Почему Голландия? Два года назад на майские праздники мы ездили в Данию на своей машине. Этот опыт нам так понравился, что мы решили повторить его и стали присматриваться, в какую бы страну, расположенную не слишком далеко от Питера, съездить еще. Изучение карты показало, что ближайшим интересующим нас местом является Голландия. Возражений против такого варианта ни у кого не было. Однако, когда дело дошло до планирования маршрута, выяснилось, что ехать до Нидерландов из Питера не очень-то и близко. Два дня туда, два дня обратно – а майские каникулы короткие. В итоге от идеи ехать на своей машине отказались, но мысль, что мы едем в Голландию, уже как-то прижилась, поэтому планы менять не стали.
Даты поездки: 29.04—10.05.17
Участники: я, жена, сын-подросток. Я, как всегда, финансирую, бронирую и вожу машину. Жена, как всегда, планирует, фотографирует и не дает нам с сыном расслабиться. Сын раньше выполнял в нашей телеге функцию пятого колеса, но в этой поездке нашел наконец-то свое призвание. Как выяснилось, он очень хорошо ориентируется в пространстве, поэтому мы вручали ему айфон с программой Maps.me и он водил нас по расставленным там точкам. В итоге мы не только посетили все запланированные места, но даже перевыполнили свой план, что случилось с нами в первый раз в жизни.
О погоде. До сих пор не понимаю, повезло нам с погодой или нет. Солнца было очень мало, зато и дождей практически не было – зонт доставали всего один раз и ненадолго. С утра, как правило, было пасмурно, к обеду разгуливалось.
Маршрут: Для планирования маршрута пользовались, в основном, путеводителем из серии "Вокруг света". Гитхорн подглядели в отчете Scarlet-Cet, за что ей большое спасибо.
Ниже привожу карту, на которой обозначены все посещенные нами города с парковками и основными достопримечательностями. Для каждой точки указаны координаты. При желании карту можно скачать, для этого надо ее увеличить, нажать на три точки вверху меню, выбрать пункт «Скачать KML» (в формате KMZ). Далее скачанный документ можно открыть в программе Maps.me.
Транспорт. Летели в Амстердам прямым рейсом авиакомпании KLM. Долетели быстро, кормили неплохо. Машину арендовали в Avis'е. Нам досталась Opel Astra с большим багажником (что в данном случае было абсолютно неважно) и немаленькими габаритами (а вот это плохо - парковочные места в Голландии маленькие).
Жилье. В этот раз опробовали новый для себя способ проживания - все одиннадцать ночей провели в одном месте. Есть в таком варианте и плюсы, и минусы. Минусы очевидны - большие переезды. Но, так как Голландия по размерам не очень велика, мы вполне могли себе это позволить. Зато не надо было постоянно распаковываться и запаковываться, вселяться и выезжать. Кроме того, больше было пространства для маневров.
Главное было - правильно выбрать жилье. Сначала мы забронировали апартаменты в Зандворте (город этот выбрали не потому, что он был чем-то нам мил, просто там был самый удобный и самый дешевый вариант). Но где-то через месяц из апартаментов пришло письмо, что по техническим причинам принять они нас не смогут. Первая мысль была "это потому, что мы русские", но делать было нечего, пришлось отменять бронирование. Следующие апартаменты по приемлемой цене сыскались в том же городе, причем совсем недалеко от первых.
Апартаменты находятся в частном владении и явно когда-то были гаражом (этот факт нас волновал ровно один вечер, потом стало все равно). Места много, есть все, что нужно для жизни. Хорошая мягкая кровать, на которой очень хорошо спалось (иногда бывают такие отели, в которых никак не уснуть, хоть ты тресни), хороший душ (бывает так, что вода течет то холодная, то горячая, а то и вовсе не течет, а капает еле-еле), большая оборудованная кухня. Минусов было только два: уже заселившись в отель и распрощавшись с гостеприимной хозяйкой, мы вдруг обнаружили, что у нас очень-очень холодно. Это было неприятно, тем более что жена у меня та еще мерзлячка, а сын только-только оклемался от болезни (причем заболеть умудрился за пять дней до отъезда. Первый день температура была 38 и мы несильно волновались. К ночи доползло до 39, на следующую ночь - до 40. Мы уже практически распрощались с мыслью о Голландии, но затем, слава Богу, стало получше, и в утро отъезда градусник уверенно показывал 36,6. Улетали мы в состоянии легкой тревоги и с полным чемоданом лекарств на все случаи жизни). Понятно, что в такой ситуации мы должны были максимально беречь здоровье сына, и холод в помещении этому совсем не способствовал. А когда мы выключили телевизор и улеглись спать, выяснилось, что вместо отопления у нас есть ужасно шумная вентиляция.
На следующее утро все семейство сгрудилось у ноутбука. Писали письмо хозяевам. Примерно следующего содержания: "Дорогие мистер и миссис Блум. Все нам у вас нравится, но, если бы вы убрали вентиляцию и включили отопление, нам ваши апартаменты понравились бы еще больше". Вскоре пришел ответ, в котором нам пообещали все исправить. И, действительно, когда мы вернулись вечером, в отеле было тихо и тепло.
Оглавление. Писать отчет я планирую по дням, а оглавление - по посещенным городам, так как в некоторые из них мы заезжали два, а то и три раза.
Гитхорн
Хет Лоо
Амерсфорт
Амстердам 1, Амстердам 2
Харлем 1, Харлем 2, Харлем 3
Де Хаар
Утрехт
Лейден 1, Лейден 2
Немо
Гаага
Эфтелинг
Киндердейк 1, Киндердейк 2
Алкмар 1, Алкмар 2
Музей Лоумена
Мадуродам
Схевенинген
Кекенхоф
Музей Зёйдерзе
Хорн
Зансе Сханс
Эдам
Волендам
Маркен
Монникендам
Делфт
Гауда
Роттердам
Что понравилось в Голландии.
1. Голландия - очень маленькая, очень уютная и очень спокойная страна. Мы разгуливали по ее городам и днем, и ночью, и ни разу не возникло у нас чувство тревоги (даже в разношерстном Амстердаме).
2. Ни разу не возникло у нас и проблем с питанием. Например, в той же Дании поесть всегда было проблемой. Здесь же огромный выбор различных ларьков, кафе и ресторанов с привычной европейской едой и вполне адекватным ценником. На троих у нас обычно уходило 50—60 евро за ужин. Примерно столько же мы тратили в Италии, Франции, Австрии, Германии.
3. Очень хорошие дороги с качественным покрытием и удобной разметкой.
Что не понравилось в Голландии.
1. Велосипеды. В первые дни хотелось взять пулемет. К сожалению, Голландия не приспособлена для пешеходов. Я, конечно, понимаю, что велосипед - очень полезный и очень экологичный вид транспорта. Но! Ноги - еще более полезный, и еще более экологичный вид транспорта. Никому же не придет в голову отстегнуть отработавшее свое ноги и выбросить их в канал (как, по непроверенным слухам, поступают некоторые голландцы со своими велосипедами). Пешеходам в Голландии деваться совершенно некуда - тротуары для них очень узкие и заставлены припаркованными велосипедами. В итоге ходишь, постоянно озираясь. Приближение машины можно обнаружить хотя бы на слух, а велосипедисты (гады) всегда подкрадываются незаметно. К концу нашего отпуска мы, конечно, привыкли все время крутить головой вправо-влево, но осадочек остался.
2. Амстердам. Три раза приезжали мы в этот город в попытке проникнуться. И так ни фига и не прониклись. Ну и Бог, с ним, с Амстердамом. Буду по-прежнему любить Париж.
3. Организация дорожных работ. Понятно, что без ремонта дорог обойтись нельзя. Но непонятно, почему, если ты перекрываешь пяти-шестиполостную магистраль, нельзя организовать движение по встречной полосе, как это делают, например, в Германии. Из-за этой странной особенности мы намотали очень много лишних километров, потратили кучу времени, нервов, и остались в Гитхорне без лодочек. Дорожным службам незачет.