Антверпен
Обычно я готова к тому, что второй крупный город в стране (после столицы) мне понравится больше. С Антверпеном вышло несколько иначе. Советовать кровь из носу включать его в маршруты Нидерланды-Бельгия не буду, хотя несколько мест там мне очень понравились.
В Антверпене существует «золотой треугольник», целый квартал зданий в стиле Ар Нуво. Этот квартал носит имя Zurenborg и образован улицами Cogels Osylei, Waterloo straat и Transvaal straat. Здания в основном 1890-1906 гг. постройки. Насколько я поняла из истории, на фоне роста населения, экономического подъема и одновременно противоречий между различными слоями общества, на рубеже века богатая прослойка инициировала освоение этого квартала, постройку новых вилл, дав карт-бланш архитекторам. Все дома были построены в то время, когда во всей Бельгии нео-стили были очень популярны (нео-классицизм, нео-готика, нео-ренессанс и т.д.).
В шестидесятые годы 20-го века квартал был предназначен под снос, как вышедший из моды, состоящий из слишком больших домов, неэффективно расходующих энергию, чтобы освободить место для новых офисных и жилых зданий, но его удалось отстоять. С 1984 года более 170 зданий получили статус памятника и охраняются государством.
До этого квартала можно быстро дойти от ж/д станции Antwerpen-Berchem. Что Antwerpen Centraal, что Antwerpen-Berchem – относятся к Zone Antwerpen на ж/д билете, так что если Вы приехали в Антверпен, дополнительный билет не нужен.
Можно долго на самом деле бегать от одного здания к другому, переходя с одной стороны улиц на другую и фотографировать, фотографировать, фотографировать … красота необычайная.
Как и предполагается стилем, в основном образы и названия – природные мотивы. На домах в этом квартале обычно присутствует и рисунок, и имя. Например, изображение ириса, и слово Iris.
Начну с улицы Cogels Osylei. Названа она в честь бывших владельцев земли, на которой вырос новый квартал.
Обращайте внимание на детали, всё - от подвальных окошек до крыши, включая ручки дверей, перила, и т.д. – очень искусно сделано, каждый дом не похож на другой.
‘Quinten-Matsijs’, 1904 г, адрес Cogels Osylei,80 – одно из самых известных зданий архитектора Jacques De Weerdt. Его почерк – большое резное окно-дверь на 1 этаже и выше – балкон.
‘De Biekens’, 1901 г., адрес Cogels Osylei,70-72, архитектор Frans Van Dijk. Мозаичное панно с изображением пчел объединяет два дома, расположенные в зеркальном отображении.
‘De Zwaluwen’, 1904 г., адрес Cogels Osylei,60-62, архитектор August Cols en Alfried Defever. Само изображение ласточек, давшее название дому – исчезло.
‘Iris de Lischbloem’, 1898 г., адрес Cogels Osylei, 44, спроектировал для себя T. Vanden Bossche (управляющий мостами и дорогами) – замечательное ассиметричное здание со сложными каменными мотивами Ар Нуво (рыбы, ракушки) и металлическими конструкциями из лозы и цветов. Ирис помещён и на крышу.
И с ним соседствует ‘De Roos’, 1898 г, адрес Cogels Osylei, 46, архитектор Jules Hofman. Просто чудо-балкон с кованым рисунком из роз, волнистые линии в духе Орта. Известно, что здание было построено для нотариуса.
Ещё один дом Jules Hofman – ‘De Zonnebloem’, 1900 г. , адрес Cogels Osylei, 50. Создавая этот Подсолнух, архитектор так же был вдохновлен работами Орта, Velde, и ещё домом ‘Grote Beer’, Cogels-Osylei, 17 (Bascourt). Оригинальное ассиметричное здание, потерявшее, к сожалению, кованые украшения первого этажа.
Слева от Подсолнуха – его же Тюльпан: ‘De Tulp’, 1900, Cogels-Osylei, 52
‘In de Sterre, de Sonne en de Mane‘, 1894 г., адрес Cogels Osylei 25-27-29, архитектор Joseph Bascourt. Этот архитектор, наверное, внёс наибольший вклад в облик квартал, спроектировав 25 домов.
Нео-фламандский ренессанс, «беконистое» здание как Дом гильдии мясников в центре Антверпена
На этой же улице можно встретить другие «замки» с «прослойкой бекона», например ‘Boudewijn met den IJzeren Arm’, Cogels-Osylei, 45-51, 1899 г., архитектор Frans Van Dijk.
Его же "Luba" и "'t Lelieke"; Cogels-Osylei, 28-30, 1897 г., два объединенных дома.
Похоже, Van Dijk так и тянуло к чему-то тяжеловесному ). Вот ‘Pieter De Coninck en Jan Breydel’, Cogels-Osylei 2-4, 1901 г., три объединенных дома. Акцент сделан на парных дверях в неоготической раме.
Большой объединенный комплекс зданий, очень отличающихся по стилю по адресу Cogels-Osylei 9-17: "'t Molentje" (9-11), "Minerva" of "Athena" (13-15) и "De Zevensterre" of "Grote Beer" (17) построенные в 1896г. (Bascourt). К этой группе примыкает и дом 3-7 с синими дверьми и окнами. Это Den Overvloed", "Den Ooievaar", построенные Frans Smet-Verhas
‘Carolus Magnus’, 1897 г., Cogels Osylei 6-12, архитекторы Jules Bilmeyer, Jozef Van Riel
Симметричная, отдельно стоящая группа домов, в окружении ломаных башен и кованых железных ворот, в духе построек эпохи Каролингов. Жесткие формы, необработанный, облицовочный камень, контрастирующие с тонкой мозаикой и металлическими украшениями. Очень красиво.
Кончается первая улица из архитектурного треугольника. Пройдя её, понимаешь, что постоянно попадаются таблички «К продаже». Видимо, как во всем мире, здания, которые охраняются государством, относятся к культурному достоянию, сложно содержать. С одной стороны – ограничения на переустройство, с другой – обязательства по поддержанию хорошего состояния. Не все могут себе это позволить, несмотря на некоторые дотации города.
На кольце, перед мостом, поворачиваем налево на Transvaalstraat. Эта улица названа в честь визита Пауля Крюгера, президента Transvaal Republic.
‘De Twaalf Duivelkens’, 1896 г., Transvaalstraat, 59 – 61, архитектор Jules Hofman. Эти 12 дьяволов были построены раньше, чем 12 апостолов на другом конце улицы (фото не нашла у себя - Transvaalstraat, 13 – 17, 1907 г., архитектор Frans Van Dijk). Два объединенных одинаковых дома в старо-фламандском стиле, с уникальной поддержкой балкона двенадцатью демонами – каждый из них с различным выражением лица (резьба по дереву F. Joris). Говорят, что должен был быть и 13й дьявол, но он был удалён. Однако можно всё ещё видеть место, где он стоял.
‘De Roos’, 1899 г., Transvaalstraat, 62, архитектор Jules Hofman. Увы, от первоначальных украшений виллы мало, что осталось.
Представление о том, каким было это здание, даёт сейчас балкон сбоку (фото из Интернета). Немного от V. Orta, немного от P.Hankar – так описывали этот дом.
Симметричная композиция ‘Lotus’ и ‘Papyrus’, 1901 г., Transvaalstraat 52-54, архитектор Joseph Bascourt
Следующий примечательный дом – того же архитектора – ‘Boreas’, 1898 г., Transvaalstraat 56. Примечательный – потому что первый в стиле модерн дизайна Bascourt. Эркер в виде искусно вырезанного фонаря. Из оригинального остались витражи первого этажа, рисунок - название дома и двери с геометрическим рисунком.
Жилой дом на Transvaalstraat 30, 1906г., архитектор Jacques De Weerdt, отличительными чертами которого являются выступающие лоджии балконов и венчающая здание округлая рама.
Теперь сворачиваем ещё раз налево, чтобы закончить треугольник, на Waterloostraat.
Само название улицы (в честь битвы при Ватерлоо) предполагает и наличие здания, соответствующего теме. И оно существует. Это
‘De Slag van Waterloo’, 1905г., Waterloostraat, 11, архитектор Frans Smet-Verhas – с элементами от Bascourt, доминирующий эркер имеет причудливую форму, а взгляд притягивает самая верхняя часть ‘Битвы при Ватерлоо’ с коваными перилами балкона и портретами Веллингтона и Наполеона.
Пока идёшь – надо действительно не торопиться и всё хорошенько разглядеть.
Вот решётка на окне симпатичная
А вот минималистский, но очень изящный балкончик
‘De Pauw’, 1900 г., Waterloostraat 8-12, архитекторы A. Cols и A. Defever. Группа из трёх зданий из желтого кирпича, каждое со своей изюминкой, на одном из них – плитка с изображением Павлина, давшего имя этому комплексу.
Иногда названия выходят за рамки мира природы. Один из таких примеров – своеобразная визитная карточка квартала, «Времена года» на углах четырех домов перекрёстка улиц Waterloostraat и Generaal Merlenstraat
Hoekhuizen ‘Herfst, Winter, Zomer en Lente’, 1899 г., и снова Joseph Bascourt! Обращены друг к другу рыжеволосая знойная дама (осень), две блондинки, символизирующие весну и осень, и надзирает за ними всеми суровый старик-зима. Замечательная игра цветов в мозаиках, немного странные для этих строгих зданий деревянные эркеры. Один из домов, кажется, можно посетить в Дни открытых дверей зданий.
Другой пример такой группы – дом «Время суток».
‘De Morgend, Den Dag, Den Tijd, De Nacht en Den Avond’, 1903 г., Waterloostraat 55-63, архитекторы A. Cols и A. Defever. Шикарное здание, а всё вроде просто: красный и желтый кирпич, медный купорос, щебень и песчаник. Но к этому оригинальные балконы, а также плитка с рисунками и названиями – и вот он, образ.
Вот такое «Утро»
В пару ему – «Вечер», а посередине «День» и «Ночь»:
На Waterloostraat много облицовки «откровенным» кирпичом – однородным белым, желтым, но в этой обёртке здания не выглядят скучными. Элемент здания на Waterloostraat 14-18 (1901 г., архитектор Frans Smet-Verhas) украшает синяя отделка
Четыре следующих дома от архитектора Jacques De Weerdt:
‘Les Mouettes’, 1905 г., Waterloostraat, 39
Новая мозаика (1986 г.) немного диссонирует с нежными оригинальными деталями «Чаек» - вертикальной «гофрированной бумагой» окон, навесом из стекла (вдохновление от V. Orta), красивейшими коваными перилами, арочной конструкцией из верхних окон; слегка волнистыми стенами.
Жилой дом, 1904 г., Waterloostraat 27
Фасад из белого кирпича украшает изогнутый в стиле модерн балкон с закрытыми боковыми ограждениями. Окантовка верхнего этажа с пилястрами и панелью с закатом и аистами являются сохранившимися элементы оригинального дизайна, скопированного со здания на Michelangelo Avenue в Брюсселе:
"Наполеон", 1905 г., Waterloostraat 30
Ещё одно здание по теме Ватерлоо. Симпатичные детали: мозаика с бюстом Наполеоном, металлические конструкции балкона и цветные витражи.
‘De Mot’, 1904 г., Waterloostraat 26-28
‘Моль’ ))) – от имени клиента De Lamotte – на самом деле два здания, с панелями и витражами, изображающими моли. Вообще с этими окнами-дверями здание как будто опутано изящной паутиной.
Жилой дом, 1904 г., Waterloostraat 53, архитектор Adolphe Van Coppernolle
Подковообразное окно, акцент – на замечательном кованом балконе.
Жилой дом, 1905 г., Waterloostraat 49-51, архитектор J. Baeckelmans
Типичные природные мотивы Ар Нуво: в данном случае цветы, лебеди … и ажурные решетки балконов, куда ж без них.
Жилой дом, 1905 г., Waterloostraat 45, архитектор H. Van Steenbergen
Этот кирпичный дом не привлёк бы особого внимания, если бы не необычная чешуя жука-балкона, созданного позже, в 1909 г. по проекту L. Hendrikx.
Некоторые здания выбиваются из царящего здесь стиля. Где-то Венеция проглядывает, иногда Греция чудится, а что-то отсылает в эпоху конструктивизма:
‘Scaldis’, Cogels-Osylei, 65-71, 1903 г, архитектор Frans Van Dijk (принимавший участие в реставрации старинных домов на Grote Markt Антверпена)
Transvaalstraat, 35, 1904г., архитекторы A. Cols и A. Defever
‘Apollon’, Cogels-Osylei, 21, 1894г., Ernest Stordiau
Cogels Osylei, 29а, построено на месте одной из вилл Bascourt "Mercurius» (1897) в 1949 г.
Следующая достопримечательность в Антверпене, до которой редко доходят и посещают – замечательный музей MAS (Museum aan de Stroom). Само здание очень примечательно и отлично бы подходило Роттердаму … но вот построено здесь архитектурным бюро Neutelings и Riedijk. Оно будто состоит из выдвигающихся ящиков комода ) Видно здание издалека – облицовано красным камнем из Индии и пластинами алюминия, которые сверкают на солнце.
А ещё фишкой этого строения являются волнистые линии стекла:
Всего за 5 евро за постоянную экспозицию или 10 за постоянную+временные выставки – и получаешь доступ в «больше, чем музей» (как они сами позиционируют). Я бы сказала, что их коллекции хватит на несколько музеев. На самом деле, так и есть, ведь во время реконструкции района Eilandje («островок») в 2011 г. со старейшими доками Антверпена (история напоминает Лондон) в новый музей была перенесена коллекция Национального морского музея, городского Этнографического музея, затем музей фольклора.
На самом верху, на 10 этаже – смотровая площадка, бесплатная. Я думаю так и есть, так как контроль осуществляется на каждом «платном» этаже, а не при входе.
Не могу сказать, что виды оттуда очень интересные, меня больше привлекла «начинка» здания.
Очень любопытны экспонаты доколумбовой культуры. Они являются частью темы «Жизнь и смерть», размещенной на отдельном этаже.
Семья )
Долго можно разглядывать и предметы из Конго, бывшей колонии Бельгии:
Этнография:
История Антверпена – прежде всего история порта, поэтому отдельная экспозиция представляет модели кораблей и экспонаты, описывающие развитие кораблестроения:
А как вам рукописный разговорник, собранный кем-то из моряков?
Некоторые экспонаты – это представления людей о дальних странах и существах, населяющих их:
На выходе – возможность написать сообщение-желание:
Ну и мы оставили послание в бутылке:
MAS владеет и коллекцией портовых кранов, один из них можно видеть на первом фото со зданием музея.
Пока проезжаешь на эскалаторах с этажа на этаж – тоже не скучаешь:
Ещё одна тема музея – власть, в частности представлена видеоматериалом:
Другие инсталляции:
Заприметив издалека эту картину, я подумала о времени создания «Купания красного коня». Каково же было моё удивление, когда я поняла, что это не современная картина.
Jean Fouquet, 1452 г.:
Эта Мадонна - часть диптиха Melun, которая временно выставлялась из собрания Королевского музея изящных искусств. Вторая его часть – в Берлине.
Ну и закрома музея. Что не представлено на этажах – хранится на складах, и часть из них доступна взорам публики. Фактически все темы музея проходишь ещё раз.
Кадры «за сценой»:
Ещё на что хотелось бы обратить внимание – на другие церкви помимо Onze-Lieve-Vrouwekathedraal (которую не пропускают из-за работ Рубенса).
Мне понравилась церковь Sint-Jacobskerk:
Здесь должен быть склеп Рубенса, но мы его не нашли, думаю, что он в одной из частей церкви, недоступной для публики.
По рекомендациям с Форума зашли в кондитерскую Desire de Lille, вкусно:
Что не понравилось в Антверпене – что шаг влево-вправо от основных туристических троп и попадаешь в бесконечную череду строек, реконструкций, каких-то безликих домов 80-х, или обшарпанных улиц. Чтобы добраться до чего-то стоящего – надо преодолевать дикие расстояния. Может, надо было подружиться с общественным транспортом.
Но Антверпен – живой город, в нем постоянно что-то происходит:
- проводятся акции за/против
- играют музыканты
- проводятся соревнования
К сожалению, признаков массовой иммиграции не избежишь (попробуйте найти на перекрестке белое лицо):
Детали магазинов и города в целом (известные и не очень):
Ну и вокзал, ставший для меня уникальным из-за параллельных платформ на нескольких уровнях – с него начинает и им заканчивает прогулку по Антверпену, наверное, большинство туристов: