkarspel (Бовенкарспел) – Harderwijk (Хардервейк) – Utrecht (Утрехт) – завершение круга в пригороде Амстердама Zaandijk (Заандик). Вот точки, отмеченные на карте:
http://maps.yandex.ru/?um=GZ3nPTUzl96fN ... &z=9&l=map
Как я уже говорил, расстояние выбиралось исходя из примерного ежедневного пробега в 50-60 км. Как в последствии выяснилось, немного я ошибся, но лишние 10-15 км в день не вызывали никакого перенапряжения и позднее 21.00 мы ни разу не приезжали ни в один отель. Учитывая регулярные остановки на посмотреть, пофоткать, перекусить, попить и часовой привал, средняя скорость движения составляла около 12-14 км, т.е. ехали очень расслаблено. Немного подробнее об отелях в Амстердаме. Т.к. Амстердам очень дорогой и к тому же мы попадали на день короля и вообще выбранное время поездки очень популярно в связи с цветением тюльпанов, было принято решение останавливаться в ближайших пригородах: Первый отель был забронирован в Заандаме – ibis budget Amsterdam Zaandam. Очень приятный отель и что самое главное с бесплатной огороженной парковкой перед отелем. По идее и последняя ночью должна была быть в этом отеле, но он был занят на этот день, поэтому был забронирован отель D' Vijf Broers в другом пригороде – Заандике. Отель тоже имел бесплатную общественную парковку на ночь. Идея была такая: приезжаем, ночуем, оставляем машину около отеля и едем по Голландии. На обратном пути подбираем машину и едем в последний отель. Рассказав сотруднице отеля ibis budget Amsterdam Zaandam о наших планах и спросив можно ли оставить машину, она поведала нам, что это не частная парковка отеля, поэтому нет проблем, оставляйте на здоровье. Машина была поставлена прямо напротив входа в отель и благополучно нас дождалась. Так мы решили вопрос бесплатной парковки на неделю нашего путешествия. Остальные отели выбирались по принципу: недорого и желательно в центре. Также обязательно должен быть завтрак, чтобы не тратить с утра время на поиск кафешки. За неделю до отъезда я специально написал в каждый отель письмо и предупредил, что мы путешествуем на велосипедах, поэтому приедем точно, но вечером и постараемся до закрытия.
Перемещение: Была скачана офф-лайн карта Gаlileo. Также, судя по прочитанным отзывам, в Голландии очень развитая сеть велодорожек с указателями. Особая надежда возлагалась на голландские центры информации для туристов, которые обозначаются как “VVV”. В этих центрах продаются специальные велокарты Голландии с указанием маршрутов по интересным и красивым местам, хотя, честно говоря, Голландия вся интересная и красивая)) Велокарты очень удобные: вся Голландия разбита на районы, для каждого района идет соответствующая карта.
Таким образом, зная, где собираешься путешествовать, покупаешь себе карты этих районов и, проблема в навигации возникает только тогда, когда тебе нужно в самом городе найти свой отель. Для этого используешь Ipad, все остальные вопросы решаются с помощью карты. На карте нанесены точки, каждая из которых имеет свой номер. Между точками указан километраж. Получается, что ты прикидываешь маршрут движения, запоминаешь номера точек и движешься от одной к другой. По пути следования, если встречается развилка, смена стороны дороги или еще что-то, ОБЯЗАТЕЛЬНО будет стоять указатель со стрелкой нужного направления движения к точке. Периодически встречаются установленные информационные щиты с картой района и нанесенными на эту карту теми же самыми точками, что и у тебя на бумажной карте. Так что заблудиться очень сложно.
В крайнем случае, на помощь всегда придут доброжелательные голландцы, которые с удовольствием расскажут, покажут, а иногда и проводят. Для полноты картины: цена карты около 10 евро. Нам на все путешествие понадобилось 4 карты.
Дорога в Голландию: Маршрут выглядел так: Москва – Минск – Брест – Варшава – Познань – Франкфурт-на-Одере – Берлин – Магдебург – Ганновер – Амстердам. Все время по трассе Е30 или М1. Стартовали из Москвы около 5 утра в ночь с 23 на 24 апреля. В Брест на таможню приехали в 17.30. Белорусов прошли в 18.20, поляков в 20.20. На польской таможне сначала встали не в ту в очередь. Доехали до таможенника, он посмотрел на велики сказал, что нам нужно в другую очередь, т.к. в его очереди только машины, в которых ничего декларировать не нужно. Пришлось встать в другую. Приготовились уже декларировать велики, но в новой очереди нам ничего не сказали и не просили декларировать. Просто заглянули в машину и все. Я так и не понял в чем была разница. В Варшаве почему-то навигатор IGO стал дурить и пришлось поплутать (причем на обратном пути тоже). Заночевали в районе 2 ночи по московскому недалеко от г. Лодзь. По местному это было 12 ночи. Утром подъем и в 22.00 по местному мы были в Амстердаме. Опасения насчет российских номеров и отрицательной реакции местного населения, в связи с событиями на Украине, не оправдались. Наоборот! В польском Лодзе к нам подошел мужик и стал рассказывать как он любит Россию, про свою тещу из Подольска и что он 15 лет проработал в Москве в сфере строительства. В пробке под Ганновером нам вообще махали российским флажком из немецкой машины…)) По заправкам: У меня получалось примерно бак бензина (60 л) на каждую страну: Россия, Беларусь, Польша, Германия + Голландия. Учитывая стоимость топлива, по пути туда заправлялся до полного бака (при выезде из стран) в России, Беларуси, Польше. Обратно – Голландия, Польша, Беларусь, Россия. Самый дорогой бензин – это Голландия и Германия.
Голландия: Ну здравствуй Голландия!!! Голландия – это очень уютная, ухоженная, красивая и как будто специально созданная для велосипедов страна. Ровный рельеф, велодорожки ВЕЗДЕ. Хочется это подчеркнуть особо: куда бы ты не поехал, можешь быть уверен на 110% в том, что будет велодорожка. Причем с прекрасным асфальтом, разметкой. За все время путешествия мы только один раз ехали по грунтовой дорожке – в лесу Велюве, и то по небольшой его части, по большей части леса идет прекрасная дорожка с указателями.
Едешь на велосипеде, и не боишься, что тебя собьет машина, выскочит на дорожку человек и т.д. Единственное раздражает, что на велодорожку зачем-то пустили скутеры. Доходило до того, что параллельно шли 3 дорожки: для пешеходов, для велосипедистов и для лошадей. Знаки приоритета соблюдают все, НО если на велодорожке висит знак «Уступи дорогу», то от тебя этого и будут ожидать, никто не будет сбрасывать скорость. Пересечения автомобильных дорог организованны превосходно: либо специальный велосипедный светофор с кнопкой (причем кнопка на такой высоте чтобы велосипедисту было удобно ее нажать), либо туннель по дорогой, либо переезд на дорогой.
Итак, первый день: Нас трое: я, моя девушка и мой брат из Израиля, прилетевший в Амстердам. Заандам находится в северной части Амстердама. Садимся на велосипеды и едем к паромам, которые переправляют через реку. Паромы бесплатные, ходят очень часто и пристают в районе центрального железнодорожного вокзала. Сразу на пристани есть огромная парковка для велосипедов. Оставляем велики, т.к. сегодня день короля и на великах в Амстердаме делать нечего.
Проходим через вокзал и попадаем в самый центр Амстердама. Куча народу, все в оранжевом, орет музыка, движение перекрыто. По каналам носятся всякие суда, в них кучи народу, у них гремит танцевальная музыка, пиво. Движение по центру перекрыто, на главной площади стоят аттракционы. Короче народ отдыхает и отмечает. Атмосфера всеобщего веселья и счастья)
Шатаемся до трех часов дня по Амстердаму и решаем все таки ехать, чтобы осталось время на дорогу. А то придется совершить наш первый велодень по Голландии на поезде))) Тут приходит первое недоразумение: А куда собственно ехать??)) Вроде все предусмотрели, но карты же пока нету… Спрашивая местных жителей и сверяясь с планшетом, потихоньку выбираемся из Амстердама, потом берем за ориентир широкий канал, уходящий из Амстердама на юг, и по нему начинаем движение.
Воздух чистейший, дышится полной грудью, как в лесу, зелень, вдоль дороги аккуратные, как будто игрушечные, дома с участками. Причем у каждого своя какая-то фишка, очень ухоженные. В домах огромные окна, причем штор нет и дом видно насквозь. Наверное поэтому обстановка в доме похода на картинки из рекламных каталогов мебели интерьеров, где все очень красиво и со вкусом подобрано. Заборов нет, их роль выполняют каналы: получается каждый участок отделен от соседнего и от дороги небольшим каналом. Здорово придумано: не портится вид и всякая пасущаяся живность никуда не убежит.
Одним словом можно фотографировать каждый дом. Но это просто нереально, так вообще никуда не успеешь. К вечеру добираемся до Гауды. Очень уютный городок и везде каналы…
День второй: выезжаем пораньше, крутимся по городу, очень красивый, покупаем всякого сыру.
И наконец-то покупаем велокарту. Другое дело! Теперь вся дорога как открытая книга. Движение превращается в увлекательную игру под названием: Найди следующую точку) Сегодня у нас запланирован переезд в Делфт. Но не напрямую, а с заездом в Киндердейк (Парк ветряных мельниц). На выезде из Гауды ненадолго останавливаемся, чтобы сориентироваться по карте и тут же голландская пара предлагает нам свою помощь. Стандартный вопрос: Where are you from? Ответ: Russia. Это как пароль…))) Оказывается голландец работал 5 лет на Сахалине в компании Shell. Короче, уломал нас на 15 минут заехать к ним домой, просто в гости, попить кофе с пирожными... Дома позвал детей познакомиться с нами, показывал матрешек, пытался говорить на русском… Одним словом, отличные люди, очень душевно посидели. Заодно объяснил нам почему оранжевый – традиционный голландский цвет. Оказывается первый представитель королевской династии имел фамилию или прозвище Оранжевый и с этого пошло, что на день короля вся Голландия одевается в оранжевый.
Едем дальше на юг, доезжаем до Схонховен (Schoonhoven). По пути встречаются одинокие мельницы.
На пароме пересекаем реку Lek и поворачиваем на запад в сторону Киндердейка и по полям и вдоль каналов приезжаем в парк мельниц. Деревушка Киндердейк – это один из символов Голландии. Четкие силуэты 19 ветряных заводов-мельниц четко вырисовываются на фоне приморского пейзажа.(http://www.kinderdijk.nl).
Очень красиво, живописно, светит солнце, обдувает ветер и в этот день мы хорошенько сгорели))) Так что, крем от загара все таки оказался нужен))) После парка снова паром, проезжаем через Роттердам (но не через центр) и потом попадаем в Делфт. Роттердам честно говоря не впечатлил. Делфт – старый очень уютный городок, с каналами и местной достопримечательностью в виде наклоненного собора, аналога Пизанской башни.
День третий: Выезжаем из Делфта, проезжаем насквозь Гаагу и движемся к морю и дюнам. Гаага поразила огромным количеством выходцев из Африки и мусульманских стран. Очень много женщин в платках. А так ничего особенного. Дюны… Они выходят прямо к самому Северному морю. Как я понял, эта территория является национальным парком. Очень красиво, пески, трава…
И единственное место в Голландии, где были спуски и подъемы. Видимо поэтому здесь особенно много тренирующихся велосипедистов. В начале парка на планшете видим надпись: «Атлантический вал». Доезжаем до велопарковки, оставляем велосипеды, перемахиваем по дорожке через дюну и перед нами Северное море и остатки ДОТов Атлантического вала, прямо как фильме «Спасти рядового Райна».
Потом горки вверх-вниз по отличной велодорожке, вьющейся по дюнам и мы приезжаем в Катвейк. Небольшой привал на кофе, последний рывок и мы в городке Нордвейк-ан-Зее. Очень приятный курортный приморский городок. С пляжами, кафешками, но с поправкой, что море все таки называется Северным)))
День четвертый: Сегодня у нас в программе Кекенхоф – королевский парк цветов. (http://www.keukenhof.nl) и знаменитые поля тюльпанов… Выезжаем в сторону городка Лиссе (Lisse), ждем поля тюльпанов. Они конечно есть, но не такие как на картинках и фото…
Оказывается, в этом году в Голландии очень ранняя весна и многие поля уже отцвели недели 3 назад, но как нас заверили местные жители, в Кекенхофе проблем с этим нет. Парк очень красивый, море цветов, в основном тюльпаны всех форм, размеров и цветов.
В парке мы единственный раз попали под дождь, но благополучно его переждали в огромном стеклянном павильоне. После парка обед и марш бросок вдоль полей тюльпанов до Алкмара.
День пятый: Алкмар – достаточно большой, приятный город, с несколькими торговым улицами и даже небольшим кварталом «Красных фонарей».
Закупаемся подарками и сувенирами и направляемся в сторону городка Бовенкарспел. Городок тихий, такой же как и многие небольшие голландские городки. Был выбран в связи с тем, что нужный нам город Энкхёйзен (Enkhuizen) был дороже в плане ночевок и до него от Бовенкарспела всего пара километров. День получается «разгрузочный». Перегон небольшой, все таки до этого достаточно много проехали и сказывается усталость.
День шестой: Сегодня мы едем по длиннющей 25 км дамбе через залив до города Лелистад (Lelystad), а потом через поля, заставленные ветряками, едем до г. Хардервейка (Harderwijk). Ветряки – это конечно магические строения, огромные, бесшумные, но при этом чувствуется мощь, энергия… Перед самым заездом на дамбу подъезжаем к ветрякам, коса выдается далеко в залив и кажется что ты на краю земли…
Потом дамба. Она запомнилась просто каким-то неимоверным количеством насекомых. Они не кусаются, но когда ты видишь черное облако и въезжаешь в него… Сначала я думал что это черный дым и что-то горит…))) Лелистад – современный город, как я понял достаточно небогатый. Выезжаем из города, проезжаем местный аэропорт в надежде посмотреть как взлетают и садятся самолеты и сворачиваем в поля с ветряками… Зрелище завораживает, аккуратные ряды ветряков, поля, каналы, велодорожка, ветер и никого.
Ночуем в отеле на противоположной стороне пролива от Хардервейка (опять же по финансовым причинам).
День седьмой: Сегодня день лесов. Выезжаем из Хардервейка и углубляемся в лес Велюве. Прекрасная велодорожка идет через лес, просто балдеем. Наконец-то сбылась мечта брата из Израиля покататься по лесу. У них там с этим туго)
Едем до Утрехта. Ставим рекорд – за день проехали 90 км и не устали!!! Просто уже поздно и пора в отель. Вот что делает чистейший воздух и ровная дорога. Утрехт – очень красивый! Ужинаем и идем гулять.
День восьмой: Сегодня последний день и нужно добраться до Амстердама. Понимаем, что по Амстердаму то мы толком и не погуляли и столько всего не увидели, поэтому решаем сесть на поезд в Утрехте и через 30 минут мы в Амстердаме. Поезда классные, двухэтажные. Разгоняются до 130 км/ч. На велосипед покупается отдельный билет и с великом заходишь в специальные двери, где нарисован велосипед.
Билеты продаются в автоматах, оплата только пластиковой картой, за наличные нужно идти в отдельную кассу. Сначала не могли разобраться на вокзале что и как. Служащие вокзала (даже не знаю что за должность, но сложилось такое впечатление, что это специальные люди, которые помогают туристам на вокзале) все объяснили, показали где касса и где нужная нам платформа. Вокзал Амстердама. Оставляем рюкзак в камере хранения, велики на парковке и гулять… Город сказочный, как с картинки.
Местами конечно запах травки, но все адекватные, укуренных людей нет. Представляю, что было бы у нас, если бы наркотики легализовали. Просто бродили по городу, хотели попасть в музей Ван Гога, но очередь была часа на 2. Зашли в Вонделпарк, сфотографировались у букв «I Amsterdam».
Очень красиво, уютно, не хочется уезжать. Уже решили, что центральную часть Голландии мы посмотрели на великах, а вот южную и северную еще нет! Так что есть повод вернуться…)) Под вечер решили заглянуть в знаменитый квартал «Красных фонарей», а то друзья не поймут зачем ездил в Амстердам: не курили, в квартале не были…))) Были в районе 9 вечера. Квартал только начинал свою работу, но все было культурно и даже экскурсии по нему водили) Увидели единственного перекурившего травки, сразу как из-под земли выросла полиция и занялась им. Амстердам удивительный город, свободный, никто никому не мешает, каждый делает что хочет, но при этом не напрягает окружающих…
Забираем велики, переправляемся на пароме через реку и попадаем в северную часть Амстердама. Полчаса езды и мы у нашей машины. Стоит, ждет нас… Позади около 450 км на велосипеде по Голландии. Немного грустно... Грузимся и едем в последний отель. Он стоит прямо у воды, рядом с мостом. В воде отражается свет фонарей моста и понимаешь откуда Ван Гог увидел такие блики света на воде… Романтика…
Отъезд и дорога домой: Грузимся в машину и в 5 утра стартуем. Отель заранее не бронировали, решаем ехать по максимуму, сколько сможем. В итоге пролетам Голландию, Германию, и почти в всю Польшу. Поплутав, как обычно, по Варшаве останавливаемся в 100 км от границы с Беларусью. Дорога обратно была в воскресение, поэтому фур нет и едем быстро. Единственное что омрачило, так это прокол колеса на автобане в Германии. Причем, т.к. там покрытие достаточно волнистое, то не сразу понял, что пробил колесо, поэтому проехал на нем и порвал в хлам.
Пришлось останавливаться на обочине и менять. Когда уже закончил менять и собирался уезжать, появилась полицейская машина и поинтересовались в чем проблема и нужна ли мне помощь. До этого полиции вообще не было видно нигде. Поблагодарив и сказав, что все ок, двинулись дальше. Поразило то, что полицейский остановился и поставил свое авто как бы прикрывая меня, включил люстру, чтобы было нас видно хорошо. Сразу вспомнилась наша родная полиция, которая ставит свою машину за твоей, прикрываясь)) А в Польше получил штраф при въезде на таможню, за отсутствие ближнего света) Получилось весело: Здравствуйте, проезжайте под шлагбаум, ставьте машину и идите платить штраф) Отдал 100 злотых. Обидно…((
Про голландцев: Очень открытые, отзывчивые люди. Часто сами предлагали помощь, просто с интересом болтали с нами: кто мы и что мы… Пешеходов видели наверное раз 10. Кто не едет на велосипеде, тот бежит) Причем на велосипеде ездят все: начиная с 2-3 лет в специальных креслах и, заканчивая бабушками, которые с трудом ходят. А про трехполосные велодорожки в Утрехте я вообще молчу, причем одна полоса специально для поворота направо, со своим знаком. Сначала мы боялись на эти велосипедные автобаны выезжать)
Голландцы не меняют природу под себя, а удивительным образом интегрировались в окружающий мир. В городах легко можно встретить кроликов, разных птиц. Животные не боятся людей. Они знают, что их не обидят.
Одним словом, если вы думаете поехать в Голландию, но еще не решились, то отбрасывайте все сомнения и вперед! Не пожалеете! И Голландию нужно смотреть на велосипеде. На машине неудобно, не везде заедешь, не везде остановишься. А для велосипеда созданы все условия, везде ему приоритет.
P.S. Особую благодарность хочу выразить авторам отзывов о велопутешествиях по Голландии, которые вселили уверенность, что у нас все тоже получится!
P.P.S. Друзья, не судите строго, это мой первый отзыв) Буду рад помочь или ответить на интересующие вопросы)