Июнь 2017
Решил написать отчет о поездках в голландские города, обойдя молчанием главный город – Амстердам. Почему? Причины две: во-первых, об Амстердаме написаны горы отчетов, во-вторых, распространено мнение, что голландские города однообразны и смотреть в них особенно нечего. В отличие, например, от соседней Бельгии, где что ни город – то жемчужина. Это мнение ошибочно, и я попытаюсь это доказать.
Немного о логистике:
1. Очень полезно обзавестись голландской музейной картой. https://www.museumkaart.nl/ Это непросто, и система устроена так, чтобы отфильтровать неголландцев, но если постараться, то получить ее можно. Она стоит 60 евро, но они окупятся.
2. Путешествовать по Голландии легко и приятно. http://www.ns.nl/en - сайт железных дорог. https://9292.nl – сайт, где можно планировать поездки по принципу адрес-адрес.
3. По стране можно путешествовать по методу «колесо и спицы», т.е. ночевать в Амстердаме, приезжая в какие-то города утром и вечером уезжая. Помните, что в Амстердаме есть не только центральный вокзал.
Начнем с Гааги
Вот Гаага точно не попадает в категорию типичного голландского города, потому что обычные стереотипы о Голландии здесь не работают. Здесь нет разветвленной сети каналов и домиков со ступенчатыми крышами. Зато здесь есть много аристократических особняков, несколько роскошных музеев и тихих парков.
Как получилось, что Амстердам – это столица Нидерландов, в то время как резиденция короля и парламент находятся в Гааге? Это длинная история, и желающие могут почитать в Википедии. Но краткий ответ такой: Голландия всегда была слишком свободной страной, чтобы позволить себе чрезмерную концентрацию власти, поэтому:
Гаага – это король, бюрократия, парламент и посольства, а Амстердам – всё остальное.
Любопытно, что Гаага, резиденция правительства, никогда не имела крепостных стен.
Первым делом иду в Mauritshuis – это второй по значению художественный музей страны после Рейксмюзеума в Амстердаме. Когда-то это была королевская коллекция живописи, а голландские статхаудеры знали толк в живописи. Здесь хранятся две величайшие работы Вермеера: «Девушка с жемчужной сережкой» и «Вид Делфта». Любопытно, что первую картину в 19 веке один коллекционер купил всего за 2 гульдена, хотя кто автор работы было известно. Сейчас даже трудно представить, сколько бы стоила «Сережка», если бы попала на аукцион. Некоторые считают ее вторым по …. не знаю, по какому критерию, но вторым женским портретом после Моны Лизы.
В 2003г. в США сняли фильм «Девушка с жемчужной сережкой», получивший несколько Оскаров, но весь сюжет – это абсолютная выдумка, причем нелепая. О картине Вермеера достоверно ничего не известно, кроме того, что это одна из лучших картин в истории и увидеть ее можно в Гааге.
С Вермеером мы еще встретимся в Делфте.
Музей примыкает к Бинненхофу – именно здесь заседает парламент и премьер-министр. Разумеется, попасть на экскурсию сюда трудно, но возможно: https://www.prodemos.nl/english/visitor-centre/ Я не смог попасть в Бинненхоф, но я буду пытаться.
Рыцарский зал
Самое внушительное здание комплекса – это Рыцарский зал. Оно и снаружи внушительно. Оно было построено в 13 веке – в те незапамятные времена, когда правители Голландии были вассалами Германского императора, а голландский язык был диалектом немецкого.
Традиционная голландская лавка, где продают херинги – голландскую селедку с луком и соленым огурцом. На крыше лавки дежурит чайка – она ворует селедку у покупателей.
После Бинненхофа иду в музей Эшера, художника-парадоксалиста. Даже если вы не знаете, кто такой Эшер, вы наверняка видели одну из его картин. Например, «Рисующие руки». Если не ошибаюсь, она использовалась какой-то телепередачей в качестве заставки. Музей Эшера – один из самых нескучных художественных музеев Европы, и само здание и его оформление – это шедевры.
Музей Эшера в Гааге
Книжный блошиный рынок в Гааге
Улицы и дома Гааги заметно отличаются от амстердамских. Вот местная масонская ложа.
А вот т.н. Дворец Мира – его построили за год до Первой Мировой войны. Сейчас здесь находится Гаагский трибунал. Между прочим, большим покровителем гаагских мирных конференций был Николай II. Как известно, зря старался. Посетителей не пускают, экспозиция в гостевом центре слабая.
Далее иду к Панораме Месдаха. Гаагский художник Месдах написал огромную панорамную картину длиной 120 м. Для нее соорудили специальный павильон цилиндрической формы. Не могу назвать это шедевром, но, когда находишься в центре павильона, создается впечатление, что перенесся в 19 век в бедный рыбацкий поселок где-то в окрестностях Гааги. Месдах хотел создать панораму, а создал локальную машину времени.
Панорама Месдаха/ фрагмент
В Голландии в 19 веке строили потрясающие католические церкви: очень строгие, я бы сказал, суровые, снаружи и яркие, богато украшенные внутри. Самая красивая такая церковь – Де Крёйтберг в Амстердаме. Но в Гааге тоже есть такая церковь - Sint-Jacobus de Meerderekerk, не обозначенная в путеводителях. Но если будет время – загляните.
Sint-Jacobus de Meerderekerk
Знаете, какой самый любимый художник Голландии? Нет, не Ван Гог, не Рембрандт и не Вермеер. Самый любимый художник Голландии – Пит Мондриан. Его красные, синие, желтые квадраты и квадратики как элементы дизайна я замечал повсюду: в рекламе, в витринах, даже в пирожных. Высшая абстракция в ее простейших формах. А в Питере дом Мондриана снесли в 2013г.
Gemeentemuseum Den Haag
Gemeentemuseum Den Haag
Богатейшая коллекция работ Мондриана в мире- Gemeentemuseum Den Haag. Но здесь не только Мондриан, но и Ван Гог, Синьяк, Моне, Кандинский… Очень богатая коллекция.
Во всем мире отмечают 100-летие русской революции. Я не планировал посещать музей фотографии, примыкающий к Gemeentemuseum, но увидев рекламу фотовыставки, посвященной последнему царю, конечно, заглянул и сюда.
Узнаете?
Надо полагать, памятник гаагской бюрократии
Делфт
Делфт – самый любимый город Голландии.
На городских картах Гааги Делфт изображается как пригород.
Самое красивое строение в городе – Новая Церковь, Ньиве керк, усыпальница правителей Нидерландов, начиная с Вильгельма I Оранского. Ему же принадлежит и самая роскошная гробница. Вообще, разъезжая по Голландии, невольно осознаешь, что это страна XVII века. Все самое лучшее, что случилось с Голландией, случилось с ней в XVI и в XVII веках, после которого был какой-то долгий туманный провал вплоть до Второй мировой.
Но вернемся в Новую Церковь.
Колокольня – вторая в стране после Утрехта, но с нее открывается бесподобный вид.
Здесь становится понятно, насколько Голландия плотная, плотнонаселенная страна: отсюда можно увидеть небоскребы Гааги и Роттердама, роттердамский порт, живописные городки Дордрехт и Гауда.
Делфт – это город Вермеера. Известно, что он здесь родился, жил и умер. Ни одной работы Вермеера в Делфте не сохранилось, но здесь есть Центр Вермеера, который рекомендую посетить. Любопытно, что у Вермеера почти нет картин на религиозную тематику, зато есть очень много портретов девиц, которые постоянно взвешивают: поддаться им греху или нет (выбор всегда в пользу греха). Любопытно, что злая теща заставила Вермеера перейти в католицизм. Представляю, как он ненавидел и тещу, и католицизм, да и свою жену, наверное, тоже.
Центр Вермеера
Между прочим, Пруст называл «Вид Делфта» самой прекрасной картиной в мире. К настоящему времени не сохранилось ни одного здания, изображенного Вермеером. Даже церкви были перестроены.
Но вот фотография Восточных ворот приблизительно дает понять, что из того, что видел Вермеер, мы не увидим. Если присмотреться, где-то там маячит шпиль Новой Церкви.
А этот дом нарисован на картине «Маленькая улица». Даже проем одной из дверей сохранился. Но если пройтись по этой улице, становится непонятно, почему именно этот дом считается прототипом.
Почему не этот?
А почему не тот?
Всем рекомендую посетить музей Paul Tétar van Elven. Жил в XIX веке в Делфте такой художник, в основном, копировавший шедевры прошлых эпох. Но его дом хорошо сохранился, и его стоит посетить как богатый голландский дом, куда пускают посетителей. В другие дома ведь не пустят.
И, разумеется, Принсенхоф – когда-то здесь был монастырь, потом резиденция Оранского, а теперь вот исторический музей. Да, кстати, Вильгельма Оранского здесь же и убили. А в Испании улицы некоторых городов до сих пор носят имя его убийцы – Бальтазара Жерара.
Сувенирная лавка в Делфте
Во всех сувенирных лавках королевства вы найдете знаменитый делфтский фарфор (Delfts blauw). Чашечки, тарелочки, блюдца, домики бело-голубого цвета – этого всегда и везде полно. В Принсенхофе проходила выставка китайского фарфора 17 века, и из брошюры становилось понятно, что секрет фарфора был украден голландцами у китайских мастеров. Китайский фарфор был ужасно дорогим, и голландцы поначалу просто копировали изделия китайцев, но голландский фарфор был слишком хрупким. Потом они то ли выкрали, то ли выкупили секрет китайской глины и начали производить качественный фарфор в промышленных масштабах. Обычно Восток упрекают в подражании и копировании Запада, но, как видим, иногда Запад подражал Востоку.
В Старой Церкви
Старая Церковь
Очень страшное надгробие в Старой Церкви
Умилительная улица
Такие дома могут быть только в Голландии
И такие тоже
В июне по всей Голландии можно увидеть эти рюкзаки, вывешенные на флагштоке. Это старинная традиция – сигнал, что ребенок закончил среднюю школу.
Роттердам
Я попал в Роттердам дождливым серым днем, и этот город показался мне неприветливым. Роттердам тоже не вписывается в представления о типичном голландском городе. Роттердаму не повезло больше других городов. Как гласит табличка рядом с собором - этот собор – единственная средневековая постройка Роттердама, пережившая немецкую бомбардировку в мае 1940г.
Зато расчистилось место для смелых архитектурных экспериментов.
Православная Церковь в Роттердаме
Поэтому старинный собор как бы подавлен громадой Markthal-а, построенного в 2014 году… вот не знаю, как перевести. Напрашивается «крытый рынок». Но это не крытый рынок. Здесь действительно много торговых площадей и ресторанов, но это не рынок. Такое впечатление, что лавки и закусочные со всего города собрали под одной крышей. Оказывается, в здании есть еще 230 квартир, хотя я бы не захотел жить в этом месте.
Средневековый собор Роттердама, подавленный современной архитектурой
Markthal
Markthal
Но все равно прикольно. И классно выпить пиво. На Tripadvisor этот Маркетхолл считается достопримечательностью №1 Роттердама. На втором месте – центральный вокзал…
Для многих Роттердам служит примером такого показательного, современного, западного города, где всё по максимуму служит для комфорта жителей. Вот, посмотрите, как идеально лежит трава на трамвайных путях, а вот новые дома – их недавно построили и уже признали шедеврами, а вот группа пенсионеров разъезжает на электрокарах… Ну и так далее.
Иду в Музей Бойманса – ван Бёнингена – это одно из лучших собраний живописи. К сожалению, две лучшие картины коллекции я не увидел – «Блудного Сына» Босха и «Вавилонскую башню» Брейгеля – их увезли на выставку в Японию. Но здесь много других знаменитых и узнаваемых картин, например, «Лицо войны» Дали, «Не быть воспроизведенным» Магритта, ну и т.д.
Гардероб в главном музее Роттердама тоже произведение искусства
Дали
Магритт
Дом Сонневельда
Дом Сонневельда
Это – дом Сонневельда. Был такой роттердамский архитектор Leendert Cornelis van der Vlugt, он творил в 30-е годы, и теперь некоторые его постройки внесены в список ЮНЕСКО. Если присмотреться сейчас ко многим его работам – ничего особенного, обычные дома, каких много. Как в частности и этот дом. Но для 30-х годов эта была настоящая революция.
А вот кое-что поинтереснее: Дома-Кубики, их построили в середине 80-х. Нормальные дома обычно соприкасаются с поверхностью одной из граней, образуя пол, а эти дома – вершиной кубика. Архитектор как бы устранил пол, а заодно и потолок. В одной из квартир устроена демонстрационная комната, можно представить, как это – жить без потолка и пола. Лично я бы не смог. Кстати, не все понимают, что весь комплекс имеет форму Треугольника Пенроуза (Невозможного Треугольника). Если до Кубика вы посетите музей Эшера в Гааге, вы поймете, о чем я.
Когда я его увидел, я испугался. Выглядит как живая скульптура, но нет – всего лишь обычная скульптура, непонятно зачем здесь поставленная. Вероятно, чтобы придать динамизма улице.
А это памятник, конечно же, Эразму Роттердамскому. Есть в этом памятнике что-то комичное.
А это местный Белый дом, Witte Huis, шедевр арт-деко. Одно из немногих строений в городе, переживших бомбежку. Между прочим, когда в конце 19 века его строили, скептики говорили, что мягкий грунт Роттердама не выдержит такое многоэтажное здание. Но, как мы видим, мягкий грунт Роттердама выдерживает и не такое.
А это совсем уже современная архитектура Роттердама, которой принято восхищаться.
Это здание напоминает мне большое канапе, проткнутое шпажкой.
А это крупнейшее в стране здание De Rotterdam. Говорят, в этом здании архитекторы воплотили концепцию вертикального города. Лично мне этот комплекс напоминает просто большое офисное здание.
Хертогенбос (ден Босх)
Маленький голландский городок, от Амстердама ехать примерно час, по местным меркам совсем уже глушь. В этом городе никогда ничего не происходило. Кроме одного события: здесь родился, жил и умер Иероним Босх, самый загадочный художник.
Центральная площадь ден Босха и памятник художнику
О городе и о Босхе есть отличный документальный фильм «Загадки Иеронима Босха».
Уж не знаю почему, меня включили в группу студентов-архитекторов, для которых проводили экскурсию по дому Шрёдер. Поэтому я выслушал очень подробную экскурсию с демонстрацией всех экспонатов. Мое впечатление: Ритвельду удалось как бы стереть грань между помещением внутри и снаружи, интерьером и экстерьером. Ты как бы растворяешься в доме, а дом растворяется в окружающем пространстве. Дом, кажущийся маленьким снаружи, внутри достаточно просторен. Все предметы предельно функциональны. Но чувства уюта не возникает. Поэтому не хотел бы я жить в таком доме, особенно зимой, ночевать здесь зябкими голландскими ночами.
Архитектор Ритвельд всем известен по музею Ван Гога в Амстердаме, который он спроектировал.
Красно-синий стул в доме Шрёдер-Ритвельда
Стертая граница между внешним и внутренним пространством в доме Шрёдер-Ритвельда
Отлично сконструированная частная зона отдыха
А это общественная зона отдыха
Это не бабулька, а королева Вильгельмина. Начальство в Голландии и даже короли - это не те, кто сверху или над, а те, кто рядом
Очень тесные у них взаимоотношения
Еще немного Утрехта
Лейден
Я долго раздумывал, а надо ли ехать в Лейден? Казалось бы, небольшой университетский город – таких в Европе вагон и маленькая тележка. Но я остался абсолютно доволен поездкой в Лейден – несколько хороших музеев, а главное – разлитая в воздухе атмосфера неги и благополучия.
Начнем с музеев, а затем перейдем к неге.
Голландия когда-то имела много заморских колоний, поэтому собрать большую коллекцию ценнейших экспонатов было несложно. Япония несколько веков не разрешала европейцам заходить в свои порты и вести торговлю. Никому, кроме голландцев, для них в отдельно взятом порту Нагасаки сделали исключение. Поэтому много экспонатов из Японии. Как видим, собирание экспонатов из Японии до сих пор продолжается.
Этнографический музей
Любым артефактам найдется место в этнографическом музее Лейдена
Нандин из Индии
Персонаж из Японии
Искусство эскимосов
Недалеко от этнографического музея находится ветряная мельница De Valk – одна из немногих в Голландии, куда разрешено заходить и даже подниматься на уровень лопастей. Любопытно, что на первом и втором этаже – это просто добротный, я бы сказал, зажиточный дом.
Ветряная мельница De Valk, 1-й этаж
Археологический музей Лейдена (Rijksmuseum van Oudheden). Коллекцией этого музея я остался поражен. Начать с того, что в нем хранится настоящий египетский храм из Тафиса. Оказывается, Нидерланды спасли многие памятники Египта во время строительства Асуанского водохранилища. Известный советский проект до сих пор вызывающий много споров. В знак благодарности власти Египта подарили храм… нет, не СССР, а Нидерландам.
Коллекция богатая, но важно даже не количество экспонатов, а то, как они подаются. Мало разместить в зале несколько кирпичей, оставшихся от древнеримского храма. Важно рядом поместить картинку – как этот храм выглядел и как функционировал.
Храм из Тафиса
Теперь я представляю, как выглядела улица в Древнем Риме
Цапля в ботаническом саду Лейдена
По всему Лейдену на стенах домов на разных языках расписаны стихотворения. Судя по чужим фотографиям, где-то есть Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека». Но Блока я не нашел, зато нашел Цветаеву.
Цветаева в Лейдене
Стихи, кажется, на корейском
Я был в Лейдене в будний день, и мне не показалось странным, что с утра на улицах так мало людей. Однако постепенно народ начал подтягиваться. Примерно после трех свободных столиков на открытых площадках не осталось. А надо сказать, что все центровые улицы и каналы буквально заставлены столиками. Вот по Старому Рейну начали плавать какие-то фестивальные баржи. Что эти люди скандировали и чему радовались – я не понял. Повторюсь, это был обычный будний день, то ли среда, то ли четверг.
Настоящая Голландия
Голландский яблочный пирог со сливками, национальное блюдо наряду с селедкой-херингом. Вот ешь селедку и закусываешь яблочным пирогом
Ближе к вечеру над городом сгустился аромат травы, а весь народ сидел в ресторанах, потягивая пиво или чего покрепче. Все наслаждались жизнью.
Чего и вам желаю.